Личностно-ориентированное обучение в объединении «Волшебный фоамиран»
Конференция: Современные педагогические технологии
Автор: Шаптала Наталья Викторовна
Организация: МБУДО «Юность»
Населенный пункт: Белгородская область, г. Белгород
Цель технологии личностно-ориентированного обучения – максимальное развитие индивидуальных познавательных способностей ребенка основанных на использовании имеющегося у него опыта жизнедеятельности.
Задача педагога –пробудить интерес, раскрыть возможности каждого ребенка, организовать совместную познавательную, творческую деятельность.
Особое значение личностно-ориентированное обучение приобретает в системе обучения детей декоративно-прикладному искусству, художественному творчеству. Воспитать в детях художественный вкус, эстетическое отношение к окружающему миру и самостоятельность суждений -основная цель педагога.
Содержание, методы и приемы личностно-ориентированных технологий обучения направлены прежде всего на то, чтобы раскрыть и использовать творческий потенциал каждого ученика, помочь становлению личности путем организации познавательной деятельности. В центре внимания – личность ребенка, который должен реализовать свои возможности.
В процессе обучения в объединении педагог знакомит детей не только с традиционными видами декоративно-прикладного творчества, но в большей степени с основами нетрадиционного творчества: работой с фоамираном, гофрированной бумагой, фетром и др. Педагог делится опытом своих достижений в этой области, показывает образцы работ из информационных источников, но больше детям интересны реальные работы, изготовленные самим педагогом для занятий. Педагог стремится приобщить ребенка к красоте, к ее созерцанию и выражению в поделках.
Для того, чтобы лучше узнать, а затем и развивать способности, возможности, интересы каждого ребенка, педагог ведет дневник, под названием “Звездочки”, в нем отражены:
-индивидуальные особенности каждого ребенка, т. е его характер, темперамент, увлечения и др. – эти сведения педагог получает от родителей, а также из анкет, тестов, наблюдений.
-знания, умения и навыки на начало работы в творческой мастерской – определяются с помощью творческих заданий, анкетирования в начале учебного года – входной контроль.
-успехи учащегося на протяжении всего учебного года (опрос, наблюдение, викторины, конкурсы, выставки).
-творческая активность (выполнение творческих работ, проектов)
Используя дневник педагог может помочь каждому ребенку реализовать свои возможности в полной мере.
На занятиях педагог старается создать особый стиль взаимоотношений с детьми, построенный на принципах сотворчества и содружества.
При работе над творческими заданиями у детей развиваются воображение, фантазия, абстрактное мышление, навыки художественного творчества.
Сочетание массовой, групповой и индивидуальной деятельности является условием успешной реализации программы.
На теоретических и практических занятиях присутствует вся группа. Малые творческие группы работают по подбору интересных материалов по изучаемым темам. В выставках принимают участие лучшие индивидуальные и коллективные работы.
Практические задания делятся по степени исполнения: на сложные, средние и простые. Педагог предоставляет ребенку выбор, учитывая не только его в творческие способности, но и психологических особенности.
Необходимым в организации обучения является создание игровых ситуаций. Дети выступают в роли актеров, где обыгрывают ситуации по изучаемой теме, на занятиях используются методические игры-сказки.
Воспитательная работа – неотъемлемая часть образовательного процесса, где педагогом используется личностно-ориентированный подход к обучающимся.
Поэтому в объединении проводятся различные праздники, формирующие у воспитанников любовь к матери, любовь к Родине, к народным традициям и обычаям, раскрывают актерские таланты и творческие способности.
Роль педагога, с одной стороны – учить, воспитывать, а с другой обращать внимание ребенка на красоту, тогда сохраняется его личностное восприятие, индивидуальностьи фантазия. Использование личностно-ориентированного подход в обучении и воспитании, позволяют педагогу с воспитанниками достичь высоких результатов в воспитательно-образовательном процессе, сделать занятия яркими и неповторимыми.