Модель педагогического мониторинга в ДОУ

Конференция: Современные педагогические технологии

Автор: Игнатович Светлана Анатольевна

Организация: МАДОУ «Детский сад № 4»

Населенный пункт: Камчатский край, г. Петропавловск-Камчатский

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования в III разделе, посвящённом требованиям к условиям реализации основной образовательной программы дошкольного образования, выделяет требования к психолого - педагогическим условиям её реализации и отмечает, что педагогическим работникам при реализации Программы может проводиться оценка индивидуального развития детей. В Стандарте конкретизируется, что оценка проводится «в рамках педагогической диагностики (оценки индивидуального развития) детей дошкольного возраста» (п. 3.2.3).

Доктор психологических наук, действительный член РАО А. Г. Асмолов, на съезде дошкольных работников 2013-м году сказал, что «ребёнка надо ценить, о не оценивать». «Продолжая его мысль, необходимо отметить, что термин «оценка индивидуального развития» следует понимать не в контексте формализованной оценки, а в смысле организации педагогически направленного и грамотного наблюдения за процессом развития ребёнка и видеть в нём достижения или признаки возникающих проблем».

Для дифференциации понятий, «диагностика» и «педагогическая диагностика», «оценка индивидуального развития», «мониторинг» и «педагогический мониторинг» было проведено уточнение содержания этих понятий.

Диагностика — это деятельность, направленная на раскрытие сущности явления, уже открытого ранее в ходе научного исследования, и имеющего достаточно полное, конкретное описание, которое содержится в памяти диагноста, и с которым он соотносит полученную информацию. Педагогическая диагностика – это основа для осуществления педагогического мониторинга, который является обязательным условием развития образовательной деятельности.

Диагностика - разовое мероприятие. А несколько диагностических работ, проводимых в системе с отслеживанием всех результатов и определением путей дальнейшего развития воспитанников с учетом их индивидуальных способностей и возможностей - мониторинг.

«В основе педагогической диагностики лежат средства, позволяющие педагогу изучать особенности освоения детьми содержания и способов деятельности, определяющих линии развития детей на каждом возрастном этапе. Следовательно, цель педагогической диагностики – выявить особенности поведения ребёнка, которые могут указывать на признаки нарушения гармоничного развития, снижения темпа овладения бытовыми, игровыми, коммуникативно - речевыми навыками, обнаружить индивидуальные предпочтения (или их отсутствие) в выборе видов деятельности и партнёров по общению; назревание аффективных реакций, возникновение асоциальных форм взаимоотношений со сверстниками и др.».

«Реализация программы «От рождения до школы» (под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой) предполагает оценку индивидуального развития детей в рамках педагогической диагностики. Педагогическая диагностика, по мнению авторов, должна проводиться в ходе наблюдений за активностью детей в спонтанной и специально организованной деятельности. Инструментарием для педагогической диагностики должны выступить карты наблюдений детского развития, позволяющие фиксировать индивидуальную динамику и перспективы развития каждого ребенка в ходе: коммуникации со сверстниками и взрослыми; игровой деятельности; познавательной деятельности; проектной деятельности; художественной деятельности; физического развития.

В программе «Детство» (Т.И. Бабаева, А.Г. Гогоберидзе, О.В. Солнцева и др.) отмечается необходимость проведения и педагогической диагностики, и педагогического мониторинга. Авторы программы отмечают, что педагогическая диагностика воспитателя детского сада преимущественно направлена на изучение ребенка дошкольного возраста для познания его индивидуальности и оценки его развития как субъекта познания, общения и деятельности; понимание мотивов его поступков, видение скрытых резервов личностного развития, предвидение его поведения в будущем. В качестве методов педагогической диагностики программа «Детство» определяет использование преимущественно малоформализованных методов: наблюдение проявлений ребенка в деятельности и общении с другими субъектами педагогического процесса, а также свободные беседы с детьми. В качестве дополнительных методов предлагается использование анализа продуктов детской деятельности, простых тестов, специальных диагностических ситуаций».

По мнению Л. С. Выготского, «диагностическое исследование предполагает наперед готовую, уже установленную систему понятий, с помощью которой устанавливается сам диагноз, с помощью которой данное частное явление подводится под общее понятие».

Практики часто путают такие понятия как мониторинг и диагностика. Хотя мониторинг очень сходен с педагогической диагностикой, но данные понятия следует различать. «Мониторинг (от лат. мonitor – «надзирающий» и англ. monitor – «контролировать, проверять») - процесс отслеживания состояния объекта (системы или сложного явления) с помощью непрерывного или периодически повторяющегося сбора данных, представляющих собой совокупность определенных ключевых показателей. Если применить данный термин по отношению к образовательному учреждению, можно сказать, что мониторинг позволяет провести экспертизу качества образовательных услуг в целях управления системой образования, современного предотвращения неблагоприятных, критических или недопустимых ситуаций в сфере образования.

Компонентами системы такого мониторинга являются: стандарты образования, критерии оценки качества образования, научно - педагогическая экспертиза, принятие и исполнение управленческого решения, оценивание результатов принятых мер в соответствии со стандартами, их корректировка и пересмотр».

М. М. Поташник, А. А. Шаталов, В. В. Афанасьев, И. В. Афанасьева, Е. А. Гвоздева определяют мониторинг как специально организованное, систематическое наблюдение за состоянием объектов, явлений, процессов с помощью относительно стабильного ограниченного числа стандартизированных показателей, отображающих приоритетную причинную зависимость с целью оценки, контроля, прогноза, предупреждения нежелательных тенденций развития.

«Основанием для его проведения являются:

- Постановление правительства РФ от 5 августа 2013 г. № 662 "Об осуществлении мониторинга системы образования";

- ФГОС дошкольного образования (приказ МО и науки РФ от 17 октября 2013 г. № 1155);

- Методические рекомендации по организации образовательной деятельности ДОО в условиях реализации ФГОС ДО».

Кроме того, каждый детский сад разрабатывает свое Положение о мониторинге образовательной программы или образовательного процесса, которое утверждается отдельным локальным актом. «Педагогический мониторинг — это форма организации, сбора, хранения, обработки и распространения информации о деятельности педагогической системы, обеспечивающая слежение за ее состоянием, а также дающая возможность прогноза развития педагогической системы».

