Роль звуков в жизни дошкольников 4-5 лет

Конференция: Современные педагогические технологии

Автор: Шарунова Вера Евгеньевна

Организация: МБДОУ №29 «Аленушка»

Населенный пункт: Пермский край, г. Чайковский

Программа «Радуга» предлагает начать знакомство с буквами в средней группе детского сада. При этом не ставится цель: научить в этом возрасте читать, а просто познакомиться поближе с тем, с чем ребенок встречается ежедневно, закрепить его интерес через развивающую среду по ходу жизни. Родители уже на этом возрастном этапе своего ребенка тревожатся о том, будут ли обучать в саду чтению. Важно, показать им значение партнерства с детским садом, как залога успешности детей в этом виде деятельности. Помочь понять, что подготовительный этап может  проходить в играх и быть результативным,  радостным, приятным для ребенка. Я приняла эту задачу программы, изучила литературу и убедилась, что деятельность нужно начинать со звуков. Первую половину года посвятила знакомству со звуками. 

Почти все, что известно ребенку дошкольнику, он узнает на слух. Этим же способом он будет усваивать существенную часть того, чему ему предстоит научиться в школе. Слышать и слушать - разный смысл слов. Слышать - означает лишь отдавать себе отчет в том, что раздается какой либо звук, слушая же, ребенок должен воспринимать и понимать информацию, содержащуюся в услышанном.

Умение слушать необходимо для нормального развития познания и речи.

(Радуга . Проект. М. Просвещение с 86)

Умению слушать и связанным с этим навыкам лучше всего обучать в контексте повседневной жизни по мере возникновения подходящих ситуаций. Во время прогулок по городу, читала детям все вывески и рекламы так, чтобы ясно слышался каждый звук слова.

Если малыш научится слушать внимательно - эта привычка очень пригодится ему в жизни.

Если ребенок будет постоянно слышать шум, визг, брань, он привыкнет отключаться при звуке голоса родителей или учителей.

Научиться слушать дело долгое, поэтому мы играли с детьми в

игры, требующие внимательности и умения слушать.

  • Я люблю слушать звуки, а вы? Закрываем глаза - 1,2,3,4,5 - начинаем мы молчать и спокойно слушать звуки. Что вы услышали?

Вокруг вас множество звуков. Разные предметы звучат по-разному.

1.  Игра «Молчанка». Дети с закрытыми глазами, воспитатель ударяет по любому предмету в группе.

2.  Игра на музыкальных инструментах.

3.  Шуршание бумагой, постукивание молотком.

4.  Изготовление звучащих игрушек в музыкальный уголок - совместная работа воспитателя и детей. ( Для изготовления необходимо приготовить: коробка от зубной пасты, духов; оберточная бумага, скотч, горох, бусинки, жестяные пробки...).

5.  Звуки улицы.

6.  Домашние звуки (совместная работа родителей и детей). В группе вспомнить, что может издавать звуки в квартире: журчание воды в ванной, тиканье часов, шипение и скворчание еды на сковородке, телефонный звонок, гудение пылесоса, топот малыша, лай собаки, звонок в дверь, звон тарелок, скрип стула, щелчок выключателя....

7.  Отгадывание звуков за ширмой, издающих предметами.

8.  Слушаем погоду.

9.  Слушаем просьбу, указания.

10. Скажи, приятные звуки или нет? (музыка, автомобильный гудок, звонок будильника, детский смех, плач, кашель...)

11. «Угадай, кто?»

Произнести следующие фразы соответствующим тоном и с соответствующими жестами и предложить отгадать, кто это говорит –

  • Московское время 10 часов пять минут.
  • Налить тебе еще чаю?

-    Открой рот и скажи "А....."

  • Раз, два, три, тебе водить.
  • Мороженое, сливочное, клубничное, шоколадное!
  • Днем ожидается облачная погода, без осадков.
  • Следующая остановка "Оранжевое небо".

Вы уже слышали, как звучат разные предметы. Все живые существа тоже издают звуки.

Стихотворение "Разные звуки".

