Сущность и виды нетрадиционных уроков в начальной школе

Конференция: Современные педагогические технологии

Автор: Аслямова Эльвира Азатовна

Организация: МБОУ «СОШ №12»

Населенный пункт: Республика Татарстан, г. Альметьевск

Урок как форма обучения относится к классно-урочной системе обучения. Он является коллективной формой организации обучения, которой присущи постоянный состав учащихся, определенные временные рамки занятий (45 мин), твердо установленное расписание и организация учебной работы над одним и тем же материалом. Структура и методика проведения урока зависит от тех дидактических целей и задач, которые решаются в процессе изучения той или иной темы.

Основными типами уроков, которые проводятся в современной школе, являются следующие:

а) уроки смешанные, или комбинированные;

б) уроки сообщения новых знаний учителем;

в) уроки закрепления изученного материала;

г) уроки повторения, систематизации и обобщения изученного материала;

д) уроки проверки и оценки знаний.

Урочным занятиям в полной мере присущи те же структурные компоненты, которые характеризуют процесс обучения в целом, а именно целевой, потребностно-мотивационный, содержательный, операционно - деятельностный, эмоционально - волевой, контрольно – регулировочный, оценочно – результативный. Эмоциональный фон урока должен помочь детям лучше и глубже усвоить содержание материала. Существует тесная связь между знаниями и познавательными интересами. Только учебная деятельность, построенная с доминированием элементов, форм и правил игровой деятельности, с ее живостью, непосредственностью и эмоциональностью способствует желанию учиться с радостью и удовольствием.

Учитывая возрастные и психологические особенности младших школьников, учитель должен стараться разнообразить урок играми, загадками, ребусами, кроссвордами, яркой броской наглядностью.

Нетрадиционный урок - это урок, который характеризуется нестандартным подходом.

-к отбору содержания учебного материала;

- к сочетанию методов обучения;

- к внешнему оформлению.

Существует большое количество типов нестандартных уроков: Урок – экспедиция, Деловая игра "Совещание", Урок - игра "Что? Где? Когда?», Урок - игра "Морской бой", Урок – «Встреча с инопланетянами», Урок – игра "Счастливый случай", Урок – турнир, Урок - сказка., Урок – концерт, Урок пресс – конференция, Групповые уроки, Проблемная игра "Мозговой штурм", Урок "мозговой атаки", Урок - заочная экскурсия., Парный опрос, Урок – аукцион, Уроки, которые ведут ученики, Грамматический бой и т.д.

 

 

Опыт показывает, что нетрадиционные уроки вызывают большой интерес у учащихся. Каким способом можно заставить младшего школьника задуматься, начать размышлять над тем или иным заданием, вопросом, задачей, когда эти задания малопонятны, трудны, а порой и неинтересны для него? Принуждение может лишь угнетать, а не возбуждать мыслительную деятельность ребенка. Словесные просьбы и убеждения также не всегда могут активизировать мысль ученика. На помощь здесь приходит игра. А любой нетрадиционный урок - это и есть игра, только игра "большая, на весь урок", со своими правилами и атрибутами. Правильно поставленная игра позволит многому научить детей.. Какое удовольствие доставляет детям "путешествие" к далекой планете на уроке природоведения, "посещение" циркового представления на уроке математики, проведение игры "Счастливый случай" или "Поле чудес" прямо как в телевизоре, со всеми "их" правилами!

Возможности нетрадиционных уроков велики: они являются средством формирования познавательной деятельности школьников, активизации учащихся в процессе учебной работы, а также одним из способов стимулирования и развития интереса к учению. Но в то же время они должны реализовывать обучающие, развивающие и воспитательные задачи, которые ставятся на каждом уроке.

Опыт работы показывает, что проведение нетрадиционных уроков возможно на любом этапе работы над учебным материалом, как во время проведения урока приобретения новых знаний, так и на уроках формирования умений и навыков, обобщения и систематизации знаний, на уроках повторения, контроля.

Рассмотрим некоторые виды нетрадиционных уроков, используемых в современной начальной школе.

Урок "Пресс - конференция".

Цель данного урока - повторение материала по теме или какому либо вопросу. Урок состоит из четырех частей: ответы "сотрудников" пресс-центра на вопросы "журналистов"; подготовка и оформление редакционных заданий - каждый "журналист" на основе полученных ответов на свой вопрос пишет заметку в журнал; отчет о проделанной работе; подведение итогов и выпуск экспресс - газеты.