«Педагогический мониторинг предполагает отслеживание параметров деятельности, а также наблюдение за изменением состояния объекта мониторинга в специально созданных образовательных условиях. В целом мониторинг представляет собой специально разработанную, целенаправленную, длительно и планомерно осуществляемую систему действий».

«Осуществление мониторинга позволяет реализовать следующие функции, раскрывающие характеристики образовательной деятельности:

1. Изучение состояния образовательной системы для получения оперативной информации о её специфике. Тем самым может быть обеспечена корректировка этой системы в направлении совершенствования.

2. Своевременное выявление изменений в образовательной системе, а также факторов, которые их вызвали.

3. Предупреждение негативных тенденций, рисков в образовательной деятельности.

4. Прогнозирование процессов развития образовательной системы.

5. Обеспечение полноты реализации и оценка эффективности методического обеспечения образовательной деятельности.

6. Получение информации об эффективности педагогических воздействий.

7. Оптимизация управления качеством образовательной деятельности».

Классификация видов мониторинга представлена в таблице 2.

Таблица 2

Классификация видов мониторинга

По масштабу целей образования

Стратегический

Тактический

Оперативный

По этапам обучения

Входной (отборочный)

Учебный (промежуточный)

Выходной (итоговый)

По временной зависимости

Ретроспективный

Предупредительный (опережающий)

Текущий

 

По частоте процедур

Разовый

Периодический

Систематический

По охвату объема наблюдения

Локальный

Выборочный

Сплошной

По организационным формам

Индивидуальный

Групповой

Фронтальный

По формам объект-субъективных отношений

Внешний (социальный)

Взаимоконтроль

Самоанализ

По используемому инструментарию

Стандартизованный

Нестандартизованный

Матричный

 

Классификация видов мониторинга по направлениям представлена в таблице 3.

 

 

Таблица 3

Классификация видов мониторинга по направлениям

1

Социологический

Определение небольшого числа показателей, отражающих состояние социальной сферы, сравнение повторных замеров с базовыми и нормативными показателями

2

Медицинский

Обеспечивает слежение за динамикой здоровья и функционального состояния ребенка в разных условиях: развития в семье и ДОУ, в городе и селе и т.д. При этом важны не просто констатация, а прогноз развития в соответствии со сложившимися условиями, и, в случае необходимости, — коррекция данных условий

3

Психологический

Устанавливает тенденции и закономерности формирования психологического здоровья и психического развития детей, определяет возрастные границы развития их способностей к разным видам деятельности

4

Педагогический

Имеет специфический объект изучения и обеспечивает педагогов, руководителей ОУ и органов управления образованием качественной и своевременной информацией, необходимой для принятия управленческих решений

 

А.С. Белкин выделяет «следующие виды мониторинга в образовании:

1. Мониторинг дидактический. Слежение за различными сторонами учебно - образовательного процесса.

2. Мониторинг воспитательный. Слежение за различными сторонами воспитательно - образовательного процесса.

3. Мониторинг управленческий. Слежение за характером взаимодействия на различных управленческих уровнях в системах: руководитель - педагогический коллектив, руководитель – ученический коллектив, руководитель - коллектив родителей, руководитель – школьная среда, учитель - учащиеся, учитель – семья.

4. Мониторинг социально-психологический. Слежение за системой коллективно - групповых, личностных отношений, за характером психологической атмосферы коллектива, групп».

Следует отметить, что Стандартом предусматривается в случае необходимости использование «психологической диагностики развития детей (выявление и изучение индивидуально-психологических особенностей), которую проводят квалифицированные специалисты (педагоги-психологи, психологи)».

В отличие от педагогической диагностики, «участие ребёнка в психологической диагностике допускается только с согласия его родителей (законных представителей). Результаты психологической диагностики могут использоваться для решения задач психологического сопровождения и проведения квалифицированной коррекции развития детей».

Этапы мониторинга представлены в таблице 4.

 

Таблица 4

Этапы мониторинга

1

Определение цели, задач, предмета мониторинга, выделение мониторинговых показателей, являющихся критериями изменений состояния объекта, подлежащих диагностике

2

Сбор мониторинговых данных с помощью методов, адекватных цели и задачам мониторинга. На данном этапе выявляются условия реализации образовательных технологий, определяются способности, интересы и другие индивидуальные особенности детей в отношении к этим условиям, создается основа для рефлексии педагогом собственной профессионально- педагогической деятельности

3

Анализ и обсуждение полученных данных, их интерпретация и описание

4

Принятие управленческих и методических решений по регуляции образовательной деятельности и развитию познавательной системы

 

«Предмет педагогического мониторинга (диагностики) составляет индивидуальное развитие детей, характеризующееся такими личностными особенностями, которые определяют их индивидуальные потребности и ориентируют педагога на индивидуализацию образовательной деятельности с детьми. Эти особенности могут быть обусловлены биологически (темпом созревания нервной системы, соотношением процессов возбуждения и торможения, типом темперамента, задатками); спецификой социальной микросреды, прежде всего детско-родительскими отношениями, индивидуальным опытом деятельности и общения ребенка, условиями его образования. Проще говоря предметом педагогического мониторинга являются навыки и умения воспитанников».

Объектом педагогического мониторинга являются показатели развития детей в пяти образовательных областях, оцениваемые на основе анализа их проявлений в разных видах деятельности, а также физические, интеллектуальные и личностные качества ребенка (интегративные качества): 1. Физически развитый, овладевший основными культурно-гигиеническими навыками;

2. Любознательный, активный;

3. Эмоционально отзывчивый;

4. Овладевший средствами общения и способами взаимодействия со взрослыми и сверстниками;

5. Способный управлять своим поведением и планировать свои действия на основе первичных ценностных представлений, соблюдающий элементарные общепринятые нормы и правила поведения;

6. Способный решать интеллектуальные и личностные задачи (проблемы), адекватные возрасту;

7. Имеющий первичные представления о себе, семье, обществе (ближайшем социуме), государстве (стране), мире и природе;

8. Овладевший универсальными предпосылками учебной деятельности;

9. Овладевший необходимыми умениями и навыками.

