Мотивация учебной деятельности учащихся ДШИ по классу гитары

Конференция: Современные педагогические технологии

Автор: Жидков Алексей Викторович

Организация: МБУДО «ДШИ»

Населенный пункт: Тульская область, г. Новомосковск

Для поддержания интереса к занятиям необходимо повышать мотивацию учащихся различными способами. Существует понятие «подготовить почву для саморазвития» и задача – не убить врождённое стремление к познанию. Мотивы, почему ребёнок не желает заниматься, а убегает на улицу, нужно рассматривать в каждом конкретном случае отдельно. Основную проблему мотивации к игре на инструменте мы испытываем как раз с учениками класса гитары. Чтобы начать играть на гитаре относительно ровно и попадать в ноты, нужно затратить намного больше энергии и прилежания по сравнению, например, с фортепиано.

Обучение игре на классической гитаре – это сложная деятельность. Главным в обучении является активное участие ребёнка в этой деятельности. В ходе активной деятельности ученик превращается в её субъекта, а это означает, что у него складываются новые особенности психического (умственного, нравственного) развития - психические новообразования. Учитывая индивидуальные особенности каждого ученика необходимо избегать перегрузок. На желании играть отражается атмосфера в классе, взаимоуважение между учеником и учителем, основанное на авторитете учителя, а не на его авторитарных действиях. Концертная деятельность и ансамблевая практика также способствуют повышению интереса к занятиям. Также целесообразно использовать возможности современных технологий: аудио и видео техники, компьютерных программ, интернета и т.п.

Эффективный способ повышения мотивации - не упускать из вида цель. Необходимо регулярно подчеркивать прагматический аспект процесса обучения игре на гитаре, путём составления списка всех преимуществ, которые будут доступны после достижения цели.

Другим действенным способом является похвала за любые достигнутые результаты

Обучение музыке – это многосторонний процесс, в котором педагог должен формировать у ученика не только профессиональные навыки игры, но и здоровый эстетический вкус, широкий художественный кругозор и моральные качества передового, прогрессивного человека.

Весьма важно воспитать нужное отношение к искусству и занятию им. Уже одно это может благотворно сказаться на формировании мировоззрения ученика. Важно, чтобы он научился ценить искусство за то прекрасное, что оно даёт людям, за те богатейшие возможности, какие оно открывает для активной жизненной позиции, за ту радость творческого труда, какую оно дарит тому, кто им серьёзно занимается. Сделать так - полюбил автора больше, чем себя, произведение – больше, чем свою трактовку, исполнение – больше, чем последующий за ним успех, - вот к чему должны быть направлены все усилия педагога.

Посещение концертов, театров, музеев, экскурсии в памятные культурно – исторические места следует проводить не только со всем классом, но и с отдельными учащимися. Важно, чтобы молодой музыкант как можно больше получал ярких художественных впечатлений. Благотворность воздействия концертов больших артистов, искусство которых оставляет неизгладимый след в сердцах слушателей трудно переоценить.

Эстетическое воспитание протекает тем успешнее, чем более разносторонне оно ведётся. Необходимо при любой возможности обращать внимание ученика на красоту образов музыки, литературы, картины или скульптуры.

Пробуждать глубокий и стойкий интерес к музыке – одна из самых важных задач педагога. Уже одним этим можно резко повысить работоспособность ученика – добиться большей сосредоточенности, усиления слухового контроля.

Известно, что некоторые педагоги успешно развивают любовь к музыке. Каким образом это делается? Обычно, прежде всего, тем, что они сами горячо её любят, что соприкосновение с искусством заставляет их «загораться». Это создаёт в классе подлинно художественную, творческую атмосферу и увлекает учеников.

 

1. Особенности мотивации учебной деятельности учащихся младшего возраста.

