Методические подходы к проведению химического эксперимента в гуманитарных классах

Конференция: Современные педагогические технологии

Автор: Филиппова Татьяна Валерьевна

Организация: ГБОУ СПО Зарайский педагогический колледж имени В.В.Виноградова

Населенный пункт: Московская область, г. Зарайск

Химия - наука экспериментальная, по­этому химический эксперимент должен органично вплетаться в ткань всего школьного курса. Хорошо подобранные опыты позволяют школьникам увидеть тесную связь теории и экспе­римента, на практике убедиться в действенности законов хи­мической науки и возможности научного предвидения. Яркий химический эксперимент спо­собен не только создать положительный эмоциональный на­строй у учащихся, но и выступить в роли источника приобрете­ния эмпирических знаний, стать надежным средством превра­щения знаний в убеждения, а следовательно, формирования мировоззрения.

Проблема использования школьного химического экспери­мента - одна из наиболее разработанных в методике обучения химии, так как именно она более других отражает специфику учебного предмета. Общеизвестны требования к проведению демонстрационно­го химического эксперимента [2].

  1. Наглядность. Реактивы должны использоваться в таких количествах и в посуде такого объема, чтобы все детали были хо­рошо видны всем учащимся.
  2. Простота. Чем проще прибор, тем легче объяснить про­цесс, который в нем происходит.
  3. Безопасность. Учитель несет полную ответственность за безопасность учащихся во время урока. Поэтому необходимо строго соблюдать правила техники безопасности. Химический кабинет (лаборатория) должен быть обеспечен средствами по­жарной безопасности, вытяжными средствами, средствами для оказания мер первой помощи.
  4. Надежность. Опыт должен всегда удаваться, так как неу­давшийся опыт вызывает у учащихся разочарование. Учитель должен отработать технику проведения опыта до урока.
  5. Необходимость объяснения эксперимента. Каждый экс­перимент лишь тогда имеет познавательную ценность, когда его объясняют.

Специфика работы учителя химии в классах гуманитарно­го профиля требует от него не только строгого выполнения всех общеметодических требований к проведению химическо­го эксперимента, но и учета познавательных интересов уча­щихся-гуманитариев и их психофизиологических особеннос­тей. В связи с этим опыты по химии для учащихся-гуманита­риев должны:

  1. быть эффектными, способствовать формированию интереса к изучаемому материалу (растворение ам­миака в воде — опыт «Фонтан»);
  2. иллюстрировать изучаемый теоретический матери­ал, способствовать формированию химических по­нятий (зависимость скорости реакции от различ­ных факторов);
  3. моделировать процессы, происходящие в природе(выделение кислорода при фотосинтезе и его обнаружение), или имитировать возможные последст­вия «экологических бед» (сжигание серы - опыт «Кислотный дождь)»;
  1. показывать практическую значимость отдельных веществ, их химические и физические свойства (испытание рН-растворов сока лимона, яблока, слюны и т.д.);
  2. позволять воспроизвести химический экспериментна основе исторического материала (горение сухо­го фосфора в закрытой колбе, К.В. Шееле, 1777 г.).

Естественно, большее внимание у учащихся-гуманитариев будут вызывать яркие, эффектные и занимательные опыты. Од­нако они уместны на уроке химии только в том случае, если со­ответствуют его содержанию, поскольку любой опыт проводит­ся не ради самого опыта. При подготовке к проведению хими­ческого эксперимента необходимо ответить на такие вопросы: усвоению какого учебного материала может помочь опыт? Ка­кие важные законы и теоретические положения, основные хи­мические понятия должны быть введены, повторены, углубле­ны, расширены и применены в опыте? Какие практические уме­ния и навыки будут развиваться с помощью опыта? На что долж­но быть обращено особое внимание для развития умственных способностей учащихся? Какие воспитательные задачи могут быть решены обращением к опыту? [1].

При этом для проведения химического эксперимента в гума­нитарных классах вовсе не следует отбирать «другие, новые» опыты, пренебрегая теми, которые уже стали традиционными в школьной практике. Школьный химический опыт, выполняя свои дидактические функции, должен быть интересен именно для учащихся-гуманитариев, способствовать расширению их кругозора. Поэтому здесь особенно важна подготовка к пред­стоящему химическому опыту в виде соответствующего культу­рологического экскурса исторической, экологической и практи­ческой направленности.

Например, исторический экскурс к опыту «Реакция серебряного зеркала».

Зеркала появились задолго до нашей эры. Сначала ими служили отполированные до блеска металлические пластинки из золота, серебра, меди и бронзы. Начало изготовлению зеркал современного типа (на стекле) положил в 1858 г. немецкий химик Юстус Либих.