Урок - соревнование.

Цель - закрепление умения решать задачи разных типов. К уроку заранее формируются команды и жюри. Жюри подбирает задания, готовит оборудования для постановки экспериментов и материал для кратких сообщений по теме. Начинается разминка /решение командами задач; демонстрируется опыт - требуется его объяснить/; далее - конкурс капитанов /решение экспериментальных задач/; в это время прослушивается еще один рассказ. Потом - конкурс команд: самостоятельное, "на время" решение расчетных задач. Завершается урок подведением итогов и объявлением команды победительницы.

Уроки типа КВН

Цель: повторение тех или иных разделов программы.

Приведем примерную схему такого урока.
Соревнование состоит из конкурсов - этапов:

  1. - разминка. Задание: Составить рассказ по пройденной теме;
    один ученик начинает рассказ, другой продолжает и т.п.;
  2. - конкурс "Проверка домашнего задания". Нужно сыграть сценку, где было бы отражено главное в теме;
  3. - решение задач с выбором ответа;
  4. -конкурс "Угадай": один ученик из команды уходит из класса, а когда возвращается, остальные примерами и намеками подсказывают, какое понятие, входящее в данную тему, было загадано…;
  5. Конкурс "артистов" и "художников". "Художник команды" уходит за дверь. Демонстратор показывает эксперимент и объясняет его. Приглашают "художника", и для него "артист" пантомимой изображает опыт; "художник" должен его узнать и изобразить рисунком.

Заключительный этап - подведение итогов.

Урок взаимообучения учащихся

Характерная особенность урока - групповая работа над материалом, усвоение его тут же, на уроке /без домашнего задания/, взаимопомощь и взаимоответственность ребят.

В классе формируются "экипажи" из 4-х человек:
командира /наиболее подготовленного ученика/, штурмана, двух пилотов.

Перед "экипажами" ставится цель: например, освоить новый материал. Учитель подробно объясняет его со всеми необходимыми демонстрациями, потом - более сжато по опорному конспекту и еще раз - на основе конспекта, но в ускоренном темпе.

После этого "экипажи" начинают действовать: сначала командир повторяет материал /задание/ всем своим подчиненным, затем он принимает зачет у штурмана; командир и штурман опрашивают пилотов и, если те готовы /усвоили материал/, ставят им зачет и оценку. "Экипаж" готов к защите знаний.

Эта процедура проводится по-разному, при помощи жребия - жетона. Если жетон /выбирает команда/. "Выбор" - отвечающего выбирает /назначает/ учитель; если жетон "делегат" - "экипаж" сам определяет посланца для ответа; при жетоне "все" отвечает каждый член "экипажа", а при жетоне "доверие" опрос не проводится, и оценки в журнал каждому выставляются те, что проставлены в группах; есть еще жетон "экзаменаторы", он означает, что "экипаж" командируется для приема зачета у других "экипажей".

Если командир вытянул жетон "выбор", а на защите член "экипажа" получил оценку ниже, чем заслужил в группе, оценка всех членов "экипажа" снижается на 1 или 2 балла. Это правило обеспечивает ответственность всех за одного.

Уроки, которые ведут ученики

Педагог назначает или ученики выбирают "дежурного учителя", который должен составить вопросы для обсуждения. На следующем уроке класс делится на "учеников" и "учителей". На первом этапе /5-6 мин./ "учителя" тихо опрашивают своих "учеников" /каждый одного/ и выставляет ему в тетрадь оценку: если нужно, он помогает уяснить то, что непонятно. На втором этапе /тоже 5-6 мин/ все воспроизводят в своих тетрадях конспект прослушанной лекции /объяснение/. На третьем, самом продолжительном, этапе "дежурный учитель" устно опрашивает класс; по ходу этого устного опроса - беседы ученики-лаборанты могут показывать опыты. После выставления оценок высказывают свое мнение о работе "дежурного учителя".

Урок – аукцион

Его цель: в занимательной форме повторить тему, показать практическое применение знаний.

Структура данного урока такова:

  • приветствие;
  • повторение во время опроса основных вопросов темы;
  • объяснение правил аукциона;
  • "продажа" предметов;
  • музыкальная пауза;
  • продолжение "продажи"
  • музыкальный финал;
  • итоги.

