Расширение ролевого и эмоционального репертуара обучающихся в процессе внедрения театрализованных представлений и праздников в образовательный процесс
Конференция: Современные педагогические технологии
Автор: Дрига Александра Владимировна
Организация: Филиал ГБОУ СОШ «ОЦ» пгт Рощинский Самарской области «ЦВР»
Населенный пункт: Самарская область, пгт. Рощинский
Актуальность данной работы состоит в том, что современное состояние образования в России характеризуется качественными изменениями в области содержания, но эти позитивные тенденции сталкиваются с медленным темпом реформирования устаревших методов и технологий в практике образовательного процесса в учреждениях образования. Речь идет не только о новых приёмах преподавания, но, в первую очередь, о глубинных сущностных изменениях типов взаимодействия двух главных субъектов системы образования: Учителя и Ученика, или шире, Взрослого и Ребёнка.
При анализе данных проблем, стала очевидна актуальность применения театральной технологии, в частности, театрализованных представлений и праздников в учебно-воспитательном процессе. Актуальность объясняется объективно существующей совокупностью обстоятельств:
- Динамичное развитие общества требует формирования ярко – индивидуального ребенка, позволяющему стать и оставаться самим собой в постоянно изменяющемся социуме. [3,202]
- Ориентация в педагогической деятельности, посредством театральной технологии способна поддерживать процессы самопознания и самоизменения личности ребенка, развитие его неповторимой индивидуальности. Использование мною театральной технологии во внеурочное время позволяет приобщить детей к образному и свободному восприятию окружающего мира, людей, культурного наследия, природы, расширяет и обогащает. Ребенок учится быть терпимым к различным точкам зрения, уважать чужое мнение в общении с окружающими людьми, учится преобразовывать мир, задействует фантазию, воображение. [3,206]
- Занятия театральным искусством также помогают снять многочисленные проблемы. Дети учатся общению в процессе театрализованной деятельности, обретают веру в свои силы и возможности. Театральная деятельность - это эффективный фактор воспитания и развития школьника с учетом всех его особенностей, которые влияют на становление чувственно-эмоциональных и нравственно-интеллектуальных сторон личности. [6,88]
Однако, традиционно сложившаяся система образования в школах предполагает монологический тип взаимодействия между учителем и учеником, в ней недостаточно развиты также понятие как «ролевая гибкость», отсутствуют новые образовательные технологии, способствующие подготовке ребёнка к адаптации в быстро меняющемся мире.
В частности, в Законе РФ «Об образовании» высказывается мысль о том, что качество образования - это раскрытие способностей и возможностей ребёнка для его социализации в местном сообществе. А это значит, что инструментом качества образования должны стать новые педагогические технологии, способные помочь ребёнку реализоваться. [7,50]
В современных условиях формирование знаний не является главной целью образования. Знание и умение как единица образовательного результата необходимы, но не достаточны для того, чтобы быть успешным в современном информационном обществе. Для человека чрезвычайно важно не столько энциклопедическая грамотность, сколько способность применять обобщённые знания и умения для разрешения конкретной ситуации и проблемы.
Ожидаемые результаты
Применение театральной технологии, театрализованных представлений и праздников в ОП позволит:
- Расширить ролевой репертуар, т.к. у человека чаще всего ограничено количество ролей или играет он их неэффективно;
- Расширить репертуар эмоций, т.к. человека реагирует на мир, исходя из собственного опыта (у каждого своя «карта» мира);
- Сменить позицию (войти в роль другого человека).Все участники получают универсальные умения, которые позволяют им быть успешными в реальной жизни.
Например, назовем лишь некоторые из этих универсальных умений:- умение вести диалог;
- умение работать в команде;
- умение управлять своими эмоциями;
- умение быть гибким и другие.
- Дети осваивают приёмы актёрского мастерства в процессе подготовки театрализованных представлений и праздников.
Соединение школы с жизнью - вот на что направлено введение театральной технологии в образовательный процесс.[5,58]
Основная часть
Театральная игра использовалась как метод передачи знаний ещё в первобытной архаической культуре, ещё гуманисты возрождения применяли этот метод в своих школах для изучения Античности. Советские педагоги и психологи 1920-х годов пытались научно осмыслить и распространить его в преподавании. А.С.Макаренко, А.В.Луначарский считали необходимым разработать особую методику театрализации ряда школьных дисциплин. Позднее Выготский подчёркивал существенную роль игры в психическом развитии ребёнка, а так же в образовательном процессе («Воображение и творчество»). [3,205] М.Кнебель в работе «Поэзия и педагогика» одной из проблем выявила проблему гармоничного отношения учитель-ученик, одним из шагов разрешения которой является введение в образовательный процесс элементов театральных технологий. Однако закончить работу им помешали изменения политической ситуации в стране. Сегодня театральные технологии, как нельзя кстати. [3,207]
Ведущие педагогические и научно-исследовательские институты сегодня представляют интереснейшие материалы в области театрализации учебно-воспитательного процесса в школе (А.П. Ершова. Режиссура урока. Педагогика, как практическая режиссура, В.М.Букатов «Педагогические таинства игр», Л.С.Выготский «Воображение и творчество»), касающиеся теории и практики использования принципов театра в образовании, были продемонстрированы различные формы и принципы использования театральной педагогики в работе с детьми разного возраста. Эти исследования показали, как меняется тип взаимодействия взрослого и ребёнка (игра позволяет избежать авторитарного, монологического принципа общения), учебный предмет превращается в увлекательные «предлагаемые обстоятельства», для ребёнка становится важен не только результат, но и сам процесс постижения материала.
