Развиваем пальчики - растим гения

Конференция: Современные педагогические технологии

Автор: Килина Евгения Аркадьевна, Зимина Ольга Анатольевна, Федорова Юлия Викторовна

Организация: МДОАУ д/с №10

Населенный пункт: Республика Башкортостан, г. Нефтекамск

Известно, что между речевой функцией и общей двигательной системой человека существует тесная связь. Такая же тесная связь установлена между рукой и речевым центром мозга. Гармонизация движений тела, мелкой моторики рук и органов речи способствует формированию правильного произношения, помогает избавиться от монотонности речи, нормализует темп, учит соблюдению речевых пауз, снижает психическое напряжение. Учеными доказано, что в последние 5-10 лет уровень речевого развития детей заметно снизился.  Родители меньше говорят с детьми, ссылаясь на недостаток свободного времени. Ребенок в основном получает нужную ему информацию изтеле- и радиопередач. Они редко делают что-то своими руками, потому что современные игрушки и вещи устроены максимально удобно, но не эффективно для развития моторики (одежда и обувь с липучками вместо шнурков и пуговиц, книжки и пособия с наклейками вместо картинок для вырезания и т.д.).
Дети с плохо развитой моторикой неумело держат ложку, карандаш, не могут застегивать пуговицы, шнуровать ботинки. Им бывает трудно собрать рассыпавшиеся детали конструктора, пазлы, счетные палочки, мозаику. Часто отказываются от лепки и аппликации, не успевают за сверстниками в группе в процессе деятельности.

Мелкая моторика влияет на многие важные процессы в развитии ребенка.

Выдающийся ученый  И.П. Павлов придавал большое значение тактильным ощущениям, доказывая  что они формируют речевой центр. Чем совершеннее кора мозга, тем совершеннее речь, а значит, и мышление.

Тренировка тонкой (мелкой) моторики пальцев рук оказывает большое влияние на развитие активной речи ребенка.  На протяжении всего раннего детства четко выступает эта зависимость – по мере совершенствования мелкой моторики идет развитие речевой функции   

Когда наши детки вырастут, мы родители, хотим видеть их счастливыми и успешными людьми.  Успех и счастье обязательно приходит к тем людям, которые полностью сформировались как личности с правильными ценностями и умеют добиваться своих целей.

Всё это обязательно случится, только сейчас  давайте сделаем первый и очень важный шаг, чтобы наши дети развивались красивыми, яркими и обречёнными на счастливую жизнь людьми.

Наверное, вы согласитесь, что каждый малыш с рождения индивидуален, обладает собственным темпераментом и характером, а также по-разному реагирует на явления, предметы, животных. Вы замечаете, что малыш бурно реагирует на то, что вам  кажется обычным, и наоборот, совершенно  равнодушен  к тому, что вам кажется важным, и интересным.

Так обстоит дело и с пальчиковыми играми. У малыша даже в  очень раннем возрасте есть свои представления, как нужно складывать пальчики. Детки очень любят познавать мир, и начинают они с собственных пальчиков и ручек. Они любят трогать свои ручки и постоянно играют со своими пальчиками. Игра - это вообще, то чем занимается ваш малыш с утра до вечера.

Уже классическим стало утверждение о том, что развитие руки помогает развитию речи ребёнка дошкольного возраста и развивает его мышление.

Поскольку в этом возрасте ведущей деятельностью является игра, то пальчиковые игры или пальчиковая гимнастика будут идеальным средством  для развития речи. От двигательной активности пальцев рук зависит развитие головного мозга, дети быстрее учатся писать, лучше говорят, обладают хорошей памятью, скорее успокаиваются после стрессов. Заниматься с ребенком желательно каждый день

Развивать мелкую моторику рук можно и с помощью работы с крупой. Например, запустить руку в таз с фасолью так приятно! А если на дне малыша ожидает какая-то игрушка - так даже вдвойне! Расстёгивать молнии, застёгивать пуговицы. Развязывать шнурки, верёвки, бантики. Нанизывать кольца и бусины на тесьму. Из спичек и ватных палочек выкладывать рисунок. Мальчикам очень придётся по душе болты и гайки, а также вышедшие из строя телефоны, калькуляторы и другие технические приборы. А девочки естественно будут без ума от раздевания и одевания любимых кукол.

Вообще полезно приобщать детей к домашним обязанностям:

  • подметать и собирать мусор;
  • помогать собирать рассыпавшиеся по полу мелкие предметы;
  • разбирать расколотые грецкие орехи;
  • помогать сматывать нитку или верёвку;
  • собирать на даче или в лесу ягоды;
  • искать край скотча;
  • перелистывать страницы книги
  • и т.д.      