За демонстрационным столом располагаются ведущие в импровизированных костюмах. Перед ними - большой волчок, а вокруг него по кругу расположены подаваемые предметы. Ведущий запускает волчок; стрелка указывает, какой именно предмет будет "продаваться". Покупатели, желающие приобрести данный предмет, должны указать связь с пройденной темой. Называют по очереди; должны указать связь с пройденной темой. Называют по очереди; второй ведущий после каждого ответа громко считает: раз, два, …три.

Выигрывает тот, кто до счета "три" последним дает ответ.

Парный опрос

Удобна, полезна такая форма опроса в начальных классах. Обычно небольшой рассказ читается в классе "цепочкой" - на это уходит много времени, а на долю каждого приходится всего несколько строчек. Пи парном опросе читают /или пересказывают/ все.

Урок - заочная экскурсия

Заранее готовится материал, фотографии и т.п. Класс разбивается на три экскурсионные группы, каждая из которых получает комплект фотографий /материала/. Группы по очереди ведут экскурсию по "своим" участкам. Заканчивается занятие "аукционом" деловых идей.

Урок "мозговой атаки"

Суть метода заключается в следующем: за минимум времени - максимум идей Мозговые атаки особенно актуальны, когда повторяют большую, важную тему и надо выделить основные проблемы, предложить свои пути их решения.

Начинается занятие с формулировки главной проблемы, которую предстоит решить. Далее класс делится на бригады и назначаются эксперты. Проводится тренировка: члены бригад быстро отвечают на вопросы. Следующий этап - "штурм" поставленной проблемы. Каждая бригада получает индивидуальное задание и за 15 минут должна найти неординарное решение проблемы. Требования к выдвигаемым идеям: новизна, простота, надежность, доступность.

Проблемная игра "Мозговой штурм"

Цель урока: изучение нового материала. Обязательно к этому уроку должно предшествовать опережающее задание, даются вспомогательные вопросы, ориентиры, цифры, факты, опорные сигналы, для несложной темы можно все это давать учащимся в виде таблиц, схем прямо на уроке.

Перед учащимися ставится задача "совершенно самостоятельно" вывести правило, доказать теорему, проанализировать произведение, дать объяснение и т.п. /Для интриги учитель может "признаться", что ему никак не поддается данный материал, нужна помощь учащихся/. Дается время на решение данной проблемы "мозгового штурма" - 15 минут. Разрешается и индивидуальный штурм, и групповой. Можно помочь ребятам оформить комнаты /чтобы слабые не чувствовали себя ущербно/.

Затем выслушивается как можно большее число вариантов решения проблемы. Учитель "мешает" ребятам, приводит к абсурду, или, напротив, поддерживает позицию. Учащиеся тоже участвуют в этом как можно активнее /оценка за урок складывается из заранее подготовленного задания "мозгового штурма" и участия в обсуждении/.

Принимаются любые версии, в том числе и неправильные. В ходе поиска правильного решения у ребят складывается цельное представление о поставленной проблеме, и, самое главное - идет работа по предупреждению ошибок и пробелов /ведь их обязательно допустят участники штурма/.

Несколько условий и правил:

  • участники стремятся решить проблему, а не демонстрируют свои знания;
  • "мозговая атака" требует полного раскрепощения мысли и воображения;
  • приветствуются все дополнения и уточнения;
  • разрешается задавать вопросы, делать опровержения;
  • мысли должны формулироваться кратко, содержать примеры;
  • надо помнить, что оценка ставится за поиск , даже ошибочный.

Групповые уроки

Ученические столы ставятся для проведения занятия буквой "Т". За каждый "Т"-образный стол садится группа с консультантом: так удобнее разговаривать. Один из группы "защищает" выполненное задание.

…Ребята разделились на четыре группы - 4 времени года. В практической форме надо "доказать", что "свое" время года - самое лучшее. Вспомнили о способностях и интересах каждого. Готовится каждая группа в "глубокой тайне". Составляются вопросы, викторины, подбирают музыкальное сопровождение. Сделали большие красочные "паспорта" времен года. Вместо фотографий можно нарисовать портрет "своего времени года": Снегурочка - зима, веснушчатая девчонка с венком на голове, в цветастом сарафане - весна. У лета три рисунка: июнь, июль и август - веселые, загорелые мальчишки. О каждом времени года все вместе пишут сочинение. Потом эти сочинения читают на фоне негромкой музыки /а на доске большие цветные слайды/.

Урок пресс - конференция

На уроке планируется следующая работа: по тексту должна пройти конференция с "гостем" из произведения. Роль гостя достается самому подготовленному ученику, все остальные - журналисты. Вопросы готовит каждый.

