Йога для детей

Конференция: Современные педагогические технологии

Автор: Чугунова Ольга Евгеньевна

Организация: МБОУ ДОД ЦДТ №1

Населенный пункт: Ульяновская область, г. Ульяновск

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Йога для детей» предназначена для обучения детей дошкольного возраста в школе раннего развития. Набор детей происходит согласно «Санитарно – эпидемическим требованиям к учреждениям дополнительного образования Сан ПиН 2.4.4.1251-03» на основании заявления от родителей (законных представителей), медицинского заключения о состоянии здоровья ребёнка, Договора на оказание дополнительных образовательных услуг.

 Данная программа реализуется в школе раннего развития учреждения дополнительного образования детей. Возраст детей 6 -7 лет. Срок реализации программы – 1 год – 36 часов. Программа является модифицированной. В основе положена книга «Йога для детей» под редакцией Кеннета, Коэна, Хайма.

Дошкольный возраст – один из наиболее ответственных периодов в жизни каждого человека. Именно в эти годы закладываются основы здоровья, гармоничного умственного, нравственного и физического развития ребёнка, формируется личность человека. В дошкольный  период ребёнок интенсивно растет и развивается, движения становятся его потребностью, поэтому физическое воспитание особенно важно в этот возрастной период. В тоже время, в возрасте 6-7  лет закладываются основы нравственного и эстетического мироощущения человека.

Актуальность и новизна  программы заключается в решении проблемы оздоровления детей дошкольного возраста через занятия йогой.

Цель программы – укрепление физического здоровья детей посредством занятий йогой.

Задачи  программы.

Обучающие:

  • Дать понятие, что такое «йога».

  • Учить  общеразвивающим, дыхательным упражнениям, упражнениям на расслабление мышц и укрепление осанки.

  • Учить детей концентрировать внимание.

  • Учить детей прислушиваться к самому себе.

Развивающие:

  • Развивать силу и выносливость.
  • Расширять кругозор детей.
  • Формировать навыки самостоятельного выражения упражнений йогой.
  • Развивать выдержку

Воспитательные: 

  • Воспитывать активность, эмоциональность.
  • Воспитывать желание заниматься, трудолюбие и умение слушать педагога.

Принципы построения программы.

Занятия йогой должно осуществляться на основе принципов современного физического воспитания.

  1. Принцип воспитывающего обучения. Работа, направленная на развитие физических  качеств, должна обязательно предусматривать и решение воспитательных задач, таких, как настойчивость, смелость, выдержку.
  2. Принцип всесторонности. Обеспечение высокого проявления качеств в разнообразных видах двигательной деятельности, обеспечение общего подъёма функциональных возможностей организма.
  3. Принцип развивающего обучения. Предлагаемые упражнения должны быть направлены не на имеющийся в данный момент у детей уровень качеств, а опережать его, требовать приложения усилий для овладения новыми движениями.
  4. Принцип систематичности. Последовательное усложнение содержания, связь нового с уже усвоенным, повышение требований к уровню качеств по мере их развития.
  5. Принцип сознательности и активности детей. Сознательное отношение детей к предполагаемым упражнениям увеличивает прочность их усвоения, воспитывает самостоятельность, инициативу.
  6. Принцип индивидуального подхода. Основывается на учёте разного уровня двигательных качеств, имеющегося у детей, и требует дифференцированного отношения, гибкости в подборе двигательных заданий.

Возрастная характеристика детей  6-7 лет.

Дошкольный возраст – один из наиболее ответственных периодов в жизни каждого человека. Именно в эти годы закладываются основы здоровья, гармоничного умственного, нравственного и физического развития ребёнка, формируется личность человека. В данный период  закладываются основы нравственного и эстетического мироощущения человека. Ребёнок интенсивно растет и развивается, движения становятся его потребностью, поэтому физическое воспитание особенно важно в этом возрасте.  Детство – это удивительное время, когда естественная энергия и творческая фантазия находятся на высоком уровне, глаза и разум открыты навстречу миру, а учение превращается в игру. Это самый подходящий момент, чтобы ребёнок мог изучить своё тело и радоваться его способностям, познать внутреннее «я».

Организация образовательного  процесса.

Основной формой образовательного процесса являются учебные занятия, которые обычно проводятся в игровой форме. Упражнения, охватывающие все группы мышц, носят близкие и понятные детям названия животных. На занятиях дети постоянно упражняются, развивая навыки музыкального восприятия в единстве с выразительным движением, соединяя дыхание и движение. Неоднократно повторяется выученный  материал, закрепляя знания и умения, которые дети смогут применять в самостоятельной деятельности.  Длительное изучение и проработка небольшого количества движений дает возможность прочного их усвоения, что послужит фундаментом дальнейшего образовательного процесса.

Структура занятий йогой  включает в себя: разминку (5-10 минут), дыхательную гимнастику, выполнение поз (асан) и спокойный отдых. Занятия всегда заканчиваются релаксацией в течение 5-10 минут.