Где-то собаки рычат:

-Р-р-р!

В стойле коровы мычат:

-Ммммууу!

Вкомнате мухи жужжат:

-Жжжж!                                       

Э. Нийт. перевод с эстонского Е. Ракеева.

 

Чтобы красиво произносить звуки, надо научить губы, зубы, язык выполнять разные упражнения. Хороши для этого игры — звукоподражания.

  1.  Осенние листочки на веточках сидят,

Осенние листочки детям говорят:

Осиновый: «А-а-а»;                                      Березовый: «О-о-о»;

Рябиновый: «И-и-и»;                                    Дубовый: «У-у-у».

2.  Машина едет далеко, еле слышно сигналит. Произнесите шепотом: у-у-у…

3.  Вдох, машина приближается, звук  У - чуть громче. Опять вдох и на выдохе произнесем звук  У громко. Машина удаляется, звук  У с затуханием голоса

4.  Путешествие в лес. Фигурки на фланелеграфе. Девочка заблудилась, заплакала: А-а-а… Позвала подружек: «Ау,ау,ау». Летит шмель над цветком: ж-ж-ж. Упал муравей с травинки, стонет: « О-о-о».

5.  Давай поговорим на пчелином языке, как будто мы две пчелки. Вот так:

  • Давай друЖЖЖить!
  • Где ты ЖЖЖивешь?
  • А я ЖЖЖиву вот в этом ЖЖЖилище.
  • Приходи ко мне в гости, я угощу тебя мороЖЖЖеным и медовыми пироЖЖЖками.

6. -Я ВВВожу оВВВощи. А ты что ВВВозишь? Ты умеешь поВВВорачивать

налево? А напраВВВо? (6, с.11).

7. -Сейчас будем хулиганить! Ну-ка, высуньте языки и подразнитесь! Вот какие длинные языки!   А теперь притворимся, будто мы сожалеем о содеянном.

Погрозим друг другу пальцем. Ах, как нехорошо мы поступаем, язык высовываем!

А он - такой озорник, этот язык! И высовывается, и прячется, и трубочкой сворачивается, и зубам прохода не дает- толкается, и балуется - вверх-вниз ходит и цокает! А мы-то как рассердились! И брови нахмурили, и губы надули. Да пусть балуется. Ему это полезно. Ну-ка, улыбнитесь! Шире, шире. Пусть губы тоже пошевелятся. И губы, и язык должны размяться. Они сейчас будут нам помогать звуки ловить.

8. «Кто дольше протянет звук». Будто бы мы с вами нырнули и выдыхаем воздух: кто дольше не всплывет. Приготовились - начали!    

 -А-а-а-а-а-а-а-а-а-а...

Упражняемся в узнавании: слово, звук.

Знакомство со словами

Путешествие с детьми по группе.     

- Что это? А это что? Как называется эта игрушка? Вы произнесли слова. Звуки издают животные, а мы с вами говорим слова.    

Всему название дано -                            Назовите вкусные…слова

И зверю, и предмету.                              Соленые …     слова      

Вещей кругом полным полно,                Веселые…       слова

А безымянных нету!                                Ласковые...      слова

И, все, что только видит глаз -                Волшебные… слова

Над нами и под нами

И все, что в памяти у нас,

Означено словами.                

                      А.Шибаев.

 

Слова звучат. Кто знает, почему они звучат? (потому, что в них есть звуки).

Дид. игра «Положи, что хочешь» (2 корзиночки - одна для слов, другая для звуков.

После такой работы, дети с удовольствием становились «волшебниками», следом за воспитателем, превращая звук в графическое изображение.

 

Литература.

  1. Журналы «Дошкольное образование».
  2. Программа «Радуга».
  3. Мария Аромштам. (публикации интернета - свободный доступ)
  4. Валерий Цвынтарный «Азбука для дошкольников»Центрполиграф  2005.
  5. Александрова Т. В. «Живые звуки или фонетика для дошкольников» Детство - пресс 2005.
Опубликовано: 19.04.2015