Кризис непонимания детей родителями

Конференция: Современные педагогические технологии

Автор: Салонина Ольга Николаевна

Организация: МБДОУ Детский сад №38 «Лесная поляна»

Населенный пункт: Пермский край, г. Чайковский

Кризисы развития – это относительно короткие (от нескольких месяцев до года, 2-х)  периоды  жизни, в течение которого человек заметно меняется, поднимается на новую жизненную ступень.

Кризисы развития – это изменение системы связей ребенка с окружающими.

Кризисные проявления: упрямство, капризность, сопротивление власти взрослых, эмоциональная неустойчивость.

Во всех случаях кризисные периоды возникают во время кардинальных психологических изменений и смены ведущего типа деятельности ребенка.

  • Кризис первого года – сущность этого периода заключается в единении с матерью. Если при кормлении или общении с ней он испытывает приятные чувства, то процесс его развития и формирования как личности идет нормально. Если же при кормлении или общении ребенок ощущает, что мать его не принимает или отчуждена, то он испытывает тревогу и недовольство. Если же ребенку в целом не хватает материнского общения – он начинает отставать в своем развитии (Пример: брошенные или оставленные дети).

Приемы разрешения кризиса – постоянное общение ребенка с матерью (разговоры, игры, улюлюканье…..)

  • Кризис трех лет – «первое, яркое выражение своего Я». До 3 лет ребенок познает до 70% той информации, которую он осваивает в дальнейшем в течение всей жизни. Ребенок начинает исследовать окружающий мир, удовлетворяя свое пробуждающееся любопытство. Отсюда возникает своеобразный бунт против родительских ограничений, и желание обо всем оставить собственное мнение. Другими словами, ребенок ощущает растущее чувство самостоятельности, а взрослые словно мешают ему на каждом шагу. В ответ возникает протест и агрессия.

Приемы разрешения кризиса – создание  родителями рамок «дозволенного поведения», внутри которых ребенок мог бы  проявлять свою активность и самостоятельность; но за пределы, которых он не должен выходить.

Понимание родителями природы негативных качеств ребенка в этот период и обучение эффективным способам общения с ним (Умение взрослых владеть собой).

  • Кризис 7 лет – ребенок начинает испытывать потребность в большей свободе. Начинает проявляться совестливость. Отмечается выраженный интерес к различению гендерных (межполовых) ролей. Ребенок начинает осознавать себя мальчиком или девочкой благодаря отождествлению с родителями своего пола.

Но самое важное, ребенок начинает осмысленно ориентироваться в своих переживаниях. Хотя не все так просто. С одной стороны, в этом возрасте впервые возникает логика чувств, обобщение переживаний, с другой  - у ребенка дошкольного возраста еще нет настоящей самооценки, самолюбия. Уровень запросов к самому себе, к успеху, к положению закладывается у человека именно в «кризисном семилетнем возрасте».

Приемы разрешения кризиса – такие же, как при кризисе 3 лет, только рамки дозволенного поведения расширяются.

  • Подростковый кризис – подразделяется на два периода: младший подростковый (пубертатный) – от 11 до 15 лет и юношеский (ювениальный) – от 16 до 20 лет. Характеризуется физиологическими изменениями в организме при половом созревании, что сопровождается и психологическими изменениями личности.

Формируется чувство «взрослости». Оно проявляется в том, что подросток  стремиться быть, казаться и действовать как взрослый. Если родители относятся к этому адекватно, развитие происходит бесконфликтно. Если же к подростку продолжают относиться как к ребенку, возникает конфликт и взаимное недопонимание.

Существуют два основных пути протекания этого кризиса: независимости и зависимости.

Первый, кризис независимости, характерен проявлениями строптивости, упрямства, негативизма, своеволия. По отношению к родителям характерны отрицательное отношение к их требованиям, да и вообще обесценивание их роли. Позитивным в этом является рывок вперед, во взрослость.

Второй кризис – зависимости – характеризуется чрезмерным послушанием, подчиненностью воле старших, привязанностью к старым интересам, вкусам, формам поведения. И вот это негативное проявление кризиса. Потому что это шаг назад, возврат к той позиции  и системе отношений, которая гарантировала эмоциональное благополучие, чувство уверенности, защищенности. Уж очень хорошо быть и оставаться ребенком. Только во взрослой жизни от этого возникает множество проблем окружающим и особенно родителям.

Как правило,  в симптомах кризиса присутствует и та, и другая позиция. Подросток, отстаивая перед взрослыми свои новые оценки и устремления, стремясь расширить рамки дозволенного поведения, одновременно ждет и помощи, поддержки, защиты. Ждет, что взрослые оградят его от слишком рискованных шагов.

Но самым сложным моментом данного периода является суицидальное поведение. Подросток относится к самоубийству, как к игре, не понимая, что стоит за этим. Ему кажется, что он все равно будет. Он никогда не умрет. Суицидальное поведение подростка отличается достаточно большим многообразием: это и определенные мысли, и высказывания, и намерения, и попытки, и угрозы. И ничего из данного ряда нельзя оставлять без внимания.

Приемы разрешения кризиса – родители должны дать подростку 3 вещи: понимание,  практическую информацию и помощь в становлении независимой личности. Подросток должен имеет возможность безбоязненно выражать свои мысли и чувства, а родители должны принять его право на возражения. Очень сложно, когда взрослый не умеет сдерживать своих чувств, но значительно сложнее вернуть потерянное уважение и доверие взрослеющего ребенка.

  • Юношеский возраст ставит во главу угла поиск своего места в жизни взрослых. Основным содержанием кризиса юности являются кризис идентичности и кризис интимности.

Приемы разрешения кризиса – Первое: родителям необходимо выяснить, являются ли трудности, странности или особенности поведения ребенка проявлениями независимости, самостоятельности или в его поведении действительно присутствуют признаки каких-либо психических расстройств и социальных отклонений. Второе: родителям необходимо определиться, какую позицию занять по отношению к своему ребенку: гиперопеку или позицию помощи и поддержки.

 

Список литературы:

В. Б. Шапарь «Психология кризисных ситуаций»,  Ростов – на  - Дону, «Феникс» 2008г.

Опубликовано: 11.07.2015