Методы и приёмы обучения:

  • словесные – объяснение, рассказ;
  • игровые – подвижные и малоподвижные игры, сюрпризные моменты;
  • наглядные – показ способов выполнения;
  • практические – упражнения.

Краткое  содержание программы.

Программа содержит два блока: «Организационный»  и «Йога». «Организационный» блок направлен на концентрацию внимания, он помогает усвоить новую информацию. В блоке «Йога»  изучаются позы (асаны) и игры.   В блоках расписана «теория» и «практика», формы преподавания, материал и оборудование, расписаны формы контроля.  В конце содержательной части дано методическое обеспечение: разработки для укрепления мышечного аппарата и упражнения, вырабатывающие правильную осанку.

Условия реализации программы.

 

Для более успешного освоения программного материала необходимо наличие следующих условий:  

  • Хореографический класс, соответствующий санитарно-гигиеническим нормам и требованиям.
  • Свободная, удобная одежда.
  • Коврики для занятий йогой.
  • ТСО: музыкальный центр (расслабляющая музыка).
  • Подушки или мягкие игрушки.

Диагностика и  критерии оценки ЗУН.

Низкий уровень – Не могут соединять дыхание и движение. Не держат равновесие. Все позы выполняют при помощи педагога. Дышат и носом и ртом.

Средний уровень – умеют соединять дыхание и движение при подсказки педагога. Не все позы выполняют правильно. Стесняются самовыражаться. Умеют дышать носом. Умеют расслабляться на позитиве. Равновесие держат при помощи опоры.

Высокий уровень – умеют соединять дыхание и движение. Умеют самостоятельно выполнять позы. Умеют самовыражаться. Умеют выполнять позы на равновесие тела для обеих сторон. Умеют   дышать носом. Умеют расслабляться на позитиве.

Предполагаемые   результаты.

  • Дети знают, что такое «йога».
  • Дети умеют выполнять  общеразвивающие, дыхательныеупражнениям, упражнения на расслабление мышц и укрепление осанки.
  • Дети умеют концентрировать внимание.
  • Дети умеют  прислушиваться к самому себе.
  • У них развита сила и выносливость.
  • Кругозор детей стал шире: в активный словарь детей введены новые слова.
  • Дети владеют навыком самостоятельного выполнения упражнений йогой.
  • Развита выдержка.
  • Воспитаны активность, эмоциональность.
  • У детей воспитано  желание заниматься, трудолюбие и умение слушать педагога.

УЧЕБНЫЙ ПЛАН

1 год обучения

(Возраст 6-7  лет)

 

 

занятий

 

 

№ блока

 

наименование

блока

 

кол-во

теоретичес

ких

часов

 

кол-во

практи

ческих

часов

 

кол-во

контроль-ных

часов

 

всего

часов

 

1 - 3

 

1

 

Организацион

ный

 

2

 

1

 

-

 

3

 

4 – 36

 

 

2

 

Йога

 

-

 

32

 

1

 

33

 

 

 

Итого

 

2

 

33

 

1

 

36

 

УЧЕБНО – ТЕМАТИЧЕСКИЙ  ПЛАН

1 год обучения (возраст 6-7 лет)

 

 

занятий

 

 

название блока,

темы занятий

 

кол-во

теоретических

часов

 

кол-во

практ.

часов

 

кол-во

контрольных

часов

 

всего часов

1.

1

 

 

 

 

 

2

 

3

 

Организационный.

Знакомство.

Правила техники

безопасности.

Правила поведения на занятиях.

 

Играем вместе.

 

Волшебник внутри нас.

2

1

 

 

 

 

 

 

 

1

 

1

 

 

 

 

 

 

1

 

 

 

-

 

 

 

 

 

 

 

 

3

1

 

 

 

 

 

1

 

1

2.

 

4

 

5

 

6

 

7

 

8

 

9

 

10

 

11

 

12

 

13

 

14

15

 

16

 

17

 

18

 

19

 

20

 

21

 

22

 

23

 

24

 

25

 

26

 

27

 

28

 

29

 

30

 

31

 

32

 

33

 

34

 

35

 

36

Йога.

 

Тренировка в паре.

 

Навстречу солнцу.

 

Танец солнцу.

 

Поза льва.

 

Рычащий лев.

 

Собака.

 

Кобра.

 

Орёл.

 

Кузнечик.

 

Рыба.

 

Лягушка.

Крокодил.

 

Ворон.

 

Голубой  кит.

 

Бабочка.

 

Голубь.

 

Черепаха.

 

Саранча.

 

Стрекоза.

 

Корова.

 

Верблюд.

 

Дерево.

 

Король танца.

 

Лодочка.

 

Морская ракушка.

 

Цветок лотоса.

 

Ветерок.

 

Солнце и луна.

 

Жужжание пчелы.

 

Слоны на прогулке.

 

Одна поза за другой

 

Поход в джунгли.

