Использование технологии проблемного обучения детей старшего дошкольного возраста при организации НОД по формированию элементарных математических представлений

Конференция: Современные педагогические технологии

Автор: Андреева Татьяна Владимировна

Организация: МДОУ «Детский сад № 14»

Населенный пункт: Архангельская область, г. Новодвинск

Одна из важных задач обучения и воспитания детей дошкольного возраста является создание таких проблемных ситуаций, позволяющих ребенку стать активным участником обучения. Если ребенок сам в себе что-то преодолевает (начинаю – не выходит, а с помощью взрослого смогу), то он развивается как личность, которая способна находить необходимые в разных ситуациях, способы деятельности.

Как показывает практика, в работе с детьми мы имеем дело с большим количеством аналогичных и однотипных упражнений, которые выполняются детьми механически. В тех случаях, когда дошкольники сталкиваются с заданиями нового для детей вида или же с более сложными заданиями, они как правило действуют хаотично, пытаясь угадать необходимый результат или способ, не могут осознать причины своих затруднений. Это свидетельствует об отсутствии у дошкольников опыта преодоления затруднений. Преодолению данных затруднений способствует технология проблемного обучения.

Проблемное обучение – это обучение, с помощью которого изучение нового материала происходит путём создания ситуации, в содержании которой перед дошкольником ставится проблема, являющаяся для него интеллектуальным затруднением.

Использование проблемного обучения представляется как систематическая последовательность процедур, включающих следующие компоненты: постановка педагогом учебно-проблемной задачи, создание проблемной ситуации; принятие и разрешение возникшей проблемы, осознание её, в процессе которого дошкольники овладевают наиболее обобщенными способами приобретения новых знаний; применение в дальнейшем данных способов для решения конкретных задач.

Проблемная ситуация создается педагогом специально, путем применения особенных методических приемов:

  • он подводит дошкольников к противоречию и предлагает им найти самостоятельно способ разрешения данного противоречия;
  • сталкивает в практической деятельности противоречия;
  • предлагает разные точки зрения на один и тот же вопрос;
  • предлагает рассмотреть явление с разных позиций;
  • побуждает дошкольников делать обобщения, сравнения, сопоставлять факты, делать соответствующие выводы из ситуации;
  • ставит перед дошкольниками конкретные вопросы (на конкретизацию, обоснование, логику рассуждения, обобщение);
  • ставит проблемные задачи. контроль [1].

Создание же проблемных ситуаций в процессе формирования у детей дошкольного возраста элементарных математических представлений является одной из основных задач, стоящих перед педагогами в процессе проведения НОД. Проблемную ситуацию можно создавать как на всех этапах процесса обучения, так и при знакомстве с новым материалом, при закреплении, контроле, в процессе выполнения творческих, тренировочных заданий. Трудность управления проблемным обучением состоит в том, что возникновение проблемной ситуации – акт индивидуальный, поэтому необходимо использовать дифференцированный и индивидуальный подход. Проблемная ситуация при обучении математике должна возникать естественно, за счет появления упражнений, которые кажутся привычными на первый взгляд, но над выполнением, которых ребенку необходимо задуматься. В сущности, каждая логическая задача и большинство других упражнений, представленных в методических разработках и дидактических материалах, и есть своего рода проблемы, над решением которых ребенок должен задуматься. контроль [2].

Проблемная ситуация создается специально, путем применения особенных методических приемов:

  • подведение дошкольников к противоречию: с яблони собрали 5 яблок. Хватит ли этих яблок 10 детям? Как разделить эти яблоки поровну между всеми детьми?
  • рассмотрение разных точек зрения: постройте квадрат из 4 палочек. Возьмите еще палочки и постройте 2 квадрата;
  • создание ситуаций выбора: найди лишний предмет (упражнение «Четвертый лишний»);
  • провокации: одно яйцо варится 5 минут. Сколько времени будут вариться 2 яйца?
  • проблемные задачи. [3].

Таким образом, такие приемы могут быть использованы в процессе выполнения детьми различных, знакомых им упражнений, будучи дополненными соответствующими вопросами и заданиями, позволяющими детям обнаружить проблему. Кроме того, могут быть использованы знакомые детям игры и упражнения с дополнительными заданиями, которые будут содержать в себе проблему.

 

Литература

  1. Белошистая Н.В. Математика и конструирование для детей от 5 до 7 лет. - Мурманск: МОИКПРО, 2000.
  2. Матюшкин А.М. Проблемные ситуации в мышлении и обучении. -СПб.: Детство-Пресс, 2000.
  3. Суворова О.В. Математика в проблемных ситуациях для маленьких детей. - СПб.: Детство-Пресс, 2004.

 

Опубликовано: 25.05.2018