Первая встреча с учеником – это всегда волнующий и важный момент для педагога и ребёнка. С первых уроков необходимо завоевать его доверие, расположить к себе. Именно в доброжелательном общении с учеником мы, педагоги, делаем первые шаги к успеху. Надо увлечь ученика так, чтобы он вам доверился и шел на урок с радостью и интересом. Нельзя перегружать ученика с первых уроков информацией. Необходимо давать материал строго последовательно и, желательно, в игровой форме, так как дети 6-7 лет через игру легче воспринимают знания.

Уместно вспомнить примеры знаменитых педагогов, таких как А. Сеговия, Г. Нейгауз, И. Столярский, Ю. Кузин и многие другие, которые находили в каждом ученике неповторимую красоту, развивали в них необыкновенные музыкальные возможности.

Анализируя опыт таких педагогов, как Рудольф Шнайдер, Вера Донская, Илья Шумайлов, Елена Поплянова, Виктор Козлов, А. Гитман, а так же свой собственный опыт, я выделил характерную особенность детей младшего возраста: жажда познания окружающего мира через игры. Одни из них помогают воспитанию внимания, сосредоточенности, терпения и усидчивости, другие – развитию фантазии, воображения, третьи – вводят в мир гитары и музыки.

Как правило, малыши, пришедшие в подготовительную группу или первый класс музыкальной школы, полны оптимизма и уверенности в том, что стоит учителю показать, как играют на инструменте, у них все тут же всё получится. Не стоит маленьких фантазёров опускать на землю. Желательно как можно дольше продлить у них это состояние полёта. Ведь именно ощущение того, что ты можешь, окрыляет ребёнка, помогает ему достичь наибольших результатов, делает его неутомимым тружеником.

Для достижения исполнительского мастерства гитаристу, как и любому музыканту, необходимо в своем музыкальном развитии пройти все стадии обучения. Особенно важен начальный период обучения, когда закладывается фундамент для дальнейшего профессионального роста исполнителя. Отмечу важность того, чтобы с самого начала обучения у ребёнка в руках был качественный инструмент.

В занятиях с маленькими детьми мне помогают сборники Веры Донской «Я рисую музыку» и «Нарисуй картинку музыкой». Сборники делятся на два периода:
от 3–х до 5–ти лет и с 5–ти до 7–ми. Эти издания интересны тем, что обучение связано с цветом: маленькие дети с трудом усваивают графическую запись звука, зато отлично воспринимают разные цвета. На этом, а так же на ритмическом произношении текстов, и построены занятия с малышами: сначала произносится слово, затем играется звук и ученику задается вопрос: какого цвета этот звук? И звук раскрашивается в цвет выбранный учеником.

Занятия идут постепенно: сначала играются пьески, состоящие из одной ноты (с аккомпанементом преподавателя), затем добавляются другие ноты и другие цвета. Каждой ноте соответствует свой цвет. Если появляются ритмические сложности, то пьески мы еще раз проговариваем и прохлопываем в ладоши. Таким образом, цвет помогает запоминать звук, а текст – играть правильный ритм. От раскрашивания отдельных нот мы переходим к раскрашиванию струн: ноты раскрашиваются в соответствии с выбранным цветом струны. При таком подходе видны переходы со струны на струну, быстро учится текст, попутно знакомимся с некоторыми необходимыми обозначениями и расшифровками терминов. Чудесные рисунки к пьесам, которые можно и нужно раскрашивать, создают настроение и образ, что очень важно в период начального обучения.

Что касается посадки и постановки, то все происходит как и с учениками постарше: руки у малышей, как правило, ставятся без проблем, а возможность долгого проигрывания сначала по открытой струне дает время не спеша корректировать и посадку, и постановку рук. Для перерывов в занятии мы используем раскрашивание нот и небольшую гимнастику – чтобы расслаблялись мышцы. Важно присутствие родителей на уроках, чтобы они могли творчески продолжать музыкальные занятия дома.

Трудности привыкания к обучению и музыкальной школе зависят от целого ряда причин. Прежде всего, от состояния здоровья и типа темперамента, от опыта общения в коллективе и сложившегося уровня притязаний; от способностей и умения сосредоточиться, усидчивости и работоспособности, от умения адаптироваться к новым условиям; от эмоционального склада, чуткости и способности сопереживать музыкальному образу, личной или чужой неудаче, - или успеху.

