Инновационные методы и формы работы учителя русского языка с пониманием текста

Конференция: Современные педагогические технологии

Автор: Янилкина Надежда Михайловна

Организация: МБОУ «СОШ №5»

Населенный пункт: Республика Татарстан, г. Чистополь

Введение

Прежде чем представить свою работу, предлагаю вам послушать одну притчу. Жил-был мудрец, который знал все. Один человек захотел доказать, что мудрец знает далеко не все. Зажав в ладонях бабочку, он спросил: «Скажи, мудрец, какая бабочка у меня в руках: мертвая или живая?» А сам думает: «Скажет живая - я ее умерщвлю, скажет мертвая - выпущу». Мудрец, подумав, ответил: «Все в твоих руках». Действительно, все в наших руках: творить для других, отдавать свой опыт и верить, что этим я помогаю детям, даю им возможность проявить себя. Находить баланс этих возможностей - вот в чем мудрость нашей жизни (прием «Яркое пятно»).

Тема моей работы «Инновационные методы и формы работы учителя русского языка и литературы с пониманием текста» была выбрана мной не случайно. Количество детей, которые могут довольно бегло читать, плохо понимая прочитанное, постоянно растет. Научить детей понимать художественное произведение, воспитать учащихся как вдумчивых читателей - одна из важных задач обучения.

Однако школьная практика показывает, что учащиеся самостоятельно слабо разбираются в смысловом содержании литературного произведения, а проводимая учителем работа по анализу содержания художественного произведения сама по себе не обеспечивает достаточного проникновение в его смысловые пласты.

Актуальность проблемы обучения пониманию текста подтверждается следующими фактами. По данным психологов, полноценно понимают самостоятельно прочитанный текст от 0,3 до 6% школьников. Социологические исследования показали, что по сформированности умения работать с текстом российские школьники занимают положение между 27-м и 29-м местом из 32 стран (данные PISA, 2012 г.). Только 3 % детей работают на высоком уровне сложности, т.е. справляются с заданиями на рефлексию, оценку, нахождение сложной информации в тексте.

В учебной работе актуальность проблемы понимания особенно велика. О ней говорят в школе учителя старших классов, сетуя на то, что многие школьники не владеют приемами работы с книгой и поэтому не справляются с заданиями по анализу текста. О ней свидетельствуют факты снижения качества образования российских школьников.

По данным международных социологических исследований, российские школьники отстают от своих зарубежных сверстников по уровню сформированности общеучебных умений (умения приобретать и эффективно использовать знания), которые напрямую связаны с владением приемами понимания текста.

Противоречие. Несмотря на всю важность, проблема понимания текста до недавнего времени в школе специально не рассматривалась и даже не ставилась. В настоящее время изменения в содержании и методах преподавания выдвигают эту проблему на первый план. Тот факт, что работа по изучению основ обучения школьников пониманию текста поддержана грантом Министерства образования Российской Федерации, также говорит о важности проблемы. Содержание опыта работы по теме помогает преодолеть вышеназванное противоречие.

Ведущая педагогическая идея опыта заключается в определении путей использования приемов работы с текстом на уроках русского языка как средства формирования коммуникативной компетенции обучающихся.

Диапазон опыта представлен системой уроков по предмету «Русский язык», направленной на формирование коммуникативной компетенции обучающихся через организацию работы с текстом. Данный опыт может быть применен в образовательных учреждениях любого типа при организации обучения русскому языку, внеклассной работы и внеурочной деятельности по предмету педагогами, работающими над формированием коммуникативной компетентности обучающихся.

Теоретическая база опыта основывается на положениях ученых-лингвистов, методистов-исследователей, учителей-практиков. В психологических исследованиях понимание текста школьниками стало предметом изучения Б.А. Богуславской, Г.Д. Чистяковой, Г.Г. Граник, О.В. Соболевой, Н.П. Локаловой и др.

Л.П.Федоренко принадлежит мысль об использовании текста как основы создания на уроках речевой среды. Продолжение работы по данному направлению мы находим у профессора А.Д. Дейкиной и Т.М. Пахновой (профессора кафедры методики преподавания русского языка МГПУ). Согласно теории поэтапного формирования умственных действий П.Я.Гальперина, мотивация работы с текстом заключается в вопросах к содержанию текста.

Похожая мысль звучит в статье «Методика работы с текстовой информацией» И.Н. Kyзнeцoва: «Следует отметить, что прочитать текст — еще не значит усвоить его. Текст надо обязательно понять, расшифровать, осмыслить. Вопрос об усвоении содержания книги часто понимают не совсем правильно. Многие считают, что главное — запомнить содержание прочитанного. Между тем усвоение и запоминание — совершенно разные понятия. Усвоить прочитанное — значит понять все так глубоко и продумать так серьезно, чтобы мысли автора, объединяясь с собственными мыслями, превратились бы в единую систему знаний по данному вопросу».

