О сущности педагогического процесса в дошкольном образовательном учреждении: современный аспект

Конференция: Современные педагогические технологии

Автор: Третьякова Елена Васильевна

Организация: МАДОУ «Детский сад № 36»

Населенный пункт: Пермский край, г. Соликамск

Одной из основных категорий педагогики является категория «педагогический процесс».  Под педагогическим процессом понимается  движение вперед, изменение.  В дошкольном образовательном учреждении педагогический процесс необходимо рассматривать как направленное и организованное взаимодействие воспитателя и детей, реализующее цели дошкольного образования. Это целостная динамическая система,  её системообразующим фактором является взаимодействие вос­питателя и детей. В процессе этого взаимодействия происходит вос­питание, обучение и развитие каждого ребенка. В педагогическом процессе - задачи воспитания, обучения и развития ребенка всегда ре­шаются комплексно во всех видах деятельности, организуемых педагогом, а именно в  игре, учении, общении, продуктивных и творческих видах деятельности.
Педагогический процесс имеет чётко обозначенные структурные компоненты.

Это - целе­вой, включающий определение целей и задач дошкольного образования;

- содержательный, определяющий содержание образовательной и воспитательной работы с детьми, которое изложено в «Программе воспитания детей в детском саду»;

- деятельностный, представляющий, те виды деятельности, через которые решаются поставленные задачи, а также  выбран­ные методы и средства;

- оценочно-результативный,  в котором ведущим является анализ результатов ра­боты воспитателя, что характеризует эффективность педагогического процесса. [1]

Раскрывая сущностные характеристики педагогического процесса в ДОУ, важно отметить, что он имеет свои особенности и  строится исходя из видов деятельности, соответствующих особенностям дошкольного детст­ва Специфика педагогического процесса в ДОУ определяется включенно­стью взрослого при реализации развивающих задач.

В качестве основания для выявления структурных составляющих педагогического процесса Н.Я. Михайленко и Н.А. Короткова предлагают такие типы взаимодействия взрослого с детьми, которые определяются по отношению к детям и определяют меру включения педагога в детскую деятельность.Во-первых, это позиция «педагога», который ставит перед детьми цели и задачи обучения (позиция «над»). Во-вторых, это позиция «равного» партнера, включенного в деятельность наравне с детьми, где педагог помогает детям в освоении различных спосо­бов деятельности. В-третьих, это позиция «создателя» развивающей пред­метно-пространственной среды, где взрослый, непосредственно не включаясь в процесс деятельности, инициирует активность ребенка, организуя сре­ду, предоставляя детям возможность действовать свободно и самостоятельно исходя из их желаний, потребностей и интересов.

В соответствии с этим, педагогический процесс в ДОУ имеет триеди­ную структуру, т.е. условно разделен на три блока: специально организованное обучение в форме занятий; совместная деятельность взрослого и детей, строящаяся в непринужденной и необязательной форме; самостоятельная деятельность, где ребенок свободен в выборе самоценных для него видов деятельности.

Дадим краткую характеристику структуры педагогического процесса.   Блок специально организованного обучения в форме занятий, где воспитатель занимает позицию «над» ребенком, включает в себя цели, программные задачи, специальные методы, приемы и средства обучения, специальные задания для детей, отвечающие логике развития тех или иных способностей, например, сенсорных, мыслительных, речевых и др.
В  блоке  совместной деятельности,  педагог занимает позицию «равного партнера», инициирует различные виды детской деятельности, а именно организует игры, конструирование, изобразительную, трудовую дея­тельность, приобщает детей к искусству.  Данный блок включает в себя разнообраз­ные формы активности: чтение книг, беседы с детьми, прослушивание музыки, рассматривание иллюстраций и репродукций, сюжетные игры, рисование, лепку, конструирование, элементарный труд, экскурсии, фи­зические упражнения и подвижные игры и т.д.

Третий блок - блок свободной самостоятельной деятельности, где воспитатель занимает позицию «создателя окружающей среды». Он предполагает свобод­ный выбор ребенком деятельности, отвечающей его склонностям, потребностям и интересам, обеспечивая возможность саморазвития ребенка.

Каждый из указанных блоков должен занимать свое место в педагогическом процессе, не поглощаясь другими, поскольку каждый из них имеет особое значение для эффективного решения тех или иных задач развития и воспитания ребенка.

Нужно отметить, что в настоящее время происходит интенсивное развитие дошкольного образования в разных направлениях: повышается интерес к личности ребёнка дошкольного возраста, его уникальности. Исходя из,чего предъявляются качественно новые требования к организации образовательного процесса,направленного на социально личностное, физическое, познавательно     речевое, художественно-эстетическое развитие дошкольника, наблюдаетсяориентация на воспитание гражданина, любящего свой народ, свой край,свою Родину, толерантно относящегося к культуре, традициям и обычаям других народов.

Основополагающий принцип развития современного дошкольного образования, предложенный Федеральным государственным образовательным стандартом (ФГОС), – принцип интеграции образовательных областей. В дошкольном образовательном учреждении, согласно данному Федеральному документу, отменены учебные занятия как формы организации образовательного процесса. Организация образовательного процесса в ДОУ должна выстраиваться как целостная система, учитывающая и обеспечивающая процессы воспитания и развития дошкольника в образовательной деятельности и режимных моментах.[4] 

Рассматривая содержание организации педагогического процесса на современном этапе укажем, что под интеграцией  надо понимать такую органическую взаимосвязь и взаимопроникновение знаний на основе объединения объектов педагогического процесса (образовательных областей, различных видов детской деятельности, форм и методов), которые должны вывести ребёнка на понимание единой научной картины мира.[3]  Несмотря на определённые сложности, связанные с организацией современного педагогического процесса в ДОУ, укажем на значимость приобретаемого ребёнком-дошкольником социального опыта в условиях совместной деятельности. Совместная деятельность выступает неотъемлемым компонентом педагогического процесса, организуемого в дошкольных образовательных учреждениях на современном этапе.

 

Список литературы

1.Князева, О.Л. Перспективная модель организации деятельности дошкольного образовательного учреждения/О.Л. Князева.- М., 2008.

2.Третьяков, П.И., Белая, К.Ю. Дошкольное образовательное учреждение. Управление по результатам/ П.И. Третьяков К.Ю. Белая.- М.: Сфера, 2007г. 

3.Трубайчук, Л.В., Микерина А.С. Организация интегрированного образовательного процесса в ДОУ/Л.В. Трубайчук, А.С.Микерина–М., 2010.

4.Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. Приказ №1155 Министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013г.

Опубликовано: 27.05.2015