Психологическая подготовка учащихся к концертному выступлению

Конференция: Современные педагогические технологии

Автор: Сафонова Маргарита Владимировна

Организация: МАОУ ДОД ДШИ МО «Барышский район»

Населенный пункт: Ульяновская область, р.п.Измайлово

Цель работы:  преодоление  факторов  страха  перед  сценой, установка на успех, воспитание сценической выдержки и воли.

Проблема психологической подготовки музыканта-исполнителя к концертному выступлению – одна их важнейших тем в музыкально-исполнительском искусстве.
Нет артиста, который ни разу не пострадал от негативных форм сценического волнения.

Н. А. Римский-Корсаков часто повторял, что эстрадное волнение тем больше, чем хуже выучено сочинение. Для начинающих музыкантов нужно напомнить известное правило: на сцене случайной может оказаться неудача, но никогда случайно не возникает успех.
Однако сценическое состояние исполнителя зависит не только от того, насколько надёжно и крепко выучено музыкальное произведение.

Ощущение тревоги и беспокойства, испытываемое некоторыми музыкантами во время выхода на сцену, сопровождается изменениями в организме, типичными для любой стрессовой ситуации. Как отмечают психологи, в подобные моменты времени процессы в коре головного мозга не могут сдерживать возбуждение; поведение становится суетливым, внимание рассредоточивается, уровень помехоустойчивости и адаптивных возможностей снижается, эмоциональное напряжение быстро возрастает и не всегда адекватно ситуации.

Причины страха перед сценой

Волнение всегда имеет определенное объяснение, а дети-школьники могут волноваться из-за чего угодно: учил, но не выучил; пропустил урок; не позанимался  по своим или другим причинам; кто-то что-то сказал и.т.д. А ещё наши музыкальные дети учатся в СОШ, а там свои нагрузки, требования, проблемы. И ребёнку надо выполнить все задания, а если не получилось – зарождается маленький комочек страха, страх переходит в неуверенность в себя.

Преподаватель по специальному инструменту, занимающийся индивидуально с каждым ребёнком, должен быть и учителем, и  психологом.

Страх  –  это  чувство ненадежности. Ничего не следует так бояться, как самого страха!

Как защитить себя от страха перед сценой?

В моменты стресса в глубине души человек жаждет  сочувствия: «Пожалейте меня, я волнуюсь»!    Однако  в результате разговоров о своих страхах можно оказаться в  еще  более  тяжелом положении, так как волнение, будучи объектом внимания,  прогрессирует.  Даже думать о нем опасно, а называть тем более.

Если музыкант  становится  жертвой опасного волнения,  он  должен  спросить  себя:  «Всегда  ли  я  учу  музыку добросовестно? Всегда ли я благоприобретаю в своих практических занятиях или я поиграл, чтоб бабушка на кухне услышала? Не полагаюсь ли я на  «авось» или и так сойдёт? Делаю  ли  я  все,  что  в моих силах, чтобы получить элементарную похвалу, добиться успеха?» 

Чтобы научится владеть  собой перед публикой, надо начинать с того,  чтобы  следить за собой  дома, применять метод моделирования концертной ситуации в домашних условиях (или в классе),  где можно тренировать распределённость внимания и  сосредоточенность  ежедневно.  Это помогает самонастройке, эмоциональной устойчивости, что  важно  в данный момент.

Распространенной причиной  волнения  является  внушенная  извне мысль  о  возможном  провале.  Даже  случайное  (пусть  самое  невинное)  замечание   друга   о возможном  провале может привести к катастрофе, если человек не  подготовлен к такого рода разговорам и не умеет их проигнорировать. Попав  на  благоприятную  почву  хрупкого детского сознания, она может развиться в  опасное  самовнушение.  Юность  особенно   беззащитна   против   посторонних влияний, но вредное внушение порой  оказывает  парализующее  действие  и  на взрослого. 

Каждый может  забыть несколько тактов во время  выступления, но вместо  разговоров  о  досадном происшествии и размышлений о нем до конца своих дней, надо сделать  единственно разумную вещь – постараться в следующий раз сыграть лучше.

Если исполнитель играет с  душой, если есть желание доставить удовольствие слушателям, соответствовать их ожиданиям,  публика  и  комиссия всегда простят  ему несколько  фальшивых  нот  и  небольшую  осечку  памяти.  

