Использование интерактивных образовательных ресурсов на уроках при обучении детей с нарушением слуха

Конференция: Современные педагогические технологии

Автор: Гурьева Ирина Владимировна

Организация: ГБОУ «Елабужская школа-интернат для детей с ОВЗ»

Населенный пункт: Республика Татарстан, г. Елабуга

Перед современной школой поставлена задача подготовки учащихся к жизни в быстро меняющемся информационном обществе. Главную роль в решении этой задачи играет владение современным человеком информационными и коммуникационными технологиями. Информационная культура и компьютерная грамотность учащихся необходимое условие современного образования. В обществе существует большой спрос на грамотных специалистов, способных находить и обрабатывать информацию, решать различные задачи с использованием ИКТ.

Начальная школа позволяет ребёнку сделать свои первые шаги в этом направлении, но для того чтобы шаги эти были уверенными необходим опытный учитель. Поэтому использование ИКТ в процессе образования ставит перед учителем ряд задач по его самообразованию, повышения квалификации, повышение компетентности в области применения современных информационных технологий или ИКТ-компетентности, как молодым специалистам, так и уже состоявшимся профессионалам.

Современная школа предъявляет к оснащению рабочего места учителя новые требования. Это автоматизированное рабочее место учителя, которое кроме компьютера, должно включать в себя проектор и экран, принтер, сканер, цифровой фотоаппарат, цифровую видеокамеру и веб-камеру, документ-камеру, классическую магнитную маркерную доску или безбликовый проекционный экран и интерактивную доску.

АРМ учителя естественнонаучных дисциплин может быть дополнен цифровым микроскопом, карманным компьютером и набором датчиков цифровой естественнонаучной лаборатории, для детей с нарушением слуха это слуховой и кабинет и кабинеты индивидуальной работы, оснащенные звукоусиливающей аппаратурой индивидуального и группового пользования.

Все это позволяет готовить материал к уроку для демонстрации на экране и для распечатки раздаточного материала, приглашать к компьютеру детей во время урока и давать им индивидуальное задание, предоставлять учащимся возможность провести свое мультимедиа выступление, работать с интерактивными моделями, выводить нужную информацию (в том числе и из Интернета) на экран.

Согласно требованиям ГОСТ 22046-89 мебель для организации рабочего места учителя должна включать: стол с местом для аппаратуры и компьютера, тумбу для принтера, стул, классную доску.

Использование средств ИКТ с целью формирования УУД на уроках позволяет говорить о новом типе учебного занятия. Известно, что занятия-уроки условно можно поделить на три группы:

  • Пассивные (традиционные уроки)
  • Активные (доклады учащихся, рефераты, презентации)
  • Интерактивные (двусторонняя связь между учителем и учеником, создаваемая, в том числе, благодаря интерактивным доскам, а также различными электронными образовательными ресурсами).

Именно последним принадлежит ведущая роль в построении современного образовательного процесса.

Таким образом, интерактивный метод можно рассматривать как самую современную форму активных методов.

Применение интерактивных методов и ресурсов обучения возможно благодаря интерактивному оборудованию и интерактивным программным ресурсам.

Для детей с ОВЗ уже несколько лет работает интерактивная образовательная платформа Учи.ру, учителя начальных классов ее активно применяют, дети участвуют в олимпиадах платформы.

 

Кроме того, я использую интерактивноый ресурс LearningApps.org, создаю свои приложения.

Ресурс предлагает упражнения различных типов по различным предметам. Это кроссворды, тесты, задания на классификацию, на ввод ответа и многие другие, что вызывает интерес у обучающихся. Программа предполагает возможность исправить ошибки, допущенные учащимися, пока задание не будет выполнено верно. Это создает ситуацию успеха у обучающихся.

 

 

 

На сайте School-collection.edu.ru размещены интерактивные модели по различным предметам, каталоги изданий по различным областям.

 

 

 

Сейчас существует множество различных типов информационных ресурсов.

 

У нас в школе имеются такие учебно-методические комплекты: Живая математика, Живая физика, Перволого, Практикум по русской фонетике при нарушениях слуха и речи.

При проведении уроков такого типа и также уроков информатики необходимо помнить о технологии здоровьесбережения, а так же способах и приемах преподавания, выполняя которые можно создать условия для максимального сбережения здоровья ребенка. В первую очередь это условия работы и соблюдение санитарно-гигиенических норм. Очень важно соблюдать температурный режим, грамотно оформить кабинет, подобрать удобную мебель.

В таблице показана продолжительность применения технических средств обучения на уроках (Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.4.2.2821-10>X. Гигиенические требования к режиму образовательной деятельности)

 

После использования технических средств обучения, связанных со зрительной нагрузкой, необходимо проводить комплекс упражнений для профилактики утомления глаз (приложение 5), а в конце урока - физические упражнения для профилактики общего утомления (приложение 4).

Продолжительность непрерывного использования компьютера с жидкокристаллическим монитором на уроках составляет: для учащихся 1 - 2-х классов - не более 20 минут, для учащихся 3 - 4 классов - не более 25 минут, для учащихся 5 - 6 классов - не более 30 минут, для учащихся 7 - 11 классов - 35 минут.

Непрерывная продолжительность работы обучающихся непосредственно с интерактивной доской на уроках в 1 - 4 классах не должна превышать 5 минут, в 5 - 11 классах - 10 минут. Суммарная продолжительность использования интерактивной доски на уроках в 1 - 2 классах составляет не более 25 минут, 3 - 4 классах и старше - не более 30 минут при соблюдении гигиенически рациональной организации урока (оптимальная смена видов деятельности, плотность уроков 60 - 80%, физкультминутки, офтальмотренажер).

С целью профилактики утомления обучающихся не допускается использование на одном уроке более двух видов электронных средств обучения.

В заключение необходимо сказать о том, что средства обучения, используемые в школах, одно из главных и обязательных условий качественного образования. Для эффективной работы в современных образовательных учреждениях целесообразно устанавливать не отдельные компьютеры или технические средства, а целые комплексы (кабинеты), в состав которых входит комплект технических средств и оборудования, соответствующее программное обеспечение, предназначенные для использования учителем и которое образуют автоматизированное рабочее место учителя. Это позволит осуществлять более эффективный процесс обучения и контроля со стороны учителя. Такие комплексы должны быть со специализированной мебелью и соответствовать действующим стандартам, нормам и правилам.

 

 

  • file0.docx.. 581,9 КБ
  • Опубликовано: 06.02.2019