Управление инновационной деятельностью в дошкольной организации в условиях перехода на ФГОС ДО
Конференция: Современные педагогические технологии
Автор: Руденская Оксана Николаевна
Организация: МБДОУ «Детский сад №17 комбинированного вида»
Населенный пункт: Орловская область, г. Орел
Необходимость перехода на ФГОС ДО требует перевода управленческой деятельности и методической работы в ее новое состояние - инновационное пространство ДОУ. Выходом из создавшейся ситуации может быть создание механизма, который будет оперативно, адекватно и профессионально реагировать на изменения внешней среды.
Движущей силой развития дошкольного учреждения должен стать творческий потенциал педагогов: их профессиональный рост, отношение к работе, способности выявить потенциальные возможности своих воспитанников. Инновационная деятельность, связанная с участием в эксперименте, подтолкнула педагогов к внедрению позитивных инноваций в дошкольное образование, к разработке и внедрению инновационных образовательных программ и технологий, к качественной реализации их в работе с дошкольниками.
В целях реализации задач развития детей, согласно ФГОС дошкольного образования, в учреждении может быть разработан алгоритм управления инновационными процессами, который предусматривает:
1. Обновление содержания дошкольного образования: внедрение современных образовательных программ, использование инновационных педагогических технологий, компилятивных программ дополнительного образования.
2. Обновление методической работы: отбор инновационного содержания, использование продуктивных форм, мотивация творческого педагогического труда, управление процессом обновления.
3. Модернизация управления качеством образования: реализация групп условий, благоприятных для осуществления инноваций.
Система управления инновационной деятельностью предусматривает определение следующих составляющих:7
- нормативно-правовая, включающая в себя правовые и нравственные основания, предопределившие организацию и осуществление инновационной педагогической деятельности в ДОУ.
- перспективно-ориентирующая, которая служит ориентиром в определении содержания и основных направлений инновационной деятельности (управленческой, работы с педагогами, изменения в содержании образования).
- деятельностно-стимулирующая отражает специфику дошкольного учреждения, его кадровый потенциал, образовательный и профессиональный уровень, готовность педагогов к осуществлению инноваций, влияние инновационной деятельности на психологический климат в педагогическом коллективе. Стимулирование педагогов путем создания комплекса материальных, моральных и психологических условий, способствующих достижению высоких результатов в инновационной деятельности.
- информационно - коммуникативная представляет собой использование ИКТ - технологий, которые помогают педагогам качественно осуществлять воспитательно-образовательный процесс
Система управления инновациями в дошкольном учреждении в условиях перехода на ФГОС ДО включает четыре взаимосвязанных этапа:
1) поиск новых идей;
2) формирование нововведения;
3) реализация нововведения;
4) закрепление новшества.
Управление инновационной деятельностью в дошкольном учреждении осуществляется согласно прогрессивным тенденциям в инновационном образовательном процессе, с учетом объективных возможностей педагогов, уровня их профессиональной и методической компетентности, готовности осваивать, внедрять и разрабатывать инновации, востребованные современной образовательной практикой.
Одной из новых форм методической работы с педагогическим коллективом, способствующих повышению профессиональной компетентности можно использовать метод проектной деятельности, как уникальное средство обеспечения сотрудничества, сотворчества детей и взрослых. Проектирование, как творческий вид деятельности педагогов, позволяет достаточно точно сформулировать цели, задачи предстоящей деятельности, проанализировать и систематизировать совокупность средств, обеспечивающих оптимальные пути достижения желаемого результата, а самое главное - раскрывают возможности для педагогического творчества. Педагогическое проектирование позволяет интегрировать сведения из разных областей знаний для решения одной проблемы и применять их на практике. Процесс обучения становится не только более экономным, но и более интересным.
Содержание методической работы с применением этого метода включает: изучение теоретического материала по определению сущности педагогического проектирования, изучение и анализ опыта работы других дошкольных учреждений по данному вопросу, презентации проектов. Нами были определены наиболее эффективные формы работы с педагогами: семинары, коллективные просмотры презентаций, творческие отчеты проектов, практикумы, консультации, деловые игры, методические выставки.
Работа по методу проектов:
- помогает научиться работать в команде, вырабатывается собственный алгоритм действий для достижения поставленной цели, педагоги свободны в выборе способов и видов деятельности.