Исполнитель должен игнорировать любой промах,  допущенный  на  эстраде,  иначе, разволновавшись из-за одной фальшивой ноты, можно  загубить  всю  программу. Если первое произведение прозвучало менее удачно - стараться сконцентрироваться на более удачное исполнение второго, надеяться только на лучшее.

Сцена всегда остаётся повышенным стрессогенным фактором. От учащегося до опытного музыканта сценическое волнение переживает каждый по-своему, когда выходит исполнять и остаётся один на один  перед публикой. Надо учиться корректировать сценическое поведение и сценическую культуру, подчиняя нервную систему интеллектуально-творческому  внутреннему самоконтролю. До тех пор, пока человек не способен относиться к себе как к объекту восприятия и ясно представлять себе, как ему следует поступить, он не может реагировать на свои действия. Даже  самый  опытный  музыкант   не застрахован от провала на сцене, если он  не  готов  к  исполнению.

Нет двух артистов, которые испытывают  одинаковое психологическое состояние  в  момент  выхода  на  концертную площадку.   Один   исполнитель смертельно  боится  ошибиться,  забыть  текст;  другой  смущён   обстановкой концертного зала - ему не по себе от сотен устремлённых на него глаз.  Кто-то хочет  больше  того,  на   что   способен,   и   мучается, чувствуя   свою беспомощность, кому-то всё надоело  и  он  мечтает  поскорее  уйти  домой.  А некоторые музыканты испытывают состояние творческого подъёма и  с  радостью, с нетерпением ждут общения с публикой, у них есть потребность к сценическому самовыражению.

Важно тренировать помехоустойчивость.

Внешние помехи коммуникативного происхождения – чаще со стороны слушателей: кашель, передвижение по залу, звук упавшего номерка, мобильник, неожиданное отключение электроэнергии и.т.д.

Помехи материально-технического плана: инструмент, неудобство одежды, сиденья, микроклимат зала, сцены.

Помехи соматического характера: состояние игрового аппарата, неразыгранность, общее состояние здоровья.

Выдержка, воля, самообладание – эти качества вырабатываются годами ежедневной тренировки. Только приятные  эмоции вытеснят постепенно страхи, поскольку теперь уже внимание  сосредоточено  на другом, более значимом.

«Успех нас первый окрылил!» А.С.Пушкин.

Формировать установку на успех у своих учащихся нужно с первого урока. Конкретно ещё не знаешь, будет ли этот ребёнок участвовать в исполнительских конкурсах различного уровня, но играть через три месяца на концерте первоклассников «Моё первое выступление», выходить на сцену и оставаться один на один с инструментом при полном зале взволнованных родителей – это уже предопределено, это просто надо по выполнению учебного плана.

Откуда же берёт свои истоки успех?

От веры в себя, веры в то, что «ты сможешь». Живительным воздухом является успех. Успех настойчиво и кропотливо формируется. Ребёнку даётся ясное и посильное домашнее задание, на следующем уроке при проверке задания нужно найти малейшую зацепку для похвалы, идёт акцент на положительное, даже если оно мало и незначительно. Ребёнок справился, это его маленький личный успех на уроке. От осознания успеха рождается и интерес, который в свою очередь помогает создавать привычку трудиться и, модно говоря - мотивацию к обучению и познанию. Успех на уроке -> успех перед мамой -> успех на концерте -> успех на конкурсе, а далее – успешность по жизни (из общения с бывшими выпускниками, которые представляют собой «сегодняшнее нашей страны».)

Состояние готовности к исполнению  имеет  очень  важное  функциональное значение. Установка самосознания – от полной концентрации на мыслях о себе «любимом» до полной концентрации на мыслях об объекте: художественном образе исполняемого произведения, о темпе и характере. Работает метод от простого к сложному, от сложного к самостоятельному, от самостоятельного к творчеству. Детская песенка «Ходит зайка по саду» тоже требует создания образа, характера, соответствующего темпа, как и «Ноктюрн» Ф. Шопена, требующий высокого исполнительского мастерства. 

