Социо-игровые технологии в развитии личности ребенка-дошкольника

Конференция: Современные педагогические технологии

Автор: Тырышкина Альфия Наильевна

Организация: МБДОУ «ЦРР – детский сад «Улыбка»

Населенный пункт: Республика Хакасия, г. Абаза

В своей педагогической практике применяем социо-игровые приёмы, упражнения направленные на поддержание интереса, доброжелательное отношение детей к сверстникам, на активизацию самостоятельности и инициативности ребёнка, его творческих способностей.

Мои педагогические принципы совпадают с принципами, которые лежат в основе данной технологии, и, в первую очередь, понимание того, что сегодня просто необходимо наличие у педагога нового взгляда на ребенка как на субъект (а не объект) воспитания, как на партнера по совместной деятельности.

Принципы, которыми я руководствуюсь в работе с детьми по социо-игровой технологии:

•     Воспитатель – равноправный партнёр. Он умеет интересно играть, организует игры, выдумывает их.

•     Снятие судейской роли с педагога и передача её детям предопределяет снятие страха ошибки у детей.

•     Свобода и самостоятельность в выборе детьми знаний, умений и навыков. Свобода не означает вседозволенность. Это подчинение своих действий общим правилам.

•     Смена мизансцены, то есть обстановки, когда дети могут общаться в разных уголках группы.

•     Ориентация на индивидуальные открытия. Дети становятся соучастниками игры.

•     Преодоление трудностей. У детей не вызывает интереса то, что и просто, а что трудно – то интересно.

•     Движение и активность.

•     Жизнь детей в малых группах, в основном шестёрках, бывает в четвёрках и тройках.

•     Принцип полифонии. За 133-мя зайцами погонишься, глядишь, и наловишь с десяток.

Сущность социо-игрового стиля работы его основатели Е. Ершова, В. Букатов определили такой формулировкой: «Мы не учим, а налаживаем ситуации, когда их участникам хочется доверять и друг другу, и своему собственному опыту, в результате чего происходит эффект добровольного и обучения, и научения, и тренировки».

Следуя этим советам, работу в рамках данной технологии организуем в три этапа:

На первом этапе мы научили детей делиться на команды, мы и раньше пользовались способами деления на подгруппы.Самые доступные из них   это деление по фигурам, разрезным картинкам, жеребьевка. Мыпознакомилиих сновым способам группировки:

-  деление на подгруппы по условию ( условия могут быть самыми разными  н-р:  деление с  использованием умений группировки предметов(объектов) -  на диких  и домашних животных, овощи фрукты, героев сказок и т. д.);

-  по счету (считалки, упражнение на группировку «Хлопушки»).

После того как дети  освоили способы деления, мы постарались выяснить как можно выбрать название команды из нескольких, предложенных вариантов и не поссориться. Остановились на «голосовании»

На следущеем этапе, чтобы научить детейдоговариваться, а значит слушать и слышать партнера, мы познакомили  детей с правилами работы в подгруппах.

Эти правила мы назвали «Волшебные правила общения» Волшебные потому что, толькособлюдая их, можно быстро найти  решение задачи, прийти к нужной цели и победить!

На третьем этапе, после того как дети запомнили правила работы в подгруппахмы, подобрав задания и  игры для малых групп (команд), создали условия для того, чтобы  каждый ребенок на практике осознал, как ему нужно организовать свое общение, чтобы как можно быстрее найти решение той или иной задачи. 

В видеосюжете, который мы вам представим, можно будет увидеть умения детей работать в подгруппах, умение соблюдать «Волшебные правила общения»

Н-р: заданием для команды было-«Работа по карте» Цель: формирование умений действовать совместно, слаженно, при необходимости пояснять  товарищу поставленные перед командой цели осуществлять  взаимоконтроль, принимать на себя ответственность за свою команду.

Дети при выполнении задания действуют не каждый сам за себя, а одной сплочённой командой.Каждый участник должен выполнять правило «разобрался сам объясни другому», чтобы каждый понял задание. Выслушивается мнение каждого участника  и если кто- то не согласен,  или имеет другую точку зрения,  задача команды объяснить, доказатьпочему он не прав и нужно действовать по другому.

Социо- игровая технология предполагает осуществление взаимодействия не только внутри  малой группы, но и между малыми  группами.  С этой целью мы подобрали ряд игр-заданий. Н-р игра «Да, нет», «Четвертый лишний», «Веселые задачки»

По условиям одна команда выполняет задание, а вторая проверяет правильность выполнения. Или одна команда может датьзадание для другой  и она должна проконтролировать правильностьвыполнения задания.Так реализуется принцип социо-игровой технологии – «взаимоконтроль»

3.Совместную деятельность организуется как в малых группах, так и в парах. При работе детей в паре  учитываютсяте же  правила  что и при работе в подгруппах.Смена лидерства, предусмотренная технологией, в подгруппах происходит по считалочке или по  жеребьёвке, а в паре поочередно.

4. Те умения конструктивного взаимодействия детей в  парах и микро группах, которые были сформированы посредством методов и приемов социо-игровой технологии  могут применяться и  в других видах совместной деятельности.  Н-Р  в художественно продуктивной деятельности (изготовление поделок, рисование, аппликаця – когда дети готовят коллективную работу  или поделку(рисунок) на двоих), в коммуникативной деятельности (пересказ, драматизация, сочинение рассказов (сказок),  в музыкально – творческой( постановка танца, оркестр), проектной и т.д. В любых видах совместной деятельности умения детей результативно работать в  малых группах и между группами непременно принесут только положительные результаты.

Приведу один пример. Двум командам было дано задание – договориться и  нарисовать какое-либо животное. Одна из команд уложилась во времени, а другая нет, так как никак не могли договориться о последовательности выполнения работы.Когда время вышло,  мы сравнили результаты командной работы. Дети, увидев итог, самостаятельно сделали вывод.Команда, неуспевшая справиться с заданием,  признала, что в самом начале они долго не могли договориться и поэтому потеряли много времени. Затем я предложила команде, которая быстрее выполнила задание рассказать о том, как они с самого начала договорились и работали (научили работе соперников). Так реализуется принципсоцио-игровой технологии – «взаимообучение»

На первых порах, в команде, получившей одно  общее задание, дети изъявляли желание строить (рисовать, решать) индивидуально(единолично). Мы это желание не могли запретить. Но всегда старались показать преимущества работы в команде. Из большого (общего) количества палочек можно выложить большой с всевозможными деталями автомобиль, а если их поделить на всех, то автомобиль не получиться, получится только маленькая тележка.

Представленные примеры взаимодействия детей в подгруппах  наглядно демонстрируют реализацию «Золотых правил» социо-игровой технологии.

В итоге проведенной нами работы нам удалось сформировать у детей умение эффективно взаимодействовать  в совместной деятельности со сверстниками.

 

Используемая литература:

1. «Социоигровые подходы в педагогике»  Е.Е.Шулежко

2. «Социоигровая педагогика в детском саду» В. Букатов

3. Материалы семинара «Социоигровая технология в детском саду»

Опубликовано: 28.06.2015