Доклад «Физкультурно-оздоровительная работа в детском саду»

Конференция: Современные педагогические технологии

Автор: Сягаева Ольга Николаевна

Организация: МБДОУ Детский сад №38 «Лесная поляна»

Населенный пункт: Пермский край, г. Чайковский

Вырастить ребёнка  здоровым, сильным, крепким - это желание родителей и одна из ведущих задач, стоящих перед дошкольным учреждением, ведь это значит заложить фундамент в развитии здорового поколения в будущем.  

Основными задачами детского сада по физическому воспитанию дошкольников являются:

  • Охрана и укрепление здоровья детей
  • Формирование жизненно необходимых двигательных умений и навыков ребёнка в соответствии с его индивидуальными особенностями, развитие физических качеств
  • Создание условий для реализации потребности детей в двигательной активности
  • Воспитание потребности в здоровом образе жизни
  • Обеспечение физического и психического благополучия.

Успешное решение поставленных задач возможно лишь при условии комплексного использования всех средств физического воспитания: рациональный режим, питание, закаливание  и движение (утренняя гимнастика, развивающие упражнения, спортивные игры, физкультурные занятия).

Чтобы обеспечить воспитание здорового ребёнка, работа в нашем детском саду строится по нескольким направлениям:

  • Создание условий для физического развития и снижения заболеваемости детей
  • Повышение педагогического мастерства и деловой квалификации воспитателей детского сада
  • Комплексное решение физкультурно- оздоровительных задач в контакте с медицинскими работниками
  • Воспитание здорового ребёнка совместными усилиями детского сада и семьи.

Для полноценного физического развития детей, реализации потребности в движении в детском саду созданы определённые условия.

В детском саду оборудован физкультурный зал для физкультурных занятий с разнообразным физкультурным оборудованием. Всё это повышает интерес детей  к физкультуре, увеличивает эффективность занятий, позволяет детям упражняться во всех видах основных движений в помещении. Для стимулирования интереса детей к физкультурным занятиям используем как традиционное, так и нетрадиционное оборудование.

В группах созданы уголки физической культуры, где располагаются различные физические пособия, в том числе и для профилактики плоскостопия.

На территории детского сада имеется спортивная площадка с «полосой препятствий», гимнастическими стенкам, футбольными воротами.

В целях оздоровительной и лечебно-профилактической работы с детьми нами была разработана система профилактической и коррекционной работы.

Каждый день ребенка в детском саду начинается с утренней гимнастики по возможности на свежем воздухе, которая позволяет получить заряд бодрости, дает стимул к рабочей активности на занятиях. Мой опыт работы показал, что детям нравится проведение утренней гимнастики в нетрадиционных формах (сюжетные, использование элементов ритмической гимнастики, танцевальных движений, подвижных игр с разными уровнями подвижности).

Занятия требуют от детей длительного напряжение, связанного с поддержанием определенной позы и значительными зрительными нагрузками. В связи с этим в учебно-воспитательный процесс мы включаем оздоровительные мероприятия: гимнастика для глаз, дыхательная гимнастика, физминутки, которые необходимы для снятия психо-эмоционального напряжения.

В зимний период на физкультурных занятиях  дети учатся кататься на лыжах.

В нашем саду функционирует бассейн. Плавание оказывает благотворное воздействие на детский организм. Укрепляется психическое и физическое здоровье, функциональная  система организма, развиваются способности ориентироваться в воде, дети учатся произвольному расслаблению мышц, а так же быстро реагировать и перестраивать двигательные действия. Во время занятий развиваются коммуникативные качества.

После занятий наступает время прогулок, происходит динамическая перемена деятельности. Поэтому наши прогулки состоят из подвижных и спортивных игр, эстафет и соревнований, свободной двигательной активности.  Для этого на каждом участке предусмотрено физкультурное оборудование: лестницы, змейки, дорожки для бега, кольца для мячей, оборудование для подлезания, перешагивания, перелезания, площадки для подвижных игр, игровое оборудование.

Любому родителю интересно как проходит жизнь ребенка в детском саду, поэтому форма работы через родительские уголки является традиционной. В них мы помещаем практический материал, советы, задания, конкретные игры, в которые можно поиграть. На стендах детского сада помещаем фотовыставки, из которых родители получают информацию, о том, что делает ребенок в детском саду,  о  пройденных мероприятиях.

Физкультурные  праздники и развлечения в  детском саду - это всегда зрелищные и радостные события. Их ждут, к ним готовятся, они надолго остаются в памяти детей. Физкультурные праздники оказывают действенное влияние на формирование детской личности. Совместная деятельность, достижение хороших результатов командой, преодоление трудностей сплачивает коллектив, вызывает чувство ответственности (индивидуальной и коллективной). Дети приучаются сопереживать успехам и неудачам товарищей, уметь радоваться их достижениям, поддерживать хорошие, дружеские взаимоотношения между собой, быть предупредительными и заботливыми к младшим по возрасту. У них воспитывается стремление добиваться не только высоких индивидуальных, но и командных успехов. При этом развивается уважение к партнерам по игре, команде соперников.

Соревновательный характер проведения игр и упражнений на празднике способствует воспитанию целеустремленности, настойчивости и находчивости, смелости, решительности и других морально волевых качеств. Участие в физкультурных праздниках помогает детям глубже осознать значение систематических упражнений в двигательных действиях, достижении желаемых результатов, пробуждает интерес к регулярным занятиям физической культурой. В нашем детском саду мы используем следующие  формы работы: 

  • Весёлые старты
  • Папа, мама, я -  спортивная семья
  • Фестиваль «Спорт + музыка»
  • День лыжника
  • Туристский слет
  • Семейная спартакиада
  • Легкоатлетическая эстафета
  • Защитники Отечества и т.д.

В нашем детском саду проходят практику студенты Индустриального колледжа.

Физкультурно-оздоровительная работа невозможна без сотрудничества с родителями, ведь именно они больше всех заинтересованы в здоровье своего ребёнка. Необходимо ежедневно  уделять детям  хотя бы несколько минут. Небольшие занятия должны проходить в форме игры. Ребёнок охотно выполнит все ваши задания.  Прекрасно, если вы ободрите ребёнка похвалой, удивитесь тому какой он крепкий, ловкий и сильный, сколько и как умеет делать.

Совместные тренировочные занятия не только формируют у детей устойчивый интерес и влечение к занятиям физической культурой и спортом, но и совершенствуют их физическое развитие и физическую подготовку. Способствуют расширению у родителей и детей общих интересов, укреплению внутрисемейных связей, установлению доброжелательных межличностных отношений.  Формируют  добрые семейные  традиций, улучшают  нравственный  климата в семье.

Активный интерес к физическим упражнениям побуждают спортивные предметы: мячи, обручи, скакалки, лыжи…. Очень хорошо, если дома есть спортивный уголок. Обязательно используйте любую возможность вместе подвигаться на свежем воздухе: поиграть в подвижные игры, покататься на велосипеде, лыжах, санках, роликовых коньках.

Чем более крепким здоровьем и хорошими физическими данным мы вооружим наших детей, тем лучше они приспособятся к новым социальным условиям.

Опубликовано: 11.07.2015