Приемы развития смыслового чтения и работа с текстом при подготовке учащихся к ГИА по химии

Конференция: Современные педагогические технологии

Автор: Хунхенова Ольга Петровна

Организация: МБОУ «Боханская СОШ №1»

Населенный пункт: Иркутская область, п. Бохан

«Надо выработать в себе уменье и практическую сноровку

работать при помощи книги».

Н.А. Рубакин

Стратегия смыслового чтения и работы с текстом обозначена ФГОС ООО и является составной частью Программы развития универсальных учебных действий. Педагогическая практика показывает, что у учащихся навык смыслового чтения формируется недостаточно полноценно. Это приводит к тому, что школьники
испытывают существенные затруднения при выполнении заданий Государственной итоговой аттестации. В методических рекомендациях Федерального института педагогических измерений подготовленных на основе анализа типичных ошибок участников ЕГЭ 2019 года по химии указано «…одно из важнейших умений, которое следует формировать у учащихся в процессе обучения, – умение работать с текстовой информацией». Невнимательное отношение к формулировкам самих заданий приводит учащихся к его неверному выполнению.

Основной целью работы с текстом является умение научить обучающихся извлекать информацию из текста в объёме, необходимом для решения конкретной задачи.

Один из самых действенных приемов для акцентирования внимания на ключевых словах является их подчеркивание при прочтении условия задания. Учащиеся нередко не придают должного значения словам в условии, имеющим определяющее значение при решении: основное или возбужденное состояние, валентные или внешние электроны, спаренные и неспаренные электроны и др.

Задание 1.

Для выполнения заданий 1–3 используйте следующий ряд химических элементов:

1) Li 2) P 3) B 4) Cu 5) N

Ответом в заданиях 1–3 является последовательность цифр, под которыми указаны химические элементы в данном ряду.

Определите, атомы каких из указанных в ряду элементов в основном состоянии имеют электронную формулу внешнего энергетического уровня ns1. Запишите в поле ответа номера выбранных элементов.

 

 

Ответ:

 

Если учащийся составит электронные конфигурации атомов химических элементов, то он без труда запишет правильный ответ 14. Если изменить это же задание, например выбрать химические элементы, атомы которых имеют одинаковую конфигурацию атомов, то 20% учащихся выбирают азот и фосфор, не обратив внимания на то, что внешние электроны у этих атомов расположены на разных энергетических уровнях – 2s22p3 и 3s23p3. Такую конфигурацию можно признать сходной, но не одинаковой. А вот у атомов калия и хрома, несмотря на нахождение их в разных группах, конфигурация внешнего уровня действительно одинаковая – 4s1. Таким образом, внимательное прочтение условия задания, подкрепленное записями характеристик, о которых спрашивается в задании – важнейшее условие правильного выполнения задания.

В заданиях 2 и 3 ключевыми словами могут быть такие, которые уточняют (сужают выбор) характеристики химических элементов: элементы-металлы / элементы-неметаллы, находящиеся в одном периоде /одной группе, увеличиваются (усиливаются) или уменьшаются (ослабевают) свойства, в оксидах или высших оксидах и др.

Задание 2.

Из указанных в ряду химических элементов (прим. см. задание 1) выберите три элемента, которые в Периодической системе химических элементов Д.И. Менделеева находятся в одном периоде. Расположите выбранные элементы в порядке уменьшения их атомного радиуса. Запишите в поле ответа номера выбранных элементов в нужной последовательности.

 

 

 

Ответ:

 

При выполнении этого задания учащиеся должны сначала выписать эти элементы, а затем записать их в нужном порядке, расставив стрелки в нужном направлении.

При выполнении задания 7 работа с ключевыми слова имеет определяющее значение, так как выбор веществ осуществляется именно по приведенным в условии характеристикам свойств или записи уравнений реакций.

Задание 7.

Даны две пробирки с соляной кислотой. В первую пробирку добавили нерастворимое в воде вещество Х. В результате добавленное вещество полностью растворилось, выделение газа при этом не наблюдалось. Во вторую пробирку добавили раствор соли Y и наблюдали выделение газа. Из предложенного перечня выберите вещества X и Y, которые участвовали в описанных реакциях.

1) оксид магния; 2) гидрофосфат аммония; 3) цинк; 4) карбонат бария; 5) сульфит натрия. Запишите в таблицу номера выбранных веществ под соответствующими буквами.

X

Y

 

 

Ответ:

 

Подчеркнутые в условии задания ключевые слова являются своего рода «фильтрами», позволяющими исключать из приведенного перечня вариантов ответа названия веществ, которые не соответствуют требованиям к правильному ответу.

Так, например, словосочетание «нерастворимое в воде», относящееся к веществу Х, позволяет исключить из первого ответа вещества 2 и 5, а уточнение «полностью растворилось без выделения газа» исключает и варианты ответа 3 и 4, так как при их взаимодействии с соляной кислотой выделяются соответственно Н2 и СО2. Первый ответ – 1.

При выборе вещества Y обратим внимание на слово «раствор», которое позволяет исключить из возможных вариантов ответа вещества 1, 3 и 4. А второй фактор – выделение газа – оставляет в качестве правильного только ответ 5.

 

При выполнении задания 32 внимательное прочтение условия и выделение нескольких ключевых фраз является важным этапом в его решении.