Поначалу ученик обучение на музыкальном инструменте воспринимает как игру. Внимание и похвала родителей и педагогов на некоторое время удерживают его интерес к обучению.

Учитывая возраст начинающих детей (9 -11 лет), я использую методику
А. Ф. Гитмана «Донотный период начального обучения гитариста» с репертуарным приложением, основными задачами которого являются:

  1. Правильная посадка и постановка рук;
  2. Правильные движения рук;
  3. Ясное, внятное звукоизвлечение;
  4. Развитие мелодического и гармонического слуха;
  5. Воспитание естественности музыкального восприятия.

Наряду с произведениями мастеров прошлого (Ф. Сор, М. Джулиани, Н. Кос, Ф. Таррега, А. Сеговия) в процессе обучении я использую музыку, написанную для детей современным композитором, исполнителем и педагогом Виктором Козловым. Большой популярностью у моих учеников пользуются альбом Елены Попляновой «Путешествие на остров Гитара», а так же сборники В. Козлова «Маленькие тайны сеньориты Гитары», сборник дуэтов «Эхо бразильского карнавала» и многие другие.

Альбом «Путешествие на остров Гитара» написан от имени самой Гитары. В первой части сборника Гитара знакомится с ребенком, рассказывает о себе, задает вопросы. В книге есть специальное место под вопросами с картинками, где ребенок может записать свои ответы сам или с помощью взрослых. А при желании – раскрасить рисунки или нарисовать свои.

Вторая часть альбома представляет собой музыкальные произведения для соло и дуэта гитар. Пьесы рассчитаны на учащихся музыкальной школы с первого по пятый класс. А вот в дуэтах есть небольшая хитрость: они написаны таким образом, что исполнять их могут начинающие гитаристы вместе с учащимися старших классов. Для этого предусмотрена определенная сложность первой и второй партии. Игра в дуэте захватывает детей, они с удовольствием занимаются совместным музицированием.

В альбоме «Маленькие тайны сеньориты Гитары» представлены пьесы, способствующие развитию технических навыков юных исполнителей. В предложенных произведениях автор использует приёмы игры, которые появились в XX веке. В книге представлены словарь графических обозначений современных приемов игры на гитаре и страничка для педагога с методическими пояснениями для всех произведений.

В старших классах я использую джазовые пьесы, написанные для детей композитором, исполнителем и педагогом А. Виницким. Дети с удовольствием играют музыку в джазовом стиле. Играя в этом стиле, юный музыкант раскрепощается, получает немало положительных эмоций, и, кроме того, в ребенке поддерживается искренний и неугасающий интерес к овладению гитарой.

 

2. Особенности мотивации учебной деятельности подростков.

Подростковый возраст – это возраст пытливого ума, жадного стремления к познанию, кипучей энергии, бурной активности, инициативности, жажды деятельности. Он всегда считался критическим, но изменения различных качеств ученика происходят по-разному, общие закономерности проявляются через индивидуальные вариации, зависящие от окружающей среды и конкретных условий воспитания детей, от врождённых особенностей организма или личности.

Этот период характеризуется выходом ребёнка на качественно новую социальную позицию, связанную с поиском собственного места в обществе. Подросток стремится утвердить свою независимость и самостоятельность, что создаёт благоприятную почву для поиска новых форм и средств самовыражения, занятий творчеством, развития самоконтроля и самокритичности, формированию чувства ответственности и осознанности выбора своих действий, и, в конечном счёте, для развития его личности.

Каждому ребёнку присущи свои возможности, способности и индивидуальные интересы, поэтому у него и свой собственный успех, и свои собственные достижения. Именно в сфере интересов ученика лежит ключ решения многих проблем.