В книге Г.В.Пранцовой и Е.С.Романичевой «Современные стратегии чтения» говорится о том, что ученика надо не просто научить читать, а обучить его стратегиям чтения, то есть умениям составлять план и программу действий и операций. Стратегии чтения «…способствуют развитию умений чтения и размышлению о читаемом и прочитанном и включают в себя процедуры анализа информации и степени ее понимания, а также взаимодействие «чтец – текст».

Краткий анализ исследований, посвященных проблемам чтения, доказывает необходимость обновления подходов к обучению школьников смысловому чтению и работе с текстом.

Новизна данного опыта состоит в рационализации отдельных сторон педагогического труда, заключающейся в создании системы использования приемов работы с пониманием текста на уроках русского языка для повышения уровня коммуникативной компетенции обучающихся.

Все мы прекрасно понимаем, как важно формировать способы понимания текста, поэтому важно формировать эти навыки, начиная с 1 класса. И эти проблемы необходимо решить учителям русского языка, работающим в основной школе.

Цель моей работы - создание банка форм, методов и методических приёмов, позволяющих учителю активизировать работу с текстом на уроках русского языка, способствующих формированию универсальных учебных действий. В связи с этим я поставила перед собой следующие задачи:

1) проанализировать опыт, изложенный в педагогической литературе;

2) апробировать на уроках русского языка формы, методы и приёмы, основанные на работе с текстом и способствующие развитию речи учащихся;

3) собрать тематический текстовый материал, используемый для практической работы, направленной на развитие навыков анализа, синтеза, обобщения и систематизации языковых и текстовых единиц;

4) вовлечь во внеклассную работу большее количество учащихся с целью развития их творческих способностей, выявления одаренных в лингвистическом отношении детей.

Ожидаемые результаты:

- высокий уровень сформированной коммуникативной компетенции;

- повышение интереса к русскому языку и литературе и развитие мотивов учебной деятельности;

- прочное и неформальное усвоение знаний, повышение результативности обучения;

- умение создавать обучающимися исследовательские и проектные работы, презентации;

- активизация творческой деятельности – желание участвовать в различных творческих конкурсах.

 

1. Организация работы с текстом

 

«Труд читателя, по мнению В.Г. Маранцмана, измеряется не количеством прочитанного, а способностью вдумываться и вглядываться в текст, ставить перед собой вопросы, находить ответы и радоваться». Это есть путь от читательских впечатлений к автору произведения, к созданию собственного текста. Правильно организовать этот путь помогут активные формы обучения, где увеличена степень самостоятельности учащихся и развиваются творческие способности каждого ученика. Но, как подчёркивает О.Н.Лёвушкина, «решение новых, актуальных задач, стоящих перед современным учителем русского языка, требует новых форм работы с текстом», стимулирующих интерес учащихся к предмету, развивающих творческую активность.

1.1. Комплексная проверочная работа

Получая учащихся в 5 классе, провожу комплексную проверочную работу с целью выявления уровня сформированности у учащихся умений работать с текстом с помощью различных заданий. Учащемуся предлагаются разные форматы текста и к ним задания. В соответствии с полученными результатами строю свою работу. Начинать работу с текстом необходимо с таких произведений, которые потребуют усиления внимания к воспитанию у учащихся чуткости к красоте и выразительности родной речи, гордости за русский язык, интереса к его изучению.

1.2. Формы и методы работы с текстом.

В ходе педагогической практики пришла к выводу, что наиболее результативными, на мой взгляд, являются следующие формы и методы организации работы с текстом:

• лингвостилистический анализ текста;

• «самодиктанты»; различные виды диктантов;

• сочинение-рассуждение;

• редактирование текста;

• работа с текстами-миниатюрами;

• коммуникативные и игровые ситуации.

Уроки по лингвостилистическому анализу текста помогают осмыслить идею и сюжет произведения, показать художественные средства, использованные автором для достижения своей цели, обратить внимание на особенности языка конкретного писателя.

На основе образцовых текстов можно проводить самодиктанты. Ребята должны непроизвольно запоминать такие тексты, уметь легко их воспроизводить. Тексты для самодиктантов – это отрывки из произведений наших классиков, которые читаются на уроках литературы, кроме того, это тексты упражнений учебника или «мудрые мысли».

