Формы сотрудничества с родителями в ДОУ

Конференция: Современные педагогические технологии

Автор: Сухова Наталья Ивановна

Организация: МДОБУ «Детский сад № 19»

Населенный пункт: Оренбургская область, г. Бузулук

«Оттого, как прошло детство, кто вёл

ребенка за руку в детские годы, что вошло

в его разум и сердце из окружающего мира –

от этого в решающей степени зависит, каким

                человеком станет сегодняшний малыш».

                                                                                      /В. А. Сухомлинский/

Детство – незабываемая пора в жизни каждого человека. Она наполнена добрыми руками родителей и заботой воспитателей. Родительская любовь даёт человеку «запас прочности», формирует чувство психологической защищённости. Кто помогает родителям в воспитании детей? Воспитатели – первые помощники родителей, в их руках дети становятся любознательными, активными, творческими.

Семья и детский сад - два воспитательных феномена, каждый из которых по - своему дает ребенку социальный опыт, но только в сочетании друг с другом они создают оптимальные условия для вхождения маленького человека в большой мир.

Отношение государства к семье и к семейному воспитанию менялось на разных этапах общественного развития. Сегодня отношение государства к семье изменилось, но стала другой и сама семья. Впервые в Законе «Об образовании» (ст.18) сказано о том, что именно родители являются первыми педагогами своих детей, а ДОУ существует в помощь семье. Сменились акценты, главной стала семья, хотя вопросы педагогического просвещения по-прежнему актуальны. Для обеспечения благоприятных условий жизни и воспитания ребёнка, формирования основ полноценной, гармоничной личности необходимо укрепление и развитие тесной связи и взаимодействия детского сада и семьи. Поэтому необходим активный курс на создание единого пространства развития ребёнка, как в ДОУ, так и в семье.

В настоящее время политика государства в сфере репродукции и воспитания подрастающего поколения направлена на улучшение положения семьи как института социализации. В этой связи перед российским педагогическим сообществом встаёт проблема поиска новых современных подходов к организации взаимодействия детского образовательного учреждения с семьями своих воспитанников. Поэтому в основе новой философии взаимодействия семьи и дошкольного учреждения, как уже было отмечено выше, лежит идея о том, что за воспитание детей несут ответственность родители, а все другие социальные институты призваны помочь, поддержать, направить, дополнить их воспитательную деятельность.

Признание приоритета семейного воспитания, требует и новых отношений семьи и дошкольного учреждения. Имея свои особые функции, они однако не могут заменить друг друга, и установление контакта между ними необходимое условие успешного воспитания ребенка дошкольного возраста.

Дошкольное учреждение в развитии ребенка играет важную роль: здесь он получает свои первые знания, приобретает навыки общения с другими детьми и взрослыми, учится организовывать собственную деятельность. Однако, насколько эффективно ребёнок будет овладевать этими навыками, зависит от отношения семьи к дошкольному учреждению. Гармоничное развитие дошкольников без активного участия его родителей в образовательном процессе вряд ли возможно.

Родители и педагоги - две мощнейшие силы, роль которых в процессе становления личности каждого человека невозможно преувеличить. Актуальное значение приобретает не столько их взаимодействие в традиционном понимании, сколько, и прежде всего, взаимопонимание, взаимодополнение, сотворчество ДОУ и семьи в воспитании и образовании подрастающего поколения. Но, чтобы детский сад стал реальной, а не декларируемой открытой системой, родители и педагоги должны строить свои отношения на психологии доверия.

На чем основывается доверие родителей к педагогу? На уважении к опыту, знаниям, компетентности педагога в вопросах воспитания, но, главное, на доверии к нему в силу его личностных качеств (заботливость, внимание к людям, доброта, чуткость).

Практика показывает, что потребность во взаимной помощи испытывают обе стороны - и дошкольное учреждение, и семья. Однако эта потребность зачастую бывает неосознанной, а мотивы взаимодействия семьи и детского сада не всегда совпадают. Родители обращаются к педагогу с советами, предложениями, просьбами, касающимися каких-либо текущих событий. Например, не кормить ребенка насильно, проследить, как он одевается на прогулку, и т.д. Педагогов семья интересует, прежде всего, как источник знаний о ребенке: соблюдается ли дома режим дня, приучают ли малыша к самостоятельности, какую пищу он предпочитает дома и т.д.

