Программа нравственного воспитания младших школьников
Конференция: Современные педагогические технологии
Автор: Гурьянова Марина Валерьевна
Организация: ГБОУ НАО «СШ п.Искателей»
Населенный пункт: Ненецкий автономный округ, пос. Искателей
1. Пояснительная записка.
Понятие «нравственность» толкуется в словаре как нравоучение, внутренние духовные качества. Которыми руководствуется человек, этические нормы, правила поведения, определяемые этими качествами. Внутренние духовные качества воспитываются с детства в семье. И это ни что иное как воспитание характера, т.к. характер – это свойства человека, проявляющиеся в его поведении.
Годы перестройки внесли в общество свои коррективы: нарушились нравственные устои, что, несомненно, отразилось на поведении людей, особенно молодых, тех, сознание которых ещё только формировалось. Многое, происходящее в обществе, для них было необъяснимо, но принималось, т.к. вседозволенность в юном возрасте – это, казалось бы, хорошо, а что будет потом… Об этом никто не задумывался. Но через определённое время, когда раненое событиями перестройки поколение «стало мамами и папами», всё прояснилось: родители, лишённые правильного воспитания, не смогли передать детям свой положительный опыт, т.к. его просто не было.
Через многие годы государство даёт школе заказ на развитие и воспитание гражданина России, идеала, приоритетом личности которого будет духовно-нравственная культура. Именно сейчас перед школой стоит задача возродить «человека России» с его патриотической, духовно богатой натурой. Это ещё раз доказывает, что тема нравственного развития личности была и будет актуальна во все времена существования и развития человеческого общества.
Цель создания программы:
- Систематизировать воспитательную работу в направлении «Нравственность», объединив содержательную и воспитывающую стороны и разные формы организации деятельности участников образовательного процесса для создания единого классного коллектива взрослых и детей.
Цель деятельности классного руководителя:
- Обучение младших школьников пониманию смысла человеческого существования, ценности своего существования и ценности существования других людей.
Задачи работы классного руководителя:
- Изучить литературу по данному направлению деятельности.
- Планово вести работу по педагогизации знаний родителей в вопросах воспитания и развития детей.
- Формировать у обучающихся умение работать с информационными источниками, современными техническими средствами информации.
- Формировать у учащихся нравственную культуру миропонимания путём приобщения детей к труду и искусству.
- Способствовать формированию у учащихся осознания значимости нравственного опыта прошлого и будущего, своей роли в нём.
- Развивать у детей желание поступать сообразно полученным знаниям в реальных жизненных ситуациях.
- Знакомить детей с нравственным позициями людей прошлого, их нравственным подвигом во имя человечества.
- Формировать у учащихся умение отстаивать свою нравственную позицию в ситуации выбора.
Три кита успешного воспитания:
Слово.
- Беседы (индивидуальные и групповые).
- Диспуты
- Дискуссии…
Пример.
- Личный (учительский).
- Пример родителей.
- Исторический пример.
Организация успешной деятельности.
- Учебная Д.
- Трудовая Д.
- КТД.
- Помощь другим людям.
- Участие во внеклассных мероприятиях.
Задачи нравственного воспитания младших школьников:
- Формирование нравственного сознания дисциплины.
- Формирование чувства ответственности за порученное дело.
- Формирование в ребёнке гражданина (любовь к Родине, родителям, стремление делать доброе для других).
- Развитие интереса к знаниям.
Нравственный облик человека (примерное строение).
- Удовлетворение потребностей
Материальные Духовные
-пища -книги
-одежда -театр
-обувь -музыка
-игрушка -спорт
-просмотр фильмов
- Удовлетворение всех потребностей связано с трудом физическим и трудом умственным, и этому надо учить детей.
- В процессе обучения идёт нравственное воспитание через понятия:
- Можно и нельзя.
- Хорошо и плохо.
- Не хочу и надо.
Всё это помогает сформировать нравственно-сознательную дисциплину.
Нравственно-сознательная дисциплина помогает ребёнку:
- Беречь и разумно расходовать время.
- Культурно себя вести.
- Уважать окружающих.
- Строго относиться к себе и своему внешнему виду.
- Не допускать расхождения слов и дела.
Схема нравственного становления личности.
Файл со схемой прилагается.
В классном коллективе дети осуществляют ведущую деятельность – учение, которое является главным фактором их общего и нравственного развития.
