Роль классической музыки в духовном воспитании детей

Конференция: Современные педагогические технологии

Автор: Маслова Юлия Александровна

Организация: МБУ ДО ДШИ №6

Населенный пункт: Ульяновская область, г. Ульяновск

В современном обществе материальные ценности доминируют над духовными. Поэтому детей сложно бывает убедить, что отсутствие любви, доброты, милосердия, справедливости, патриотизма делает жизнь неполноценной.

В праздниках, особенно церковных, пришедших к нам из давнего прошлого наиболее полно раскрывается душа нашего народа. Привлекая к ним детей, мы даем им возможность припасть к истокам православной культуры, традициям русского народа, сохранить духовное здоровье, возродить традиции семейного воспитания, способствовать становлению духовно-нравственных ценностей.

На фортепианном отделении Детской школы искусств №6 города Ульяновска мы реализуем Проект «Лето Господне», в основу которого положен годовой цикл православных праздников: Покрова, Введение в Храм Богородицы, Святителя Николая, Рождества, Пасхи, Троицы. Рассказы об этих праздниках и шедевры классической музыки, исполняемые учащимися школы, создают незабываемую атмосферу сопричастности.

Произведения репертуара подбираются из сочинений И.С.Баха, Й.Гайдна, В.Моцарта, Р.Шумана, П.И.Чайковского, М.И.Глинки, С.В.Рахманинова, Г.Свиридова и других композиторов, в творчестве которых от первой и до последней ноты звучит проповедь Креста и Евангелия.  

Мы постарались показать тесную связь праздников с народной жизнью, познакомить с основами духовно-нравственных традиций русского народа и традиционного уклада жизни, с особенностями подготовки и проведения праздничных дней; дать представление об окружающем мире, нравственных ценностях нашего народа. «Погружая» наших учащихся в православное прошлое, мы стараемся сформировать у детей понятия добра и зла, хороших и плохих поступков, вызвать желание творить добро, прощать обиды, быть отзывчивыми к сверстникам и старшим.

Особое значение этот проект имеет для вовлечения в духовную традицию слабовидящих и слепых детей, связь которых с миром осталась через звуки. Очень хорошо, когда эта связь осуществляется через восприятие звуков прекрасной музыки великих композиторов, через стихотворения поэтов, воспитанных в православной вере.

Православная Церковь внесла дух божественной христианской любви в русскую национальную культуру, поэзию, живопись, музыку -  фактически создала их. Именно Православие было избрано нашими предками, искавшими в религии благодати и красоты.

В еще не столь отдаленные времена, когда музыкальная культура была неотъемлемой частью признанных обществом духовных ценностей, дети, несмотря на разницу сословий, получали богатые, разнообразные музыкальные впечатления. В быту ребенок слышал колыбельные песни матери, народную музыку, среди которой он рос. Все народные праздники, обряды сопровождались пением, танцами, звучанием народных инструментов. В обеспеченных семьях дети могли часто слышать музыку в исполнении членов семьи, коллективное домашнее музицирование было широко распространено. Детей также обучали игре на музыкальных инструментах.

Религия также оказывала большое влияние на формирование начал музыкальной культуры ребенка. С детства он слышал музыку в церкви во время торжественной, величественной службы, в атмосфере всеобщего внимания. Эмоциональные впечатления такой музыки углублялись и усиливались самим таинством духовности, которую проповедовала церковь.

Поэтому даже в отсутствие радио, телевидения, а может быть, и благодаря этому, ребенок получал эстетически самые ценные музыкальные впечатления.

Сегодня всех нас не может не тревожить духовное состояние нашего общества, проникновение в души взрослых и детей культа низменных страстей и власти денег. А размытые и искаженные духовно-нравственные ориентиры, пропаганда насилия, жестокости и алчности в СМИ, разрушение семейного уклада нелегким бременем ложатся на неокрепшую душу ребенка.

Организовать воспитание молодого поколения без духовного стержня, без идеи, которая объединяет и вдохновляет людей, невозможно. Тогда возникает вопрос, на основе каких ценностей нам все же следует воспитывать подрастающее поколение? Относясь уважительно и толерантно ко всем религиям, мы, наверное, не вправе забывать, что Киевская Русь, как государство, окончательно сложилось только после ее крещения святым князем Владимиром, что письменность наша была создана великими православными святыми Кириллом и Мефодием.

Православное мировоззрение, христианские ценности пронизывают всю нашу культуру, историю, народные традиции, поэтому без изучения основ Православия невозможно понимать смысл многих литературных и музыкальных произведений, художественных полотен, да просто невозможно быть культурным и полноценно образованным человеком.

Думается, что и сегодня музыкально-эстетическое воспитание детей должно быть построено на музыке добра и гармонии, на лучших образцах русской и классической музыки, способных возвышать сердца и души детей и взрослых.

Великая поэзия и музыка были порождением истинного чувства христианской любви, восторга и умиления.

В процессе общения ученика с музыкальным произведением происходит постижение музыки. Задача учителя не просто правильно подобрать красивые сочинения, а раскрыть их содержание через погружение в эпоху, в которой жили композиторы, творчество которых несмотря на все жизненные трудности крепко «держится» за Бога.

Православный праздник положительно влияет на детей. Ребята еще долго сохраняют в душе радость от праздничного события, рассказывают в семье о своих впечатлениях.

Духовное воспитание - это процесс медленный и непростой, его нельзя исчислить суммой богословских знаний. А результатом может считаться только особое устроение души человека, обретение внутренней системы ценностей, которая ляжет в основу всей его жизни.

Возможно, что и результаты своего труда мы не увидим сразу. Но если зерна духовности были здоровыми и засевались с любовью, то они рано или поздно обязательно прорастут в душе ребенка.

Очень важно, чтобы во главе этого начинания была единственная созидательная творческая сила, которая всем управляет – это любовь; любовь к Богу, любовь к детям, любовь к ближнему и любовь к своему делу.

 

Список использованной литературы и Интернет-ресурсов:

1. Н.Киселева Русская духовная музыка как одна из граней культуры моего народа// Искусство в школе № 2, 1999

2. С.В.Шишкина.«Музыкальное воспитание в духовной школе»/http://ihtus.ru/edu39.shtml

3. М.Казиник. «О музыке, религии и детях» / http://naturalworld.ru.

4. А.Берсенёв,Коваленко И., Кондратова Л. Опыт положительного влияния православных традиций в процессе воспитания детей в образовательном учреждении.//http://chadtcamoya.prihod.ru/index

Опубликовано: 21.06.2015