«Пальчиковые игры» как бы отображают реальность окружающего мира – людей и их деятельность, животных, предметы, явления природы. В ходе «пальчиковых игр» дети активизируют моторику рук, повторяя движения взрослых. Тем самым вырабатывается ловкость, умение управлять своими движениями, концентрировать внимание на одном виде деятельности.
Пальчиковые игры дают возможность родителям и воспитателям играть c малышами, радовать их и вместе с тем развивать речь и мелкую моторику рук. Таким образом, ребёнок получает разнообразные сенсорные впечатления, у него развивается внимательность и способность сосредотачиваться. Также пальчиковые  игры  формируют добрые взаимоотношения между детьми, а также между взрослым и ребёнком.
А сейчас давайте перейдём к пальчиковым играм. Разучивание текстов с использованием пальчиковой гимнастики стимулирует развитие речи, внимание, воображение, воспитывает быстроту реакции и эмоциональную выразительность. Ребёнок лучше запоминает стихотворные тексты, и его речь делается более выразительной.

Вашему вниманию мы предлагаем пальчиковые игры для детей дошкольного возраста.

«Котенок»

Игра с прищепкой.

1. Бельевой прищепкой поочередно «кусаем» ногтевые фаланги (от указательного к мизинцу и обратно) на ударные слоги стиха:

« Кусается сильно котенок-глупыш,

Он думает, это не палец, а мышь. (Смена рук.)

Но я же играю с тобою, малыш,

А будешь кусаться, скажу тебе: «Кыш!».

 

«Гномики»

Жили – были в домике (сжимать и разжимать кулачки)
Маленькие гномики:
Токи, Бики, Лики, Чики, Микки.
(загибать пальчики, начиная с мизинца)
Раз, два, три, четыре, пять (разгибать пальчики)
Стали гномики стирать (тереть кулачки друг о друга)
Таки – рубашки, (загибать пальчики, начиная с большого)
Тики – платочки,
Лики – штанишки,
Чики – носочки,
Микки умница был,
Всем водичку носил.

 

«Теремок»

Стоит в поле теремок, теремок (руки над головой, изображаем крышу дома).                 

Крепко заперт на замок, на замок. (руки перед собой сцеплены в «замок»).

Ты, замочек, отопрись, отопрись, (палец правой руки упирается в ладонь левой руки, покачивающиеся движения кистью правой руки как будто открываем дверь ключом)

Двери настежь, распахнись, распахнись. (руки разводим в разные стороны перед собой)

Там  Мышка зерно толчет, (постукиваем кулачком о кулачок)

А Лягушка пироги печет. (ладони рук прижаты друг к другу, меняем положение рук относительно друг друга)

Пирожки печет капустные, (гладим животик правой рукой)

Подрумяненные, вкусные. (гладим щечки)

А Петух на подоконнике,

Там играет на гармонике. (пальцами обеих рук перебирающие движения по ребрам)

Ночью все ложатся спать, (сложенные друг к другу ладони рук прижаты к щеке) 

Только Еж не спит, (ладони сцеплены в «замок» пальцы подняты)

Теремочек сторожит.

Рано, рано поутру (машем руками как «крыльями»).

Петушок ку-ка-ре-ку.

        

«Прогулка»


Раз, два, три, четыре, пять, (загибаем пальчики по одному)
Мы во двор пошли гулять
(указательным и средними пальчиками "идем" по столу)
Бабу снежную слепили, («лепим» комочек двумя ладонями)
Птичек крошками кормили, («крошим хлеб» всеми пальчиками)
С горки мы потом катались,
(ведём указательным пальцем правой руки по ладони левой руки)
А ещё в снегу валялись.
(кладём ладошки на стол то одной стороной, то другой)
Все в снегу домой пришли, (отряхиваем ладошки)
Суп поели, (движения воображаемой ложкой)
спать легли. (ладошки под щечку).

 

«Компот»
 

Будем мы варить компот, (левую ладошку держат «ковшиком», а указательным пальцем правой руки «мешают»)
Фруктов нужно много. Вот:
Будем яблоки крошить, (загибают пальчики по одному, начиная с большого)
Грушу будем мы рубить.
Отожмём лимонный сок,
Слив положим и песок.
Варим, варим мы компот, (опять" варят" и "мешают")

Угостим честной народ.
 

Детям пальчиковые игры  нравятся, они с огромным желанием в них играют. Они становятся более внимательными, с удовольствием выразительно повторяют слова потешек .
Благодаря пальчиковым играм  дети учатся быть хозяином своих ладошек и десяти пальчиков, совершают сложные манипуляции с мелкими и крупными предметами.
Мы считаем, что очень важно продолжать использовать пальчиковые игры во всех видах деятельности, т.к. они дают положительный результат в развитии речи у детей дошкольного возраста.

Используемая литература:

Нищева Н.В.  «Картотека подвижных игр, упражнений, физкультминуток, пальчиковой гимнастики».

Курмаева Э.Б. «Коррекционно-развивающие занятия с дошкольниками».

Фадеева Ю.А., Пичугина Г.А. «Игры с прищепками: творим и говорим»

Цвынтарный В.В. «Играем пальчиками и развиваем речь».

Опубликовано: 08.06.2015