На следующем уроке сдвигаются столы, за ними - "журналисты" с записными книжками, "фотоаппаратами". Перед каждым - табличка с название газеты или журнала, то есть представляемого им издания.

"Герой" едва успевает отвечать на вопросы: каждый хочет выспросить побольше, чтобы потом рассказать своим читателям.

Урок - концерт

Можно провести его как урок - обобщение. Можно предложить ребятам создать драматическую группу, вокальный ансамбль и группу чтецов, попросить каждого выучить стихотворение. Ребята читают по очереди. Между выступлениями - небольшие паузы, звучит музыка, на планшете появляются репродукции картин русских художников. На уроках - концертах возрождается забытый жанр искусства - мелодекламация.

Урок - сказка

Персонажи русских народных сказок дают задания, вручают призы, придумывают конкурсы. Диктанты ведет добрый Леший, физминутки - Русалка, запомнить новый материал помогает Иван-царевич и т.д. /Дети любят сказки - загадки с лингвистической терминологией.

Урок - турнир

Выбираются ведущие, назначается жюри. На уроке несколько конкурсов. В каждом участвуют по 1 человеку от команды.

1 конкурс. На плакате - фразы…Против каждого предложения
конверт в него вложить /вставить/ карточку с ответом.

2 конкурс. Члены команд решают кроссворды.

3 конкурс. "Как мы знаем…? На плакате нужно пронумеровать…,
чтобы этот номер соответствовал названию…

4 и 5 конкурсы. Самостоятельная работа.

Конкурс болельщиков.

Игра "Что не соответствует написанному?

Подведение итогов конкурса, турнира. Вручение призов.
Математический экспресс.

Станции:

"Сообразительность"
"Загадочная"
"Ребусная"
"Историческая"
"Поэтическая"
"Поговорочная"
"Песенная"
Урок "Эврика"

Эта форма состоит в том, что учитель в целях установления новых понятий и фактов последовательно предлагает учащимся систему целесообразно составленных и расположенных вопросов, на которые учащиеся посильно дают ответы, постепенно раскрывающие сущность вводимых понятий и сообщаемых таким образом /путем/ фактов. Эффективность применения эвристической формы обучения зависит прежде всего от того, в какой мере правильно - в логическом и методическом отношениях - составлена система предлагаемых вопросов и насколько умело учитель направляет весь ход урока, проводимого в эвристической форме. При этом постановка вопроса составляет органическую часть урока, посвященного сообщению нового материала, ввиду чего соответствующая теме система вопросов должна охватывать и эту часть.

Урок – игра "Счастливый случай"

Ученики делятся на команды. Поочередно кто-нибудь из каждой команды выбирает цветной кубик /они лежат в непрозрачном мешочке/.

Зеленый кубик - вопрос по одному предмету

Желтый -по другому

Синий -по третьему

За правильный ответ команда получает 1 очко.

Красный кубик - "счастливый случай"

Ребятам предлагается и вопрос и иностранном языке. Они должны прочитать вопрос, перевести на русский язык и ответить. За правильный ответ команда получает 3 очка.

Игра состоит из 4-х геймов.

1-й гейм - на каждый заданный вопрос команда отвечает после 1 минуты коллективного обсуждения;

2-й гейм - индивидуальный ответ каждого участника команды;

3-й гейм - команды отвечают на вопрос по предметам, назначенным командой - соперницей;

4-й гейм - предлагается в течение 3-минут ответить на несколько вопросов:
чем их больше и чем точнее ответы, тем больше очков получает команда.

В конце игры подсчитываются набранные очки и определяется команда -
победительница.

Урок – «Встреча с инопланетянами».

В конце предыдущего урока учительница предложила: "Представьте, что к нам на Землю прилетели инопланетяне. На их планете все иное, все иначе, и они хотят познакомиться с нашей жизнью, их интересует, в частности, растительный мир нашей планеты. Академия наук поручила нам рассказать им все самое важное о растительном мире так, чтобы они хорошо это поняли".

Правила игры: Если во время объяснения допускается ошибка или неточность, то "инопланетянин" жестом показывает, что он не понял, и просит объяснить еще раз. С того ряда, где сидит ученик, допустивший ошибку, снимается балл. У тех, кто сидит в этом ряду, есть преимущественное право исправить ответ и вернуть балл. Если они не сумеют это сделать, то снимается балл и ответ исправляют, уточняют их соседи по ряду, получая за это поощрительный балл. Основной ответ ученика оценивается по пятибалльной системе.