Классный руководитель должен знать, что в процессе воспитания НАДО:
- Не управлять поведением ребёнка, а руководить его внутренним духовным развитием.
- Влиять не на поведение ребёнка, а на его представление о самом себе, на его самооценку.
- Учить детей видеть и слышать окружающих людей, ценить и уважать их мнение.
- Учить детей общению.
В процессе воспитания детям и родителям необходимо разъяснить следующие понятия:
- Нравственный выбор.
- Нравственная позиция.
- Нравственное поведение.
- Нравственные ценности.
- Жизненные ценности.
- Самоактуализация.
- Самореализация.
Для реализации цели работы классного руководителя в плане нравственного воспитания учащихся можно использовать различные формы работы с классным коллективом.
- Формы работы с классным коллективом.
- Тематические классные часы нравственной направленности.
- Часы общения.
- Участие в акциях милосердия.
- Читательские конференции и диспуты.
- Экскурсии в музей, походы по боевым и памятным местам.
- Знакомство с «историческими» людьми, принесшими славу Родине своими делами и поступками.
- Организация работы кружков с нравственной тематикой, цикл бесед.
- Изучение нравственного наследия мира.
- Шефская работа учащихся в детских домах, домах престарелых, больницах, на дому у пожилых людей.
- Праздники нравственной и патриотической тематики.
Программа нравственного воспитания предполагает совместную работу с родителями, которую можно построить по следующему плану:
- Классные часы.
- Часы общения, праздники.
- Коллективное чтение.
- Поэтические вечера и марафоны.
- Работа с родителями.
- Можно предусмотреть работу клуба или кружка нравственного совершенствования личности.
- Структура программы нравственного воспитания.
Программа рассчитана на всех участников образовательного процесса: ученики, их родители и учитель. Это примерное планирование работы, распределённое по классам и по учебным четвертям.
Программа включает в себя:
- Тематические классные часы.
- Часы общения и праздники.
- Коллективное чтение произведений известных писателей.
- Работу с родителями.
Вид деятельности. |
Количество часов. |
|||||||||||||||
1 класс |
2 класс |
3 класс |
4 класс |
|||||||||||||
1ч |
2ч |
3ч |
4ч |
1ч |
2ч |
3ч |
4ч |
1ч |
2ч |
3ч |
4ч |
1ч |
2ч |
3ч |
4ч |
|
Классные часы |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
Часы общения. |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
- |
- |
1 |
1 |
1 |
1 |
- |
- |
- |
Праздники. |
1 |
- |
2 |
1 |
- |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
- |
1 |
- |
1 |
Коллективное чтение. |
2 |
2 |
2 |
2 |
2 |
3 |
2 |
2 |
2 |
2 |
2 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
Поэтические марафоны. |
1 |
- |
- |
- |
- |
- |
1 |
- |
- |
- |
- |
1 |
- |
- |
- |
- |
Родительские собрания. |
2 |
- |
1 |
- |
1 |
- |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
- |
1 |
- |
1 |
- |
Совместные собрания-проекты (родители и дети) |
- |
1 |
- |
1 |
- |
1 |
- |
- |
- |
- |
- |
1 |
- |
1 |
1 |
1 |
Экскурсии. |
1 |
1 |
1 |
- |
- |
- |
- |
1 |
1 |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
Всего мероприятий в каждой четверти: |
10 |
6 |
8 |
5 |
5 |
7 |
7 |
6 |
6 |
6 |
6 |
6 |
4 |
4 |
4 |
4 |
Программа предлагает систему работы с классом, направленную на воспитание нравственных начал личности школьника, гражданина России и отвечает требованиям ФГОС и Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России.
На первый взгляд объём материала для работы может показаться небольшим, и это правильно, т.к. кроме нравственного направления, в плане воспитательной программы есть патриотическое, физическое, эстетическое и т.д.
- Содержание программы.
