Управление инновационной деятельностью в дошкольной организации в условиях перехода на ФГОС ДО

Конференция: Современные педагогические технологии

Автор: Руденская Оксана Николаевна

Организация: МБДОУ «Детский сад №17 комбинированного вида»

Населенный пункт: Орловская область, г. Орел

Необходимость перехода на  ФГОС ДО требует перевода управленческой деятельности и методической работы в ее новое состояние - инновационное пространство ДОУ. Выходом из создавшейся ситуации может быть создание механизма, который будет оперативно, адекватно и профессионально реагировать на изменения внешней среды.

Движущей силой развития дошкольного учреждения должен стать  творческий потенциал педагогов: их профессиональный рост, отношение к работе, способности выявить потенциальные возможности своих воспитанников.  Инновационная  деятельность, связанная  с участием в эксперименте, подтолкнула педагогов к внедрению позитивных инноваций в дошкольное образование, к разработке и внедрению инновационных образовательных программ и технологий, к качественной реализации их в работе с дошкольниками.

В целях реализации  задач  развития детей, согласно ФГОС дошкольного образования, в учреждении может быть разработан алгоритм управления инновационными процессами, который предусматривает:

1. Обновление содержания дошкольного образования: внедрение современных образовательных программ, использование инновационных педагогических технологий, компилятивных программ дополнительного образования.

2. Обновление методической работы: отбор инновационного содержания, использование продуктивных форм, мотивация творческого педагогического труда, управление процессом обновления.

3. Модернизация управления качеством образования: реализация групп условий, благоприятных для осуществления инноваций.

Система управления инновационной деятельностью предусматривает определение следующих составляющих:7

- нормативно-правовая, включающая в себя правовые и нравственные основания, предопределившие организацию и осуществление инновационной педагогической деятельности в ДОУ.

перспективно-ориентирующая, которая служит ориентиром в определении содержания и основных направлений инновационной деятельности (управленческой, работы с педагогами, изменения в содержании образования).

деятельностно-стимулирующая  отражает специфику дошкольного учреждения, его кадровый потенциал, образовательный и профессиональный уровень, готовность педагогов к осуществлению инноваций, влияние инновационной деятельности на психологический климат в педагогическом коллективе. Стимулирование педагогов путем создания комплекса материальных, моральных и психологических условий, способствующих достижению высоких результатов в инновационной деятельности.

информационно - коммуникативная представляет собой использование ИКТ - технологий, которые помогают педагогам качественно осуществлять воспитательно-образовательный процесс

Система управления инновациями в дошкольном учреждении  в условиях перехода на  ФГОС ДО  включает четыре взаимосвязанных этапа:

1) поиск новых идей;

2) формирование нововведения;

3) реализация нововведения;

4) закрепление новшества.

Управление инновационной деятельностью в дошкольном учреждении осуществляется согласно прогрессивным тенденциям в инновационном образовательном процессе, с учетом объективных возможностей педагогов, уровня их профессиональной и методической компетентности, готовности осваивать, внедрять и разрабатывать инновации, востребованные современной образовательной практикой.

Одной из новых форм методической работы с педагогическим коллективом, способствующих повышению профессиональной компетентности можно использовать метод проектной деятельности, как уникальное средство обеспечения сотрудничества, сотворчества детей и взрослых. Проектирование, как творческий вид деятельности педагогов, позволяет достаточно точно сформулировать цели, задачи предстоящей деятельности, проанализировать и систематизировать совокупность средств, обеспечивающих оптимальные пути достижения желаемого результата, а самое главное - раскрывают возможности для педагогического творчества. Педагогическое проектирование позволяет интегрировать сведения из разных областей знаний для решения одной проблемы и применять их на практике. Процесс обучения становится не только более экономным, но и более интересным.