Так как мониторинг представляет собой постоянное наблюдение за образовательным процессом, к нему предъявляются следующие организационно-методические требования:

− Набор и форма показателей мониторинга должны быть органичными и постоянными в течение установленного периода времени;

− Показатели должны по - возможности фиксировать такие феномены образовательного процесса, которые достаточно глубоко изучены в научном плане и адекватно отражают уровень качества образования;

− Показатели должны носить оценочный характер управления качеством образования;

− Периодически (не реже 1 раза в год) должна осуществляться коррекция используемого набора показателей.

Тропниковой Н.П. в своих научных работах выделяет ряд аспектов мониторинга, которые представлены в таблице 5.

 

Таблица 5

Аспекты мониторинга по Тропниковой Н. П.

1

Непрерывность

Постоянный сбор данных

2

Диагностичность

Наличие модели или критериев, с которыми можно соотнести реальное состояние отслеживаемого объекта, системы или процесса

3

Информативность

Включение в состав критериев для отслеживания наиболее проблемных показателей и критериев, на основании которых можно делать выводы об искажениях в отслеживаемых процессах

4

Научность

Обоснованность модели и отслеживаемых параметров

5

Обратная связь

Информированность объекта мониторинга о результатах, которая позволяет вносить коррективы в отслеживаемый процесс

 

Таким образом, актуальность проблемы использования мониторинга в образовательном учреждении заключается в:

1. определении успешности и результативности протекания образовательного процесса;

2. обучении педагогов самоанализу и самооценке динамики своей деятельности в образовательном процессе;

3. осуществлении целесообразного управления качества состояния образовательного процесса;

4. прогнозировании перспектив развития объектов или субъектов образовательного процесса.

В ходе анализа и выявления специфики педагогического мониторинга, были установлены взаимосвязи между отдельными компонентами системы. Их обобщение привело к разработке теоретической модели организации мониторинга в ДОУ, представленной на рисунке 1.

Рисунок 1.

 

Рисунок 1. Модель организации мониторинга освоения детьми дошкольного возраста образовательной программы

«Цели и задачи мониторинга»

Целью педагогического мониторинга в ДОУ является выявление динамики развития физических, личностных, интеллектуальных качеств дошкольников.

Задачи педагогического мониторинга:

1. Выявление зоны актуального развития воспитанников, определение динамики их развития;

2. Установление причин, влияющих на качество организации образовательного процесса;

3. Поиск эффективных технологий и методов, позволяющих скорректировать педагогический процесс;

4. Совершенствование условий образовательного процесса и развивающей среды детского сада с учетом полученной в процессе педагогического мониторинга информации.

ï «Формы, приемы и методы и методики мониторинга».

ï «Принципы»

- при проведении диагностики следует опираться на следующие принципы:

1. Педагогическая диагностика нацелена на помощь ребенку в педагогическом процессе. Результаты диагностики не должны получать в мнении педагога о ребенке эмоциональную или этическую окраску. Результаты диагностики должны рассматриваться как конфиденциальная информация. Их не стоит полностью сообщать даже родителям. Результаты нужны воспитателю, чтобы правильно построить образовательную работу, понять, чем и как можно помогать детям.

2. Педагогическая диагностика осуществляется в привычной для ребенка обстановке. Во время свободных игр, в режимные моменты, на прогулке или на занятиях воспитатель наблюдает за поведением детей и общением их между собой, отмечает у ребенка состояние заинтересованности или скуки, радости или огорчения, обращает внимание на достижения ребенка и т.п. Результаты своих наблюдений воспитатель фиксирует в формах наблюдения.

3. При проведении наблюдения происходит процесс сравнения проявлений конкретного ребенка и идеальной нормой развития. Это сравнение помогает воспитателю понять, в чем могут проявляться проблемы ребенка, какие достижения для него характерны, мешает ли ребенку недостаточное развитие какой-либо характеристики, какие качества целесообразно развивать у ребенка.

4. «Представления воспитателя о развитии ребенка складывается из множества частных оценок, поэтому наблюдение должно проводиться не менее двух недель.

Кроме собственного наблюдения, воспитатель может получить информацию о ребенке из бесед с родителями, сотрудниками детского сада. Важно собрать информацию о склонностях, интересах, увлечениях ребенка, о его особенностях общения и познания. Надо не только фиксировать какой-либо факт, но и попытаться понять его причины (анализировать факты)».

ï «Образовательная среда» - это ситуация, когда ребенок самостоятельно создает себе образ в условиях взаимодействия с другими (взрослыми, детьми), которые составляют его окружение.

«Среда - это когда ребенок создает средство, при котором он этот образ создает сам. Фактически общность есть важнейшая характеристика среды». «В.Б. Калинин дает определение образовательной среды как среды, в центре внимания которой находится личность обучающегося, среды для построения собственного «Я», способностей самоактуализации, личностному росту, она обеспечивает создание условий, способствующих самореализации обучающегося, становлению их самосознания, развитию у обучающихся единой картины мира, стремлению к возможно более полному выявлению и развитию своих способностей».

«Образовательная среда — это специально смоделированное место и условия, обеспечивающие разнообразные варианты выбора оптимальной траектории развития и взросления личности».

При этом образовательная среда позволяет:

- воспитанникам - самоопределяться в разнообразных видах деятельности и во взаимодействии с разными сообществами;

- педагогам - создавать условия для социализации детей в широком социальном и культурном контексте;

- родителям - участвовать в создании широкого диапазона образовательных услуг;

- организаторам и управленцам - принимать управленческие решения с ориентацией на разнообразие образовательных процессов и условий.

ï «Возможные возрастные достижения детей» - обозначены в ФГОС ДО. ï «Ожидаемый результат»:

1. Непрерывное наблюдение за состоянием системы образования в пределах своей компетенции и получение оперативной информации о ней;

2. Своевременное выявление изменений, происходящих в системе образования, и факторов, вызывающих их;

3. Предупреждение негативных тенденций в системе образования;

4. Осуществление краткосрочного прогнозирования развития важнейших процессов в системе образования;

5. Оценка эффективности и полноты реализации методического обеспечения образования.

Надсистемы:

ï «Общеобразовательная программа» - образовательная программа дошкольной образовательной организации

ï «Воспитанники» - дети старшего дошкольного возраста, не вошедшие в систему.

ï «Содержание образования» - система образования старших дошкольников

ï «Потребности общества» - обществу нужны полноценно развитые личности, родители заинтересованы в развитии способностей детей.