Быть готовым к выходу на сцену с  чувством  уверенности, верой в удачу, верой в свои знания, которые воплощаются в действии, с желанием доставить своей игрой удовольствие слушателям, соответствовать ожиданиям родителей и преподавателя – это и есть надёжность концертного выступления, тогда легче обрести  сценическое состояние, способствующее  успеху.    Чем  больше  исполнительский опыт, чем чаще музыкант выходит на концертную эстраду, тем реже страдает от сценического волнения. Успех достигается там, где  все  три  функции  психики  -  интеллектуальная, эмоциональная и двигательная - действуют  согласованно,  поочерёдно  уступая друг другу доминирующее положение, как в хорошем камерном ансамбле.

День концерта

Так как наши музыканты ещё дети и каждый миг им может дать благоприобретение в малейшем, то накануне  концерта  нужно открыть ноты и посмотреть нотные тексты: освежить в памяти слова учителя, на что обращалось внимание, просто посмотреть «свой такт», который был когда-то проблемный, тональность, вступление, оттенки  и.т.д.  Сыграть программу целиком, на выдержку, представив концертную ситуацию в своей комнате (воображение для этого уже развито). Провести самоконтроль: обратить внимание мысли и слуха на своё исполнение, включить позицию стороннего наблюдателя (слышать себя со стороны, акустический слух) и самостоятельно устранить случившиеся потери.

В день  концерта  важна  каждая  мелочь: покушать заранее, перед  выходом  из  дома проверить взята ли сменная концертная обувь, ноты, носовой платок, на  дорогу  к  месту  выступления  нужно предусмотреть время с  большим  запасом,  чтобы  не  создать  дополнительных ситуаций беспокойства, в зимнее время согреть руки в тёплых варежках.

Разыграться в комфортных темпах, желательно на другой программе, но если таковой нет, то повторить свою программу в медленном спокойном темпе, быстрая игра ведёт к усилению беспокойного состояния, растрачиванию нервной энергии. Хотя, необходимо отметить,  что  разным  исполнителям  необходимы  различные приемы самонастроя. Каждый музыкант вправе выбирать то «лекарство»,  которое оказывает и на него и на его сценическую волевую выдержку положительное воздействие.

После концерта можно спросить родителей: «Как Вы себя чувствовали сидя в зале? А если бы Вы сейчас играли на сцене, можете себя представить?». Выслушиваю эмоциональную экспрессию и прошу, чтобы каждый родитель восхитился своим ребёнком, праздником музыки в школе, который сейчас продолжится дома за сладким столом. Даём тайм-аут будничному быту, дарим праздник ребёнку и себе, и тогда внутреннее состояние духа рождает торжество, так необходимое в нашей проблемной жизни. Одновременно идёт воспитание ребёнка: хороший результат, получившийся от хорошего труда, награждается поощрением.

Ещё один очень важный момент – научить учащегося правильно относиться к неудачам, ведь это тоже результат, тоже опыт и  воспринимать  это как  временное явление, а не катастрофу, как неприятный, но проходящий урок.  Неудачи должны вызывать не долгие размышления о них, уныние и апатию, а рождать стремление в следующий  раз  сыграть лучше. Даже когда программа выступления кажется идеально выученной и ты готов ее играть на сцене, можно проверить – а насколько хорошо, твёрдо и качественно знаешь наизусть? Мы проверяем себя  так:
1. Уверенным, крепким звуком с установкой на безошибочную игру сыграть в медленном темпе произведение, когда ни моторная, ни другие виды памяти не помогут, а будет работать только логическая память.

2. Исполнение на выдержку, как на концерте. А помехи неожиданно сделают родители или на уроке преподаватель: громко заговорили; зазвонил телефон, уронить что-то звонкое, включить спортивный канал по телевизору.  Если задача выполнена, то исполнитель готов к выступлению и ему не страшны неожиданности. Выявленные ошибки затем должны устраняться тщательным проучиванием и  проигрыванием программы в рабочем темпе.

 

Список использованной литературы:

1.Л. Баренбойм «Фортепианная педагогика» Москва ИД Классика ХХI, 2007

2.Н. Перельман «В классе рояля», издательство «Музыка», Ленинградское отделение,     1975

3.В. Петрушин «Музыкальная психология», издательство «Академический проект», 2008

4.Алексеев А.Д. «История фортепианного искусства»

5.Бычков Ю. Н. «Проблема смысла в музыке»

6.Гольденвейзер. «Об исполнительстве»

7.Петрушин В. «Музыкальная психология»

Опубликовано: 26.06.2015