Для повышения внутренней мотивации учащихся можно использовать мотив достижения, который определяется как устойчивая потребность в достижении результата работы, как стремление сделать что-то быстро и хорошо, достичь успеха в каком-либо деле. Заметим, эта потребность проявляется в любой ситуации и независимо от конкретного её содержания. На формирование мотивации достижений подростков влияет множество внешних условий. Для педагога чрезвычайно важно знать не только эти условия, но и понимать, какое влияние они могут оказывать на развитие мотивации каждого конкретного ребёнка.

Обозначу комплекс условий развития мотивации достижений учащихся в образовательном процессе, успешно реализуемый в моем классе.

поставленные задачи и характер самой деятельности соответствуют возможностям учеников; при планировании учебных занятий учитывается сложность и доступность изучаемого материала; возможность выбора (деятельности, заданий, путей решения); соответствие развивающему уровню притязаний детей; наличие задач разной степени сложности, которые создают возможности для переживания ситуации успеха каждому ученику; присутствие новизны, активизирующей мыслительную деятельность и познавательный интерес подростков, а также возможность использовать повторы для поднятия у слабо мотивированных детей уверенности в собственных силах. Мышление подростка, в сравнении с младшими детьми, становится более систематизированным, последовательным, зрелым и критичным. Он стремится иметь своё мнение, склонен к спорам и возражениям, способен понять аргументацию и убедиться в её обоснованности, согласиться с разумными доводами педагога:

  • процесс выполнения поставленной учебной задачи предусматривает возможности для принятия и исполнения самостоятельных решений, для проявления самостоятельности на разных этапах познавательной деятельности: постановке учебной задачи, при отработке полученных знаний, самоконтроля на всех этапах.
  • методы и способы побуждения подростков к деятельности не носят слишком жёсткий характер, не ограничивают их автономность и самостоятельность.
  • система мониторинга и контроля обеспечивает объективное выявление уровня компетентности: учащиеся знают, каких результатов ждёт от них преподаватель, по каким критериям и показателям будет производиться оценка.

В этом возрасте значительно изменяется отношение к отметке как стимулу. Оценка мотивирует ученика к достижениям, если она воспринимается им как объективная и справедливая; помогает выявлять недостатки и указывает способы улучшения его деятельности и т.д.

Справедливой подростки считают оценку, которая учитывает не только полученный результат, но и усилия, вложенные в выполнение задания: отношений с педагогом, поведения, личных симпатий и антипатий.

В этом возрасте особенно важно сформировать у подростков позитивную и устойчивую самооценку личности, уверенность в собственных силах, веру в возможность достижений и в собственную состоятельность.

В процессе активной исполнительской деятельности интенсивно развивается психологическая устойчивость юного музыканта (преодоление сценического волнения), воспитываются навыки самоконтроля во время исполнения музыкального произведения. Становясь добровольным участником творческой жизни школы (как музыкальной, так и общеобразовательной), учащийся неизменно «вырастает» в собственных глазах (что особенно актуально в период подростковой неуверенности в себе), а уважение со стороны взрослых – учителей, педагогов, родителей, родственников, - способствует ещё более интенсивным занятиям музыкой и достижению ещё более значимого результата.

В своей преподавательской практике я всегда придерживаюсь определённых правил:

  1. Обязательное проигрывание пьес перед сверстниками;
  2. Участие в классных концертах для родителей;
  3. Участие в школьных концертах;
  4. Участие в конкурсах различных уровней;
  5. Создание творческих союзов.

Основываясь на свой педагогический опыт, позволю себе сделать следующие практические выводы:

