Программа нравственного воспитания младших школьников

Конференция: Современные педагогические технологии

Автор: Гурьянова Марина Валерьевна

Организация: ГБОУ НАО «СШ п.Искателей»

Населенный пункт: Ненецкий автономный округ, пос. Искателей

1. Пояснительная записка.

Понятие «нравственность» толкуется в словаре как нравоучение, внутренние духовные качества. Которыми руководствуется человек, этические нормы, правила поведения, определяемые этими качествами.                                                              Внутренние духовные качества воспитываются с детства в семье. И это ни что иное  как воспитание характера, т.к. характер – это свойства человека, проявляющиеся в его поведении. 

Годы перестройки внесли в общество свои коррективы: нарушились нравственные устои, что, несомненно, отразилось на поведении людей, особенно  молодых, тех, сознание которых ещё только формировалось. Многое, происходящее в обществе, для них было необъяснимо, но принималось, т.к. вседозволенность в юном возрасте – это, казалось бы, хорошо, а что будет потом… Об этом никто не задумывался. Но через определённое время, когда раненое событиями перестройки поколение «стало мамами и папами», всё прояснилось: родители, лишённые правильного воспитания, не смогли передать   детям свой положительный опыт, т.к. его просто не было.
Через многие годы государство даёт школе заказ на развитие и воспитание гражданина России, идеала, приоритетом личности которого будет духовно-нравственная культура.                                                                                                                        Именно сейчас перед школой стоит задача возродить «человека России» с его патриотической, духовно богатой  натурой. Это ещё раз доказывает, что тема нравственного развития личности была и будет актуальна во все времена существования и развития человеческого общества.

Цель создания программы:

  • Систематизировать воспитательную работу в направлении «Нравственность»,  объединив содержательную и воспитывающую стороны и разные формы организации деятельности участников образовательного процесса для создания единого классного коллектива взрослых и детей.

Цель деятельности классного руководителя:            

  • Обучение  младших школьников пониманию смысла человеческого существования, ценности своего существования и ценности существования других людей.

Задачи работы классного руководителя:

  • Изучить литературу по данному направлению деятельности.
  • Планово вести работу по педагогизации знаний родителей в вопросах воспитания и развития детей.
  • Формировать  у обучающихся умение  работать с информационными источниками, современными техническими средствами информации.
  • Формировать у учащихся нравственную культуру миропонимания путём приобщения детей к труду и искусству.
  • Способствовать формированию у учащихся осознания значимости нравственного опыта прошлого и будущего, своей роли в нём.
  • Развивать у детей желание поступать сообразно полученным знаниям в реальных жизненных ситуациях.
  • Знакомить детей с нравственным позициями людей прошлого, их нравственным подвигом во имя человечества.
  • Формировать у учащихся умение отстаивать свою нравственную позицию в ситуации выбора.

Три кита успешного воспитания:

Слово.

  1. Беседы (индивидуальные и групповые).
  2. Диспуты
  3. Дискуссии…

Пример.

  1. Личный (учительский).
  2. Пример родителей.
  3. Исторический пример.

Организация успешной деятельности.

  1. Учебная Д.
  2. Трудовая Д.
  3. КТД.
  4. Помощь другим людям.
  5. Участие во внеклассных мероприятиях.

Задачи нравственного воспитания младших школьников:

  1. Формирование нравственного сознания дисциплины.
  2. Формирование чувства ответственности за порученное дело.
  3. Формирование в ребёнке гражданина (любовь к Родине, родителям, стремление делать доброе для других).
  4. Развитие интереса к знаниям.

Нравственный облик человека (примерное строение).

  1. Удовлетворение потребностей

Материальные                               Духовные

-пища                                                -книги

-одежда                                             -театр

-обувь                                                -музыка

-игрушка                                           -спорт

                                                           -просмотр фильмов

  1. Удовлетворение всех потребностей связано с трудом физическим и трудом умственным, и этому надо учить детей.
  2. В процессе обучения идёт нравственное воспитание через понятия:
  • Можно и нельзя.
  • Хорошо и плохо.
  • Не хочу и надо.

Всё это помогает сформировать нравственно-сознательную дисциплину.

Нравственно-сознательная дисциплина помогает ребёнку:

  • Беречь и разумно расходовать время.
  • Культурно себя вести.
  • Уважать окружающих.
  • Строго относиться к себе и своему внешнему виду.
  • Не допускать расхождения слов и дела.

