Применение здоровьесберегающих технологий в работе с дошкольниками

Конференция: Современные педагогические технологии

Автор: Секачева Людмила Михайловна

Организация: МБ ДОУ детский сад № 53

Населенный пункт: Свердловская область, г. Асбест

«Здоровье – это то, 
что люди больше всего стремятся 
сохранить и меньше всего берегут» 
Жан де Лабрюйер

Одним из основных критериев благополучия общества является состояние здоровья населения. В соответствии с Федеральным Законом «Об образовании в РФ» здоровье детей относится к приоритетным направлениям государственной политики в сфере образования.  В Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования главной задачей является: охрана и укрепление физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия. 

Дети должны быть здоровыми, так как общеизвестно, что здорового ребенка легче воспитывать. У него быстрее устанавливаются необходимые умения и навыки, он лучше приспосабливается к смене условий и воспринимает все предъявляемые ему требования. Анализ состояния здоровья детей дошкольного возраста показывает, что за последнее десятилетие количество абсолютно здоровых детей снизилось и увеличилось количество детей, имеющих хронические заболевания. В среднем по России на каждого дошкольника приходится не менее двух случаев  заболеваний в год.

В подавляющем большинстве дети, начиная с дошкольного возраста, страдают дефицитом движений и сниженным иммунитетом. Их мышечная нагрузка уменьшается в силу объективных причин: у детей практически нет возможности играть в подвижные игры, да и некоторые родители чрезмерно увлекаются интеллектуальным развитием своих детей (компьютерные игры, посещение разнообразных кружков). Поэтому дошкольное учреждение должно  стать центром пропаганды здорового образа жизни, воспитания культуры семьи, формирования у детей и родителей знаний, умений, навыков по различным аспектам сохранения и укрепления здоровья. В последние годы все чаще поднимается вопрос о значимости здоровьесберегающих технологий в образовательном процессе. Таким образом, здоровьесберегающие технологии в дошкольном образовании – технологии, направленные на решение приоритетной задачи современного дошкольного образования - задачи сохранения, поддержания и обогащения здоровья субъектов педагогического процесса в детском саду: детей, педагогов и родителей.

Задачи здоровьесбережения:

  • сохранить здоровье детей;
  • создать условия для их своевременного и полноценного физического и психического развития;
  • обеспечить каждому ребенку возможность радостно и содержательно прожить период дошкольного детства.

Эта тема очень интересная, поэтому я решила углубленно изучить и постепенно внедрять  эти современные педагогические технологии в образовательный процесс. На начальном этапе работы я ознакомилась с литературой по этой теме: «Зеленый огонек здоровья» М.Д. Картушиной,

«Школа здорового человека» Г.И.Кулик и со статьями, используя Интернет-ресурсы.Я узнала, что существует 6 видов здоровьесберегающих технологий в дошкольном образовании:

  1. медико-профилактические;
  2. физкультурно-оздоровительные;
  3. технологии обеспечения социально-психологического благополучия ребенка;
  4. здоровьесбережения и здоровьеобогащения педагогов дошкольного образования;
  5. валеологического просвещения родителей;
  6. здоровьесберегающие образовательные технологии в детском саду.

Меня заинтересовали здоровьесберегающие образовательные технологии  в детском саду. Это технологии воспитания валеологической культуры или культуры здоровья дошкольников. Цель- становление осознанного отношения ребенка к здоровью и жизни человека, накопление знаний о здоровье и развитие умений оберегать, поддерживать и сохранять его, обретение валеологической компетентности, позволяющей дошкольнику самостояте  льно и эффективно решать задачи здорового образа жизни и безопасного поведения.

Компоненты:

• Занятия из серии «Здоровье»

• Занятия из серии «Безопасность»

• Самомассаж

• Точечный массаж

В этой области мною с детьми были проведены занятия на темы: «Безопасность на природе», «Гроза и стихийные бедствия», «Витамины для здоровья», «Изучаем свое тело», «Наши привычки», «Вирусы и микробы». Была приобретена энциклопедия «Человек», а также дети были ознакомлены с точечным массажем. Точечный массаж – элементарный приём самопомощи своему организму. Упражнения точечного массажа учат детей сознательно заботиться о своём здоровье, прививают им уверенность в том, что они сами могут помочь себе улучшить своё самочувствие. Наряду с этим точечный массаж является профилактикой простудных заболеваний. Провожу  с детьми «ленивую» гимнастику с элементами самомассажа. После сна  дети просыпаются  под звуки приятной музыки и, лежа в постели выполняют 5-6 упражнений общеразвивающего воздействия. Широко использую пальчиковые гимнастики, которые рекомендуются всем детям, особенно с речевыми проблемами. Проводятся в любой удобный отрезок времени .