ï «Требования к выпускнику ДОО» - целевые ориентиры возможных достижений ребенка на этапе завершения дошкольного образования по ФГОС ДО

ï «Воспитатели, родители и специалисты» - люди, которые прямо или косвенно влияют на развитие детей. Таким образом, мониторинг представляет собой целостную систему, реализующую множество функций.

Особенности организации и проведения педагогического мониторинга освоения детьми дошкольного возраста образовательной программы.

Педагогический мониторинг достижения планируемых промежуточных результатов освоения образовательной программы воспитанниками в ДОО принято осуществлять два раза в год – в сентябре и мае. Используя комплекс разнообразных форм, методов и методик педагогического мониторинга становиться возможным оценить динамику достижения детей, и в случае необходимости, внести коррективы в образовательный процесс.

В процессе мониторинга исследуются физические, интеллектуальные и личностные качества ребенка методами наблюдения за воспитанником, бесед, тестирования, анализа продукта деятельности. По результатам проведенного мониторинга ставятся цель и задачи образовательной работы по формированию интегративных качеств личности, умений, навыков по разделам образовательной программы, где были выявлены наиболее низкие показатели.

В течение учебного года педагогами проводится индивидуальная, подгрупповая и групповая работа с детьми, пополняется предметно – пространственная развивающая среда в группе, проводиться работа по взаимодействию с родителями воспитанников, как полноправными участниками образовательного процесса.

По итогам мониторинга, для детей, нуждающихся в особом образовательном подходе педагогами и специалистами ДОО разрабатываются индивидуальные образовательные маршруты.

«Обязательным требованием к построению системы мониторинга в ДОУ является использование только тех методов, применение которых позволяет получить необходимый объем информации в оптимальные сроки. Содержание мониторинга должно быть тесно связано с образовательными программами обучения и воспитания детей. Обязательным требованием к построению системы мониторинга является сочетание низко формализованных (наблюдение, беседа, экспертная оценка и др.) и высоко формализованных (тестов, проб, аппаратурных методов и др.) методов, обеспечивающее объективность и точность получаемых данных».

В научной литературе метод описывается как основной способ сбора, обработки и анализа полученных данных. В процессе педагогического мониторинга освоения образовательной программы воспитанниками ДОО педагоги используют такие методы как: наблюдение, эксперимент, тестирование, анализ продукта деятельности.

«Методика — это понятие, которым обозначается совокупность технических приемов, их последовательность и взаимосвязь. Следовательно, методик, разработанных в рамках одного метода и отличающихся друг от друга техническими приемами получения информации, может быть множество.

Для примера вообразим такую ситуацию, когда пять педагогов-исследователей, находясь в одной и той же возрастной группе, наблюдают за игровой деятельностью дошкольников, то есть используют метод наблюдения. При этом один исследователь применяет методику, позволяющую выявить коммуникативно-речевую активность детей в игре; второй - возникновение конфликтных ситуаций, их количество и число детей, вовлеченных в них; третий - изучает по специальной методике игровые навыки; четвёртый - выявляет детей, оставшихся вне игровых групп, их эмоциональные проявления; наконец, пятый - определяет «плотность» использования игрового пространства, то есть какие игровые уголки наиболее популярны, в каких размещено наибольшее количество детей. Таким образом, в приведённом примере, наблюдая за игровой деятельностью детей, каждый из педагогов должен был применить методику, отличающуюся от других и позволяющую реализовать поставленную цель».

К методам мониторинга необходимо отнести:

ï Наблюдение

ï Беседа

ï Изучение продуктов деятельности

ï Тестирование

ï Анкетирование

Наблюдение - метод сбора фактов через восприятие внешнего поведения с целью последующего анализа. Наблюдение может использоваться при изучении детской группы в целом: структуры детского сообщества, характера взаимодействия в нём, уровня развития игровой деятельности и богатство тематики игр, частоты возникновения конфликтов, анализа предметно-игровой среды её использования детьми. Наблюдение позволяет увидеть сформировавшиеся культурно-гигиенические, игровые, двигательные, трудовые, творческие навыки воспитанников.

Также с помощью наблюдения педагог может увидеть индивидуальные различия в проявлении детской самостоятельности, активности, инициативности, личностные качества, такие как доброжелательность, эмоциональная отзывчивость, желание помочь другому. «При этом важным становится оперативность педагогических реакций воспитателя на наблюдаемые проявления детей: позитивные - поддержать, негативные - не прекратить или наказать, а именно предотвратить, создавая в дальнейшем условия переключение дошкольника на деятельность, привлекательную для конкретного ребёнка, помочь ему стать успешным».

Выделяют следующие формы записи педагогических наблюдений:

1. Регистрация эпизодов. Эпизоды — это короткие описания конкретных случаев, словесные зарисовки. Они дают фактическую информацию о том, что произошло, в какое время и в каком месте, что послужило причиной действа, как отреагировал ребёнок, чем закончилось действие. Регистрация эпизодов может включать цитирование слов, которые сказал воспитанник, описание окружающей обстановки и действий ребенка в данном случае. Описание эпизодов должно быть кратким, подробным, не оценочным.

2. Повествовательные или дневниковые заметки. Это чаще всего записи впечатлений о индивидуальной и/или групповой деятельности воспитанников, которые делаются в конце каждого дня. Повествовательные или дневниковые заметки используются педагогом для отслеживания некоторых успехов и неудач детей в течении дня. Например, «Дидактическая игра «Профессии» сегодня не удалась. Воспитанники были утомленными и отказались играть в игру. Намного больше детям понравилось наблюдать за перелетными птицами во время прогулки».

3. Карта наблюдения. Используя карту наблюдения в работе, педагог может отследить отдельные качества, умения и навыки ребенка в разных областях, например, развитие мелкой и крупной моторики, активность речи, навыки самообслуживания и др. Педагог отражает информацию о выборе детьми развивающих центров в группе, предметов и материалов, используемых в процессе деятельности. Полученную информацию, педагог использует при планировании образовательного процесса для продвижения ребенка. Карты наблюдения полезны тем, что, используя метод наблюдения педагог сможет побудить детей, проводящих много времени в одном развивающем центре, обратить внимание на другой, заинтересовать детей другим видом деятельности. Воспитатели могут помочь воспитанникам осуществить этот переход, организовав предпочитаемый ими вид деятельности в другой части группы, например, создание изображений продуктов питания для кукол в игровом центре «Дом», или изображения предметов из крупы, зерен, и т. п. в центре науки.