Беседуя с "инопланетянами", ребята должны показать не только умения и навыки, но и свою выдержку - ведь за нарушение дисциплины снимается балл.

1-ряд - научные работники института растениеводства;
2 ряд - корреспонденты журнала "Природа";
3 ряд - работники сельского хозяйства.

Учитель на этом уроке - переводчик. "Инопланетяне" /а их столько, сколько рядов в классе/ - это сильные, хорошо знающие материал ученики.

Урок - игра "Морской бой"

Цель: повторение и обобщение изученного материала. Класс делится на эскадры, каждая из которых, в сою очередь, разбивается на корабли /крейсер, фрегат, подводная лодка/. Эскадры поочередно залают вопросы экипажам. При трех неверных ответах одного корабля, корабль тонет, но экипаж остается жив и может помочь другим кораблям своей эскадры.

Кто потоплен, кто, набрав нужное количество баллов, отправляется в плавание…Зная о таком предстоящем уроке, дети на протяжении изучения всей темы стараются хорошо усвоить материал /никому неохота пойти ко дну/. Ну а вопросы и задания на этом уроке - это творчество учителя.

Урок - игра "Что? Где? Когда?

Предварительная подготовка:

Вопросы для блиц – турнира

Пакеты с вопросами

"волчок", гонг у капитанов команд -списки игроков, шевроны.

  1. Выбор "арбитров". Проводится блиц-интервью. Задаются вопросы, не требующие подробного рассказа. Н блиц - турнир дается 5-7 минут, за это время должны определиться 2 арбитра, которые покажут себя самыми эрудированными и ответят на большее число вопросов. /В традиционном уроке - это проверка домашнего задания. /Два арбитра - из числа учащихся, третий - сам учитель/.
  2. Объяснение правила игры учителям. /Это могут быть те же самые правила, что и в телевизионной игре, а могут и иные, продуманные учителем. Главное быстро и доходчиво довести эти правила до учащихся/.
  3. Ход игры. На столе круг, разделенный на восемь секторов, в каждом секторе конверт с заданием. Арбитр крутит волчок, когда тот остановится и стрелка укажет на один из конвертов, все кратко записывают условия задания из конверта. Арбитр ударяет в гонг, начинается выполнение задания. По удару гонга выполнение задания заканчивается. Капитаны команд поднимают свой игровой номер, показывая, что готовы к ответу.

Система оценки: за правильный ответ команда получает 5 баллов, 4, 3, 2 /в параллели с оценками/.

  1. Игру ведет два арбитра, они фиксируют счет на доске. В общий счет входят результаты блиц - турнира. У капитанов на столе лежат листы бумаги с фамилиями игроков: учитывается коэффициент трудового участия каждого члена команды. За правильные "версии" или ответы выставляются оценки, за урок получается средняя оценка.
  2. Итоги игры подводят арбитры, и главный арбитр/учитель/ объявляет оценки. /К подготовке пакетов с заданиями можно подключить учащихся старших классов, членов совета кабинета, членов предметных кафедр/.

 

Деловая игра "Совещание"

Цель игры: выработать умения принимать участие в дискуссии, формулировать, развивать и излагать суждения, принимать решения, оценивать выступающих.

Класс делится на две команды во главе с лидерами - председателями. Бросается жребий. Члены одной команды становятся дискутантами, члены второй - судьи. Дискутанты садятся полукругом лицом к судьям, у каждого нагрудный или настольный номер. Объявляется тема дискуссии в рамках изучаемого предмета, но в спорной, оригинальной постановке. Председатель, пока готовятся судьи, проводит разминку: тема анализируется и намечаются основные пути ее обсуждения. После этого полагается сигнал, включается секундомер, а дискуссия начинается. Время одного выступления - 1 минута.

Команда судей оценивает выступающих по активности, оригинальности суждений, умению четко и ясно излагать мысли, повести в обсуждении других за собой. Используется 3-баллная шкала: плохо, средне, хорошо.

Через намеченное время совещание заканчивается /в зависимости от характера темы и возраста учащихся/. Команда судей под руководством председателя сводит свои оценки в общий оценочный лист, где оценки суммируются и выставляются призеры по отдельным показателям. В это время команда дискутантов подводит итоги обсуждения.