Родители и педагоги зачастую испытывают недостаток информации о воспитании ребенка, особенностях его развития вне границ их воздействия. Педагог, как правило, ссылаясь на недостаток времени, скуп на общение с родителями. Но по долгу службы, по уровню подготовленности к воспитательной деятельности именно педагог должен демонстрировать конкретные позитивные способы взаимодействия с родителями. Это, прежде всего ежедневная краткая, но содержательная беседа о том, что было особенно значимо в поведении, деятельности ребенка. Задача педагога - подметить и рассказать родителям, какие маленькие «росточки» нового появились у их ребенка.

Итак, отношения дошкольного учреждения с семьей должны быть основаны на сотрудничестве и взаимодействии при условии открытости детского сада как внутрь, так и наружу. Вот некоторые  психолого-педагогические правила такого взаимодействия.

Первое правило. При работе ДОУ с семьей должны быть действия и мероприятия, направленные на укрепление и повышение авторитета родителей. Нравоучительный, назидательный, категоричный тон нетерпим в работе воспитателя, так как он может быть источником обид, раздражения, неловкости. Потребность родителей посоветоваться после категорических «должны», «обязаны» исчезает. Единственно правильная норма взаимоотношений педагога и родителей - это взаимное уважение. Ценность таких отношений в том, что и у педагога и у родителей развивают чувство собственной ответственности, требовательности, гражданского долга. Педагог в выборе форм и методов работы должны исходить из необходимости укреплять и повышать авторитет родителей в глазах детей.

Второе правило. Доверие к воспитательным возможностям родителей, повышение уровня их педагогической культуры и активности в воспитании. Психологически родители готовы поддержать все требования, дела и начинания школы. Даже те родители, которые не имеют педагогической подготовки и высокого образования, с глубоким пониманием и ответственностью относятся к воспитанию детей.

Третье правило. Педагогический такт, недопустимость неосторожного вмешательства в жизнь семьи. Педагог - лицо официальное, но, по роду своей деятельности нередко становится вольным или невольным свидетелем отношений, скрывающихся от «чужих». Какой бы ни была семья, какими бы воспитателями ни были родители, хороший педагог должен быть всегда тактичным, доброжелательным. Все знания о семье он должен обращать на утверждение добра, помощи родителям в воспитании.

Четвертое правило. Жизнеутверждающий, мажорный настрой в решении проблем воспитания, опора на положительные качества ребенка, на сильные стороны семейного воспитания, ориентация на успешное развитие личности. Формирование характера воспитанника не обходится без трудностей, противоречий и неожиданностей. При этом важно, если это воспринимается как проявление закономерностей развития (неравномерность и скачкообразный характер его, жесткая причинно-следственная обусловленность, избирательный характер отношений воспитуемого к воспитательным влияниям, мера словесных и практических методов воздействия), то сложности, противоречия, неожиданные результаты не вызывают растерянности.

Установление контактов с родителями, с семьей - первостепенная задача воспитателя, начало всех начал.

В последнее время  наблюдается взаимоотчуждение  детей и родителей, разрыв  теплых эмоциональных связей между старшим и подрастающим поколением. На второй план отходят доброта, милосердие, стремление к духовности. Причин этому несколько. Задача образовательных учреждений – вернуть эти ценности, привлекая  к этой работе и родителей.

Главным в работе любого ДОУ являются сохранение и укрепление физического и психического здоровья воспитанников, их творческое и интеллектуальное развитие, обеспечение условий для личностного и гармоничного роста. Для достижения высокой результативности воспитательно-педагогического процесса в ДОУ большое значение имеет работа с родителями воспитанников.

В основе взаимодействия ДОУ и семьи лежит сотрудничество педагогов и родителей, которое предполагает равенство позиций партнеров, уважительное отношение друг к другу взаимодействующих сторон с учетом индивидуальных возможностей и способностей. Сотрудничество предполагает не только взаимные действия, но и взаимопонимание, взаимоуважение, взаимодоверие, взаимопознание, взаимовлияние. Активная совместная работа педагогов и родителей позволяет лучше узнать друг друга, способствует усилению их взаимоотношений.

Понятие содружества подразумевает объединение кого-либо, основанное на дружбе, единстве взглядов, интересов. Но возможна ли взаимная дружба без общения, следовательно, без взаимодействия? Конечно же, нет. А так как содружество предполагает, прежде всего, открытость сердца навстречу друг другу, т.е. наличие эмпатии, то содружество, является наивысшей точкой взаимодействия ДОУ с семьёй.

Анализ психолого-педагогической литературы показал, что проблема взаимодействия семьи и ДОУ широко обсуждается педагогами и психологами – практиками.

