Педагогические и психологические моменты в работе концертмейстера– пианиста в ДШИ

Конференция: Современные педагогические технологии

Автор: Курская Наталия Леонидовна

Организация: МБУДО «ДШИ»

Населенный пункт: Тульская область, г. Новомосковск

Музыка по своей природе коммуникативна, предназначена для общения. Работа в ДШИ требует от человека повышенной эмоциональности, образности мышления, богатства художественных ассоциаций.

В музыкальной педагогике принято считать, что индивидуальный подход – особая область педагогического искусства, необходимое условие достижения разностороннего развития каждого ученика. Очевидно, что решение этих задач возможно лишь при воспитании исследовательской позиции по отношению к личности ребёнка, интереса к его индивидуальности, овладении не только психолого-педагогическими знаниями, но и разнообразными методами возрастной и педагогической психологии.

Вопросы индивидуализации обучения тесно соприкасаются с проблемой верного определения качеств одарённости ученика, его реальных учебных возможностей. Верная диагностика индивидуальных проявлений личности крайне важна в процессе межличностного общения, так как обеспечивает взаимопонимание между педагогом и учеником, необходимое для творческой плодотворной работы. В актах взаимного познания ученые выделяют такие важнейшие механизмы межличностного восприятия (механизмы взаимопонимания) как идентификация, рефлексия, эмпатия, аттракция. Знание этих механизмов позволяет человеку чётко понять и правильно оценить помыслы и поступки других людей, где кроются причины того, что называется «ошибиться в человеке».

Идентификацией называют неосознанный процесс отождествления себя с другим человеком. В ситуациях педагогического взаимодействия педагог строит предположения о внутреннем состоянии, намерениях, мыслях, мотивах и чувствах ученика на основе попытки поставить себя на его место. Однако, педагогу важно не только понять своего ученика, но и принять во внимание как ученик, вступивший с ним в общение, будет воспринимать и понимать его самого.

Рефлексия – (от лат. reflexio – обращение назад) – механизм самопознания в процессе общения, в основе которого лежит способность человека представлять и осознавать то, как он воспринимается партнёром по общению. Рефлексия в музыкально-педагогическом диалоге – это чёткое и ясное представление о самом себе, о том, как выглядишь со стороны, как чувствуешь и действуешь, за что тебя любят и за что не принимают учащиеся. Рефлексия, наконец, это культура души, культура чувств, культура мыслей, культура в строительстве отношений.

Эмпатия (русский эквивалент термина – «сопереживание») – постижение эмоциональных состояний другого человека в форме сопереживания и сочувствия, то есть понимание ребёнка по общению на уровне чувств, желание эмоционально откликнуться на его проблемы. Понимание ученика, « способность вживаться в индивидуальную психику, в мир его воображения, его чувств, переживаний и мечтаний» значительно облегчает преподавателю правильный выбор средств обучения для каждого отдельного учащегося.

Музыкальная педагогика гласит, что основное качество педагога заключается в умении расположить к себе ученика. Крылатая фраза древнегреческого философа Ксенофонта: «Никто не может ничему научиться у человека, который не нравится» в современной психологии понятие, обозначающее возникновение при восприятии человека человеком привлекательности одного из них другого определяется как аттракция.

Аттракция как компонент межличностного восприятия органично входит и в структуру диалогового общения. Неоднократно в педагогической литературе поднимался вопрос о том, что отношение к предмету опосредуется отношением к учителю. Поэтому так важно, чтобы педагог вызывал уважение, был привлекательным в общении и как профессионал, и как личность.

Мастерство концертмейстера-пианиста глубоко специфично. Пианист должен обладать огромным артистизмом, разносторонними музыкально-исполнительскими способностями, а также иметь представление об особенностях игры на различных инструментах и специфике певческого голоса. Дуэт солиста и концертмейстера – ансамбль, в котором фортепиано не только поддерживает гармонически и ритмически партию солиста. Оба музыканта в художественном смысле становятся равноправными членами единого музыкального организма.

Работая в детской музыкальной школе, надо понимать, что перед тобой не профессионал-исполнитель, а ребёнок, который только на пути становления музыканта. Очень важно установить контакт с ребёнком, создать благоприятную атмосферу работы, не допускать грубости, давления на него. И если ему будет комфортно с концертмейстером, он раскрепостится, будет внимательно относиться к его замечаниям и пожеланиям, чувствовать поддержку и уверенность при выступлениях.

Ансамбль (в переводе с французского означает «единство») ставит перед исполнителем задачу строго согласованного исполнительского замысла. Будь это маленький музыкант, или ученик средних, старших классов необходимо, чтобы концертмейстер объяснял некоторые ансамблевые моменты. Основными техническими задачами являются: общность темпа, метроритма, движения, динамики исполнения; достижения синхронности, звукового баланса; умение слушать и слышать партию.

В младших классах очень важна роль аккомпанемента, когда ученик разучивает несложные коротенькие пьесы. Ребёнок начинает слушать не только свою партию, но и партию фортепиано. Более обогащённое звучание даёт ему более яркое представление о характере произведения, развивается гармонический слух, чувство ансамбля. Играя с концертмейстером из урока в урок, ученик привыкает к аккомпанементу и чувствует себя уверенно на выступлении. В средних и старших классах работа более кропотливая. В классе инструменталистов необходимо работать над технически-трудными местами, научить умению охватить произведение целиком и умению воплотить художественный образ.