После перерыва команды меняются местами и проводится обсуждение другой, равнозначной темя. В результате - определяется лично - командное первенство. Эта игра хорошо тем, что позволяет обсудить и прийти к конкретным выводам по действительно важной практической проблеме, создать атмосферу соревнования, не акцентируя, однако, внимание на отдельных успехах и как бы попутно награждая лучших. Зачет же по игре получают все участники.

Грамматический бой – одна из игровых форм контроля. Закончив изучение темы, ребятам предлагается разделиться на две группы и подготовить к следующему уроку вопросы другой команде. Тут не обойдешься только материалами учебника - нужны справочники, пособия, художественная литература. На следующем уроке начинается "бой". Вопросы трудные, необычные, отвечать на них интересно.

Оцениваются и вопросы, и ответы.

Подводя итоги вышесказанному, мы можем сделать вывод о том, что существует огромное количество вариантов проведения нетрадиционных уроков, умелое использование которых в обучении, позволит формировать познавательную деятельность школьников, активизировать учащихся в процессе учебной работы, а также стимулировать и развивать у них интерес к учению. Проведение нетрадиционных уроков возможно на любом этапе работы над учебным материалом, как во время проведения урока приобретения новых знаний, так и на уроках формирования умений и навыков, обобщения и систематизации знаний, на уроках повторения, контроля.

 

Нетрадиционные уроки математики.

 

Привлечь первоначальное внимание детей к урокам математики можно разными средствами: особым красочным оформлением класса; классной доски, где отражалось бы удивительное сочетание знакомого детям мира сказок с таинственным миром математики, необычными вступительными словами учителя, создающими ситуацию, в которую влечены любимые детьми герои сказок и рассказов. Удивление и интерес вызывают у детей занимательно сформулированные вопросы, задачи, ребусы, логические упражнения.

Значительно лучше, быстрее и прочнее запоминается тот материал, который вызвал живые яркие чувства, чем тот, что оставил ребёнка равнодушным. Особенно умело надо использовать детское воображение. Оно у младших школьников яркое, значительно сильнее интеллекта. Нетрадиционные уроки математики имеют ряд особенностей:

  • характеризуются многообразием видов: урок-соревнование, урок-экскурсия, урок-КВН, урок-сказка, урок-сотрудничество, урок-игра, урок-путешествие и т. д.

особенностью нетрадиционных уроков по математике являются занимательность предлагаемого материала, либо по содержанию предлагаемого материала, либо по форме, более свободного выражения своих чувств младшими школьниками во время работы, более широкое использование игровых форм проведения занятий (уроков) и элементов соревнования в процессе их проведения.

 

Нетрадиционные уроки окружающего мира.

 

Урок-путешествие

Урок проводится в форме воображаемого путешествия. Этапами урока является остановка на пути следования. Инструктором урока может быть учитель или подготовленный ученик. Учащимся предлагается маршрутный лист, по которому они определяют положение изучаемого ландшафта. Затем дети выбирают транспорт, снаряжение, одежду - все, что необходимо для путешествия. Урок построен в виде практических исследований, работы с изобразительными наглядными пособиями, бесед и докладов об объектах природы "встречающихся" на остановках во время путешествия. Остановки учитель планирует заранее. Например, во время кругового путешествия по теме "Материки и океаны" учащиеся совершают остановки на каждом континенте и узнают отличительные особенности природы Америки, Африки, Австралии и т. д. Во время путешествия учащиеся выполняют путевые заметки, зарисовки, заполняют маршрутный лист. По окончании путешествия составляют отчет об "увиденных" объектах природы.

 

Урок сказка

Такой вид нетрадиционного урока проводится в 1-2 классах при обобщении и систематизации любой сезонной темы: "Лето, Осень, Зима Весна ". Урок строится по сказкам В. Бианки, М. Пришвина по русским народным сказкам, или учитель сочиняет новую сказку. Как в любой сказке на таком уроке должны быть положительные герои (Зимушка-зима, Старик-годовик, Учёный-эколог, любой зверёк или птица) и отрицательные герои (злой холодный ветер, Баба Яга). В сказке должна быть завязка: проблемный вопрос, необычная ситуация (например: в зимнем саду слышится голос кукушки), загадка, появление героя сказки в необычном костюме. Далее следует кульминация, развитие сюжета, где обязательна борьба добра и зла, необычные новые сведения о героях сказки, споры, шутки, преодоление трудностей и т.д. Во время этого урока дети незаметно для себя отвечают на вопросы учителя по прошедшему материалу, узнают новый дополнительный материал по теме урока. Заканчивается урок-сказка развязкой, победой добра над злом, знанием над незнанием, учитель называет лучших знатоков природы, ставит отметки, вручает призы.