4. Подсчет частот и временных промежутков. С помощью такой методики педагог сможет отследить частоту отдельных видов поведения ребенка.

Ерофеева Т. И. в своей статье «Методы и методики педагогической диагностики в ДОО» приводит ряд методик наблюдения:

1. Методика спонтанно фокусированного наблюдения чаще всего используется без фиксации результатов. Ее цели заранее не планируются, однако она постоянно находится в арсенале педагога. В ходе образовательного процесса, педагог постоянно наблюдает за степенью активности детей в различных видах деятельности. Суть спонтанно фокусированного наблюдения состоит в том, что внимание педагога притягивается к внезапно возникшей «острой ситуации», фокусируется на ней. Например, в случае возникновения конфликта между воспитанниками, проявлении агрессии, некорректного поворота сюжетно – ролевой игры (посадили «преступника» в тюрьму и выбирают для него наказание, «обезьянки» полезли по деревьям, в гости пришел «пьяный» дядя). Оставлять без внимания наблюдаемые «острые ситуации» взаимодействия дошкольников не следует, важнее предотвратить их, найти и проанализировать источники, выбрать способы решения, создать условия, препятствующие возникновению таких ситуаций, чтобы остановить накопление отрицательного опыта общения. Намного сложнее педагогу сфокусироваться на позитивных формах взаимодействия детей. Например, выражение сочувствия, оказание помощи, проявление инициативы, активности и самостоятельности.

Такие ситуации не сопровождаются громкими возгласами, жалобами или шумными спорами, как в негативных случаях. Однако спонтанно фокусированное наблюдение должно быть направлено и на эти уникальные позитивные ситуации. Они особенно нуждаются в поддержке и требуют, как прямой, так и опосредованной положительной оценки педагога, привлечения внимания дошкольников, всеобщего эмоционального одобрения.

2. Методика структурного наблюдения представляет собой процесс фиксации условно выделенных показателей. В отличие от предыдущей, она является в какой-то степени формализованной, однако экономична по времени и достоверна по результатам. Часто используется для определения устойчивости сформированных культурно-гигиенических, трудовых, игровых навыков, навыков самостоятельности, культуры еды. Педагог разрабатывает бланк протокола, где указываются объекты наблюдения (отдельные действия, составляющие навык), определяется шкала оценки (знаки «плюс» / «минус» или балльная оценка, например, от 0 до 5).

Разработке методики структурного наблюдения предшествует детальный анализ изучаемого явления и выделения в нём конкретных элементарных действий, которые в совокупности составляют навык. Воспитатель в течение одного дня шесть раз проводит наблюдение за процессом, отмечая результаты в одном и том же «протоколе дня». Педагог наблюдает одновременно за несколькими детьми, находящимися на разной стадии. Фиксирует действия процесса в соответствующей графе протокола. В течение дня, как правило, удается в среднем проанализировать все элементы навыка каждого ребёнка примерно по три раза. Именно эти данные и собираются в протоколе дня. Обычно продолжительность изучения сформированности навыков составляет 3-4 дня. В протоколе хорошо видны индивидуальные различия в формировании навыка у разных детей, в то же время можно проследить степень усвоения отдельных компонентов навыка у каждого воспитанника. После суммирования и анализа результатов, полученных в течение трёх дней наблюдения, становится очевидными общие тенденции формирования навыков в данной возрастной группе.

Продумывается и реализуются педагогическая работа с отдельными детьми или с группой в целом. Повторное аналогичное наблюдение проводится через 1,5 - 2 месяца, что позволяет обнаружить продвижение детей в усвоении навыков и в целом оценить эффективность работы.

3. Методика срезового наблюдения (или одномоментные срезы) представляет собой процесс фиксации выделенных параметров через равные непродолжительные отрезки времени. Чаще всего данную методику используют в процессе наблюдения за игровой деятельностью воспитанников. Одномоментные срезы в процессе игровой деятельности позволяют выявлять структуру игровых объединений, их состав, стабильность или динамику игровых групп; выделить детей, играющих в одиночестве, определить игровые предпочтения воспитанников.

Методика одномоментных срезов разрабатывалась под руководством Т. А. Репиной и показала, что «за кажущейся хаотичностью игровых взаимодействий можно обнаружить определённые закономерности, которые указывают на привязанности детей и некоторую стабильность игровых интересов». Подготовка к проведению одномоментных срезов заключается в определении цели, места проведения, продолжительности временных интервалов, способов графической фиксации и разработке бланка протокола. Наблюдение по методике одномоментных срезов проводится в период свободных игр в группе или на участке ДОО. Необходимо продолжать наблюдение в течении трех дней, создавая одни и те же условия, для получения достоверных результатов.

Важным условием для проведения наблюдения по методике является то, что в группе, во время проведения эксперимента, должно присутствовать не менее трех четвертых постоянного состава группы. Воспитатель одномоментно фиксирует в протоколе количество микрогрупп, их численный и гендерный состав, а также детей, не включённых в играющую подгруппу. Эта процедура проделывается быстро, представляет собой своеобразный стоп – кадр. В протоколе обозначается время начала каждого среза. Через 10 минут делается следующий срез и его результаты фиксируются в протоколе. Обзор группы ведётся слева направо по всему пространству, где располагаются дети.

Полученные с помощью одномоментных срезов результаты дают педагогу возможность определить «изолированных» от детского общества детей, тех, кто предпочитает по каким-либо причинам проводить время в одиночестве, играть отдельно от остальных участников группы. А также выявить причины такого поведения и принять необходимые меры. Обнаруженные особенности игрового взаимодействия детей в группе вызывают необходимость у воспитателей продумать и реализовать вместе с родителями педагогически ориентированную работу с подгруппами и отдельными детьми. Другой пример использования методики одномоментых срезов - наблюдение за тематикой самостоятельных детских игр и занятий.

Проводя наблюдение один раз в неделю и продолжительностью в течение месяца, можно увидеть количество игровых сюжетов, их сменяемость или однообразие, приоритетные темы игр у детей разного пола, умение использовать в игре разнообразные атрибуты, в том числе предметы – заместители и предметы, сделанные своими руками по ходу проводимой игры».

