Загадка и ее роль в воспитании детей

Конференция: Современные педагогические технологии

Автор: Быкова Оксана Николаевна

Организация: МАОУ «Начальная школа-детский сад № 52»

Населенный пункт: Камчатский край, г. Петропавловск-Камчатский

Народная загадка относится к малым фольклорным жанрам наряду с песенками, потешками, пословицами, поговорками (не большие по содержанию, объему). Фольклорные означает, что создавались народом, передавались из уст в уста из поколения в поколения.

Человек начал создавать загадки в глубокой древности. Сопоставление предметов и явлений, проведение между ними, казалось бы, неожиданных параллелей было естественным процессом изучения окружающего мира.

Загадки использовались в дипломатических, военных, торговых делах. С ее помощью испытывали мудрость, находчивость, образованность человека. Для этого загадки включали в различные обряды: посвящение юношей в воины, отбор претендентов на роль руководителей, в свадебный обряд (своеобразный выкуп невесты). В древнегреческих мифах чудовища загадывают загадки, не отгадавшего постигала смерть. В сказках загадка нередко использовалась как сюжетный компонент для проверки сообразительности и находчивости персонажа, что определяло его дальнейшую судьбу, а порой и саму жизнь. (Баба Яга, Водяной, царь и др.загадывали загадки, не отгадаешь – голова с плечь)

У некоторых народов в далеком прошлом бытовали «вечера загадок». Это был своеобразный ритуал, обычно проводимый осенью, по окончании сельскохозяйственных работ. Старшие загадывали загадки, тематически группируя их: о человеке, одежде, предметах домашнего обихода, орудиях труда, явлениях природы. Тематический подбор загадок облегчал их отгадывание. Такие вечера были своеобразными уроками народной мудрости, народных представлений и способами их выражения словом. Эти уроки помогали детям и подросткам во время развлечения усваивать знания, добытыми многими поколениями, учили наблюдательности.

И в настоящее время загадка используется как увлекательное и эффективное средство в обучении и воспитании детей и организации их досуга.

Что такое загадка?

(Фольклорист В.П. Анинкин определяет загадку как «мудреный вопрос, поданный в форме замысловатого, краткого, как правило, ритмически организованного описания какого-либо предмета или явления»

Фольклорист В. И. Чичеров – загадка – это иносказательное описание какого-либо предмета или явления, данное обычно в форме вопроса).

В основе всех определений одни и те же признаки: по содержанию загадка представляет собой замысловатое описание, которое надо расшифровать; описание нередко оформлено в виде вопросительного предложения; как правило, описание лаконично; загадке часто присущ ритм. Содержание загадок отражает жизнь человека, окружающую его действительность: растительный и животный мир, явления природы, предметы быта, труда и др. Содержание загадок изменяется с развитием жизни, технического прогресса. Некоторые загадки не понятны современным детям, они не знакомы со старыми предметами быта и т.д., многие старые слова им не понятны.

Загадки можно разделить на народные и литературные.

Как жанр народного творчества, загадка давно привлекает внимание детских писателей и поэтов. Продолжая народные традиции, литературная (авторская) загадка основывается на таком же образном представлении о предмете или явлении, сравнении и сопоставлении, однако существенно отличается от народной. Народная загадка сохраняется только в памяти народа, поэтому должна быть краткой. Краткость народной загадки требовала емких, выразительных, порой грубоватых языковых средств, как правило, разговорного стиля, обычного для устной речи.

Наткет, наплетет, сядет и добычи ждет. (паук)

С неба – звездой, в ладошку – водой. (снежинка)

Автор литературной загадки имеет возможность дать развернутое описание с указанием многочисленных признаков, используется при этом разнообразные художественные средства книжного стиля речи, поэтические средства языка. (вешний жилец, горделивый скворец). С. Маршак, К. Чуковский, Е. Благинина, А. Рождественская.

Синий домик у ворот. 

Угадай кто в нем живет. 

Дверца узкая под крышей – 

Не для белки, не для мыши, 

Не для вешнего жильца,

Грделивого скворца.

 

В эту дверь влетают вести,

Полчаса проводят вместе,

Вести долго не гостят-

Во все стороны летят.

(почтовый ящик) С. Маршак

Главная особенность загадки состоит в том, что она представляет собой логическую задачу.

Отгадать загадку – значит найти решение задачи, ответить на вопрос, т.е. совершить довольно сложную мыслительную операцию. Предмет, о котором идет речь в загадке, скрыт, зашифрован, и способы шифровки различны. От способа шифровки зависит тип логической задачи, ее сложность, а следовательно, и характер умственной операции, которую предстоит совершить отгадывающему.