 

Урок КВН

Проводится в форме соревнований между командами этапами урока являются задания для команд: разминка, практическое задание поединок капитанов, физкультминутки, каждая команда в начале урока выбирает название капитана команды. Приглашается жюри (родители, куратор). Вопросы и задания по содержанию носят познавательный, обучающий проблемный характер, а по форме может быть занимательными, шуточными, игровыми.

 

Урок викторина

Урок похож на урок КВН разница только в том, что учащийся работает не по командам, а индивидуально. Урок - викторина и урок - КВН проводятся с целью повторения учебного материала.

 

Урок игра

Названный вид урока, может быть проведён в форме игр, "Что, Где, Когда", "Поле чудес", "Крестики-нолики" и другие. Учебная задача данных уроков - обобщение систематизации учащихся. Первые две игры проводятся по аналогии с одноимёнными телепередачами.

 

Урок - экспедиция

Класс снаряжает экспедицию в Гренландию. Всем ясно: надо готовиться всерьез. Дается список литературы, где можно узнать историю острова, почему у него такое название, в каких условиях будет проходить экспедиция. Затем "штурман" прокладывает курс кораблю. Доказывает, с какой стороны, и почему удобнее подплыть к острову. "Биолог" экспедиции подбирает материал о флоре и фауне острова, "этнограф" - о коренном населении, его быте, обычаях. Есть в этой экспедиции и матросы, и капитан, и конечно, географы /природоведы/.

 

Нетрадиционные уроки русского языка.

 

Урок русского языка по результатам исследований не является любимым у детей, как в начальных классах, так и в среднем звене школы. Нетрадиционные формы помогают преодолевать трудности обучения языку. Они отвечают возрастным возможностям детей, полезны для развития. Это помогает отойти от однотипной структуры урока, преодолеть стереотипность в обучении, сделать урок интересным и радостным. Как показывает практика, учителя интереснее проводят уроки-игры соревновательного характера. Целесообразнее проводить их во время обобщения изучаемого материала, перед проверочными и контрольными работами Элемент соревнования оживляет урок.

Формы нетрадиционных уроков могут быть разнообразны, они довольно подробно описаны в первой главе и предыдущем параграфе.

Одним из известных нетрадиционных видов урока является грамматическая игра ¾ кроссворд, таящий в себе большие возможности для развития творческих способностей ребенка, тренировки памяти.

На уроках кроссворды целесообразны не для проверки эрудиции учащихся, а для лучшего усвоения ими фактического материала.

Логические задания кроссвордов подбираются с возрастными и психологическими особенностями учащихся. Способов зашифровки много, однако, наибольший интерес у учащихся младших классов вызывают игры, зашифрованные с помощью загадок, требующих от ребенка сообразительности, поэтической выдумки.

Загадки учат детей говорить ярко, образно. Они обогащают память детей подлинными жемчужинами родного языка.

Расширяя кругозор детей, знакомя их с окружающим миром, развивая и обогащая речь, загадки имеют неоценимое значение в формировании способности к творчеству: логического мышления (способность к анализу, синтезу, сравнению, сопоставлению), элементов эвристического мышления (способность выдвигать гипотезы, ассоциативность, гибкость, критичность мышления). Процесс отгадывания, по мнению современных педагогов, является своеобразной гимнастикой, мобилизующей и тренирующей умственные силы ребенка. Отгадывание загадок оттачивает и дисциплинирует ум, приучая детей к четкой логике, к рассуждению и доказательству. Отгадывание загадок можно рассматривать как процесс творческий, а саму загадку ¾ как творческую задачу. Назначение загадки состоит в выработке у учащихся внимания и акцентирования его на изучаемом материале ¾ для пополнения словарного запаса детей, знакомства с лексическим значением слова, развития слуховой, а позднее зрительной памяти, выработки орфографической зоркости.

Поддержание познавательной активности учащихся в ходе контроля за уровнем знаний ¾ важное условие успешности учебного процесса. Однако известно, что повторное воспроизведение детьми учебного материала, будучи важным в плане закрепления и контроля, снижает интерес к предмету, если проводится дублирующим образом и в форме простого повторения. Оживить опрос и активизировать в процессе его работу учащихся могут занимательные формы проверки усвоения фактического материала ¾ кроссворды. Тематические кроссворды можно использовать как для фронтальной, так и для индивидуальной работы с учащимися, работать с ними можно с первого класса.