  • возросший интерес к гитаре необходимо поддерживать современными, специально разработанными методиками, которые будут направлены на развитие личности и её системы культурных ценностей;
  • обязательно использование технических средств (аудио- и видеозаписей) для коррекции негативного влияния физико-физиологических и психологических закономерностей у детей (необходимость записей только хорошо подготовленных произведений). Важность и полезность совместного просмотра (прослушивания) записи учеником и педагогом;
  • если требования педагога не превышают способности ученика, а способности соответствуют требованиям, то создаются необходимые условия для возникновения состояния внутренней мотивации;
  • повторяющиеся неудачи, накопленное неудовлетворение, скучные уроки, в конечном счёте, рождают у ребёнка нелюбовь к инструменту и, что еще страшнее, полное отторжение самой музыки;
  • на каждом уроке ребёнок должен почувствовать положительный результат. Для этого под рукой должны быть такие творческие задания, которые подразумевают «успех» в любом варианте. Но это не значит, что учеников нужно бесконечно «поглаживать по головке». Трудности и неудачи в обучении присутствуют всегда, без них не обойтись, но в такие моменты надо дать понять ученику, что его неудача вас тоже огорчает, что вы, как и он, переживаете и ждёте от него хорошего результата;
  • если ваши отношения с учеником носят дружественный и уважительный характер, если вы интересны ребенку как личность, он непременно постарается, чтобы в следующий раз у него всё получилось как надо;
  • у каждого ученика должны быть сформированы не эпизодическая, а внутренняя мотивация, подлинный интерес к гитаре, глубокое понимание и любовь к этому инструменту;
  • проблематика мотивации применительно к обучению игре на гитаре в ДМШ требует научного и комплексного подхода;
  • серьезных результатов в повышении уровня исполнительского мастерства на гитаре позволят добиться повышение статуса классической гитары в системе музыкального образования, реклама и пропаганда классической гитары в СМИ и интернете;
  • чем больше будет альтернативных методических решений, тем плодотворней будет поиск новых путей преподавания гитары в целом.

 

Гитара XXI века – это масса престижнейших международных конкурсов и фестивалей в России и за рубежом, открывающих миру всё новые и новые имена в гитарном исполнительстве. Это огромный пласт профессиональной музыкальной литературы, созданной композиторами в разных частях света; это переполненные классы в ДМШ, подтверждающие мнение, что гитара сейчас – самый востребованный и популярный инструмент на планете. И пускай далеко не все учащиеся ДМШ и ДШИ станут профессионалами, продолжив учёбу в средних учебных заведениях. Главное, что закончив обучение, гитару они будут брать в руки в самые радостные или печальные моменты своей жизни, именно гитаре станут доверять сокровенные тайны своей души, и именно гитара большинству из них на протяжении всей жизни станет самым добрым и понимающим другом.

 

 

 

Библиография

  1. Борисевич, В. Г. Формирование исполнительской культуры учащихся гитаристов в системе дополнительного образования, Классическая гитара: современное исполнительство и преподавание.- Тамбов, 2007.
  2. Винницкий, А. У гитары есть тайна.- Москва, 2005.
  3. Ганзбург, Г. Ваш ребёнок и музыка.- М.: Музыка, 1996.
  4. Дудинский, К. А. Проблематика мотивации учащихся ДМШ по классу гитары.- Тамбов, 2007.
  5. Козлов, В. Обучение без мучения / Гитарист. - Вып. № 5, 2003
  6. Козлов, В. Основные традиции развития гитары на Урале в ХХ веке.- Челябинск, 2000.
  7. Маркова, А. К., Матис, Т. А., Орлов, А. Б. Формирование мотивации учения.- С-Петербург, 2006.
  8. Маслоу, А. Мотивация и личность.- Москва, 2004.
  9. Михайленко, Н. П. Методика преподавания игры на шестиструнной гитаре / Гитара - Киев, 2003;
  10. Карнеги, А. Как завоёвывать друзей и оказывать влияние на людей. – М.: ОНИКС, 1994 г.
  11. Нейгауз, Г. Г. Об искусстве фортепианной игры. -М.: Музыка, 1982.
  12. Ниязов. О методике работы с детьми.- С-Петербург, 2001.
  13. Петрушин, В. И. Музыкальная психология.- М.: Пассим, 1994.
  14. Шпик, И. В. Учебная мотивация как показатель качества обучения младших школьников.- Начальная школа- Вып. № 2, 2007.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Опубликовано: 26.06.2017