Организация самостоятельной работы студентов в виде проекта «ВикиМедика» как приложения к студенческой газете «Гиппократ»
Конференция: Современные педагогические технологии
Автор: Тагирова Айгуль Ринатовна; Кудряшова Ирина Степановна
Организация: ГАОУ СПО РТ «Набережночелнинский медицинский колледж»
Населенный пункт: Республика Татарстан, г. Набережные Челны
Введение в современную систему образования федеральных государственных образовательных стандартов в значительной степени изменило и сам процесс обучения. Так, одним из отличительных признаков является увеличение роли самостоятельной работы студентов и как следствие, необходимости разработки технологии организации самостоятельной работы студентов, в рамках реализации ФГОС.
Повышение значимости самостоятельной работы студентов нашло отражение в ряде положений ФГОС СПО: при формировании основной профессиональной образовательной программы образовательное учреждение обязано обеспечивать эффективную самостоятельную работу обучающихся в сочетании с совершенствованием управления ею со стороны преподавателей.
Целью данной работы является: разработка технологии организации самостоятельной работы студентов, отвечающей требованиям ФГОС СПО в виде занимательного изучения дополнительного материала по дисциплинам «Анатомия», «Латинский язык», «Английский язык» для студентов всех курсов.
Реализация поставленной цели достигается путем решения следующих задач:
- Раскрыть понятие «самостоятельная работа», ее функции и виды.
- Разработать схему деятельности преподавателя по развитию навыков самостоятельной работы студентов.
- Представить пример подачи материала по предмету в виде «ВикиМедики» как приложения к студенческой газете «Гиппократ»
Практическая значимость работы заключается в том, что в ней раскрыт один из примеров организации самостоятельной работы студентов в соответствии с требованиями федеральных государственных образовательных стандартов среднего профессионального образования.
1. Понятие «самостоятельная работа», ее виды и принципы организации.
Самостоятельная работа может быть представлена как учебная деятельность, предполагающая определенные действия, которые выполняют студенты в процессе учебно-познавательной, учебно-практической и учебно-профессиональной деятельности.
Самостоятельная работа не однозначна по своей сути и может быть представлена разными видами, объединенными в группы:
- по дидактической цели – познавательная, практическая, обобщающая;
- по характеру познавательной деятельности – исследовательская, творческая и т.д.
- по уровню проблемности – репродуктивная, репродуктивно-исследовательская, исследовательская;
- по характеру коммуникативного воздействия – фронтальная, групповая, индивидуальная;
- по методам научного познания – теоретическая, экспериментальная.
К видам самостоятельной работы относятся:
Работа с книгой: реферирование, составление аннотаций, конспектов, обзор научно-методической литературы, тезирование, цитирование.
Подготовка ребусов, кроссвордов. В этом виде работы студенты не только обогащают свои знания дополнительной информацией, но и совершенствует свои познания в области психолого-педагогической терминологии.
Написание педагогических эссе, сочинений учит студентов высказывать свое отношение к той, или иной концепции, теории, технологии, осмысливать их с позиции современных требований.
Педагогический коллаж, студенты учатся искать определенную информационную среду: газеты, телепередачи, педагогические выставки, новинки методической литературы.
Создание студентами разнообразных проектов, моделей.
Составление различных памяток, рекомендаций.
Участие в конференциях, предметных вечерах, педагогических конкурсах, предметных неделях.
Уровни самостоятельной активности студентов характеризуются умениями делить текст на части, делать выводы, подбирать вступление, использовать приобретенные знания в новых условиях.
2. Схема деятельности преподавателя по развитию навыков самостоятельной работы студентов
Представляемая работа предусматривает самостоятельную работу студентов, организуемую преподавателем. Здесь самостоятельная работа студентов включает в себя три последовательных этапов.
- Информационный этап ориентирует студентов на актуальное понимание главного при изучении конкретного параграфа, главы.
- Операционный этап направлен на выполнение разнообразных заданий по усвоению полученной учебной информации.
- Обратная связь, осуществляется в виде контроля со стороны преподавателя по выполнению студента заданий приложения.
3. Проект «ВикиМедика» - приложение к студенческой газете «Гиппократ»
Для организации самостоятельной работы студентов и развития творчества как педагога так и студента в нашем учебном заведении мы используем различные виды учебной аудиторной и внеаудиторной деятельности студентов, среди которых одна из эффективных - проектная деятельность в виде студенческой газеты «Гиппократ», через которую мы привлекаем внимание студентов к вопросам истории РТ и РФ и помогаем им не затеряться в информационной среде, научить их выбирать нужную информацию.
Газета вовлекает студентов в социально значимую, творческую, исследовательскую и созидательную деятельность, формирует общие и профессиональные компетенции; способствует развитию творческих и коммуникационных способностей, формированию аналитического и критического мышления, исследовательской культуры, повышению самооценки студентов благодаря достижению поставленной цели и полученных результатов.
Деятельность газеты как студенческого информационного проекта началась в 2002 году в качестве кружка единомышленников под руководством преподавателя информатики.