Содержание методической работы с применением этого метода включает: изучение теоретического материала по определению сущности педагогического проектирования, изучение и анализ опыта работы других дошкольных учреждений по данному вопросу, презентации проектов. Нами были определены наиболее эффективные формы работы с педагогами: семинары, коллективные просмотры презентаций, творческие отчеты проектов, практикумы, консультации,  деловые игры, методические выставки.

Работа по методу проектов:

  • помогает научиться работать в команде, вырабатывается собственный алгоритм действий для достижения поставленной цели, педагоги свободны в выборе способов и видов деятельности.
  • позволяет успешно реализовать в сочетании с другими программами обучения и воспитания детей в детском саду
  • Проектная деятельность качественно влияет на повышение профессионально-личностного потенциала, уровня квалификации и профессионализма педагогических работников в ДОУ, реализации индивидуальных возможностей, творческого потенциала всех участников образовательного процесса.
  • Метод проектов как один из методов интегрированного обучения дошкольников, основывается на интересах детей, самостоятельную активность воспитанников детского сада

В целях эффективной организации инновационной деятельности в дошкольном учреждении могут быть  созданы инновационные структурные подразделения и управление их деятельностью. Такими подразделениями в дошкольном учреждении  могут стать:

- совет инновационной площадки (см план работы в приложении 1)

- творческие группы педагогов по проблемам, (см план работы в приложении 2),

- школа наставничества,

- проектная группа.

Инновационная деятельность педагогов становится продуктивнее, при условии информированности об инновационных педагогических фактах и явлениях, последних достижениях в психолого-педагогической науке и практике. Психологическое сопровождение инновационной деятельности дошкольного учреждения осуществляется педагогом-психологом в форме:

- диагностики творческого развития педагогов,

- тренинговых встреч,

- семинаров-практикумов и других.

Таким образом, цель управления инновационными процессами в дошкольном учреждении заключается в обеспечении реализации инновационных стратегий, функционирования инновационных структурных подразделений и всего педагогического коллектива для достижения высокой эффективности образования и повышения его качества. В большей степени этому способствует  грамотное планирование организация экспериментальной деятельности.

Список использованной литературы:

1. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования: Письма и приказы Минобрнауки. – М.:ТЦ Сфера, 2014. – 96 с.

2. Белая К. Ю. Инновационная деятельность в ДОУ. Методическое пособие. - М.: ТЦ «Сфера», 2004.

3. Веракса Н.Е, Веракса А.Н. Проектная деятельность дошкольников.- Москва, Мозаика-синтез, 2008.

4. Содержание и технологии здоровьесберегающей деятельности ДОУ/ научно-методическое пособие для педагогов дошкольных образовательных учреждений, студентов педагогических вузов / Под ред. Бочаровой Н.И. – Орёл, 2008.

5. Кирзиенок И. В. Организация работы творческой группы в образовательном учреждении// Управление ДОУ. № 6. 2007.

Приложение 1

      «Утверждаю»        

                                                     Заведующая МБДОУ                    

                                                                _________подпись

План работы

Совета инновационной площадки

на  учебный год

 

Тема года: Интеграция содержания направлений работы по формированию у дошкольников привычки здорового образа жизни с учётом регионального компонента и ФГОС ДО

Цель:    

  1. Перевод  экспериментальной работы в рамки обеспечения реализации ФГОС ДО.
  2. Создание  и апробирование  интегрированных конспектов по внедрению частных  здоровьесберегающих технологий.

Задачи:

  1. Продолжить апробацию содержания и технологий здоровьесберегающей деятельности ДОУ, основанной на интеграции её направлений в разных возрастных группах.
  2. Обеспечить работу контрольных групп по апробации разработанных конспектов.
  3. Провести корректировку конспектов интегрированных занятий.
  4. Внедрить конспекты интегрированных занятий в проектную деятельность групп.
  5. 5.Сделать подборку конспектов, способствующих подготовке и проведению народных праздников.

