Игровая деятельность как средство социализации дошкольников

Конференция: Современные педагогические технологии

Автор: Фаткуллина Илюза Раисовна

Организация: МБДОУ №68

Населенный пункт: Республика Башкортостан, г. Уфа

Одна из главных сфер воспитания детей до школы – игра. Поэтому при разработке проблем дошкольного воспитания, естественно, к ряду главных относятся воспитательные возможности игры.

Учитывая эти возможности, следует рассматривать игру как форму воспитания, как средство для решения определенных воспитательных задач по отношению к детям дошкольного возраста.

Игра как деятельность ребенка развивается по своим законам. В зависимости от того, насколько изучены закономерности игровой деятельности, удается в большей или меньшей мере использовать их для воспитательных целей.

Как развивалась педагогика игры в общих концепциях дошкольного воспитания, какие происходили в ней сдвиги и изменения?

Прежде всего, нужно помнить, что игра, разрешая по преимуществу образовательные задачи, является в то же время то содержанием, то формой, то методом образовательной работы с маленькими детьми.

Обратимся к наиболее распространенным системам воспитания детей дошкольного возраста. В педагогике Фребеля, который первым квалифицировал игру как педагогическое явление, игра дидактизирована, она выполняет задачи обучения. С ее помощью детям даются представления о форме, величине, цвете, овладении движением (подвижные игры). Игра служит методом при пользовании дидактическим материалом – «дарами» [3]. В педагогике Декроли игры также употребляются по преимуществу как образовательное средство. В свое время все это было большим завоеванием в разработке конкретной педагогики детей дошкольного возраста [1].

Еще в двадцатых годах прошлого века американская педагогика делает решительный шаг в преодолении неофребелизма: снижается значение собственно дидактических игр, на первый план выступают материалы для строительных игр и конструирования (Патти, Смис, Хилл и др.) [2].

Для современной  дошкольной педагогики характерно стремление поставить ролевые игры детей на службу дидактики. Стремление это вполне понятно: дидактические игры в их обычной форме широко разработаны, и новшества здесь внести трудно. Мало нового, к примеру, в содержании и форме дидактических игр на развитие речи, математических представлений и счета.

Из этой общей концепции образовательных игр нельзя исключить и подвижные игры, правда, подчиненные задачам физического «образования». Воспитательная концепция педагогики игры представлена значительно слабее, и главным образом в психологическом аспекте тех же дидактических игр – воспитания внимания, памяти, мышления, речи.

В настоящее время детские игры вовлекаются в систему организующих моментов и подчиняются их содержанию. Возникает методика «стимуляции» игр, т.е. влияния на их направление путем организации игровой среды, разработки содержания игр соответственно тому или иному организующему моменту.

Считается, что лучшие дидактические игры составлены по принципу самообучения, т.е. так, что сама игра направляет ребенка на овладение знаниями и умениями. Участие взрослого часто даже не требуется. Однако исследования показали и практика подтверждает, что путем самообучения невозможно достигнуть того, чтобы каждый ребенок в группе овладел программными знаниями и умениями. Обучение показывает, насколько важно, чтобы способы овладения знаниями и навыками дал детям взрослый. Это центральное и определяющее звено в обучении. Только при этом условии возникает необходимость поднять всех детей группы на программный уровень развития и избежать слабых результатов [2].

Используя игру как форму организации жизни детей, необходимо добиться того, чтобы эта жизнь была интересна, содержательна, легка для детского коллектива и для отдельного ребенка, чтобы в ней были ситуации, побуждающие детей к более высоким формам общественного поведения и чувствам. Воспитание будет при этом осуществляться планомерно и организованно, не в виде внушения детям требований – быть честным, делиться с другими и т.д., а в самой организации их игровой деятельности.

События детской жизни сами подскажут воспитателю, какие образовательные задачи решать, в какой последовательности и как эти задачи будут относиться к отдельным детям, к коллективу. Воспитатель может и должен не только осторожно влиять на эти события, но и предвидеть их ход. Попадая в детский сад, ребенок сталкивается, прежде всего, с другими детьми. Поэтому важно, как он войдет в их среду, какое место займет в коллективе. Воспитатель должен учитывать многие факторы, которые развивают ребенка, - его интересы, личные качества, навыки общественного поведения и т.д. Что организовать, на чем сосредоточить внимание детей? Опыт организации общественной жизни ребят в детском саду подсказывает, что все начинается с самых простых, но вместе с тем и сложных вещей – приучить ребенка не мешать детям и чтобы ему не мешали. Это требует взаимопонимания, которое формируется не словесным воздействием, а практикой игры. Если этого не будет, то за успех дела ручаться трудно – тогда игры ребенка с детьми причинят ему много огорчений.

Чтобы в организации общественной жизни детей подняться до уровня играющего детского коллектива, нужно, чтобы взаимопонимание, взаимопомощь стали привычкой. На такой основе могут развиваться и более сложные отношения и нормы (привязанность, дружба). Это требует не только времени для развития игр, но и внимательной организации этих процессов в играх.

Чтобы игры стали подлинным организатором жизни детей, их активной деятельности, интересов и потребностей, необходимо чтобы в практике воспитания было богатство и разнообразие игр. Этим создается разнообразие детские интересов, поднимается уровень запросов, всестороннее развивающих детей. Лишь при этих условиях формируются индивидуальные склонности, способности и интересы.

Нужно иметь в виду, что ценность той или иной игры заключается не только в том, как она развивает движения, формирует воображение, представления об окружающем, но и в том, какие формы общественного поведения создает, какие качества нравственного порядка активизирует.

 

Список литературы:

1. История педагогики и образования: От зарождения воспитания в первобытном обществе до конца XX века./ Под ред. А.И. Пискунова. – М.: ТЦ «Сфера».

2. Усова А.П. Роль игры в воспитании детей. – М.: Издательство «Просвещение».

3. Фребель Фридрих. Будем жить для своих детей. (Сост. Л.М. Волобуева). – М.: Издательство «Карапуз».

Опубликовано: 28.06.2015