 

Лесная сказка для мамы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

32

 

1

 

1

 

1

 

1

 

1

 

1

 

1

 

1

 

1

 

1

 

1

1

 

1

 

1

 

1

 

1

 

1

 

1

 

1

 

1

 

1

 

1

 

1

 

1

 

1

 

1

 

1

 

1

 

1

 

1

 

1

 

1

 

 

1

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1

33

 

1

 

1

 

1

 

1

 

1

 

1

 

1

 

1

 

1

 

1

 

1

1

 

1

 

1

 

1

 

1

 

1

 

1

 

1

 

1

 

1

 

1

 

1

 

1

 

1

 

1

 

1

 

1

 

1

 

1

 

1

 

1

 

1

36

Всего:

2

33

1

36

 

СОДЕРЖАТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ ПРОГРАММЫ.

Блок № 1

Организационный – 3 часа.

Цель: Дать положительный заряд на занятия  йогой.

Задачи:

  • Учить детей правилам поведения и правилам техники безопасности на занятиях йогой.
  • Расширять кругозор детей.
  • Учить играть вместе, не ссориться, уметь дружить.
  • Учить позитивно относиться ко всему окружающему.

Теория:

Правила поведения на занятиях. Правила техники безопасности на занятиях йогой. Рассказ детей о себе: своё имя, кто друзья, в какой детский сад посещает, что там нравится, что не нравится.

Практика:

Подвижные игры «Ветряная мельница»,  упражнение на дыхание «Твой невидимый друг».

Формы и методы обучения:

Беседа, рассказ, показ, игра.

Материалы и оборудование:

Коврики на каждого ребёнка.

Предполагаемый результат:

  • Дети знают правила поведения и правила техники безопасности на занятиях йогой.
  • В речи детей появились новые слова.
  • Дети умеют  играть вместе, не ссориться, умеют  дружить.
  • Дети  позитивно относятся ко всему окружающему.

Литература: 1

Блок № 2

«Йога» – 33 часа.

Цель: Укрепление мышечного аппарата и формирование правильной осанки дошкольников.

Задачи:

Образовательные:

  • Дать понятие, что такое йога.
  • Учить дыхательным упражнениям и упражнениям на расслабление мышц и укрепление осанки.
  • Учить детей концентрировать внимание.
  • Учить прислушиваться к себе.
  • Способствовать развитию ловкости, точности, гибкости, пластичности, выносливости и силы.

Развивающие:

  • Развивать  силу и выносливость
  • Расширять кругозор детей.
  • Формировать навыки самостоятельного выражения упражнений йогой.
  • Развивать выдержку.

Воспитательные:

  • Воспитывать активность, эмоциональность.
  • Воспитывать желание заниматься, трудолюбие и умение слушать педагога.

Теория: Инструктаж по ТБ и ПДД.   «Йога», понятие, значение. Особенности и техника выполнения упражнений. Правила игр. Ваш невидимый друг дыхание. Техника дыхания.

Практика: Разминка из несложных разогревающих упражнений. Тренировка в паре. Серия упражнений «тянемся навстречу солнцу». Выполнение поз: льва, собаки, кобры, орла, рыбы, лягушки, крокодила, ворона,   кита, бабочки, голубя, черепахи, саранчи, стрекозы, коровы, верблюда.  Придумывание и выполнение детьми придуманных собственных поз. Йога-игры. Выполнение поз покоя. Выполнение комплекса общеразвивающих упражнений, комплекса упражнений на растяжку.

Оборудование и материалы: свободная одежда и обувь, коврики, костюмы и реквизит для   ОРУ,   музыкальный центр, фонограммы.

Формы и методы занятий: рассказ, показ, объяснение, игра, демонстрация.

Формы контроля: опрос, наблюдение, выполнение    упражнений по йоге.

Предполагаемые результаты:

  • Дети знают, что такое йога.
  • Дети умеют выполнять дыхательные упражнения и упражнения на расслабление мышц и укрепление осанки.
  • Дети умеют  концентрировать внимание.
  • Дети умеют прислушиваться к себе.
  • У детей развита ловкость, точность, гибкость, пластичность, выносливость и сила.
  • Кругозор детей стал шире.
  • Дети могут выполнять движения самостоятельно.
  • Выдержаны.
  • Дети активны, эмоциональны.
  • У детей воспитано  желание заниматься, трудолюбивы и умеют слушать педагога.

Литература: 1, 2.

МЕТОДИЧЕСКОЕ  ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ

«ЙОГА ДЛЯ ДЕТЕЙ».

  1. Методическая разработка «Йога для детей».
  2. Методическая разработка «Йога для начинающих»

ЛИТЕРАТУРА.

  1. «Йога для детей». Перевод Очаповского А.П.
  2. Ричард Хиттлмен. Йога-путь к физическому совершенству. Дом печати. Ульяновск 1992г.
Опубликовано: 02.06.2015