Пути  реализации:                    

  1. Апробирование материала коллег пилотных ДОУ  - членов РИП (№13, 14 г. Мценска, г. Болхов «Лучик»).
  2. Использование экспериментального материала в реализации  проектов групп.
  3. Участие в  выездных заседаниях Совета по эксперименту в г. Малоархангельск, г. Болхов.
  4. Персональные выставки материала к педсовету и семинарам по теме работы участников эксперимента.
  5. Участие в научно-исследовательской работе совместно с кафедрой здоровья ребёнка ОГУ.
  6. Обсуждение проблем интеграции в образовании на педсовете.

 

План работы

№ п/п

Раздел

Дата

Ответственные

1.

Организационная деятельность

 

 

1.1.

Заседание совета РИП

 

 

1.1.1

  • Утверждение плана работы на год
  • Знакомство с содержанием работы в рамках РИП
  • Утверждение индивидуальных планов педагогов-экспериментаторов:

Кононовой Н.В.

Третьяковой Н.А.

Редникиной Е.А.

сентябрь

Завед.

1.1.2

Обсуждение результатов обследования функционального состояния организма детей.

  • Отчет  Н.А. Цыганковой по результатам прошлого года.
  • Сравнение данных прошлого и текущего года.
  • Корректировка плана работы с детьми согласно результатам.
  • Разработка комплексной программы мониторинга здоровьесберегающей деятельности  ДОУ
  •    Разработка проекта паспорта здоровья ребёнка

ноябрь

Завед., зам завед.

 

1.1.3  

  • Утверждение материалов на Фестиваль науки в ОГУ  (выставка, публикации)
  • Об итогах взаимодействия с ДОУ, участвующих в Региональном эксперименте.

апрель

Завед.

1.1.4

Подведение итогов работы за год.

Утверждение проекта плана на новый учебный год.

июль

Завед.

1.2

Сделать подборку конспектов интегрированных занятий, способствующих подготовке и проведению народных праздников.

 

в течение

года

зам завед.

1.3

Изучение опыта работы педагогов-экспериментаторов

  • Редникиной  Е.А.
  • Меркуловой Г.Н.
  • Опыты работ других садов города и области -  участников РИП.

в течение

года

зам завед.

1.4

Открытые просмотры по проблеме

 

 

1.4.1

а) областные мероприятия

б) городские мероприятия

согласно

графику

 зам завед.

 

1.5

Открытые мероприятия в ДОУ

 

 

1.5.1

Совместные заседания участников эксперимента

по плану ИУУ

Завед.

зам завед.

1.5.2

Неделя семьи в ДОУ

апрель

 зам завед.

1.6

Совместный педсовет с ДОУ №84

март

Завед., зам завед.

2

Методическое обеспечение

 

 

2.1

Разработка индивидуальных планов работы в эксперименте по всем направлениям

сентябрь

Завед.

2.2

Дальнейшая работа по совершенствованию содержания частных программ и технологий оздоровления детей на разных этапах дошкольного детства через различные мероприятия

сентябрь

Завед.

2.3

Апробация алгоритма адаптации частных методик по направлениям: психофизическое, социально-нравственное, художественно-эстетическое, познавательно-речевое в целях оздоровления детей

сентябрь

зам завед.

2.4

Разработка программно-методического обеспечения содержания РИП

сентябрь

зам завед.

3

Кадровое обеспечение

 

 

3.1

Собеседования с вновь вступившими в эксперимент:

Редникина Е.А.

сентябрь

зам завед.

3.2

Семинары

по плану ДОУ

зам завед.

3.3

Областные, городские мероприятия

декабрь

 

3.3.1

Неделя новатора

февраль

зам завед.

3.3.2

Фестиваль науки в ОГУ

апрель

завед.

зам завед.

3.3.3

Приём слушателей курсов ООИУУ

в течение года

завед.

зам завед.