1 класс
Классные часы |
Часы общения, праздники |
Коллективное чтение |
Работа с родителями |
1 четверть
1.«Что такое хорошо и что такое плохо?» 2.Экскурсия в природу. |
1. «Здравствуйте! Это – Я!» Самопредставление. Час общения за чаем с целью сплочения детского коллектива. 2. Праздник «Красота вокруг!» (осень) - Праздник «Посвящение в первоклассники». |
1. Е. Пермяк «Самое страшное» 2. В. Осеева «Собака яростно лаяла» 3.Поэтический марафон «По тропинкам Осени» |
1. Родительское собрание «Родители и учитель – союзники в учебно-воспитательном процессе». 2. Учебные задачи 1-го года обучения. Проектная деятельность в начальной школе. |
2 четверть
1.«О невежах и вежливости». 2.Экскурсия в краеведческий музей. |
«Моя любимая игрушка» - час общения. |
1.В. Осеева «До первого дождя» 2. В. Осеева «Бабка». |
Родительское собрание – проект «Семья – дом радости и мудрости на пути становления личности ребёнка». Семейное мероприятие с игровой, конкурсной программой. Презентация. Выставка коллекций, семейных газет. Чтение рассказа В. Осеевой «Бабка». |
3 четверть
1.«Что значит быть ответственным?» 2.Экскурсия в школьный музей. |
1.Праздник «У детства мамино лицо». 2.Праздник первой учебной книги «Спасибо, Азбука!» |
Э. Шим «Брат и младшая сестра» В. Осеева «Долг» |
Родительское собрание-практикум «Как научить ребёнка учиться». |
4 четверть
«Поговорим о внешнем виде своём и книжном». |
1.Час общения «Я и все мои друзья». 2.Праздник «Будем помнить тебя, первый класс!» |
Ю. Ермалаев «Лучший друг» В. Чаплина «Мушка» |
Родительское собрание-отчёт «Какими мы стали? Родители и дети». |
2 класс
1 четверть
«О лентяях и лени» |
«От улыбки солнечной…» - час общения. Игра. |
Л. Воронкова «Что сказала бы мама?» А. Обрывалин «Чалый» |
Родительское собрание «Поощрение и наказание – поступите правильно!» |
2 четверть
«Об аккуратности» |
1. Час общения за чаем: «Правила вежливости, или урок этикета» 2.Праздник «Загляните в мамины глаза!» |
И. Василенко «Мостик» Ю. Ермолаев «Силач» А. Дурова «За что?» |
Родительское собрание-проект «Чтение – окно в мир знаний» (вместе с детьми) |
3 четверть
«Об обидах и причинах обид» |
1. Час общения с театром кукол: «По страницам любимых сказок». 2.Праздник «Посвящение маме». Проект «Салатное дело» |
М. Водопьянов «Один за всех и все за одного» И. Туринич «Дружба» Поэтический марафон «Если с другом вышел в путь»-стихи о дружбе. |
Родительское собрание «Трудовое участие ребёнка в жизни семьи. Как развить трудолюбие?» |
4 четверть
1.«Эгоисты. Кто они такие?» 2.Экскурсия в природу. |
Семейный праздник «Род. Родные. Родина…» |
Л. Воронкова «Что сказала бы мама?» И. Туринич «Дружба» (вспоминаем, делаем выводы) |
Родительское собрание «Воспитание любви и бережного отношения к природе, Родине». |
3 класс
1 четверть
«Правда и ложь. Какие они?» |
1.Праздник «Хлеб - всему голова» 2.Экскурсия на предприятие: рабочее место. |
Б. Никольский «Высшая мера наказания» В. Осеева «На катке» |
Родительское собрание «Физиологическое взросление и его влияние на формирование познавательных процессов и личностных качеств ребёнка» |
2 четверть
«О жадности и жадных» |
Час общения: «Жадность. Что это такое?» Игровые ситуации Внеклассное мероприятие «Пусть всегда будет мама!»» (ко дню Матери) |
В. Осеева «Разделите так, как делили работу!», «На берегу реки»
|
Родительское собрание «Речь ребёнка. Важные жизненные понятия». |
3 четверть
«Что такое характер?» |
1.Час общения «Я и мои одноклассники» 2.Мамин праздник. |
И. Василенко «Мостик» Я. Сербин «Лесное происшествие» |
Родительское собрание-практикум «Как помочь ребёнку преодолеть трудности в учении?» |
4 четверть
«Что значит в жизни похвала? Что значит «бескорыстие»? |
1.Урок Мужества – внеклассное мероприятие. 2.Игра интеллектуалов «Путешествие в природу» |
М. Водопьянов «Коля Кажимов» Поэтический марафон «Расскажи мне о войне» |
Родительское собрание-проект «Наши достижения»- отчёт учителя, родителей и учащихся по результатам работы за год. |
4 класс
1 четверть
«Мои мечты, желания и возможности». |
Час общения «Мир моих увлечений»-профориентация. |
В. Осеева «Пёрышко» |
Родительское собрание «Мы –выпускники начальной школы» |
2 четверть
«Открой доброте своё сердце!» |
Праздник ко дню матери «Мама-песня моя!» |
Л. Воронкова «Конь-богатырь» |
Родительское собрание проводят дети «Педагогика понимания» (о значении общения в жизни людей) |
3 четверть
«Душевность и бездушие» |
Семейный вечер «Как хорошо, что есть семья, которая всегда, везде от бед хранит меня» |
Выбор детей. Чтение текстов на тему «Нравственность» |
Родительское собрание «Психология развития ребёнка-подростка» |
4 четверть
«Что значит быть счастливым?» |
Праздник дружбы «Мы вместе!» |
«Дети о дружбе» - сочинения из творческой мастерской учеников. |
Родительское собрание-отчёт «Оценка наших достижений». Презентация «И только память сохранит нашу историю на веки!» |
Приложение.