 

Первоначально, вводя кроссворды в свою практику, следует объяснить учащимся, как их нужно решать. Лучше всего сделать это сначала совместно со школьниками, а затем постепенно предоставлять ребятам большую самостоятельность.

Относительную трудность при использовании кроссвордов представляет их вычерчивание. Можно предварительно начертить кроссворд и написать текстовое пояснение на доске. Более целесообразным представляется показ его проекции через эпидиаскоп или кодоскоп. Можно наложить на кроссворд просвечивающий лист бумаги и таким образом вписать ответ без предварительного вычерчивания.

Можно использовать кроссворды в виде кармашков, лицевая часть которых представляет собой трафарет с прорезями вместо букв, а на изнаночной стороне напечатаны задания для решения. Внутри кармашка вложен чистый листок с фамилией ученика. Такой кармашек позволяет многократно использовать одну и ту же сетку-решетку кроссворда для индивидуальной работы.

Как показывает практика, дети очень любят видеовопросы. Например: во время игры " Что? Где? Когда?" по теме "Обобщение знаний об имени прилагательном во 2 классе на экране телевизора ребята видят лицо чей-то мамы, которая говорит: "Уважаемые знатоки. Послушайте мой рассказ о самом любимом моем месте в Петербурге… Попробуйте и вы написать рассказ о любимом уголке в нашем городе, не называя его". Это будет не только большой радостью для учащихся, но и стимулом, пробуждающим интерес, вселяющим уверенность в свои силы и способности. Эти качества необходимо постоянно поддерживать.

Задания на нетрадиционных уроках могут быть весьма разнообразны:

  • заполнить анкету (тест),
  • ответить на письмо читателей,
  • подготовить подпись к фотографиям,
  • создать рекламу газеты,
  • составить рассказ по опорным словам,
  • придумать пример по аналогии и т. д.

Но уроки нетрадиционной формы приносят пользу тогда, когда им пройдено точное место среди обычных типов уроков. И только проанализировав весь материал по предмету, который подлежит пройти с учениками, учитель определяет, какие уроки целесообразно провести в нетрадиционной форме.

К предметам филологического цикла относится также уроки внеклассного чтения.

Уроки обсуждения, конференции, устные журналы, концерты, конкурсы, все эти уроки внеклассного чтения предлагает проводить Г.И. Модымевская, учитель школы № 41 города Брянска. Они проходят интересно, несут в себе эмоциональный заряд, хотя этим урокам и предшествует очень большая кропотливая работа. Урок обязательно должен включать в себя что-то новое, незнакомое, интересное для ребят. Подбор материала - одно из самых главных задач подготовки. Обязательное условие - книги должны быть в достаточном количестве (1 на 2-х человек). На каждом уроке внеклассного чтения всегда оформляется выставка книг, учитель делает обзор. Элементы театра, изобразительного искусств, музыки, выразительное чтение детей и учащихся на уроке обязательны. Все это, несомненно, способствует достижению основных целей урока: повышению у ребенка интереса к книге, к занятиям; эстетическому и нравственному воспитанию

Особенно эффективно использование межпредметных связей на уроках развития речи, которые должны обеспечить развитие комплекса речевых умений у учащихся.

Язык — это система знаков, с помощью которой можно общаться, мыслить и выражать себя, свое отношение к миру и к другим людям. Язык потому и способен служить средством общения людей, что он обладает возможностью обобщения, закрепления некой внеличностной, внесубъективной, общезначимой информации, позволяющей нам осмысливать и мир, и самих себя.

Система уроков развития речи — один из основных элементов общего языкового и эстетического воспитания. Среди множества задач развития коммуникативных умений младших школьников возникает и задача разработки принципов и методов взаимодействия искусства слова и изобразительного искусства и развития коммуникативных и художественно-творческих способностей учащихся, в наиболее полном раскрытии с их помощью специфики изучаемых искусств.

Сейчас интеграция этих искусств используется не в полной мере. Такая ситуация требует определения единой внутренней структуры художественного образования в целом, создания системы художественного образования, пересмотра содержания образования (знаний, умений, навыков, уровня творческого развития и воспитанности), постоянного использования межпредметных связей, активизации на уроках комплекса искусств.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Опубликовано: 29.03.2021