Проведенная диагностика покажет приоритетные темы игр у воспитанников, игровые предпочтения, что даст педагогу возможность предпринять определенные педагогические условия для улучшения показателей игровой деятельности и развития детей как группы детей, так и каждого ребенка отдельно. Например, разнообразить предметно – пространственную развивающую среду, если в процессе игры воспитанникам не хватает атрибутов, методом совместной игры педагога с воспитанниками расширить игровые навыки и интересы детей. Следующий метод педагогической диагностики (мониторинга) это беседа. Беседа – это метод сбора первичных данных в процессе личного общения. При подготовке к беседе большое значение имеет предварительная работа. Беседа должна иметь четко сформированную цель и заранее подготовленную систему вопросов, которые формулируются четко, кратко и точно.

Существует ряд требований к формулировке вопросов. Они не должны подсказывать ребенку какой-нибудь ответ, например: «Ты любишь мороженное?». Вопросы должны быть понятны конкретному возрасту и касаться известных детям тем, состоять из простых понятных слов. Задавая ребенку вопросы, следует избегать неприятных для воспитанника тем, чтобы не затронуть неокрепшую психику ребенка. Продолжительность беседы 10- 15 минут.

«Для эффективного использования времени беседы необходимо, чтобы ответы детей были информативными. Для этого исследователю также нужно правильно формулировать свои вопросы. Уместны обращения такого типа: «Расскажи, как …», «В какие игры вы играете?», «Объясни, почему твоя любимая сказка …». Способность ребенка свободно чувствовать себя во время беседы возрастает, если беседа проводится в игровой форме с использованием игровых моментов, которые стимулируют интерес ребенка к теме разговора. Кроме игрушек, беседы могут проводится с использованием рисунков, картинок, книжек, строительного материала и т. д. Особенно важно использовать наглядный материал в беседах с младшими дошкольниками».

К достоинствам беседы следует отнести: наличие контакта с собеседником; возможность учитывать его ответные реакции, оценивать его поведение, отношение к содержанию разговора; задать дополнительные, уточняющие вопросы. Беседа может носить сугубо индивидуальный характер, быть гибкой, максимально адаптированной к воспитаннику. В то же время следует понимать, что в ходе беседы ребенок может произвольно или непроизвольно дать не верный ответ, приукрасить информацию.

Изучение продуктов деятельности. Активное овладение дошкольником различными видами деятельности позволит педагогу понять больше о каждом ребенке через анализ продуктов детской деятельности: рассказов, рисунков, аппликаций, конструкций, поделок. Целый ряд работ дошкольника носит творческий характер, в них раскрывается его внутренний мир, мысли, переживания, представления.

Например, анализ детских рисунков, даст воспитателю информацию о представлениях ребенка об окружающем мире, его эмоциональных особенностях, уровне развития воображения, мышления, ощущения, развитии личности в целом. При изучении детских рисунков анализируется их сюжет, содержание изображения, передача формы, строение, пропорции предметов, используемая в работе палитра цветов и разнообразие материалов. Кроме этих критериев, также происходит анализ самого процесса деятельности: самостоятельность в выборе темы, работоспособность, усидчивость, аккуратность и др.

Используя данную методику, становится понятно, как ребенок относится к окружающим его людям, например, маме, папе, или сверстнику, к которым ребенок относится положительно, он использует в работе яркие тона, светлые краски, с удовольствием выполняет рисунок и тратит на него много времени. Сверстникам, к кому ребенок настроен отрицательно, недолюбливает, таким он выполняет рисунок быстро, используя в работе темные, серые тона. Анализируя составленный ребенком рассказ, можно судить о уровне развития связной речи воспитанника, его воображения, уровне сформированности нравственных норм.

Тестирование. «Тестами в психологии называют стандартизированные методики психодиагностики, позволяющие получать сопоставимые количественные и качественные показатели степени развитости изучаемых 48 свойств. Под стандартизированностью таких методик имеется ввиду то, что не всегда и везде должны применяться одинаковым образом, начиная от ситуации и инструкции, получаемой испытуемым, кончая способами вычисления и интерпретации получаемых показателей. Сопоставимость означает, что оценки, получаемые при помощи теста, можно сравнивать друг с другом независимо от того, где, когда, как и кем они были получены, если, разумеется, тест применялся правильно.

Из всевозможных психодиагностических методик к тестам предъявляются самые строгие требования, касающиеся валидности, точности, надёжности и однозначности.

Существует много разновидностей тестов, которые разделяется на группы по нескольким основаниям: по предмету тестирования (тому качеству, которое оценивается с помощью данного теста); по особенностям используемых в тесте задач; по материалу, предъявляемому испытуемым; по объекту оценивания.

По предмету тесты делятся на интеллектуальные (оценивают степень развитости у человека различных познавательных процессов), личностные и межличностные.

По особенностям используемых задач выделяют практические, образные и словесные (вербальные) тесты. По характеру тестового материала, предъявляемого испытуемым, тесты делятся на бланковые, аппаратурные.

По объекту оценки – на процессуальные тесты, тесты достижение, тесты состояний и свойств.

Интеллектуальные тесты предназначаются для оценки уровня развития мышления (интеллекта) человека и его отдельных когнитивных процессов, таких, как восприятие, внимание, воображение, память, речь. Личностные тесты связанны с психодиагностика устойчивых индивидуальных особенностей человека, определяющих его поступки; сюда относятся тесты темперамента, характера, мотивации, эмоций, способностей. Межличностные тесты позволяют оценивать человеческие отношения в различных социальных группах.

Практические тестовые задания включают в себя задачи и упражнения, которые испытуемый должен выполнить в наглядно-действенном плане, т. е. 49 практически манипулируя реальными материальными предметами или их заменителями. Образные задания содержат в себе упражнения с образами, с картинками, рисунками, схемами, представлениями. Они предполагают активное использование воображения, мысленных преобразований образов.

Вербальные тесты включают в себя задания на оперирование словами. Они предполагают, например, определение понятий, умозаключения, сравнение объема и содержания различных слов, выполнение с понятиями различных логических операций».

