Организация самостоятельной работы студентов в виде проекта «ВикиМедика» как приложения к студенческой газете «Гиппократ»

Конференция: Современные педагогические технологии

Автор: Тагирова Айгуль Ринатовна; Кудряшова Ирина Степановна

Организация: ГАОУ СПО РТ «Набережночелнинский медицинский колледж»

Населенный пункт: Республика Татарстан, г. Набережные Челны

Введение в современную систему образования федеральных государственных образовательных стандартов в значительной степени изменило и сам процесс обучения. Так, одним из отличительных признаков является увеличение роли самостоятельной работы студентов и как следствие, необходимости разработки технологии организации самостоятельной работы студентов, в рамках реализации ФГОС.

Повышение значимости самостоятельной работы студентов нашло отражение в ряде положений ФГОС СПО: при формировании основной профессиональной образовательной программы образовательное учреждение обязано обеспечивать эффективную самостоятельную работу обучающихся в сочетании с совершенствованием управления ею со стороны преподавателей.

Целью данной работы является: разработка технологии организации самостоятельной работы студентов, отвечающей требованиям ФГОС СПО в виде занимательного изучения дополнительного материала по дисциплинам «Анатомия», «Латинский язык», «Английский язык» для студентов всех курсов.

Реализация поставленной цели достигается путем решения следующих задач:

  1. Раскрыть понятие «самостоятельная работа», ее функции и виды.
  2. Разработать схему деятельности преподавателя по развитию навыков  самостоятельной работы студентов.
  3. Представить пример подачи материала по предмету в виде «ВикиМедики» как приложения к студенческой газете «Гиппократ»

Практическая значимость работы заключается в том, что в ней раскрыт один из примеров организации самостоятельной работы студентов в соответствии с требованиями федеральных государственных образовательных стандартов среднего профессионального образования.

1. Понятие «самостоятельная работа», ее виды и принципы организации.

Самостоятельная работа может быть представлена как учебная деятельность, предполагающая определенные действия, которые выполняют студенты в процессе учебно-познавательной, учебно-практической и учебно-профессиональной деятельности.

Самостоятельная работа не однозначна по своей сути и может быть представлена разными видами, объединенными в группы:

  • по дидактической цели – познавательная, практическая, обобщающая;
  • по характеру познавательной деятельности – исследовательская, творческая и т.д.
  • по уровню проблемности – репродуктивная, репродуктивно-исследовательская, исследовательская;
  • по характеру коммуникативного воздействия – фронтальная, групповая, индивидуальная;
  • по методам научного познания – теоретическая, экспериментальная.

К видам самостоятельной работы относятся:

Работа с книгой: реферирование, составление аннотаций, конспектов, обзор научно-методической литературы, тезирование, цитирование.

Подготовка ребусов, кроссвордов. В этом виде работы студенты не только обогащают свои знания дополнительной информацией, но и совершенствует свои познания в области психолого-педагогической терминологии.

Написание педагогических эссе, сочинений учит студентов высказывать свое отношение к той, или иной концепции, теории, технологии, осмысливать их с позиции современных требований.

Педагогический коллаж, студенты учатся искать определенную информационную среду: газеты, телепередачи, педагогические выставки, новинки методической литературы.

Создание студентами разнообразных проектов, моделей.

Составление различных памяток, рекомендаций.

Участие в конференциях, предметных вечерах, педагогических конкурсах, предметных неделях.

Уровни самостоятельной активности студентов характеризуются умениями делить текст на части, делать выводы, подбирать вступление, использовать приобретенные знания в новых условиях.

2. Схема деятельности преподавателя по развитию навыков самостоятельной работы студентов

Представляемая работа предусматривает самостоятельную работу студентов, организуемую преподавателем. Здесь самостоятельная работа студентов включает в себя три последовательных этапов.

  1. Информационный этап ориентирует студентов на актуальное понимание главного при изучении конкретного параграфа, главы.
  2. Операционный этап направлен на выполнение разнообразных заданий по усвоению полученной учебной информации.
  3. Обратная связь, осуществляется в виде контроля со стороны преподавателя по выполнению студента заданий приложения.

3. Проект «ВикиМедика» -  приложение к студенческой газете «Гиппократ»

Для организации самостоятельной работы студентов и развития творчества как педагога так и студента в нашем учебном заведении мы используем различные виды учебной аудиторной и внеаудиторной деятельности студентов, среди которых одна из эффективных - проектная деятельность в виде студенческой газеты «Гиппократ», через которую мы привлекаем внимание студентов к вопросам истории РТ и РФ и помогаем им не затеряться в информационной среде, научить их выбирать нужную информацию.

Газета вовлекает студентов в социально значимую, творческую, исследовательскую и созидательную деятельность, формирует общие и профессиональные компетенции; способствует развитию творческих и коммуникационных способностей, формированию аналитического и критического мышления, исследовательской культуры, повышению самооценки студентов благодаря достижению поставленной цели и полученных результатов.

Деятельность газеты как студенческого информационного проекта началась в 2002 году в качестве  кружка единомышленников под руководством преподавателя информатики. 

С 2008 года студенческая газета «Гиппократ»  стала выходить 1 раз в месяц  по 100 экземпляров, с 2014-2015 учебного года ежемесячно выкладывается на сайте колледжа в электронном виде. Отдельно издаются специальные выпуски на определенную тематику (Здоровый образ жизни, патриотизм, неделя добра, о специальностях в колледже, личные именные для студентов и преподавателей, выступающих на республиканских профессиональных конкурсах и т.д.). Целевая аудитория газеты — педагоги и студенты колледжа. Объем газеты: от 12 до 26 страниц.

