Работа с природным материалом как средство художественного развития учащихся
Конференция: Современные педагогические технологии
Автор: Кутикова Ольга Владимировна
Организация: МБУДО Городская Станция юных техников
Населенный пункт: Свердловская область, г. Нижний Тагил
Современная система образования во всех звеньях ориентирована на раскрытие творческого потенциала подрастающей личности через активное познание социума в различных видах деятельности.
По своей многомерности, упрощённости образов, их яркости и нарядности воплощений, декоративно-прикладное творчество близко детям, вызывает у них сенсорную пытливость познавательную активность, эстетическое переживание.
Как показывает практика, художественно-творческое развитие детей младшего школьного возраста в процессе ознакомления с декоративно-прикладным творчеством проходит более успешно, если осуществляется взаимосвязь между видами изобразительной деятельности, ориентация творческой деятельности детей на эстетическую и практическую значимость результата, использование комплекса приёмов и методов, направленных на формирование умений и навыков, включение в содержание работы соответствующего материала регионального характера, использование разнообразных творческих заданий освоение традиций декоративно-прикладного творчества детей в самостоятельной художественной деятельности. Чем более разнообразны условия, в которых проводится работа с детьми по декоративно- прикладному творчеству, тем разнообразнее содержание, формы, методы и приёмы её проведения, тем успешнее развивается творческая личность ребёнка.
Ребёнок может развиваться, если его педагог будет работать в постоянном поиске, обеспечивая создание и использование инноваций в учебно–воспитательном и методическом процессах.
Творческая деятельность с использованием природных материалов – один из путей приобщения детей к природе - путь, на котором дети учатся видеть природу через скрытые возможности, через скрытую красоту этих материалов. В руках умельца с душой художника все это и многое другое, взятое из хранилищ природы, материал для создания великолепных произведений искусства, доставляющих радость встречи с прекрасным. Природа – огромная богатая мастерская для творчества. И именно, детские объединения по работе с природным материалом, предоставляют детям уникальную возможность получить элементарные знания о его применении в доступной и увлекательной форме.
Традиционно в детских объединениях, где дети работают с природными материалами, основное внимание на начальных этапах обучения уделяется формированию технологических умений и навыков. Однако детей привлекает красота и разнообразие природных объектов, особенности цвета, формы… Они хотят не только видеть эту красоту, но и сохранить её, создав красивую композицию своими руками. Поэтому, для детей предусмотрен ряд творческих заданий, где они могут проявить свою фантазию, находчивость.
Выполняя такие задания, ребёнок в полной мере раскрывает свои способности. Ему также предоставляется возможность не только создать свою композицию, но и принять участие в выставках. Такие выставки не проходят даром. Дети учатся оценивать свою работу и работу других, где особую роль играет именно художественное оформление работы: цветовое решение, подбор необходимого материала, оригинальное творческое решение. Участвуя в выставках и проявляя художественное творчество в своих работах, дети показывают хорошие результаты, у них появляется стремление участвовать в выставках уже более высокого уровня. Доказательство тому возрастающее количество работ, отмеченных дипломами разного уровня, в том числе и международного. Поэтому на начальном этапе обучения в работе с младшими школьниками особенно важно уделять внимание формированию художественных умений и навыков и содержание занятий строить с ориентиром на художественную сторону деятельности.
Разработанная мной образовательная программа «Природа и фантазия» для детей младшего школьного возраста, включает в себя 9 основных разделов. Все они определяются конкретным содержанием занятий, степенью сложности выполняемых заданий и видами материала, который обрабатывается детьми.
Данная программа составлена с учётом требований Федерального Государственного образовательного стандарта. В основе образовательной программы лежит системно-деятельный подход, который предполагает:
- Воспитание и развитие качеств личности.
- Учёт индивидуальных возрастных, психологических, физических особенностей обучающихся, роли и значения видов деятельности и форм общения для воспитания и путей их достижения;
- Разнообразие организационных форм и учёт индивидуальных особенностей каждого обучающегося (включая одарённых детей и детей с ограниченными возможностями здоровья), обеспечивающих рост творческого потенциала, познавательных мотивов, обогащение форм взаимодействия со сверстниками и взрослыми в познавательной деятельности.
Данная образовательная программа направлена на:
- Создание основы для самостоятельной реализации учебной деятельности, обеспечив социальную успешность.