Еще более стимулируют коммуникативно-познавательную деятельность учащихся диктанты с изменением текста (творческие, свободные, восстановленные, диктанты по аналогии, диктанты с продолжением). Приемы работы с текстами-миниатюрами, а также сравнение двух текстов – это путь от восприятия текста, понятия текста (через его анализ) к созданию собственного высказывания, сочинения, что важно и для развития памяти, внимания, мышления учащихся. Это поможет учащимся справиться с выпускным итоговым сочинением.

1.3. Дидактические игры.

Развитию творческих способностей содействуют дидактические игры на уроке. Из разных источников я отобрала следующие:

1. «Диктор». Прочитайте текст орфоэпически правильно.

2.«Редактор». Исправьте речевые ошибки в тексте.

3.«Переводчик». Замени иноязычное слово русским.

4.«Перевертыши». Замените в словосочетании главное слово так, чтобы получилась метафора.

1.4. Нестандартные формы уроков.

Также активизируют интеллектуальную и речевую деятельность уроки, где как высшая единица обучения выступает текст. Это такие нестандартные формы уроков, как уроки-исследования, уроки-семинары, практикумы, деловые игры, дискуссии, интегрированные уроки, включающие аналитическую работу с текстом и предполагающие возможность выбора учениками и самого текста, и заданий, справочного материала, формы выполнения работы и т. п.

Нетрадиционным началом урока может стать приём «верные – неверные утверждения» (или «Верите ли вы?»). Учащимся предлагаются утверждения, с которыми они работают дважды: до чтения текста параграфа и после знакомства с ним. Полученные результаты совместно обсуждаются. Такая работа с информацией позволяет обучающимся, встречаясь с любой информацией, рассматривать её вдумчиво, критически, делать выводы о точности и ценности данной информации.

 

2. Приемы работы с текстом на уроках русского языка

 

Умение понимать текст формируется прежде всего на уроках русского языка и литературы. Поэтому в методике преподавания русского языка активно внедряется в школьную практику текстоориентированный подход, то есть «текст является единицей обучения, единицей содержания обучения, единицей контроля».

2.1. Виды деятельности при работе с текстом.

Цель работы с текстом на уроках русского языка – постижение закономерностей построения, знакомство со стилистическими, фонетическими, морфологическими, синтаксическими и орфографическими ресурсами языка. Эти цели достигаются в процессе использования следующих видов деятельности:

- нахождение границ предложений в тексте;

- деление текста на абзацы;

- восстановление деформированного текста;

- собирание текста из фрагментов;

- определение темы, главной мысли, идеи;

- озаглавливание;

- дописывание концовки текста;

- создание текстов разных стилей, разных типов речи.

Предлагаю некоторые приемы работы с текстом.

2.2.Приём работы с текстом для повышения мотивации учащихся.

Прием «Яркое пятно». Мотивирующий прием « яркое пятно » заключается в сообщении классу интригующего материала, захватывающего внимание учеников, но при этом связанного с темой урока. В качестве «яркого пятна» могут быть использованы сказки и легенды, фрагменты из художественной литературы, случаи из истории науки, культуры и повседневной жизни, шутки, словом, любой материал, способный заинтриговать и захватить внимание учеников.

2.3.Приёмы работы с текстом при изучении нового материала.

1. Прием «Прогноз». Первый и очень важный этап работы с текстом – это анализ заголовка, первичной информации. Это этап прогнозирования и актуализации знаний. Работа с заголовком может дать очень многое: через него мы можем определить начальные знания учащихся, поставить проблемный вопрос, задачи урока, нацелить на понимание содержания текста. Анализируя название, ученик сразу включается в активную мыслительную деятельность, начинает анализировать.

2. «Письмо с дырками». Этот прием подойдет в качестве проверки усвоенных ранее знаний и для работы с параграфом при изучении нового материала.

Основные признаки текста.

1. Единство … текста.

2. Наличие … мысли текста.

3. Относительная … текста.

4. Определённый … предложений.

5. … связь предложений в тексте.

3. Инсерт. Создание инсертов, синквейнов к тексту позволяет учащимся осмыслить всю полученную информацию, сформировать у каждого ученика собственное отношение к изучаемому материалу. Изучение новой темы, как правило, базируется на уже имеющихся у обучающихся знаний. В связи с этим вместо традиционных вопросов, позволяющих выявить, что помнят ребята по данной теме, предлагаю приём «инсерт». Во время самостоятельного знакомства с теоретическим материалом (обычно параграфом учебника) учащиеся делают на полях пометки: «V» - знаю; «+» - новое для меня; «- » - думал иначе; «?» - не понял, есть вопросы. Затем результаты этой работы обсуждаются всеми учениками. Этот приём помогает устранить пробелы в знаниях учащихся. Очень важно, чтобы учащиеся задавали вопросы, замечая некоторые противоречия в сложившейся для них системе знаний.