Способы построения логических задач разнообразны. Чаще всего загадка строится на перечислении признаков предмета, явления. В их числе могут быть величина, форма, цвет, вкус, звучание, движение, материал, назначение и др. по указанным признакам надо найти отгадку. Длинное ухо, комочек пуха, прыгает ловко, любит морковку (кролик.) решение задач подобного типа основано на анализе (выделении всех признаков) и синтезе (объединение их в одно целое). Достаточное количество признаков и их конкретность позволяет производить необходимые умственные операции и успешно решать логическую задачу.

Есть загадки, в которых характеристика предмета дается кратко, с одной – двух сторон, по ним отгадывающий должен восстановить целостный образ предмета. Для этого необходимо быть хорошо знакомым с этим единственным признаком, уметь выделить его, связать по ассоциации с другим, не названным в загадке (Рук нет, а строить умеет). Некоторые загадки могут быть отгаданы при условии длительного наблюдения за объектом или природным явлением. В течение года наблюдать ель и сосну, чтобы сделать вывод об их цветовом постоянстве (зимой и летом одним цветом). Чтобы отгадать загадку В воде купался, а сух остался, надо наблюдать эту особенность гуся, понимать, почему перья птицы после купания остаются сухими, провести, опыт.

Есть загадки, построенные на основе отрицательного сравнения: Сер, да не волк, длинноух, а не заяц, с копытами, да не лошадь. (осел) Отгадывание таких загадок представляет собой доказательство от противного: сопоставляются разные и в то же время сходные предметы, выделяются сходные признаки, при накоплении их, находится отгадка. Такой анализ развивает способность логически мыслить и рассуждать в определенной последовательности.

Самый обширный тип загадок – это загадки метафорические: Красненький петушок по жердочке бежит. (огонь) Разгадывание таких загадок представляет собой расшифровывание метафор. Развивается воображение, ассоциативное мышление.

Т.о. наблюдение и изучение жизненных явлений в сложных и многообразных связях способствует построению логически правильных суждений и умозаключений.

Рассмотрим педагогические возможности загадки. Воспитательные и образовательные возможности загадки многообразны. Средствами загадки формируется любовь к народному творчеству, родному языку, живому, образному и точному слову, вводят в мир народной поэзии, доставляя ему эстетическое наслаждение.

Отражая живописные пейзажи Родины, полные красок, звуков, запахов, загадки способствуют воспитанию эстетических чувств ребенка. Ослепительно ярок зимний пейзаж: Пушистый ковер не руками ткан, не шелками шит.

При солнце при месяце серебром блестит. (снег)

Красочно рисуя окружающий мир, загадки помогают ребенку по-иному взглянуть на самую обыкновенную травинку, цветок, бабочку, потому что дают картинное описание предмета. Стоят в поле сестрички: желтый глазок, белые реснички – такими изображены полевые ромашки. (воображение, ассоциативное мышление)

Значительна роль загадок в развитии у детей поэтического восприятия и поэтического слуха. Наряду с песенками и потешками загадки для ребенка – это первые образцы народной поэзии. Они развивают чуткость к рифме, обогащают слух разными рифмами и мелодиями, подготавливают детей к более полному восприятию и пониманию поэтической основы произведений литературы.

Как по небу с севера плыла лебедь серая,

Плыла лебедь сытая, вниз кидала - сыпала

На поля – озерушки белый пух да перышки. (туча)

Отгадывание загадок способствует активному развитию речи детей: обогащают словарь, помогают узнать вторичные значения слов. Например, помимо основного значения глагола идти («передвигаться»), ребенок осознает и другие: действует механизм (идут часы), льет дождь (идет дождь) Идут круглые сутки, не стоят ни минутки, а все на одном месте. (часы)

Размышления над загадками содействует обостренному восприятию словообразовательных и формообразующих средств русского языка – морфем (корень, суффикс, приставка), каким образом можно изменить значение слова:

Глазищи, усищи, хвостище, а моется всех чище. (кошка)

Загадка помогает осваивать и синтаксис родной речи: учатся строить вопросительные предложения, учатся логике организации однородных членов, построению сложных предложений.

В завершение хочется подвести итог - загадка развивает у детей:

- мышление;

- внимание;

- память;

- воображение;

- наблюдательность;

- речь;

- поэтический слух;

- эстетическое восприятие;

Обращаясь к загадке нужно уметь видеть ее мудрую педагогическую глубину и эстетическую привлекательность.

 

 

Опубликовано: 10.09.2018