Задание 32

В недостатке кислорода сожгли газ, полученный при взаимодействии концентрированной серной кислоты с иодидом калия. Образовавшееся твердое вещество вступило при нагревании в реакцию с концентрированной азотной кислотой. Выделившийся в результате реакции газ поглотили избытком раствора гидроксида калия. Напишите уравнения четырех описанных реакций.

При решении данного задания определяющее значение имеет знание химических свойств неорганических веществ. Вместе с тем без учета значения выделенных слов правильное выполнение этого задания маловероятно. Так, например, именно в недостатке кислорода образуется сера – твердое вещество, а в результате реакции с концентрированной азотной кислотой образуется оксид азота(IV). Внимательное прочтение условий помогает также понять, какие продукты реакции образуются на предыдущих или последующих стадиях превращений. В данном задании фраза «продукт взаимодействия (азотной кислоты) поглотили избытком раствора гидроксида натрия» наводит на мысль, что образующееся вещество не является аммиаком или оксидом азота(II), а является оксидом азота(IV).

Вариант ответа:

1) 5H2SO4 + 8KI = 4K2SO4 + H2S + 4I2 + 4H2O

2) 2H2S + O2 = 2S + 2H2O

3) S + 6HNO3 = H2SO4 + 6NO2 + 2H2O

4) 2NO2 + 2KOH = KNO3 + KNO2 + H2O

Задания высокого уровня сложности (комплексные расчетные задачи 34 и 35) требуют от учащихся составления развернутого ответа на основе глубокого анализа текста. Зачастую, выпускники либо не берутся за выполнение этих заданий, либо излагают неправильный ход решения. При подготовке учащихся рекомендую в каждой задаче записывать «дано» с указанием единиц измерения, что позволит более успешно выстроить алгоритм решения. На основе анализа текста условий задачи, ученик должен четко осознать, какие понятия, формулы, уравнения реакций и в какой последовательности он будет использовать при решении.

  • образом, важнейшим фактором, определяющим успешность решения заданий экзаменационного варианта по химии, является реализация системного подхода к формированию химических знаний и отработке умения работать с информацией.

Формирование навыков смыслового чтения на уроках химии реализую поэтапно, начиная с 8 класса, где большое внимание уделяю самостоятельной работе с учебником.

Вопросы при работе с текстом учебника:

1. Какие слова встречаются в тексте наиболее часто? Сколько раз?
2. Какие слова выделены жирным шрифтом? Почему?
3. Определите главную мысль текста.
4. Приведите факты (аргументы) из текста, подтверждающие главную мысль.

Основой педагогической деятельности является технология критического мышления. Данная технология предполагает развитие умений мыслить, сопоставлять информацию, формировать свою позицию и делать все это в первую очередь при помощи вдумчивого чтения. Основа технологии - трехфазовая структура урока: вызов, осмысление, рефлексия.

В старших классов применяю следующие приемы:

1. "Мозговой штурм"

1. В начале урока учитель дает индивидуальное задание: «Напишите в течение 3 минут все, что знаете или думаете об…основаниях, кислотах, солях…».
2. Работа в парах – думаем, обмениваемся мнением, дополняем свои записи. Каждая пара готовит по 1 вопросу к изучаемой теме, например: «Чем отличаются основные оксиды от кислотных оксидов»?

2. Прием - вопросы к тексту.
Школьникам предлагается разбиться на пары, прочитать текст параграфа и ответить на вопросы. Первый из вопросов должен начинаться со слов «Что…?», «Как…?», «Когда…?», второй должен начинаться со слов «Почему…?», «Зачем…?», «Отчего…?», «Что значит…?», третий вопрос должен начинаться со слова «Что будет если…?»
3. "Чтение с пометками"

Цель: формирование умений читать вдумчиво, оценивать информацию, формулировать мысли автора своими словами.

4. "Сенкан (синквейн)"

Учитель предлагает написать сенкан по ключевому слову проработанного текста.

Структура синквейна.

1. Существительное (тема).

2. Два прилагательных (описание).

3. Три глагола (действие).

4. Фраза из четырех слов (описание).

5. Существительное (перефразировка темы).

Пример.

1. Полимеры

2. Легкие, прочные

3. Горят, разлагаются, плавятся

4. Широко используются в наше время

5. Макромолекулы.

5. Составление тестов и кроссвордов по тексту параграфа

 

Использование технологии критического мышления формирует коммуникативные и познавательные универсальные учебные действия, позволяет обеспечить позитивную динамику учебных достижений.

 

Литература:

1. Добротин Д.Ю., Свириденкова Н.В., Снастина М.Г. Методические рекомендации для учителей, подготовленные на основе анализа типичных ошибок участников ЕГЭ 2019 года. Химия. М.; 2019г.

2.Муштавинская, И.В. Технология развития критического мышления на уроке и в системе подготовки учителя: учеб.-метод. пособие /– СПб.: КАРО, 2009г.

3.Современные педагогические технологии основной школы в условиях ФГОС [Текст] / О.Б. Даутова, Е.В. Иваньшина, О.А. Ивашедкина, Т.Б. Казачкова, О.Н. Крылова, И.В. Муштавинская. – СПб.: КАРО, 2013г.

Опубликовано: 21.09.2020