- позволяет успешно реализовать в сочетании с другими программами обучения и воспитания детей в детском саду
- Проектная деятельность качественно влияет на повышение профессионально-личностного потенциала, уровня квалификации и профессионализма педагогических работников в ДОУ, реализации индивидуальных возможностей, творческого потенциала всех участников образовательного процесса.
- Метод проектов как один из методов интегрированного обучения дошкольников, основывается на интересах детей, самостоятельную активность воспитанников детского сада
В целях эффективной организации инновационной деятельности в дошкольном учреждении могут быть созданы инновационные структурные подразделения и управление их деятельностью. Такими подразделениями в дошкольном учреждении могут стать:
- совет инновационной площадки (см план работы в приложении 1)
- творческие группы педагогов по проблемам, (см план работы в приложении 2),
- школа наставничества,
- проектная группа.
Инновационная деятельность педагогов становится продуктивнее, при условии информированности об инновационных педагогических фактах и явлениях, последних достижениях в психолого-педагогической науке и практике. Психологическое сопровождение инновационной деятельности дошкольного учреждения осуществляется педагогом-психологом в форме:
- диагностики творческого развития педагогов,
- тренинговых встреч,
- семинаров-практикумов и других.
Таким образом, цель управления инновационными процессами в дошкольном учреждении заключается в обеспечении реализации инновационных стратегий, функционирования инновационных структурных подразделений и всего педагогического коллектива для достижения высокой эффективности образования и повышения его качества. В большей степени этому способствует грамотное планирование организация экспериментальной деятельности.
Список использованной литературы:
1. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования: Письма и приказы Минобрнауки. – М.:ТЦ Сфера, 2014. – 96 с.
2. Белая К. Ю. Инновационная деятельность в ДОУ. Методическое пособие. - М.: ТЦ «Сфера», 2004.
3. Веракса Н.Е, Веракса А.Н. Проектная деятельность дошкольников.- Москва, Мозаика-синтез, 2008.
4. Содержание и технологии здоровьесберегающей деятельности ДОУ/ научно-методическое пособие для педагогов дошкольных образовательных учреждений, студентов педагогических вузов / Под ред. Бочаровой Н.И. – Орёл, 2008.
5. Кирзиенок И. В. Организация работы творческой группы в образовательном учреждении// Управление ДОУ. № 6. 2007.
Приложение 1
«Утверждаю»
Заведующая МБДОУ
_________подпись
План работы
Совета инновационной площадки
на учебный год
Тема года: Интеграция содержания направлений работы по формированию у дошкольников привычки здорового образа жизни с учётом регионального компонента и ФГОС ДО
Цель:
- Перевод экспериментальной работы в рамки обеспечения реализации ФГОС ДО.
- Создание и апробирование интегрированных конспектов по внедрению частных здоровьесберегающих технологий.
Задачи:
- Продолжить апробацию содержания и технологий здоровьесберегающей деятельности ДОУ, основанной на интеграции её направлений в разных возрастных группах.
- Обеспечить работу контрольных групп по апробации разработанных конспектов.
- Провести корректировку конспектов интегрированных занятий.
- Внедрить конспекты интегрированных занятий в проектную деятельность групп.
- 5.Сделать подборку конспектов, способствующих подготовке и проведению народных праздников.
Пути реализации:
- Апробирование материала коллег пилотных ДОУ - членов РИП (№13, 14 г. Мценска, г. Болхов «Лучик»).
- Использование экспериментального материала в реализации проектов групп.
- Участие в выездных заседаниях Совета по эксперименту в г. Малоархангельск, г. Болхов.
- Персональные выставки материала к педсовету и семинарам по теме работы участников эксперимента.
- Участие в научно-исследовательской работе совместно с кафедрой здоровья ребёнка ОГУ.
- Обсуждение проблем интеграции в образовании на педсовете.