С 2008 года студенческая газета «Гиппократ» стала выходить 1 раз в месяц по 100 экземпляров, с 2014-2015 учебного года ежемесячно выкладывается на сайте колледжа в электронном виде. Отдельно издаются специальные выпуски на определенную тематику (Здоровый образ жизни, патриотизм, неделя добра, о специальностях в колледже, личные именные для студентов и преподавателей, выступающих на республиканских профессиональных конкурсах и т.д.). Целевая аудитория газеты — педагоги и студенты колледжа. Объем газеты: от 12 до 26 страниц.
С 2008 года возглавляет газету Кудряшова Ирина Степановна.
В 2015 году главный редактор совместно с заведующей практикой Тагировой Айгуль Ринатовной принимают решение о внедрении проекта «ВикиМедика».
Проблема: необходимость разработки проекта заключается в дополнительном получении студентами актуальной и занимательной информации по дисциплинам и узости информационного поля; вовлечение студентов учреждения в познавательную деятельность вне аудиторных лекциях.
Цели и задачи приложения
Основными целями являются:
- увеличение информированности студентов ГАОУ СПО РТ «Набережночелнинский медицинский колледж»;
- формирование мотивации изучения дополнительных источников по дисциплинам.
В основную задачю входит:
- разработка информационной концепции на основе оперативности и актуальности публикуемой в приложении информации, ее доступности для студентов ГАОУ СПО РТ «Набережночелнинский медицинский колледж»;
Достижение целей и выполнение задач осуществляется посредством публикации следующих видов информации, написанных в увлекательной и доступной форме:
- теория по теме;
- вспомогательная информация для повышения успеваемости студентов и активизации образовательного процесса;
- аналитические статьи и материалы, направленные на повышение познавательной деятельности студентов в колледже;
- материалы информационно-развлекательного характера, способствующие расширению кругозора;
- викторины;
- задания для контроля изучения публикуемых материалов для сдачи преподавателю.
- Организация профильного объединения (пресс-центра), Информационная поддержка социально и культурно значимых мероприятий.
- Сбор, обработка и предоставление информации по темам образовательных программ учреждения.
- Реализация способностей студентов колледжа.
- Организация внеаудиторной деятельности студентов.
- обязательная социальная значимость и полезность материала,
- творческого подхода к оформлению номеров.
- Анализ информационной среды
- Кастинг в редакцию (формирование команды пресс-центра)
- Формирование структуры редакции
- Подготовка и выпуск номеров
- Создание стенда газеты.
- Добровольность участия в проекте.
- Нацеленность на результат.
- Ответственность за публикуемые материалы.
Собрание редколлегии, обсуждение плана действий
2. Внимание!
Сбор информации из разных источников, распределение материала по степени значимости.
3. Марш!
Анонсирование и распространение свежего выпуска
«ВикиМедика» состоит из постоянных (в каждом номере) и «переменных» (не в каждом номере) рубрик.
Постоянные рубрики:
Рубрика: «Терра анатомика»
подрубрики: «Музей фактов»;
«К юбилею»;
«По следам…»
«Вот мы какие…»
«Ликбез-теория».
Рубрика: «Латиникус»
подрубрики: «О чем поведал…»;
«Музей фактов»;
«Вот мы какие…»
«Ликбез-теория»..
Рубрика клуб «Wellcome»
подрубрики: «Просто о сложном»;
«Культура и традиции англоговорящих стран»;
«К юбилею»;
«Вот мы какие…»
«Ликбез-теория».
Переменные рубрики:
«Профилактикус»
«Сестринское делопроизводство» и т.д. (в зависимости от того, какой преподаватель желает разместить свой материал)
- Организация работы пресс-центр колледжа.
- Периодичность выпуска газеты – ежемесячная.
- Достижение внутренней мотивации участников в работе пресс-центра
- Создание площадки для овладения студентами новых источников информации для повышения качества знаний по предмету.
Итак, самостоятельная работа способствует углублению и расширению знаний студентов, формированию интереса к познавательной деятельности, овладению приемами процесса познания, развитию познавательных способностей. Именно поэтому наиболее важной причиной является формирование культуры самообразования, самостоятельной деятельности студентов.
Список использованной литературы
- Федеральный государственный образовательный стандарт и программы подготовки специалистов среднего звена (далее ППССЗ) Государственного автономного образовательного учреждения среднего профессионального образования Республики Татарстан «Набережночелнинский медицинский колледж»
- Жуков Г.Н., Матросов, П.Г., Каплан, С.Л. Основы общей и профессиональной педагогики: учеб.пособие под ред. Проф. Г.П. Скамницкой. – М.: Гардарики, 2009г. – 382с.
- Зимина И.В., Мазурская З.Я. О самостоятельной работе студентов. Ж. «Специалист» №11, 2005г.
- Гайворонский И.В. Анатомия и физиология человека. Учебник. 3-е издание. Среднее профессиональное образование. – М.: Академия, 2013.
- Н.А. Агаджанян, И.Г.Власова, Н.В. Ермакова, В.И. Торшина Основы физиологии человека: учебник. Изд.3-е исправл. – М.: Изд-во РУДН, 2012.
- Н.В.Смольянникова ,Е.Ф. Фалина, В.А. Сагун «Анатомия и физиология». Москва ГЭОТАР-МЕДИА 2013.