Освоение пространства детьми с общим недоразвитием речи

Конференция: Современные педагогические технологии

Автор: Котова Екатерина Александровна

Организация: ГБДОУ № 12

Населенный пункт: Ленинградская область, г. Санкт-Петербург

Трудно назвать хотя бы одну область деятельности человека, где умение ориентироваться в пространстве не играло бы существенной роли. Свободное оперирование пространст­венными образами - это то фундаментальное умение, кото­рое объединяет разные виды учебы и трудовой деятельности. Оно является необходимым условием социального бытия че­ловека, формой отражения окружающего мира, условием ус­пешного познания и активного преобразования действитель­ности. Чтобы ребенок успешно учился в школе, он должен свободно ориентироваться в пространстве, владеть основными пространственными понятиями. Если же эти представления сформированы у ребенка недостаточно, у него нередко возни­кают трудности при овладении чтением и письмом. Все функции, обеспечивающие зрительно-пространственное различение предметов (поле и острота зрения, глазомер), ин­тенсивно формируются именно в 5—7 лет. Поэтому целесооб­разно проводить коррекционную работу по развитию про­странственных представлений именно в дошкольном периоде.

У детей с общим недоразвитием речи формирование пространственных представлений подчиняется тем же закономерностям, что и при нормальном развитии, однако этот процесс осуществляется медленнее, в более поздние сроки и с отклонениями из-за особенностей психического развития данной категории детей.

Пространственные представления – одна из сложных форм представлений, формирующихся у детей в процессе познавательного развития, достаточно отметить, что согласно исследованиям Р.А. Вороновой, М.Д. Гузеевой условные рефлексы на пространственные сигналы вырабатываются в несколько раз медленнее по сравнению с другими условными рефлексам.

Недостатки развития пространственных представлений носят, как правило, вторичный характер, а, следовательно, могут быть скорректированы с помощью специально организованного обучения. (И.Н.Моргачева)  Нарушения оптико-пространственного гнозиса считаются характерными для детей с органическим поражением мозга. В результате его изучения с помощью методики Л. Бендер, а также в ходе наблюдений за деятельностью детей с речевой патологией в процессе рисования, конструирования и обучения грамоте было выявлено, что данная функция у детей младшего школьного возраста, по сравнению с нормально развивающимися сверстниками, находится на значительно более низком уровне. Наиболее благоприятна динамика развития пространственного восприятия у детей с задержкой речевого развития, а наименее благоприятна при алалии. Степень нарушений оптико-пространственного гнозиса также зависит от недостаточности других процессов восприятия, особенно формирования пространственных представлений. (Мухина В.С.)

При изучении особенностей ориентировки детей с общим недоразвитием речи в пространстве оказалось, что в процессе проведения игр на развитие пространственных представлений дети допускают ошибки, которые не в состоянии исправить джи с помощью взрослого. Задания выполняют в замедленном темпе, отмечается зеркальное выполнение, эхопраксии. В определении пространственного расположения предметов по отношению к самому ребенку ошибки в смешения координат вертикальной оси «над» - «под», смешения координат латеральной оси «слева» - «справа». В определении пространственных отношений между изображениями предметов, исследование уровня вербализации пространственных отношений на плоскости с трудом справилась с заданием, ошибались в определении предмета по отношению к другому предмету, трудности понимания предлога «между», трудности понимания предлогов «за» - «перед». При складывании разрезных картинок использовали хаотичную стратегию, манипулятивная деятельность ребёнка не имела определённой цели.  В проба Бентонаотмечались реверсии по латеральной оси и реверсии по вертикальной оси, неверная передачи градуса угла элемента. В пробах оптико-пространственных представлений по перцептивному действию использовали хаотичную стратегию с копированием фигуры Тейлора и копированием с разворотом на 180 градусов справились неудовлетворительно.

Всё выше сказанное указывает на то, что педагоги дошкольных учреждений должны понимать необходимость и важность формирования пространственных представлений у детей дошкольного возраста. Для этого необходимо просвещать педагогов о методах и приёмах формирования пространства у детей.

Пространственные представления имеют сложное иерархическое строение. Описание структуры пространственных представлений, а также этапов их формирования в онтогенезе представлено в моделях А.В.Семенович, Н.Я.Семаго и М.М.Семаго.

1 уровень. Овладение пространством собственного тела.

2 уровень. Уровень пространственного взаимоотношения внешних объектов и собственного тела.

3 уровень. Вербализация пространственных представлений. 

4 уровень. Уровень лингвистических представлений. Формирование пространства языка и мышления. (пространство языка).

Полноценное развитие пространственных функций выступает основой формирования отдельных компонентов речевых функций, счетных операций, чтения, письма, конструктивного мышления.

Список использованной литературы

  1. Ананьев Б Г Рыбалко Е Ф «Особенности восприятия пространства у детей» (Москва 1964 год)
  2. Ахутина Т.В., Золотарева Э.В. «О зрительно-пространственной дисграфии: нейропсихологический анализ и методы ее коррекции» Школа здоровья. 1997. №3. - С.38-42.
  3. Галкина О И «Развитие пространственных представлений у детей в начальной школе» Москва 1961 год
  4. Гальперин П.Я. Развитие исследований по формированию умственных действий // В кн.: Психологическая наука в СССР. Т.1. - М.: Изд. АПН РСФСР, 1959.
  5. Забрамная С.Д., Костенкова Ю.А. «Развивающие занятия с детьми» М.: РОН, 2001.
  6. Лебединский В.В. « Психофизиологические закономерности нормального и аномального развития» Сб. докладов 1-ой международной конференции памяти А.Р. Лурия. - М., 1998.
  7. Лурия А.Р. «Высшие корковые функции человека». - М.: Академический Проект, 2000. http://www.google.ru/
  8. Манелис Н.Г. «Развитие оптико-пространственных функций в    онтогенезе» Школа здоровья.1997. №3. - С.25-37.
  9. Моргачева И Н «Ребёнок в пространстве» СПб Детство «Пресс»2009 год
  10. Мусейибова Т. «Ориентировка в пространстве». Дошк. Воспитание. – 1988. – № 8.
  11. Мухина В.С. «Психология дошкольника.» Под редакцией Л.А.Венгера – М., Просвещение, 1975г.
  12. Пылаева Н.М., Ахутина Т.В. «Школа внимания. Методика развития и коррекции внимания у детей 5-7-лет». Методическое пособие. - М.: Интор, 1997.
  13. Семаго Н.Я. «Современные подходы к формированию пространственных представлений у детей, как основы компенсации трудностей освоения программы начальной школы» Дефектология. №1. - М.: Школа- Пресс, 2000.
  14. Семенович А. В. «Введение в нейропсихологию детского возраста» изд. «Генезис» 2008 год
  15. Семенович А. В. «Нейропсихологическая коррекция в детском возрасте ««Генезис» 2008 год
  16. Семенович А.В., Умрихин С.О.» Пространственные представления при отклоняющемся развитие». М.,1997г.
Опубликовано: 16.05.2015