Дата   ______________

Зам. заведующей                                                                    подпись

 Приложение 2

Утверждаю»

Заведующая МБДОУ

____________      подпись

 

План работы творческой группы

на учебный год

 

Тема: «Формирование у дошкольников привычки к ЗОЖ»

 

п/п

Тема

План

Форма

проведения

Дата

 

1

Обоснование содержания и форм работы на новый учебный год

Утверждение планов:

  1. Работы ДОУ.
  2. Тематических  планов педагогов.
  3. Взаимодействия с ДОУ – членами инновационной площадки.

 

«Круглый стол»

 

Сентябрь

 

2

Обоснование системы народных праздников в работе ДОУ.

  1. Выстроить  систему народных праздников в работе детского сада.
  2. Подобрать конспекты имеющихся интегрированных занятий, встроить их  в систему комплексно-тематического планирования.
  3. Выявить недостающие звенья в работе.
  4. Определить  пути их реализации.

«Круглый стол»

Октябрь

 

3.

Корректировка планов и содержания интегрированных занятий, способствующих проведению осенних народных праздников.

  1. Выявление недостающих тем и их содержания.
  2. Определение направлений работы по формированию ЗОЖ детей и соответствующих  здоровьесберегающих технологий для обеспечения их интеграции в содержании и методике проведения занятий.
  3. Обсуждение планов-конспектов по темам.

Деловая игра

«Ярмарка идей»

 

Ноябрь

4.

Корректировка планов и содержания интегрированных занятий, способствующих проведению зимних народных праздников.

  1. Анализ содержания интегрированных занятий , выявление недостающих тем.
  2. Выявление образовательных областей для обеспечения их интеграции в содержании и методике проведения занятий.
  3. Обсуждение планов-конспектов занятий со здоровьесберегающим сопровождением.

Мозговой штурм

Декабрь

 

5.

Корректировка планов и содержания интегрированных занятий, способствующих проведению весенних народных праздников.

  1. Анализ опыта проведения интегрированных занятий в декабре, обсуждение путей преодоления недостатков. 
  2. Коррекция тематики и содержания занятий на январь. Выявление недостающих тем.
  3. Определение образовательных областей и здоровьесберегающих технологий для обеспечения их интеграции в  содержании и методике занятии.
  4. Обсуждение планов-конспектов по темам.

Деловая игра

«Ярмарка идей»

Январь

 

6.

Корректировка планов и содержания интегрированных занятий, способствующих проведению летних народных праздников.

 

  1. Выявление недостающих тем и их содержание.
  2. Определение направлений и здоровьесберегающих технологий для интеграции в занятии.
  3. Обсуждение планов-конспектов по темам.

Мозговой штурм

Февраль

 

7.

Подготовка и представление материалов на фестиваль «Мир науки» в ОГУ

1.Обсуждение вопроса подготовки экспонатов  для выставки  методических материалов ( в рамках  Фестиваля науки в ОГУ).

2. Утверждение перечня материалов, выставляемых на конференцию.

3. Разработка аннотаций к экспонатам, составление каталога.

«Выставка педагогических идей»

Март

8.

Изучение опыта ДОУ включенных в РИП.

Утверждение материалов РИП к публикации

  1. Утверждение планов по внедрению опыта коллег пилотных ДОУ –  членов РИП: г. Болхова, Малоархангельска, Мценска.
  2. Корректировка плана работы.
  3. Презентация содержания работы РИП, отраженных в материалах.
  4. Утверждение материалов, подготовленных к публикации .

«Круглый стол»

Апрель

 

9.

 

Отчёт о результатах

работы творческой группы.

1.Анализ работы членов творческой группы по каждому направлению.

2.Защита наработанных

   материалов.

3.Выявление и анализ ошибок, поиск путей их преодоления.

4.Обсуждение проекта плана работы на следующий учебный год.

Деловая игра

«Педагогический

пробег»

Май

 

Дата   ______________

Зам. заведующей                                                                    подпись

Опубликовано: 11.06.2015