Можно выделить основные принципы  организации работы с семьей:

-Открытость детского сада для семьи (каждому родителю обеспечивается возможность знать и видеть, как живет и развивается его ребенок);

-Сотрудничество педагогов и родителей в воспитании детей;

-Отсутствие формализма в организации работы с семьей;

-Создание активной развивающей среды, обеспечивающей единые подходы к развитию личности в семье и детском коллективе;

-Диагностика общих и частных проблем в воспитании и развитии ребенка.

Различные  исследования выявили проблемы, существующие во взаимодействии ДОУ с семьей, такие как нехватка времени и нежелание работать в сотрудничестве.

Проблема взаимодействия дошкольного учреждения с семьей на сегодняшний день остается актуальной, приобретая порой обостренный характер. Сложности в отношениях между семьями и образовательными учреждениями могут быть связаны, например, с несовпадением взаимных ожиданий, с имеющим иногда место недоверием родителей к воспитателям. Непонимание между семьёй и детским садом всей тяжестью ложится на ребенка. И мы, педагоги, очень часто испытываем большие трудности в общении с родителями по причине выбора формы взаимодействия.

Таким образом, анализ свидетельствует о необходимости нововведений в сотрудничество с родителями. Необходима разработка и внедрение системы работы для активного включения родителей в жизнь ДОУ. Все это позволяет нам рассматривать работу с родителями в качестве одной из проблем деятельности ДОУ на современном этапе модернизации системы образования. В связи с этим, вопрос поиска и осуществления современных форм взаимодействия дошкольного учреждения с семьей на сегодняшний день является одним из самых актуальных.

Выстраивая взаимодействие с родителями, можно развивать и использовать как традиционные формы – это родительские собрания, лекции, практикумы, так и современные формы – устные журналы, экскурсии, родительские клубы, акции, оздоровительные мероприятия, игры и т.п.

В последнее время наметились новые, перспективные формы сотрудничества, которые предполагают подключение родителей к активному участию, как в педагогическом процессе, так и в жизни детского сада. В нашей группе мы используем разнообразные современные формы работы с родителями. Что же к ним можно отнести:

Информационно-аналитические

анкетирование;

опрос;

"почтовый ящик".

Наглядно-информационные

родительские уголки;

семейный и групповые альбомы ;

фотовыставки;

мини-библиотека;

информационные стенды «ОКНО – очень короткие новости»;

выпуск газеты «ЖЗД – жизнь замечательных детей».

 

Познавательные

- нетрадиционные родительские собрания;

- устные журналы;

- консультации;

- совместные проекты;

- выставки детских работ, изготовленных вместе с родителями;

- совместные экскурсии в школу, библиотеку, музей;

- Дни открытых дверей;

- участие родителей в подготовке и проведении праздников, досугов;

- оформление фотовыставок;

- работа с родительским комитетом;

- беседы с детьми и родителями;

Досуговые

-праздники;

-совместные досуги;

-участие родителей в конкурсах, выставках.

Как видим – работа с родителями очень разнообразна и многогранна.

Коротко скажу о некоторых видах деятельности.

Одна из форм информационно-аналитической работы – почтовый ящик. Это коробка в виде почтового ящика , находится на стене,  в которую родители могут класть записки со своими идеями и предложениями, обращаться с вопросами к специалистам, заведующей или методисту, да, бывают и замечания какие-то. Заданные вопросы освещаются на родительских собраниях или даются специалистами письменно в родительском уголке. Такая форма работы позволяет родителям делиться своими мыслями с воспитателем и эффективна, когда нехватка времени мешает педагогу встретиться с родителями лично.

Так же о жизни группы родителям расскажет информационный стенд «ОКНО – очень короткие новости». В «ОКНЕ» отражаются наиболее важные события – праздники и развлечения, дни рождения детей, походы и экскурсии, встречи гостей, интересные занятия, конкурсы, продукты коллективного детского творчества, сочинения детей. При необходимости эти стенды легко превращаются в тематические: «Что такое безопасность?», «Еще раз о правах ребенка» и т.п.

Одной из самых традиционных, но эффективных познавательных форм работы с семьей остается родительское собрание. Однако из опыта работы мы знаем, что на непосредственное проведение встреч в виде отчетов и поучающих бесед родители откликаются неохотно, что вполне понятно. Нетрадиционный подход к проведению общих родительских собраний даёт возможность не только повысить посещаемость, но и привлечь родителей к сотрудничеству, установив с ними партнёрские отношения. Собственными изысканиями и опираясь на интересный опыт работы других педагогов, мы нашли выход из этого положения в изменении форм и методов проведения. Попытались построить общение не на монологе, а на диалоге. Данный подход потребовал от педагогов более тщательной и длительной подготовки, но и результат стал ощутимее. Собрания проводим в форме дискуссий, круглых столов, посиделок и т.д. Первый раз попробовали использовать  видеозаписи деятельности детей, фрагменты занятий, развлечений. Для того, чтобы заинтересовать родителей проблемой, привлечь их внимание, пробовали готовить записи ответов воспитанников на диктофон. В качестве информационного оповещения о собрании изготавливали приглашение-афишу с планом работы, индивидуальные пригласительные билеты, в оформлении которых принимали участие дети.