Важным моментом является то, что «результаты педагогической диагностики не предназначены для широкого разглашения или публичного обсуждения. Они доступны для анализа, прогнозирования и пропедевтики лишь узкому кругу педагогов, работающих с детьми.

Для ознакомления родителей с выявленными трудностями ребёнка воспитатели должны использовать тактичный грамотный стиль общения, демонстрировать оптимистический взгляд на решение проблемы, указывать на необходимость совместных усилий в оптимизации работы с ребёнком».

Таким образом, в современном понимании педагогический мониторинг — это система методов и приемов, специально разработанных педагогических технологий, методик и тестовых заданий, позволяющих определять уровень развития ребенка - дошкольника, а также диагностировать причины недостатков и находить пути улучшения качества образовательных услуг дошкольного учреждения. Учитывая то обстоятельство, что целью педагогического мониторинга в ДОУ является выявление динамики развития физических, личностных, интеллектуальных качеств дошкольников, то своевременное обнаружение «предвестников» нежелательных проявлений позволит педагогу на основе анализа результатов педагогической диагностики и выявления причин возникновения проблемных ситуаций в развитии детей применить избирательные эффективные педагогические воздействия.

Вывод

Проведенный анализ психолого-педагогической литературы и практика в дошкольном образовательном учреждении, подтвердил актуальность решения проблемы организации и проведения педагогического мониторинга освоения детьми дошкольного возраста образовательной программы.

С одной стороны, проведение педагогического мониторинга в дошкольном образовательном учреждении является обязательным условием для построения образовательного процесса, что является очевидным и общепризнанным и поэтому не требует особого обоснования.

С другой стороны, на практике педагогическому мониторингу уделяется мало внимания и времени, различные формы его организации занимают более чем скромное место в жизни современного ДОУ. Система педагогического мониторинга вынесена на периферию образовательного процесса.

2. Теоретически обоснована необходимость организации и проведения педагогического мониторинга усвоения детьми дошкольного возраста образовательной программы как управляемого процесса, благодаря которому осуществляется всесторонний воспитательно – образовательный процесс, направленный на физическое, умственное, речевое, креативное развитие дошкольника.

3. Обосновано, что в течении учебного года важно проводить индивидуальную работу с детьми, пополнять учебно-методическую базу ДОУ, пополнять предметно — развивающую среду в группе, проводить разнообразные мероприятия для воспитанников, а также активно работать с родителями благодаря чему повышается уровень освоения образовательной программы детьми к концу года.

 

Литература.

1. Абзалова, И. М. Предметно-пространственная развивающая среда ДОУ, в соответствии с ФГОС ДО [Электронный ресурс] // Социальная сеть работников образования URL: https://nsportal.ru/detskiy-sad/upravleniedou/2015/04/26/seminar-praktikum-predmetno-prostranstvennayarazvivayushchaya (дата обращения: 17.08.2018)

2. Абрамовских, Н.В. Педагогический мониторинг воспитания познавательной готовности старших дошкольников к обучению в школе [Текст] : дис. … канд. пед. наук : 13.00.06 / Н. В. Абрамовских ; Урал. гос. пед. ун-т. - Екатеринбург, 1999. – 183 с.

3. Актуальные проблемы воспитания и обучения дошкольников [Текст]: Сб. науч. трудов / Ред кол. Н.Н. Педъяков и др. – М. : Знание, 2006. - 119 с.

4. Асмолов, А. Г. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования – Стандарт развития [Текст] / А. Г. Асмолов. - М. : ТЦ Сфера, 2013. – 158 с.

5. Асфандиаров, Б. М. Дошкольное образование и культура [Текст] / Б. М. Асфандиаров // Управление ДОУ. – 2015. – № 10. – С.52-54.

6. Афонькина, Ю. А. Педагогический мониторинг в новом контексте образовательной деятельности. Изучение индивидуального развития детей. Старшая группа [Текст] / Ю. А. Афонькина. – Волгоград : Учитель, 2015. – 58 с.

7. Ачирова С. Формы работы с родителями в ДОУ в соответствии с ФГОС [Электронный ресурс] // Международный образовательный портал Maam. ru. URL: http://www.maam.ru/detskijsad/formy-raboty-s-roditeljami-vsotvetstvi-s-fgos-dou.html (дата обращения 11.08.2018)

8. Бабаева, Т. И. Детство: Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования [Текст] : / Т. И. Бабаева, А. Г. Гогоберидзе, 3. А. Михайлова и др. — СПб. : ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2011. - 528 204 с.

9. Басиева З. М, Рассказова Ж. В. Организация образовательного процесса в дошкольной образовательной организации в условиях реализации ФГОС [Текст] / З. М. Басиева, Ж. В. Рассказова // Молодой ученый. — 2016. — № 9. — С. 1168-1170.

10. Белкин, А.С. Основы педагогических технологий: краткий толковый словарь [Текст] : учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / А. С. Белкин. – Екатеринбург : Академия, 1995. – 192 с.

11. Белкин, A.C. Педагогический мониторинг образовательного процесса [Текст] : учеб. методическое пособие / А. С. Белкин, Н. К. Жукова. –Екатеринбург : 1998. – 98 с.

12. Беляев, Г.Ю. Педагогическая характеристика образовательной среды в различных типах образовательных учреждений [Текст] : дис. … канд. пед. наук : 13.00.01 / Г. Ю. Беляев ; Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов. – Москва, 2000. - 157 с.

13. Борохович, Л. Ю. Педагогический журфикс: методическая поддержка взаимодействия педагогов с семьей [Текст] / Л. Ю. Борохович // Управление ДОУ. – 2016. - №5. – 93 - 96 с.

14. Верещагина, Н. В. Диагностика педагогического процесса в средней группе (с 4 до 5 лет) дошкольной образовательной организации [Текст] / Н. В. Верещагина. – СПб. : ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2014. – 16 с.

15. Верещагина, Н. В. Диагностика педагогического процесса в старшей группе (с 5 до 6 лет) дошкольной образовательной организации [Текст] / Н. В. Верещагина. – СПб. : ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2014. – 16 с.

16. Виноградова, Н. А. Мониторинг в современном детском саду: технология проведения [Текст] : методическое пособие / Н. А. Виноградова, Н. В. Микляева, Ю. В. Микляева. - М. : ТЦ Сфера, 2011. – 64 с.

