Фольклор – здоровьесберегающее средство народной педагогики

Конференция: Современные педагогические технологии

Автор: Антонова Ольга Константиновна

Организация: МБДОУ Детский сад №38 «Лесная поляна»

Населенный пункт: Пермский край, г. Чайковский

Человеческая жизнь и здоровье являются высшей ценностью и должны быть бесспорным приоритетом в решении любых проблем, в том числе проблем воспитания ребенка. Поэтому воспитательный процесс в дошкольном учреждении не может не включать в себя проблему здоровья, так как только здоровый ребенок может гармонично расти и развиваться, быть жизнерадостным, работоспособным, обладать устойчивостью к неблагоприятным внешним факторам.

В детском саду №38”Лесная поляна” эта проблема решается с разных сторон, в том числе и обращением к традиционной народной культуре, народной педагогике.

Фольклор – универсальное, ничем незаменимое здоровьесберегающее средство. Созданы условия для фольклорных занятий (мини – музей « Русская изба”) по программе “Оберег” Е.Г. Борониной. Долгая практика занятий с детьми фольклором подтверждает уникальность воздействия на весь организм.

Вот некоторые названия развлечений, досугов и праздников, которые проводятся у нас в саду. В сентябре – “Праздник Рябины”, в октябре – “Покров”, “Капустные вечёрки”, в ноябре – “Осенины”, “Кузьма и Демьян”, “Посиделки”, в декабре – “Екатерина – саночница”, “Варварины морозы”, январь – “Зимние святки”, “Колядки”, февраль – “Масленица”, март – “Сороки”, апрель – “Благовещенье  - птиц на волю отпущенье”, “Ярмарка”, июнь – “Праздник березки”.

Каждое мероприятие включает в себя множество народных подвижных игр, песен, хороводов, народных танцев, сценок народного театра и др. Самые любимые детьми игры “Золотые ворота”, “Заря – заряница”, ”Катай каравай”, “Колеса”, “Карусель ”, “Горелки”, “Утка и селезень” и др.; игровые танцы “Деревенская полечка”, “Валенки”, “По полю, полю”, ”Светит месяц”; хороводные игры с пением у малышей ”Плыла утеня”, “Репка”; у ребят постарше “Выбирай”, “Вася – утеночек”, “Воробей” ; русские народные песни “Ой вы, ветры – ветерочки”, “Ах, улица широкая”, “Ходила младешенька” и др.

Во время пения идет работа над дыханием. Дыхание становится более экономным, а по утверждению ученых, от этого зависит работоспособность человека. Хочется отметить, что и песни и народные игры дети не просто поют, а инсценируют, проживают ее как говорили в старину “играем песню” – малыши поют песню с движениями, соответственно тексту, ритму, а постарше ребята, аккомпанируя себе на шумовых инструментах, обыгрывают текст песни в сценке.

Ребёнок вырабатывает в народных играх, танцах качества, характеризующие уровень физического развития – ловкость, пластику и грацию движений, силу, выносливость, умение перемещать себя в пространстве и ориентироваться в нём. Ситуации многих игр, сценок требуют смекалки, сообразительности, быстрой реакции, находчивость, следовательно, развивает детей интеллектуально. Фольклорные номера, песни, игры, сопровождающиеся рифмованной речью, ритмическими движениями: хлопками, притопами, прыжками и т.д., активизируют центр речи, положительно влияя на развитие способности к чтению и письму.

Голосовые упражнения (это «заклички», «веснянки», «голосянки») обеспечивают более качественное функционирование сердечнососудистой системы, активно работает диафрагма, происходит массаж всех внутренних органов. Следует добавить, что народные игры – это школа социального опыта…Ребёнку приходится координировать своё поведение других, выстраивать межличностные отношения. А социальное благополучие одна из составляющих здоровья ребёнка.

Доводилось наблюдать у детей после занятий фольклором радость в единстве с ощущением прилива энергии, лёгкость в движениях, свидетельствующая о снятии напряжения. Посмотрите фотографии детей – это только яркие и положительные эмоции.

Забота о психологическом здоровье предполагает внимание к внутреннему миру ребёнка: к его чувствам и переживаниям, увлечениям, к себе, сверстникам, взрослым, к окружающему миру, происходящим семейным и общественным событиям, к жизни как таковой.

На всех наших мероприятиях для детей мы всегда рада видеть родителей, бабушек и дедушек, не только в качестве зрителей, но и активными участниками. Общение детей с родителями в процессе совместного творчества. Совместной деятельности в играх, хороводах на праздниках, само по себе оказывает благотворное воздействие на ребёнка, а значит и на его благополучие, на его здоровье. Популярными стали в нашем саду «Посиделки», мастер-класс «Куколка подружка – лучшая игрушка», «Вечер игр», «Масленица», открытые занятия, экскурсии в музей.

Свет, исходящий от сокровищ русских песен, обрядов, танцевальных движений или театральных представлений, делает внешний и внутренний мир ребёнка ярче.

Актуальность обращения именно к традиционной народной культуре очевидна, используя возможности народной педагогики, мы, взрослые, можем в значительной степени улучшить физическое, умственное и социальное благополучие ребёнка дошкольника.

Список  литературы:

1. Кузнецова М.Н, Антонов Ю.Е., Саулина Т.Ф. Здоровый дошкольник. Социально-оздоровительная технология 21 века – М. 2000

2. Галанов А.А. Игры, которые лечат. – М. 2001

3.Назаренко Л.Д. Оздоровительные основы физических упражнений – М. 2002

Опубликовано: 11.07.2015