Обезжирив раствором соды внутреннюю поверхность колбы, Либих промыл ее водой, этиловым спиртом и диэтиловым эфиром, а затем налил туда несколько миллилитров 40%-го раствора формальдегида (HCНО). Добавив затем аммиачный раствор оксида серебра (Ag2O), Либих осторожно нагрел колбу. Через несколько минут она стала зеркальной. Позднее вместо формалина Либих стал использовать для получения серебряного зеркала 10%-й раствор глюкозы (С6Н12О6).

Реакции, вызывающие образование серебряного зеркала, позднее стали использовать для обнаружения в растворе веществ, содержащих альдегидные группы (глюкозы, альдегидов и др.).

Проведем реакцию серебряного зеркала и докажем, что в пробирке находится раствор глюкозы:

Рисунок         [3].

Исторический подход к химическому эксперименту позволя­ет моделировать или реконструировать прошлое, становиться как бы участником процесса открытия. Воспроизводя историче­скую реальность, учащиеся начинают понимать, что достиже­ния современной химической науки - это результат длительного исторического пути ее развития.

Раскрытие экологической сути химического эксперимента способствует формированию у учащихся-гуманитариев эколо­гической культуры, которая, являясь основой бережного отно­шения к природе в целом, устраняет формализм в знаниях, по­скольку химические вещества воспринимаются учащимися-гуманитариями не как нечто абстрактное, а как часть окружаю­щей их среды.

Например, практическая работа «Домашняя химчистка».

Цель: научиться выводить бытовые пятна с одежды различными способами, доступными в домашних условиях. Обратить внимание на физико-химические характеристики пятен, пятновыводящих средств, также соблюдение правил по технике безопасности.

  Виды пятен предлагаются следующие: масляная краска, чернильное пятно, пятна стеарина и парафина, пятна краски «Акварель», «Гуашь».

Самый  распространенный народный способ  вывести пятно от масляной краски – это воспользоваться маслом. Для этих целей подойдет любое масло, какое у вас есть дома. После того, как  краска очистится, жировое пятно можно будет удалить обычным способом. Например, постирав с  порошком, хозяйственным мылом или жидким средством для мытья посуды.  Можно обработать ткань бензином, керосином,  скипидаром или спиртом. [4].

Вывести чернильное пятно на изделиях из кожи можно   с помощью соли. Для этого, влажную соль нанесите на испачканное место, протрите губкой или тряпочкой, затем смажьте скипидаром и начистите до блеска. Пятна на одежде от черных чернил быстро сходят, если испачканное место подержать несколько минут в небольшом количестве горячего молока. Свежие чернильные пятна легко отстирываются в простокваше, выводятся разведенным нашатырным спиртом и питьевой содой. Чернильные пятна легко выводятся в подогретой уксусной кислоте. Место, запачканное чернилами, несколько раз опускают в горячий уксус до полного растворения чернил, затем это место застирывают в мыльной воде, прополаскивают. [5].

Справиться с парафиновыми загрязнениями можно, если поместите вещь  в морозильную камеру. Как правило, от воздействия минусовой температуры воск становится очень хрупким, и для его удаления нет необходимости использовать скребок. [6].

Гуашь – это краска на клеевой основе с добавлением декстрина, гуммиарабика, пластификатора, масла и красящего вещества. После использования гуаши могут остаться стойкие пятна, не поддающиеся выведению обычной стиркой. Так как состав краски довольно-таки сложный, то удалять пятна следует в несколько этапов. Гуашь отстирывается хозяйственным мылом. Не белым и вкусно пахнущим. А настоящим хозяйственным — коричневым. Если пятна на ткани удалились не полностью, то можно обработать  их растворяющими веществами, помогающими не только избавиться от красящего пигмента, но и полностью удалить жирный состав добавленного в гуашь масла и растворить пленку от клея. Для этого подойдет ацетон, уайт-спирит, бензин, керосин, жидкость для снятия лака, растворитель 646. Также для удаления пятен от гуаши с деликатных тканей можно использовать пятновыводитель под торговым названием «Ваниш», который выпускается для белых и цветных тканей. Для удаления свежих пятен можно воспользоваться смесью равных частей щавелевой кислоты и нашатырного спирта. [7].

Выяснение роли химических знаний в практической дея­тельности человека через химический эксперимент спо­собствует формированию у учащихся-гуманитариев устойчивого интереса к изучению химической науки.

 

Литература

  1. Санникова Т.Г. Построение учебного предмета на основе гуманистической парадигмы образования (на примере школьного курса химии). – Дис. …канд. пед. наук. – Ижевск, 1998. – 214 с.
  2. Чернобельская Г.М. Методика обучения химии в средней школе. – М., ВЛАДОС, 2000. – 336 с.
  3. http://www.menobr.ru/materials/727/46200/
  4. http://him.1september.ru/article.php?ID=200700207
  5. http://mnesovet.ru/2011/04/20/kak-otstirat-maslyanuyu-krask/
  6. http://homedeals.ru/how-to-clean/kak-vyvesti-chernilnye-pyatna.html
  7. http://zirina479.livejournal.com/485593.html
Опубликовано: 16.07.2015