Образовательное и воспитательное значение литературы, музыки и изобразительного искусства давно признано педагогами, поэтому эти предметы занимают устойчивое место в школьных программах. Наличие в учебном заведении театрального коллектива, его образовательное социальное воздействие на каждого конкретного ученика – безусловно, не приносит ничего, кроме пользы. [4,121]
Сцена как бы раздвигает рамки одной жизни, даёт возможность «прожить несколько реальностей, обогащает и развивает духовный мир человека».
Использование театральных технологий позволяет позволяет выделить ряд значительных плюсов:
● Любая работа объединяет, а если эта работа творческая, то успех налицо.
● Любая работа выделяет, а если эта работа связана с эстетическим наследием самого процесса, то личностное «я» обязательно выходит на первый план. Не потому, что, например, он эту роль играет лучше других, а потому, что это затрагивает его внутренние проблемы и у него есть возможность увидеть себя другим.
● Выполнение любой работы приносит радость, то счастье, которое испытал ребёнок на сцене, может стать базовым ощущением жизни.
● Любая работа – это опыт. Итог работы в театре – это публичное выступление, а значит двойная ответственность. [4,122]
В репетиционном процессе ребёнок понимает, что ничего нельзя сделать хорошего, не потратив собственных сил. У него появляется собственная шкала ценностей.
При использовании данной технологии не только воспитанник получает положительны опыт, но и сам обучающий, ведь профессия учителя имеет много общего с профессиями актёра и режиссёра. Публичность - специфика педагогической и актёрской профессиональной ситуации. Как актёр, так и учитель воздействует на чувства и ум зрителей учеников, адресуясь к чувству, памяти, мысли, воле слушателя. Артистизм учителя может обеспечить ему успех. Учителю необходимо построить логику учебного процесса так, чтобы он был воспринят и понят учениками, как режиссёру, выстраивающему драматургическую логику будущего спектакля. Таким образом, режиссурой, театром пропитан весь процесс формирования личности ребёнка в школе. Об этом же неоднократно говорили такие замечательные советские педагоги, как В.Ильин и Ш. Амонашвили. Амонашвили же в одном из своих выступлений отметил, что педагогике он учился по Н.Станиславскому. [6,94]
Театрализованные представления и праздники реализованные на базе Центра внешкольной работы
Календарные праздники:
- Новогоднее театрализованное представление
- Тетрализованная игровая программа, посвященная Дню Св. Валентина
- Театрализованный концерт, посвященный Дню матери
- Конкурсная программа, посвященная Дню театра «Театромания»
- Литературная гостинная «Праздник белых журавлей»
- Фольклорная программа «Масленица»
- Концертная программа, посвященная Дню Великой Победы
Тематические мероприятия:
- Конкурсно-игровая программа «Будем готовы действовать», посвященная правилам поведения в ЧС
- День открытых дверей
- Тетрализованное представление «Венецианский карнавал»
- Культурно-развлекательная программа с участием родителей воспитанников Центра «Крещенские морозы в кругу теплой компании»
- Спортивный праздник «Мы разные, но мы равные»
- Фестиваль снежных скульптур
- Конкурсная шоу-программа «Мисс Весна»
- Познавательный квест «Путь к Победе»
Ресурсное обеспечение
Человеческие:
- Дети, способные воспринимать и воспроизводить информацию
- Педагоги, заинтересованные в реализации проекта (творчески направленные).
Материальные:
- Помещение
- Технические средства оснащения
- Реквизит
Заключение
Создание театрального действа – замечательное действо, объединяющее детей и взрослых и позволяющее каждому человеку почувствовать себя личностью. Отсюда главная задача школьного театра: вырастить ребёнка хорошим зрителем, внимательным к чужому творчеству, к себе, и другим людям, чтобы позитивный опыт стал испытанием жизненных сил. [2,16]
Список информационных источников:
- Е.В. Советова - Эффективные образовательные технологии// Ростов на Д. Феникс — 2007. - С. 7
- В.П. Беспалько - Слагаемые педагогической технологии// – М.: Педагогика. - 1989. - С. 15-16
- В.В. Воронов - Педагогика школы в двух словах: Конспект-пособие для студентов-педагогов и учителей// – М.: МПУ. - 2005. - С. 201-207
- В.В. Гузеев - Три парадигмы и четыре поколения в развитии образовательной технологии// Завуч. № 1. - 1998. С. 121-122
- М.В. Кларин - Технология обучения: идеал и реальность// Рига: Эксперимент. - 1999. - С. 56-59
- П.И. Пидкасистый - Технология игры в обучении// – М.: Просвещение - 2002. - С. 87-121
- М.А. Чошанов - Гибкая технология проблемного и модульного обучения// – М.: Народное образование. - 2002. - С. 34-54