- Развитие творческих способностей, саморазвитие и самосовершенствование.
Каждый из разделов решает свои образовательные задачи, а все вместе они способствуют формированию художественных умений и навыков через освоение опыта прикладной практической деятельности.
К каждому разделу программы разработаны итоговые задания, которые позволяют выявить, на каком уровне ребенок усвоил данный раздел программы. Предусмотрены также экскурсии и выставки разного уровня, где дети изучают творчество известных художников и мастеров, в том числе и своего региона. Суммарные художественные знания, умения и навыки, которые должны быть сформированы на занятиях, распределены таким образом, что они пронизывают весь процесс обучения. Таким образом, наиболее важными художественными умениями, которые должны быть усвоены детьми на занятиях, являются:
- умение видеть форму природных объектов;
- умение находить и использовать удачное цветовое решение;
- умение закомпоновать изображение, выполненное из набора засушенных растений в заданном формате;
- умение выразительно использовать форму природных материала;
- умение найти общее оригинальное решение.
В качестве диагностического материала, направленного на выявление эффективности формирования художественных умений и навыков у детей в процессе работы с природными материалами, разработан ряд тестовых заданий.
Педагогический контроль включает в себя все основы знаний, умений по предмету; разнообразные виды творческих заданий и лабораторных работ, программированных опросов, которые проводятся в процессе обучения.
Ниже в таблице представлены формы контроля, а также формы представления результатов контроля.
Таблица 1.
Педагогический контроль
Форма проведения контроля |
Сроки контроля |
Объект контроля |
Форма предъявления результатов контроля |
Первый год обучения |
|||
Тест «Загадочный образ» |
Сентябрь |
Начальные представления об истории развития народных промыслов. |
Фиксирование правильных ответов детей. |
Тест «Краски осени» |
Октябрь - ноябрь |
Умение определить форму природных объектов, умение грамотно находить цветовое решение. |
Определение уровня выполнения задания. |
Тест «Незатейливый букет» |
Февраль - март |
Умение расположить изображение, выполненное из набора засушенных растений в заданном формате. |
Определение уровня выполнения задания. |
Тест «Композиция» |
Апрель - май |
Умение грамотно совмещать на одном формате фактуру природного материала. Умение найти общее оригинальное решение. |
Определение уровня выполнения задания. |
Второй год обучения
Опросник . Исследовательская работа |
Сентябрь |
Знание истории развития народных промыслов |
Фиксирование правильных ответов. Защита исследовательских работ |
Тест «Незатейливый букет». |
Октябрь -ноябрь |
Применение нужных форм природных объектов, использование удачного цветового решения: а) гармоничное сочетание цвета; б) использование неярких, приглушенных, более сложных цветовых сочетаний; в) умение сочетать цвета фона и цвет природного материала. |
Определение уровня выполнения задания |
Тест «Композиция». |
Февраль |
Умение расположить изображение в заданном формате: а) ритмичность; б) удачный формат. |
Определение уровня выполнения задания. |
Выполнение творческих работ по заданной и произвольной теме |
Март – май |
Умение использовать фактуру природного материала, находить оригинальное решение на основе творческого воображения. |
Участие в выставках (результативность). |
Творческие проекты |
Март - май |
|
Защита творческих проектов |
Наиболее удачные результаты свидетельствуют о достаточном уровне развития цветоразличительных способностей младших школьников, способности интуитивно чувствовать возможность обогатить составляемую композицию за счет подбора растений с разной фактурой, формой; умении находить интересные композиционные приёмы, смело фантазировать.
В итоге анализ результатов проведённого исследования показал, что младшие школьники способны видеть художественные качества природных форм и сознательно использовать их при выполнении творческих заданий.
В связи с этим можно сделать вывод о том, что заданная направленность обучения с ориентиром на усвоение художественных умений и навыков может быть достигнута с достаточной степенью эффективности.
Список используемой литературы
- Кошмина.И.В. «Межпредметные связи в начальной школе» М. «Владос» 2003
- Начальная школа №24 2003 г. «С любовью к России» Т. Бойко.
- Янбухтина А. Г. Декоративное искусство. Уфа:Китап,2006
- Возвращение к истокам: Народное искусство и детское творчество: учебно методическое пособие \ Под. ред.Т.Я.Шпикаловой-М.,2000