Схема нравственного становления личности.

Файл со схемой прилагается.

В классном коллективе дети осуществляют ведущую деятельность – учение, которое является главным фактором их общего и нравственного развития.

Классный руководитель должен знать, что в процессе воспитания НАДО:

  1. Не управлять поведением ребёнка, а руководить его внутренним духовным развитием.
  2. Влиять не на поведение ребёнка, а на его представление о самом себе, на его самооценку.
  3. Учить детей видеть и слышать окружающих людей, ценить и уважать их мнение.
  4. Учить детей общению.

В процессе воспитания детям и родителям  необходимо разъяснить следующие понятия:

  • Нравственный выбор.
  • Нравственная позиция.
  • Нравственное поведение.
  • Нравственные ценности.
  • Жизненные ценности.
  • Самоактуализация.
  • Самореализация.

Для реализации цели работы классного руководителя в плане нравственного воспитания учащихся можно использовать различные формы работы с классным коллективом.

  1. Формы работы с классным коллективом.
  1. Тематические классные часы нравственной направленности.
  2. Часы общения.
  3. Участие в акциях милосердия.
  4. Читательские конференции и диспуты.
  5. Экскурсии в музей, походы по боевым и памятным местам.
  6. Знакомство с «историческими» людьми, принесшими славу Родине своими делами и поступками.
  7. Организация работы кружков с нравственной тематикой, цикл бесед.
  8. Изучение нравственного наследия мира.
  9. Шефская работа учащихся в детских домах, домах престарелых, больницах, на дому у пожилых людей.
  10. Праздники нравственной и патриотической тематики.

Программа нравственного воспитания предполагает совместную работу с родителями, которую можно построить по следующему плану:

  • Классные часы.
  • Часы общения, праздники.
  • Коллективное чтение.
  • Поэтические вечера и марафоны.
  • Работа с родителями.
  • Можно предусмотреть работу клуба или кружка нравственного совершенствования личности.
  1. Структура программы нравственного воспитания.

Программа рассчитана на всех участников образовательного процесса: ученики, их родители и учитель. Это примерное планирование работы, распределённое по классам и по учебным четвертям.

Программа включает в себя:

  1. Тематические  классные часы.
  2. Часы общения и праздники.
  3. Коллективное чтение произведений известных писателей.
  4. Работу с родителями.

Вид деятельности.

Количество часов.

1 класс

2 класс

3 класс

4 класс

Классные часы

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

Часы общения.

1

1

1

1

1

1

1

-

-

1

1

1

1

-

-

-

Праздники.

1

-

2

1

-

1

1

1

1

1

1

1

-

1

-

1

Коллективное чтение.

2

2

2

2

2

3

2

2

2

2

2

1

1

1

1

1

Поэтические марафоны.

1

-

-

-

-

-

1

-

-

-

-

1

-

-

-

-

Родительские собрания.

2

-

1

-

1

-

1

1

1

1

1

-

1

-

1

-

Совместные собрания-проекты (родители и дети)

-

1

-

1

-

1

-

-

-

-

-

1

-

1

1

1

Экскурсии.

1

1

1

-

-

-

-

1

1

-

-

-

-

-

-

-

Всего мероприятий               в каждой четверти:

10

6

8

5

5

7

7

6

6

6

6

6

4

4

4

4

Программа предлагает систему работы с классом, направленную на воспитание нравственных начал  личности школьника, гражданина России и отвечает требованиям ФГОС и Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России.
На первый взгляд объём материала для работы может показаться небольшим, и это правильно, т.к. кроме нравственного направления, в плане воспитательной программы есть патриотическое, физическое, эстетическое и т.д.

  1. Содержание программы.

1 класс

Классные часы

Часы общения, праздники

Коллективное чтение

Работа с родителями

1 четверть

1.«Что такое хорошо и что такое плохо?»

2.Экскурсия в природу.

1.  «Здравствуйте! Это – Я!» Самопредставление. Час общения за чаем с целью сплочения детского коллектива.

2.  Праздник «Красота вокруг!» (осень)

- Праздник «Посвящение в первоклассники».

1. Е. Пермяк «Самое страшное»

2. В. Осеева «Собака яростно лаяла»

3.Поэтический марафон «По тропинкам Осени»

1. Родительское собрание «Родители и учитель – союзники в учебно-воспитательном процессе».