В классе вокала концертмейстеру должны быть хорошо известны возможности дыхания данного солиста. А запас дыхания у ребёнка зависит от физического состояния психической настроенности.

Одной из важных проблем является единство темпа и ритма. Многое зависит от художественной индивидуальности исполнителя. Один чётко держит метроритм, а другой теряется. Задача концертмейстера – приводить к «стержневому» темпу все отклонения.

Иногда у ученика вызывают трудности паузы: он не может вовремя вступить или вовремя остановить звук, а на примере показа концертмейстером данного эпизода – ученик уловит на слух и поймёт, что от него требуется.

Для струнных и духовых инструментов актуальна проблема чистой интонации, так как при звукообразовании формируется и высота тона. Необходимо, чтобы ученик имел слуховое представление о мелодии, и здесь очень важна гармоническая поддержка фортепиано.

Иногда приходится сочинять аккомпанементы к легким пьесам и этюдам, исполняемым соло, чтобы поддержать чистую интонацию, заданный темп.

Игра с концертмейстером развивает у ученика внимание, умение слушать друг друга, а значит, проявлять интерес к результату работы, воспитывает творческую дисциплину, закрепляет навыки самостоятельности.

Для солиста концертмейстер – это и помощник, и педагог. А задача педагога должна заключаться не только в том, чтобы научить играть на инструменте или петь, необходимо ввести в мир искусства, разбудить в нём музыканта, воспитать общечеловеческие качества, без которых немыслим художник-артист, а именно: терпение, усидчивость, внимание, чувство профессионального долга и ответственности за свою работу.

Для оптимизации общения с детьми существует ряд положений:

  • общее самочувствие в начальный период общения бодрое, продуктивное, уверенное;
  • наличие коммуникативного настроения, ярко выраженная готовность к общению;
  • эмоциональная настроенность на деятельность, стремление передать это ученику;
  • продуктивность общения;
  • умение организовать единство общения и метода воздействия;
  • речь (яркая, образная, высококультурная).

В учебном процессе репертуар формируется учебными планами и программами, иногда с учётом пожеланий учащихся. Репертуар должен быть разноплановым, включать в себя как классические произведения, так и популярные эстрадные мелодии, ретро, джаз, современный «хит» и т.д.

Для поиска репертуара существует несколько путей: расширить свою фонотеку в разных жанрах и направлениях, понравившиеся произведения искать в нотной записи, в библиотеках, в Интернете; делать самому обработки как академической, так и народной и эстрадной музыки.

Работа концертмейстера в музыкальной школе включает в себя как исполнительскую, так и педагогическую деятельность. Пианисту необходимы знания по курсу гармонии, сольфеджио, полифонии, по истории музыки, анализу музыкальных произведений.

Профессиональная деятельность концертмейстера-пианиста предусматривает наличие комплекса психологических качеств личности, таких, как объём внимания и памяти, высокая работоспособность, мобильность реакции и находчивость в неожиданных ситуациях, выдержка и воля, педагогический такт и чуткость. Концертмейстер должен питать особую, бескорыстную любовь к своей специальности. Зачастую, оставаясь «в тени», он вносит неоценимый вклад в общий труд педагогического коллектива.

Более успешно развиваются отношения концертмейстера и ученика, когда они принимают активное участие в концертах, так как на эстраде концертмейстер и солист – сотоварищи. Если ученик перепутал музыкальный текст, концертмейстер, не переставая играть, должен вовремя поймать, «подхватить» солиста и довести произведение до конца.

Творческие и психологические контакты между концертмейстером и учащимся-солистом становятся более насыщенными при активном участии в конкурсной деятельности. Их объединяют общие интересы, общие цели, что помогает концертмейстеру установить с учащимся более доверительные, дружеские отношения, понять эмоциональное состояние ребёнка перед выступлением и реально помочь, поддержать его во время выступления.

Сегодня понимание истинной роли концертмейстера-пианиста воплощается в жизнь. Стало доброй традицией на конкурсах награждать и концертмейстеров дипломами.

Таким образом, работа концертмейстера в детской школе искусств является очень важной и ответственной, должна проходить в постоянном сотрудничестве с преподавателями других дисциплин. От творческого союза концертмейстера и педагога зависит успех всего учебного процесса, особенно с детьми.

Создание условий для полноценного всестороннего развития ребёнка является важнейшей и актуальной задачей современной музыкальной педагогики, и в этом – содержание и достоинство истинного профессионализма.

 

Литература:

  1. Бочкарёв А.А. Психология музыкальной деятельности – М., 2006
  2. Инструментальная подготовка учителя музыки//межвузовский сборник научных трудов – М., 1984.
  3. Кубанцева Е.И. Концертмейстерство-музыкально-творческая деятельность. Музыка в школе №2 – 2001 г.
  4. Сахарова С.П. Воспитание концертмейстера.
  5. Ростовская ГК им. С.Рахманинова, 2001.
  6. Смирнов М.А. О работе концертмейстера. М., 1974.

 

Опубликовано: 20.06.2017