4. "Чтение в кружок". Цель: управление процессом осмысления текста во время чтения. Учитель озвучивает задание: "Мы начинаем по очереди читать текст по абзацам. Наша задача – читать внимательно, задача слушающих – задавать чтецу вопросы, чтобы проверить, понимает ли он читаемый текст. У нас есть только одна копия текста, которую мы передаем следующему чтецу". Слушающие задают вопросы по содержанию текста, читающий отвечает. Если его ответ не верен или не точен, слушающие его поправляют.

5. "Чтение с остановками". Цель: управление процессом осмысления текста во время чтения. Учитель предлагает работать с текстом в следующем ключе: "Мы будем читать текст с остановками, во время которых вам будут задаваться вопросы. Одни из них направлены на проверку понимания, другие – на прогноз содержания последующего отрывка".

6. Упражнение «Двойной дневник» дает возможность читателям тесно увязать содержание текста со своим личным опытом. Особенно полезны двойные дневники, когда учащиеся получают задание прочитать какой-то большой текст дома, вне учебной аудитории. Лист делится пополам. С левой стороны записываются фрагменты текста, которые произвели наибольшее впечатление, вызвали какие-то воспоминания или ассоциации с эпизодами из собственной жизни. С правой стороны предлагается дать комментарий: что заставило записать именно эту цитату? Какие мысли она вызвала? Какие вопросы возникли?

Выписки из текста

Вопросы и комментарии

 

 

Итак, читая текст, учащиеся должны время от времени останавливаться и делать подобные пометки в таблице. Конечно, такой прием заставляет читателя быть более внимательным к прочитанному (педагог может договориться с учащимися о каком-то конкретном количестве выписок, которые будут сделаны по тексту).

2.4. Приёмы работы с текстом при закреплении изученного материала

1. «Кубик Блума». Достаточно популярен в мире современного образования «Кубик Блума» – приём, представляющий систему вопросов, основанных на созданной известным американским психологом и педагогом Бенджамином Блумом таксономии учебных целей по уровням познавательной деятельности (знание, понимание, применение, анализ, синтез и оценка). На гранях кубика записаны вопросы: «Почему?», «Объясни», «Назови», «Предложи», «Поделись», «Придумай». Кубик передается кому-нибудь из учеников, какой гранью к себе он его получит, на тот вопрос и отвечает.

 

Знание

 

Что значит это слово? (дай определение) Опиши место действия.

Укажи главного участника событий. Расскажи, что происходит в тексте. Перечисли основные события хронологически.

Понимание

 

Изложи краткое содержание отрывка или главы.

Поясни роль исторического деятеля в тексте. Объясни цитату.

Предположи, что произойдёт дальше. Перефразируй тему - о

чём текст? Что случилось в конце? (подытожь).

Применение

 

Как тема соотносится лично с тобой?

Если бы всё происходило в наше время, как бы это выглядело?

Проиллюстрируй это на бумаге. Проведи интервью с одним из

героев. Напиши свой рассказ на эту же тему.

Анализ

 

Почему исторический персоналий действует и реагирует

таким образом? (проанализируй). Сравни и противопоставь двух героев (темы, действия).

Соотнеси черты характера исторических персоналий с их поступками.

Почему важен контекст/место действия? (исследуй)

Синтез

 

Организуй группу/клуб для обсуждения темы, придумай план, по которому должна происходить встреча. Что бы ты сделал на месте участника событий? (представь)

Оценка

 

Оцени работу автора, написав рецензию. Установи степень

достоверности исторического источника. Оцени степень собственного понимания текста, (на все ли вопросы ты нашёл ответы)

 

Приём «Кубик Блума» хорош как при работе с теорией (индивидуально или в парах и постоянного, и сменного состава для взаимопроверки), так и при проверке самостоятельной работы с текстом.

2. «Логические цепочки». Проверить усвоение любой информации, логичность её расположения помогает приём «логические цепочки». При подготовке к изложению, сочинению предлагаю своим ученикам план будущего текста, пункты которого намеренно меняю местами и прошу проверить правильность изложения информации. Такая работа не только позволяет ещё раз повторить основные сведения, но и учит ребят быть последовательными.

3. Приём РКМ «ПОПС-формула». При подготовке обучающихся к выполнению части С ЕГЭ использую приём РКМ «ПОПС-формула»:

Позиция (Я считаю, что проблема данного текста актуальна (не актуальна)

Объяснения (потому, что…)

Пример (Могу доказать это на примере….)