2. Учебные задачи 1-го года обучения. Проектная деятельность в начальной школе.

2 четверть

1.«О невежах и вежливости».

2.Экскурсия в краеведческий музей.

«Моя любимая игрушка» - час общения.

1.В. Осеева «До первого дождя» 2. В. Осеева «Бабка».

Родительское собрание – проект «Семья – дом радости и мудрости на пути становления личности ребёнка». Семейное мероприятие с игровой, конкурсной программой. Презентация. Выставка коллекций, семейных газет.

Чтение рассказа В. Осеевой «Бабка».

3 четверть

1.«Что значит быть ответственным?»

2.Экскурсия в школьный музей.

1.Праздник «У детства мамино лицо».

2.Праздник первой учебной книги «Спасибо, Азбука!»

Э. Шим «Брат и младшая сестра»

В. Осеева «Долг»

Родительское собрание-практикум «Как научить ребёнка учиться».

4 четверть

«Поговорим о внешнем виде своём и книжном».

1.Час общения «Я и все мои друзья».

2.Праздник «Будем помнить тебя, первый класс!»

Ю. Ермалаев «Лучший друг»

В. Чаплина «Мушка»

Родительское собрание-отчёт «Какими мы стали? Родители и дети».

 

2 класс 
1 четверть

«О лентяях и лени»

«От улыбки солнечной…» - час общения. Игра.

Л. Воронкова «Что сказала бы мама?»

А. Обрывалин «Чалый»

Родительское собрание «Поощрение и наказание – поступите правильно!»

2 четверть

«Об аккуратности»

1. Час общения за чаем: «Правила вежливости, или урок этикета»

2.Праздник «Загляните в мамины глаза!»

И. Василенко «Мостик»

Ю. Ермолаев «Силач»

А. Дурова «За что?»

Родительское собрание-проект «Чтение – окно в мир знаний» (вместе с детьми)

3 четверть

«Об обидах и причинах обид»

1. Час общения с театром кукол: «По страницам любимых сказок».

2.Праздник «Посвящение маме».

Проект «Салатное дело»

М. Водопьянов «Один за всех и все за одного»

И. Туринич «Дружба»

Поэтический марафон

«Если с другом вышел в путь»-стихи о дружбе.

Родительское собрание «Трудовое участие ребёнка в жизни семьи. Как развить трудолюбие?»

4 четверть

1.«Эгоисты. Кто они такие?»

2.Экскурсия в природу.

Семейный праздник «Род. Родные. Родина…»

Л. Воронкова «Что сказала бы мама?»

И. Туринич «Дружба» (вспоминаем, делаем выводы)

Родительское собрание «Воспитание любви  и бережного отношения к природе, Родине».

3 класс
1 четверть

«Правда и ложь. Какие они?»

1.Праздник «Хлеб -  всему голова»

2.Экскурсия на предприятие: рабочее место.

Б. Никольский «Высшая мера наказания»

В. Осеева «На катке»

Родительское собрание «Физиологическое взросление и его влияние на формирование познавательных процессов и личностных качеств ребёнка»

2 четверть

«О жадности и жадных»

Час общения: «Жадность. Что это такое?» Игровые ситуации

Внеклассное мероприятие «Пусть всегда будет мама!»» (ко дню Матери)

В. Осеева «Разделите так, как делили работу!», «На берегу реки»

 

Родительское собрание «Речь ребёнка. Важные жизненные понятия».

3 четверть

«Что такое характер?»

1.Час общения «Я и мои одноклассники»

2.Мамин праздник.

И. Василенко «Мостик»

Я. Сербин «Лесное происшествие»

Родительское собрание-практикум «Как помочь ребёнку преодолеть трудности в учении?»

4 четверть

«Что значит в жизни похвала? Что значит «бескорыстие»?

1.Урок Мужества – внеклассное мероприятие.

2.Игра интеллектуалов «Путешествие в природу»

М. Водопьянов «Коля Кажимов»

Поэтический марафон

«Расскажи мне о войне»

Родительское собрание-проект «Наши достижения»- отчёт учителя, родителей и учащихся по результатам работы за год.

4 класс
1 четверть

«Мои мечты, желания и возможности».

Час общения «Мир моих увлечений»-профориентация.

В. Осеева «Пёрышко»

Родительское собрание «Мы –выпускники начальной школы»

2 четверть

«Открой доброте своё сердце!»