Ведется  работа в области обеспечения социально-психологического благополучия ребенка. Это технологии, обеспечивающие психическое и социальное здоровье ребенка-дошкольника. Основная задача этих технологий - обеспечение эмоциональной комфортности и позитивного психологического самочувствия ребенка в процессе общения со сверстниками и взрослыми в детском саду и семье. К ним относятся:

• Релаксация;

• Музыкотерапия;

• Сказкотерапия;

• Рисорография;

• Психогимнастика

• Фонетическая ритмика

Релаксация- расслабление. Это метод психотерапии. Навык саморегуляции, умение восстанавливать физические и психологические ресурсы. Для релаксации используется спокойная классическая музыка Чайковского, Рахманинова. Были приобретены  диски с записью звуков воды и  леса для того, чтобы поддержать интерес к организованной образовательной деятельности, снять усталость, поднять эмоциональный настрой и повысить работоспособность.

В области физкультурно-оздоровительных технологий мною используются динамические паузы: комплексы физ. минуток, которые  включают  дыхательную, артикуляционную гимнастику. Детям очень нравится гимнастика для глаз, которая  проводится ежедневно по 3-5 мин. в любое свободное время. Рекомендуется использовать наглядный материал, показ педагога. Ежедневно проводится  утренняя гимнастика на свежем воздухе. Проводимые на свежем воздухе физические упражнения способствуют функциональному совершенствованию детского организма, повышению его работоспособности, развитию защитных сил по отношению к неблагоприятным факторам внешней среды. Использую  в  оздоровлении детей современные технические средства: ионизаторы и увлажнители воздуха. С целью сохранения зрения детей соблюдаю световой режим и требования СанПин по размещению детей. Для создания здоровьесберегающего пространства я  применяю индивидуальный подход с учётом психофизических возможностей ребёнка.

Всю работу в данном направлении строю совместно с родителями. Главное в работе с родителями – формировать активную позицию в воспитании и оздоровлении ребенка, преодолеть равнодушие и безразличие к тому, что делается в дошкольном учреждении. Для этого использую разнообразные формы работы с родителями воспитанников. Организую совместно с родителями мероприятия оздоровительного характера: «Кросс наций», «Лыжня России», развлечения «В стране здоровья» , физкультурные праздники «Папа, мама, я - спортивная семья», «Олимпиада». был проведен «День здоровья Неболейка», оформлена фотовыставка для родителей. Дети моей группы участвовали в городских спортивных соревнованиях среди дошкольных образовательных учреждений: «Снайпер баскетбола», «Лыжные гонки», «Легкоатлетическая эстафета». Было проведено открытое физкультурное занятие с участием родителей  «В гости к птицам», обучающее родительское собрание «Здоровьесберегающие технологии в детском образовательном учреждении», оформлены папки – передвижки «Выходной вместе с ребенком», «Спортивная семья». Провожу индивидуальные беседы и консультации на тему здорового образа жизни. Все проводимые мероприятия позволили добиться стойкой динамики снижения простудной заболеваемости за два года (2013-2014 года на 2,3 %). Внедрение здоровьесберегающих технологий позволило повысить уровень здоровья, что  повлияло на среднюю посещаемость в группе. В 2013-2014 году средняя посещаемость за год составляла  76 %, а в 2014-2015 году- 91%.

Я принимаю участие в работе творческой группы в ДОУ «Использование здоровьесберегающих технологий в детском саду». На педагогическом совете в нашем ДОУ выступила с сообщением «Релаксация в детском саду», мною был проведен мастер-класс для педагогов по теме «Зрительная гимнастика для дошкольников». Оформлена «Картотека игр по здоровьесберегающим технологиям».

Существует десять золотых правил здоровьясбережения:

- Соблюдайте режим дня!

- Обращайте больше внимания на питание!

- Больше двигайтесь!

- Спите в прохладной комнате!

- Не гасите в себе гнев, дайте ему вырваться наружу!

- Постоянно занимайтесь интеллектуальной деятельностью!

- Гоните прочь уныние и хандру!

- Адекватно реагируйте на все проявления своего организма!

- Старайтесь получать как можно больше положительных эмоций!

- Желайте себе и окружающим только добра!

 

ЗДОРОВЫЙ РЕБЕНОК – УСПЕШНЫЙ РЕБЕНОК!

Опубликовано: 18.06.2015