Следствие (Исходя из сказанного, делаю вывод, что…)\

4. Прием «Все в твоих руках».

На листе бумаги обведите левую руку. Каждый палец – это какая-то позиция, по которой надо высказать свое мнение. Поставьте галочки на тех пальцах, позиции которые соответствуют вашему внутреннему ощущению.

БОЛЬШОЙ ПАЛЕЦ – для меня было многое важным и интересным.

УКАЗАТЕЛЬНЫЙ – использованные приемы буду применять в своей деятельности.

СРЕДНИЙ – для меня было недостаточно данной информации.

БЕЗЫМЯННЫЙ - не все приёмы работы с текстом представлены ясно.

МИЗИНЕЦ - данные приёмы мне известны, но я их не применяю

 

3. Результативность работы

 

Работать над темой «Инновационные методы и формы работы учителя русского языка и литературы с пониманием текста» я начала в 2017-2018 учебном году. В это время я работала в 5 классе. У ребят были недостаточно развиты коммуникативная и языковая компетенции, качество обученности оставляло желать лучшего. Многоаспектная работа с текстом позволила мне достичь следующих результатов:

Учащиеся лучше усваивают содержание, идейное своеобразие, композиционные особенности текстов.

Работа с текстом начинается с анализа заголовка, что мотивирует детей на дальнейшее чтение и развивает навыки прогнозирования.

Текст становится для учеников источником новой информации, которую они умеют разделять на главную и второстепенную, преобразовывать в различные графические модели, таблицы, схемы, рисунки, план, тезисы.

Учащиеся овладевают навыками аналитического чтения: анализа, сравнения, обобщения, систематизации, интерпретации информации, содержащейся в текстах.

Учащиеся осваивают основы исследовательской работы.

Дети и подростки учатся творчески осмысливать текст, проникать в его художественное своеобразие, воспринимать образы, созданные писателем.

Ученики приобретают умения составлять собственные высказывания и тексты на основе прочитанного.

Совершенствуются речевые навыки, формируется позитивное отношение к чтению, к урокам русского языка и литературы.

Развиваются коммуникативные умения, творческие способности учащихся.

Расширяется их кругозор, развивается эстетический вкус.

Формирование коммуникативной компетенции посредством работы с текстом не только помогает подготовиться к успешной сдаче ЕГЭ, но и способствует разностороннему развитию языковой личности ученика.

Свое выступление хотелось бы закончить словами русского драматурга и поэта Якова Борисовича Княжнина, который написал: «Читается трояким образом: первое, читать и не понимать; второе, читать и понимать; третье, читать и понимать даже то, что не написано».

5. Библиографический список

 

1) Гальперин И.Р. Текст как объект лингвистического исследования. – М., 2001. – С. 37-53.

2) Дейкина А.Д. Новации в методике преподавания русского языка. // Русский язык в школе. - 2002. - №3. - 25 с.

3) Лёвушкина О.Н. Текст и культура: Материалы к урокам русского языка и занятиям элективных курсов: Метод. пособие для учителей. – М.: ГАОУВПО МИОО, 2012. – С. 17-23.

4) Маранцман В.Г. Методика преподавания литературы. Учебник для педвузов. В 2-х ч. – М.: Просвещение, ВЛАДОС, 1994. - С. 142-172.

5) Пахнова Т.М. Художественный текст на уроках русского языка// РЯШ. 1993, №3. - С. 17-19.

6)Пахнова Т.М. Текст как основа создания на уроках русского языка развивающей речевой среды// РЯШ. – 2000, №4. - С. 3-7.

7) Пахнова Т.М. Развивающая речевая среда как средство приобщения к культуре// РЯШ. – 2004, №4. - С. 8-16.

8) Гальперин П.Я. Теория поэтапного формирования умственных действий.- М., 1959. -367с.

9) Дейкина А.Д., Пахнова Т.М. Русский язык: Учебник-практикум для старших классов. – М., 2014. - С. 44-92.

10)Львова С. И. Уроки словесности. 5 – 9 классы / С. И. Львова. – М., 1996. - С. 134-151.

11). Сенина Н.А., Глянцева Т.Н., Гурдаева Н.А. Русский язык. «Заговори, чтобы я тебя увидел». Нормы речи. Пособие для формирования языковой и коммуникативной компетенций. 10-11 класс. Ростов-на-Дону: Легион, 2014. - С. 42-64.

Информационные сайты.

http://1september.ru/wwwHYPERLINK "http://www.5ballov.ru/".5HYPERLINK "http://www.5ballov.ru/"ballovHYPERLINK "http://www.5ballov.ru/".HYPERLINK

 

Опубликовано: 08.05.2020