Праздник ко дню матери «Мама-песня моя!»

Л. Воронкова «Конь-богатырь»

Родительское собрание проводят дети «Педагогика понимания» (о значении общения в жизни людей)

3 четверть

«Душевность и бездушие»

Семейный вечер «Как хорошо, что есть семья, которая всегда, везде от бед хранит меня»

Выбор детей. Чтение текстов на тему «Нравственность»

Родительское собрание «Психология развития ребёнка-подростка»

4 четверть

«Что значит быть счастливым?»

Праздник дружбы «Мы вместе!»

«Дети о дружбе» - сочинения из творческой мастерской учеников.

Родительское собрание-отчёт «Оценка наших достижений». Презентация «И только память сохранит нашу историю на веки!»

Приложение.

В помощь учителю.

                                                                                                          «Наша воспитательная сила
прямо пропорциональна

нашей любви к людям.
Не к нашему ребёнку, а к людям»
С. Соловейчик

  • «Любовь, что ты берёшь, равна любви, которую даёшь».     Народная мудрость.        
  • Моральность характера проявляется в полном соответствии дел и поступков личности её моральным убеждениям.

Нравственно воспитанный человек, это человек честный и добросовестный, коллективист, умеющий жить и трудиться в коллективе и для коллектива. Он доброжелателен и внимателен к людям, скромен в отношении к себе.                                             Первые нравственные уроки, обогащение жизненного опыта детей происходит в семье и складывается из общения с родителями, старшими братьями и сёстрами, бабушками и дедушками.                                                                                                 Учитель должен правильно оценить статус семьи, определить её значимость для ребёнка и помочь родителям качественно и планомерно влиять на развитие его личности.

Простые правила нравственности.

Правила товарищества.

Правила дружной работы.

Правила честной игры и состязаний.

Правила вежливости.

*помогай товарищу

*делись с товарищем

*останови товарища, если он поступает плохо

*не ссорься с товарищем, не зазнавайся, не завидуй, умей радоваться успеху товарища

*извинись и постарайся исправиться, если ты поступил плохо

*умей принять помощь, советы и замечания других ребят

 

*чётко договорись о плане работы и сроках её выполнения

*распределите работу между собой так, чтобы точно знать, кто, что будет делать; учитывайте, кто что хочет и умеет делать

*каждый выполняет свою работу в срок и как можно лучше; нужно помнить не только о своей части работы, но и обо всей работе

*каждый должен работать на совесть

*по ходу работы узнавай, как идут дела у других; помоги, научи, посоветуй тому, кто затрудняется что-то выполнять, научись сам пользоваться советами других

*не старайся выиграть и добиться первенства нечестным путём; только честная борьба, иначе и победа не интересна

*не злорадствуй, когда другие проигрывают

*обидно, когда проигрываешь, но не падай духом и не злись на победителя, и на того, по чьей вине произошло поражение

*будь вежлив (вежливость – это умение вести себя так, чтобы другим было хорошо с тобой)

*будь всегда приветлив: здоровайся, за помощь благодари, попрощайся, когда уходишь

*старшим, больным, усталым уступай место в транспорте, на скамейке; делай это скромно: не напоказ; не жди, чтобы тебя попросили уступить место

*никогда и никуда не опаздывай, всегда приходи в назначенный час или чуть раньше, но не позже; береги время других

*не заставляй волноваться о себе; уходя из дома, предупреди, куда и с кем идёшь и когда вернёшься, не опаздывай

*не капризничай: твой каприз может испортить настроение другим, причинит им беспокойство

Литература.

  1. Богданова О.С. Азбука нравственного воспитания. М.: Просвещение, 1979.
  2. Дереклеева Н.И. Справочник классного руководителя. М.: Вако, 2004.
  3. Дик Н.Ф. Классные часы и нетрадиционные уроки в 1-2 классах. Ростов-на-Дону. Феникс. 2004.
  4. Данилюк А.Я. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. М.: Просвещение, 2011.
  5. Жиренко О.Е. Внеклассные мероприятия. 1 класс. М.: Вако, 2004.
  6. Женило М.Ю. Весёлые классные часы и праздники в 4-6 классах. Ростов-на-Дону. Феникс. 2006.
  • shema-1-7ca3b964667d570848.. 26,4 КБ
  • Опубликовано: 26.04.2015