В помощь учителю.
«Наша воспитательная сила
прямо пропорциональна
нашей любви к людям.
Не к нашему ребёнку, а к людям»
С. Соловейчик
- «Любовь, что ты берёшь, равна любви, которую даёшь». Народная мудрость.
- Моральность характера проявляется в полном соответствии дел и поступков личности её моральным убеждениям.
Нравственно воспитанный человек, это человек честный и добросовестный, коллективист, умеющий жить и трудиться в коллективе и для коллектива. Он доброжелателен и внимателен к людям, скромен в отношении к себе. Первые нравственные уроки, обогащение жизненного опыта детей происходит в семье и складывается из общения с родителями, старшими братьями и сёстрами, бабушками и дедушками. Учитель должен правильно оценить статус семьи, определить её значимость для ребёнка и помочь родителям качественно и планомерно влиять на развитие его личности.
Простые правила нравственности.
Правила товарищества. |
Правила дружной работы. |
Правила честной игры и состязаний. |
Правила вежливости. |
*помогай товарищу *делись с товарищем *останови товарища, если он поступает плохо *не ссорься с товарищем, не зазнавайся, не завидуй, умей радоваться успеху товарища *извинись и постарайся исправиться, если ты поступил плохо *умей принять помощь, советы и замечания других ребят
|
*чётко договорись о плане работы и сроках её выполнения *распределите работу между собой так, чтобы точно знать, кто, что будет делать; учитывайте, кто что хочет и умеет делать *каждый выполняет свою работу в срок и как можно лучше; нужно помнить не только о своей части работы, но и обо всей работе *каждый должен работать на совесть *по ходу работы узнавай, как идут дела у других; помоги, научи, посоветуй тому, кто затрудняется что-то выполнять, научись сам пользоваться советами других |
*не старайся выиграть и добиться первенства нечестным путём; только честная борьба, иначе и победа не интересна *не злорадствуй, когда другие проигрывают *обидно, когда проигрываешь, но не падай духом и не злись на победителя, и на того, по чьей вине произошло поражение |
*будь вежлив (вежливость – это умение вести себя так, чтобы другим было хорошо с тобой) *будь всегда приветлив: здоровайся, за помощь благодари, попрощайся, когда уходишь *старшим, больным, усталым уступай место в транспорте, на скамейке; делай это скромно: не напоказ; не жди, чтобы тебя попросили уступить место *никогда и никуда не опаздывай, всегда приходи в назначенный час или чуть раньше, но не позже; береги время других *не заставляй волноваться о себе; уходя из дома, предупреди, куда и с кем идёшь и когда вернёшься, не опаздывай *не капризничай: твой каприз может испортить настроение другим, причинит им беспокойство |
Литература.
- Богданова О.С. Азбука нравственного воспитания. М.: Просвещение, 1979.
- Дереклеева Н.И. Справочник классного руководителя. М.: Вако, 2004.
- Дик Н.Ф. Классные часы и нетрадиционные уроки в 1-2 классах. Ростов-на-Дону. Феникс. 2004.
- Данилюк А.Я. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. М.: Просвещение, 2011.
- Жиренко О.Е. Внеклассные мероприятия. 1 класс. М.: Вако, 2004.
- Женило М.Ю. Весёлые классные часы и праздники в 4-6 классах. Ростов-на-Дону. Феникс. 2006.