План работы
№ п/п |
Раздел |
Дата |
Ответственные |
1. |
Организационная деятельность |
|
|
1.1. |
Заседание совета РИП |
|
|
1.1.1 |
Кононовой Н.В. Третьяковой Н.А. Редникиной Е.А. |
сентябрь |
Завед. |
1.1.2 |
Обсуждение результатов обследования функционального состояния организма детей.
|
ноябрь |
Завед., зам завед.
|
1.1.3 |
|
апрель |
Завед. |
1.1.4 |
Подведение итогов работы за год. Утверждение проекта плана на новый учебный год. |
июль |
Завед. |
1.2 |
Сделать подборку конспектов интегрированных занятий, способствующих подготовке и проведению народных праздников.
|
в течение года |
зам завед. |
1.3 |
Изучение опыта работы педагогов-экспериментаторов
|
в течение года |
зам завед. |
1.4 |
Открытые просмотры по проблеме |
|
|
1.4.1 |
а) областные мероприятия б) городские мероприятия |
согласно графику |
зам завед.
|
1.5 |
Открытые мероприятия в ДОУ |
|
|
1.5.1 |
Совместные заседания участников эксперимента |
по плану ИУУ |
Завед. зам завед. |
1.5.2 |
Неделя семьи в ДОУ |
апрель |
зам завед. |
1.6 |
Совместный педсовет с ДОУ №84 |
март |
Завед., зам завед. |
2 |
Методическое обеспечение |
|
|
2.1 |
Разработка индивидуальных планов работы в эксперименте по всем направлениям |
сентябрь |
Завед. |
2.2 |
Дальнейшая работа по совершенствованию содержания частных программ и технологий оздоровления детей на разных этапах дошкольного детства через различные мероприятия |
сентябрь |
Завед. |
2.3 |
Апробация алгоритма адаптации частных методик по направлениям: психофизическое, социально-нравственное, художественно-эстетическое, познавательно-речевое в целях оздоровления детей |
сентябрь |
зам завед. |
2.4 |
Разработка программно-методического обеспечения содержания РИП |
сентябрь |
зам завед. |
3 |
Кадровое обеспечение |
|
|
3.1 |
Собеседования с вновь вступившими в эксперимент: Редникина Е.А. |
сентябрь |
зам завед. |
3.2 |
Семинары |
по плану ДОУ |
зам завед. |
3.3 |
Областные, городские мероприятия |
декабрь |
|
3.3.1 |
Неделя новатора |
февраль |
зам завед. |
3.3.2 |
Фестиваль науки в ОГУ |
апрель |
завед. зам завед. |
3.3.3 |
Приём слушателей курсов ООИУУ |
в течение года |
завед. зам завед. |
Дата ______________
Зам. заведующей подпись
Приложение 2
Утверждаю»
Заведующая МБДОУ
____________ подпись
План работы творческой группы
на учебный год
Тема: «Формирование у дошкольников привычки к ЗОЖ»
№ п/п |
Тема |
План
|
Форма проведения |
Дата |
1 |
Обоснование содержания и форм работы на новый учебный год |
Утверждение планов:
|
«Круглый стол» |
Сентябрь |
2 |
Обоснование системы народных праздников в работе ДОУ. |
|
«Круглый стол» |
Октябрь |
3. |
Корректировка планов и содержания интегрированных занятий, способствующих проведению осенних народных праздников. |
|
Деловая игра «Ярмарка идей» |
Ноябрь |
4. |
Корректировка планов и содержания интегрированных занятий, способствующих проведению зимних народных праздников. |
|
Мозговой штурм |
Декабрь |
5. |
Корректировка планов и содержания интегрированных занятий, способствующих проведению весенних народных праздников. |
|
Деловая игра «Ярмарка идей» |
Январь |
6. |
Корректировка планов и содержания интегрированных занятий, способствующих проведению летних народных праздников.
|
|
Мозговой штурм |
Февраль |
7. |
Подготовка и представление материалов на фестиваль «Мир науки» в ОГУ |
1.Обсуждение вопроса подготовки экспонатов для выставки методических материалов ( в рамках Фестиваля науки в ОГУ). 2. Утверждение перечня материалов, выставляемых на конференцию. 3. Разработка аннотаций к экспонатам, составление каталога. |
«Выставка педагогических идей» |
Март |
8. |
Изучение опыта ДОУ включенных в РИП. Утверждение материалов РИП к публикации |
|
«Круглый стол» |
Апрель |
9. |
Отчёт о результатах работы творческой группы. |
1.Анализ работы членов творческой группы по каждому направлению. 2.Защита наработанных материалов. 3.Выявление и анализ ошибок, поиск путей их преодоления. 4.Обсуждение проекта плана работы на следующий учебный год. |
Деловая игра «Педагогический пробег» |
Май |
Дата ______________
Зам. заведующей подпись