17. Вифлеемский, А. Б. Стандарт дошкольного образования: новый взгляд на дошкольную организацию с юридической и экономической точек зрения [Текст] : учеб. методическое пособие / А. Б. Вифлеемский – М. : ТЦ 205 Сфера, 2016. – 128 с.

18. Выготский, Л. С. Диагностика развития и педологическая клиника трудного детства [Текст] / Л. С. Выготский. - М. : Изд-во экспер. дефектол. ин-та, 1936. - 78 с.

19. Выготский, Л. С. Собрание сочинений в шести томах: Том 4: Детская психология [Текст] / Л.С. Выготский. – М. : Педагогика, 1984. – 432 с.

20. Гнатюк Н. Предметно-развивающая среда — как средство успешной социализации детей в условиях ДОУ [Электронный ресурс] // Международный образовательный портал Maam. ru. URL: https://www.maam.ru/detskijsad/predmetno-razvivayuschaja-sreda-kak-sredstvouspeshnoi-socializaci-detei-v-uslovijah-dou.html (дата обращения 22.08.2018)

21. Гогоберидзе, А. Г. Дошкольная педагогика с основами методик воспитания и обучения [Текст] : учеб. для бакалавров по направлению 050100 «Педагогика» / А. Г. Гогоберидзе, О. В. Солнцева. — Спб. : Питер, 2013. — 464 с.

22. Дорошенко Г. Модель образовательного процесса ФГОС ДО [Электронный ресурс] // Международный образовательный портал Maam. ru. URL: http://www.maam.ru/detskijsad/model-obrazovatelnogo-prcesa-fgos-do.html (дата обращения 14.08.2018)

23. Егорова, Л. Мониторинг учебных возможностей младших школьников [Текст] / Л. Егорова, Н. Калинина // Народное образование. - 2000. - № 9. - С.198-203.

24. Ермолаев, С. Д. Мониторинг в детском саду [Текст] : методическое пособие / С. Д. Ермолаев. – СПб. : ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2011. - 592 с.

25. Ерофеева, Т. И. Методы и методики педагогической диагностики в ДОО [Текст] / Т. И. Ерофеева // Управление ДОУ. – 2016. – № 9. – С.16 – 27.
26. Климова, С. М. Управление инновационными процессами в ДОО [Текст] / С. М. Климова // Управление ДОУ. – 2016. – № 9. – С.62-80.

27. Короткова, Н. А. Наблюдение за развитием детей в дошкольных группах [Текст] : учеб. методическое пособие / Н. А. Короткова, П. Г. Нежнов – М. : Линка-Пресс, 2014. – 64 с.

28. Кочелаевская Т. М. Использование педагогического мониторинга и педагогической диагностики как средств становления мастерства педагогов ДОУ [Электронный ресурс] // Allbest. URL: https://knowledge.allbest.ru/pedagogics/3c0b65625a2bd68a5c43a88521206d37_0. html (дата обращения 16.08.2018)

29. Лебедева, С. С. Управление инновационным дошкольным образовательным учреждением в условиях социального партнерства [Текст] : учеб. методическое пособие / С. С. Лебедева, Л. М. Маневцова. – СПб. : Детство - Пресс, 2005. – 144 с.

30. Мазур, М. И. Образовательная среда школы как средство реализации интеллектуального потенциала учащихся [Текст] : дис. … канд. пед. наук : 13.00.01 / М. И. Мазур ; Новосиб. гос. пед. ун-т ; Новосибирск, 2006. - 201 с.

31. Майоров, А. Н. Элементы педагогического мониторинга и региональных стандартов в управлении [Текст] : учеб. метод. пособие / А. Н. Майоров, Л. Б. Сахарчук, А. В. Сотов. – СПб. : Высш. шк., 1992. - 86 с.

32. Мартынова Е. А. Комплексная диагностика уровней освоения программы «Детство»: диагностический журнал. Средняя группа [Текст] : учеб. методическое пособие / Е. А. Мартынова. – СПБ. : Детство – Пресс, 2011, 71 с.

33. Мартынова Е. А. Комплексная диагностика уровней освоения программы «Детство»: диагностический журнал. Старшая группа [Текст] : учеб. методическое пособие / Е. А. Мартынова. – СПБ. : Детство – Пресс, 2011, 68 с.

34. Маханева, М. Д. Организация развивающей предметно – пространственной среды как основы индивидуального подхода к ребенку [Текст] / М. Д. Маханева // Управление ДОУ. – 2016. – № 5. – С.76-85.

35. Метенова, Н. М. Взрослым о детях. Новые подходы к оформлению и содержанию наглядной информации для родителей в дошкольных учреждениях [Текст] : метод. пособие / Н. М. Метенова. – Ярославль : Индиго, 2014. – 32 с.

36. Метенова, Н. М. День открытий. – Рекомендации по организации работы с детьми в утренние часы [Текст] : метод. пособие / Н. М. Метенова. – Ярославль : Индиго, 2014. – 32 с.

37. Метенова, Н. М. Педсовет: «Нравственное воспитание» [Текст] : метод. пособие / Н. М. Метенова. – Ярославль : Индиго, 2014. – 64 с.

38. Метенова, Н. М. Родительские собрания. Часть 1 [Текст] : метод. пособие / Н. М. Метенова. – Ярославль : Индиго, 2014. – 32 с.

39. Метенова, Н. М. Родительские собрания. Часть 2 [Текст] : метод. пособие / Н. М. Метенова. – Ярославль : Индиго, 2014. – 64 с.

40. Метенова, Н. М. Родителям о детях. Методические рекомендации [Текст] : метод. пособие / Н. М. Метенова. – Ярославль : Индиго, 2014. – 64 с.

41. Метенова, Н. М. Уроки вежливости. Практическое пособие [Текст]: метод. пособие / Н. М. Метенова. – Ярославль : Индиго, 2014. – 48 с.

42. Микляева, Н. В. Мониторинг эффективности реализации образовательной ДОО [Текст] : учеб. метод. пособие / Н. В. Микляева. – М. : ТЦ Сфера, 2016. – 144 с.

43. Мониторинг или диагностика. В чём отличие? [Электронный ресурс] // Педсовет. URL. https://pedsovet.org/forum/topic94

Опубликовано: 16.11.2020