С 2008 года возглавляет газету Кудряшова Ирина Степановна.

В 2015 году главный редактор совместно с заведующей практикой Тагировой Айгуль Ринатовной принимают решение о внедрении проекта «ВикиМедика».

Проблема: необходимость разработки проекта заключается в дополнительном получении студентами актуальной и занимательной информации по дисциплинам и узости информационного поля; вовлечение студентов учреждения в познавательную деятельность вне аудиторных лекциях.

Цели и задачи приложения

Основными целями являются:

  • увеличение информированности студентов ГАОУ СПО РТ «Набережночелнинский медицинский колледж»;
  • формирование мотивации изучения дополнительных источников по дисциплинам.

В основную задачю входит:

  • разработка информационной концепции на основе оперативности и  актуальности публикуемой в приложении информации, ее доступности для студентов ГАОУ СПО РТ «Набережночелнинский медицинский колледж»;

Достижение целей и выполнение задач осуществляется посредством публикации следующих видов информации, написанных в увлекательной и доступной форме:

  • теория по теме;
  • вспомогательная информация для повышения успеваемости студентов и активизации образовательного процесса;
  • аналитические статьи и материалы, направленные на повышение  познавательной деятельности студентов в колледже;
  • материалы информационно-развлекательного характера, способствующие  расширению кругозора;
  • викторины;
  • задания для контроля изучения публикуемых материалов для сдачи преподавателю.
Методы развития деятельности пресс-центра:
  1. Организация профильного объединения (пресс-центра), Информационная поддержка социально и культурно значимых мероприятий.
  2. Сбор, обработка и предоставление информации по темам образовательных программ учреждения.
  3. Реализация способностей студентов колледжа.
  4. Организация внеаудиторной деятельности студентов.
Принципы деятельности пресс - центра:
  • обязательная социальная значимость и полезность материала,
  • творческого подхода к оформлению номеров.
Этапы реализации проекта:
  1. Анализ информационной среды
  2. Кастинг в редакцию (формирование команды пресс-центра)
  3. Формирование структуры редакции
  4. Подготовка и выпуск номеров
  5. Создание стенда газеты.
Наши Законы:
  1. Добровольность участия в проекте.
  2. Нацеленность на результат.
  3. Ответственность за публикуемые материалы.
Этапы реализации выпуска:
1. На старт!

Собрание редколлегии, обсуждение плана действий

2. Внимание!

Сбор информации из разных источников, распределение материала по степени значимости.

3. Марш!

Анонсирование и распространение свежего выпуска

Планируемые рубрики приложения:

«ВикиМедика» состоит из постоянных (в каждом номере) и «переменных» (не в каждом номере) рубрик.

Постоянные рубрики:

Рубрика: «Терра анатомика»

подрубрики:  «Музей фактов»;

                         «К юбилею»;

                        «По следам…»

                       «Вот мы какие…»

                        «Ликбез-теория».

 

Рубрика:  «Латиникус»

подрубрики:    «О чем поведал…»;

                          «Музей фактов»;

                          «Вот мы какие…»

                           «Ликбез-теория»..

Рубрика клуб «Wellcome»

подрубрики:   «Просто о сложном»;

                          «Культура и традиции англоговорящих стран»;

                         «К юбилею»;

                         «Вот мы какие…»

                         «Ликбез-теория».

Переменные рубрики:

«Профилактикус»

«Сестринское делопроизводство»  и т.д. (в зависимости от того, какой преподаватель желает разместить свой материал)

Ожидаемые результаты создания пресс-центра:
  1. Организация работы пресс-центр колледжа.
  2. Периодичность выпуска газеты – ежемесячная.
  3. Достижение внутренней мотивации участников в работе пресс-центра
  4. Создание площадки для овладения студентами новых источников информации для повышения качества знаний по предмету.

Итак, самостоятельная работа способствует углублению и расширению знаний студентов, формированию интереса к познавательной деятельности, овладению приемами процесса познания, развитию познавательных способностей. Именно поэтому наиболее важной причиной является формирование культуры самообразования, самостоятельной деятельности студентов.

 

Список использованной литературы

  1. Федеральный  государственный образовательный стандарт   и программы  подготовки специалистов среднего звена  (далее ППССЗ)  Государственного автономного образовательного учреждения  среднего профессионального образования  Республики Татарстан «Набережночелнинский медицинский колледж» 
  2. Жуков Г.Н., Матросов, П.Г., Каплан, С.Л. Основы общей и профессиональной педагогики: учеб.пособие под ред. Проф. Г.П. Скамницкой. – М.: Гардарики, 2009г. – 382с.
  3. Зимина И.В., Мазурская З.Я. О самостоятельной работе студентов. Ж. «Специалист» №11, 2005г.
  4. Гайворонский И.В. Анатомия и физиология человека. Учебник. 3-е издание. Среднее профессиональное образование. – М.: Академия, 2013.
  5. Н.А. Агаджанян, И.Г.Власова, Н.В. Ермакова, В.И. Торшина Основы физиологии человека: учебник. Изд.3-е исправл. – М.: Изд-во РУДН, 2012.
  6. Н.В.Смольянникова ,Е.Ф. Фалина, В.А. Сагун «Анатомия и физиология». Москва ГЭОТАР-МЕДИА  2013.
Опубликовано: 14.06.2015