Интересная форма работы - семинар для родителей, например, на тему «Умеете ли Вы общаться с Вашим ребенком?»

Цель: дать возможность родителям поделиться друг с другом опытом воспитания ребенка.

Игровое упражнение «Закончи предложение».

Ведущий начинает предложение, а родители его продолжают. «Общение с ребенком — это...

« Родители через диалог с ребенком дают ему почувствовать..

Такие упражнения заставляют родителей задуматься, остановить ценные моменты общения со своим ребёнком, сблизиться.

Резюме. Общение с ребенком — это взаимовосприятие, обмен информацией, переживаниями, взаимодействие. Результат общения — образ «я», взаимоотношения, самооценка.

Игровая ситуация «Что бы Вы сказали?»

«Вам нездоровится, к Вам обращается ребенок, Вы...

«Вы зовете ребенка есть, а он не идет, Вы...

«Если ребенок что-то разбил, то Вы...

Выслушав ответы родителей, прослушиваются ответы детей, записанные на магнитофон. Дети говорили о том, как поступают их родители в выше перечисленных ситуациях.

Игровое упражнение «Вы­бери адекватный ответ»

Родителям раздаются карточки с ситуацией и предполагаемыми вариантами ответа. Необходимо вы­брать адекватный данной ситуации вариант.

Ситуация 1

Вы заходите в комнату и видите, что ребенок разбросал игруш­ки. Вы сердитесь и говорите:

-  «Сколько раз я тебе повторяла, как надо играть»;

-  «Я сержусь, когда ты не убираешь игрушки на место»;

-  «Ты опять устроил свалку из игрушек, ну и неряха».

Ситуация 2

Вы заняты очень важным делом. К Вам обращается ребенок и просит поиграть с ним. Ваши слова:

- «Не сейчас, видишь, я работаю»;

- «Займись чем-нибудь,  вот возьми бумагу и порисуй»;

- «Я сейчас работаю и не могу поиграть с тобой, но скоро я освобожусь, и мы обязательно поиграем».

Ситуация 3

Ребенок приходит с улицы грязный. Вы говорите:

-  «Вечно ты приходишь с улицы как поросенок»;

-  «Ты посмотри, каким чистым приходит с улицы Миша (Света), а ты?!»;

-  «Я сержусь, когда ты приходишь домой грязным».

Ситуация 4

Встретившись на улице с колле­гой по работе, Вы разговорились. Ваш ребенок то и дело прерывает разговор: «Мама (папа), пойдем!» Ваши слова:

-  «Ты что не видишь, я с тетей разговариваю»;

-  «Мне трудно разговаривать, когда меня прерывают»;

-  «Не мешай нам разговаривать».

Таким образом, с помощью различных методов и подходов,  увеличили   процент посещаемости собраний. Ещё один способ привлечь, заинтересовать родителей – приглашение различных специалистов, психологов для консультаций, решения различных проблем. Родители сами иногда предлагают – с кем бы они хотели встретиться и побеседовать, задать вопросы.

Самая популярная и любимая, нами как воспитателями, так и родителями форма работы –досуговая.  Здесь наиболее полно раскрываются возможности для сотрудничества. Доброй традицией стало ежегодное проведение оздоровительных мероприятий, не зависящих от времени года. Совместно с детьми родители принимают активное участие в спортивных праздниках «Мама, папа, я – спортивная семья», «В здоровом теле – здоровый дух» и т.д. Подобные мероприятия сплачивают семьи, дают возможность взглянуть друг на друга в новой обстановке, укрепляют сотрудничество между семьей и детским садом. По итогам таких праздников также выпускаются газеты, листовки, альбомы с фотографиями.

Хочется поделиться такой формой как акция. Традиционным стало проведение ежегодной акции: «Подари книгу детям». У многих дома есть книги и игрушки, из которых дети «выросли». Сколько воспитательных моментов таит в себе эта маленькая акция! Это и бережное отношение к старым вещам; при этом дети учатся не только принимать подарки, но и делать их – это большой труд, воспитание души. 

Или, например, акция «Чистый дворик» – её название объясняется тем, что родителям как участникам предоставляется возможность показать личный пример ребёнку положительного отношения к природе.

Ещё один вид совместной работы – участие в сезонных конкурсах поделок, где участвуют также родители вместе  с детьми, что очень ценно. После  конкурса на собрании бывают отмечены грамотами все семьи, принявшие в нём участие.  

Хотелось бы сказать об одном важном моменте в системе работы с родителями. Каждый человек, сделав какую-нибудь работу, нуждается в оценке своего труда. В этом нуждаются и наши родители.

«Похвала полезна хотя бы потому, что укрепляет нас в доброжелательных намерениях», - писал Ф. Ларошфуко. Я думаю, что это актуально всегда и везде. Не забывайте хвалить своих родителей. Мы всегда делаем это при любом удобном случае, и родители платят  тем же.

Таким образом, получить готовый теоретический материал по той или иной теме, обсудить различные ситуации детско-родительского взаимодействия, предложить свои варианты решения и попытаться посмотреть на многие вопросы «глазами ребёнка», чтобы лучше понять своих детей, становится возможным благодаря разнообразным формам взаимодействия с родителями.

Психолого-педагогическое просвещение родителей с целью повышения их педагогической культуры - одно из направлений деятельности дошкольного учреждения.

Планируя психолого-педагогическое просвещение родителей, нужно исходить из следующих задач:

- сделать ДОУ и семью союзниками в воспитании детей;

- обеспечить полное взаимопонимание и согласованное взаимодействие ДОУ и семьи в осуществлении комплексного подхода к воспитанию;

- нейтрализовать возможное отрицательное влияние семьи на ребёнка;

- компенсировать проблемы семейного воспитания: выявлять, поддерживать и развивать воспитательный потенциал семьи.

В заключении хотелось бы еще раз подчеркнуть, что семья и дошкольное учреждение – два важных социальных института социализации ребенка. Без родительского участия процесс воспитания невозможен, или, по крайней мере, неполноценен. Опыт работы с родителями показал, что в результате применения современных форм взаимодействия позиция родителей стала более гибкой. Теперь они не зрители и наблюдатели, а активные участники в жизни своего ребёнка. Такие изменения позволяют нам говорить об эффективности использования современных форм в работе с родителями.

 

Литература:

Закон Российской Федерации «Об образовании». - М.: ТЦ Сфера, 2006. - 46 с.

Арнаутова Е.П. Планируем работу с семьей. // Управление ДОУ 2002г., № 4. – 66с.

Евдокимова Н.В., Додокина Н.В., Кудрявцева Е.А. Детский сад и семья: методика работы с родителями: Пособие для педагогов и родителей. М: Мозаика – Синтез, 2007 – 167с.

Свирская Л. Шпаргалки для родителей // Детский сад со всех сторон.2002 – 147с.

Антонова Т. Проблемы и поиск современных форм сотрудничества педагогов детского сада с семьей ребенка / Т.Антонова, Е.Волкова, Н.Мишина // Дошкольное воспитание, 2005. - №6. - С.66-70.

Арнаутова Е.П. Методы обогащения воспитательного опыта родителей / Е.П.Арнаутова // Дошкольное воспитание, 2004. - №9. - С.52-58.

Белоногова Г. Педагогические знания - родителям / Г.Белоногова, Л.Хитрова // Дошкольное воспитание, 2003. - №1. - С.82-92.

Бутырина Н.М. Технология новых форм взаимодействия ДОУ с семьей: учеб.-метод. пособие / Н.М.Бутырина, С.Ю.Боруха, Т.Ю.Гущина и др. - Белгород: Белгор. гос. ун-т, 2004. - 177 с.

Григорьева Н. Как мы работаем с родителями / Н.Григорьева, Л.Козлова // Дошкольное воспитание, 2006. - №9. - С.23-31.

Давыдова О.И. Работа с родителями в детском саду / О.И.Давыдова, Л.Г.Богославец, А.А.Майер. - М.: ТЦ Сфера, 2005. - 144 с.

Данилина Т.А. Современные проблемы взаимодействия дошкольного учреждения с семьей / Т.А.Данилина // Дошкольное воспитание, 2005. - №1. - С.41-49.

Сгибнева Е.В., Ерошкина Н.А. Нетрадиционные формы проведения общего родительского собрания /Е.В.Сгибнева, Н.А. Ерошкина// Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения, 2011.- №8. – с.42

Опубликовано: 09.07.2015