Педагогические технологии здоровьесберегающей направленности

Конференция: Современные педагогические технологии

Автор: Сундарева Ирина Григорьевна

Организация: МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №5»

Населенный пункт: Республика Хакасия, г. Черногорск

К педагогическим технологиям здоровьесберегающей направленности можно отнести технологии личностно-ориентированного обучения, технологии проектной деятельности, дифференцированного обучения, обучения в сотрудничестве, разнообразные игровые технологии. Рассмотрим данные образовательные технологии в свете здоровьесбережения.

Личностно-ориентированное обучение - способ организации обучения, в процессе которого обеспечивается учёт возможностей и способностей учащихся, создаются необходимые условия для развития их индивидуальных способностей. Это такое обучение, где во главу угла ставится личность ребенка. Личностно-ориентированное обучение предполагает использование разнообразных форм и методов организации учебной деятельности. При этом перед учителем встают новые задачи:

  • создание атмосферы заинтересованности каждого ученика в работе класса;
  • стимулирование учащихся к высказываниям и использованию различных способов выполнения заданий без боязни ошибиться;
  • создание педагогических ситуаций общения на уроке, позволяющих каждому ученику проявлять инициативу, самостоятельность, избирательность в способах работы;
  • создание обстановки для естественного самовыражения ученика.

Личностно-ориентированные технологии в центр образовательной системы ставят личность ребёнка, обеспечение безопасных, комфортных условий её развития и реализации природных возможностей. Эта технология позволяет соблюдать принцип вариативности, главной целью которой является максимальное разнообразие форм и содержания образовательного процесса.

Педагогику сотрудничества – можно рассматривать как создающую все условия для реализации задач сохранения и укрепления здоровья учащихся и педагогов. В «Концепции среднего образования Российской Федерации» сотрудничество трактуется как идея совместной развивающей деятельности взрослых и детей, скрепленной взаимопониманием, проникновением в духовный мир друг друга, совместным анализом хода и результатов этой деятельности. Как система отношений сотрудничество многоаспектно, а важнейшее место в нем занимает отношение «учитель — ученик». В концепции сотрудничества ученик представлен как субъект своей учебной деятельности. Поэтому два субъекта одного процесса должны действовать вместе и ни один из них не должен стоять над другим.

Педагогика сотрудничества призвана разбудить, вызвать к жизни внутренние силы и возможности ребёнка, использовать их для более полного развития. Это в полной мере совпадает с механизмами формирования и укрепления здоровья путём повышения адаптации к социальной среде. Важнейшая черта этой педагогики – приоритет воспитания над обучением – позволяет в рамках формирования общей культуры личности последовательно воспитывать культуру здоровья школьника.

Технология развивающего обучения строится на гипотезе, что знания являются не конечной целью обучения, а лишь средством развития учащихся. Классификационные характеристики технологии развивающего обучения в определённой части отвечают принципам здоровьесберегающей педагогики. Ориентация на «зону ближайшего развития» ученика при построении его индивидуальной образовательной программы позволяет в максимальной степени учесть его способности, возможности, темпы развития, влияние окружающей среды и условий. Вместе с тем использование технологии развивающего обучения, особенно по методу Занкова, таит в себе угрозу такой интенсификации образовательного процесса, которая приводит к перегрузке учащихся, формированию у них утомления и переутомления.

Технология уровневой дифференциации рассчитана на работу учащихся в малых группах, где педагогу легко следить за познавательной деятельностью учащихся и реализовать здоровьесберегающие приемы и методы. У учителя появляется возможность дифференцированно помогать слабому ученику и уделять внимание сильному, более эффективно работать с трудными детьми. Сильные учащиеся активно реализуют своё стремление быстрее продвигаться вперёд и вглубь, слабые – меньше ощущают своё отставание от сильных учеников.

Применение в учебном процессе индивидуально-дифференцированной технологии дает возможность работать с разными детьми, помогать неуспевающим учащимся, не забывая уделять внимание наиболее успешным.

При таком подходе часто используется распределение на уроке учебного материала, согласно уровням обученности учащихся в виде карточек с индивидуальными заданиями.

При повторении, обобщении и контроле педагогами часто применяется методика свободного выбора учащимися разноуравневых заданий. Дидактически хорошо подготовленный урок в соответствии с требованиями индивидуально-дифференцированной технологии является здоровьесберегающим уроком для всех учеников.

Уроки с использованием технических средств обучения. Одной из ключевых проблем любого обучения является проблема удержания внимания учащихся. Технические средства обучения, благодаря смене ярких впечатлений от уведенного, позволяют удерживать это внимание в течение всего урока. Наглядность, возможность изменять темп и формы изучения материала, его образно-художественное представление - все это делает компьютер незаменимым помощником учителя в деле снижения утомляемости учащихся. К достоинствам компьютера в качестве помощника является практически неограниченные возможности учителя строить урок так, как он считает нужным, проявляя свое творчество.

Благодаря информационно-коммуникационным технологиям удается обеспечить высокий уровень познавательной активности учащихся не за счет их здоровья. Уроки с использованием ТСО подтверждают эффективность и целесообразность распространения предлагаемой образовательной технологии как здоровьесберегающей.

Игровые технологии – эффективное средство не только обучения, но и сохранения здоровья. Давно известно, насколько функции игры многогранны - она развивает, воспитывает, социализирует, развлекает, дает отдых, расширяет кругозор и развивает физически. Все это - компоненты образовательного процесса. Использование игрового метода в образовательной деятельности позволяет школьнику более качественно усваивать знания, необходимые в дальнейшей жизни.

Здоровьесберегающий эффект игрового обучения достигается благодаря заметному влиянию на эмоциональную сторону жизни ребенка. Формирование положительных эмоций важная сфера в здоровьесбережении учащихся. Игра предполагает участие всех учеников в той мере, на какую они способны. Учебный материал в игре усваивается через все органы приема информации, причем делается это непринужденно, как бы само собой, при этом деятельность учащихся носит творческий, практический характер. Происходит активизация познавательной деятельности учащихся на уроке. Соревнование в работе, возможность посовещаться, распределить роли по интересам – все эти игровые элементы способствуют активизации учебной деятельности учащихся, формируют интерес к предмету, устраняют негативные явления, связанные с нежеланием учиться.

Для учащихся начальной школы важно включать в урок подвижные игры, которые являются естественным спутником жизни ребенка, источником радостных эмоций, обладающий великой воспитательной и здоровьесберегающей силой.

В большинстве подвижных игр активизируется работа большого числа крупных групп мышц, что положительно воздействует на весь организм. В течение игры нередко происходит смена одних движений другими, поэтому устраняется опасность быстрого утомления детей. Рассмотрим пример подвижной игры на уроке русского языка. Например, если тема урока "Правописание приставок ПРЕ-, ПРИ-", то класс делится на две команды, а учитель называет слова. Если в слове пишется приставка ПРЕ-, то часть детей должна присесть, либо выполнить наклон, потянуться. Соответственно на приставку ПРИ – другая часть детей должна выполнить подвижное действие.

В старших классах целесообразно использовать деловые игры при изучении больших тем курса, когда возникает необходимость работы с большим объемом учебного материала. Применение деловых игр снизит утомляемость при однотипной работе, разовьет чувство коллективизма, придаст значимость изучаемой проблеме.

К здоровьесберегающим урокам можно отнести уроки, вызывающие наибольшую активность учащихся всех возрастов, это уроки по аналогии с телевизионными играми — КВН, «Что? Где? Когда?», «Удивительное рядом», «Кто хочет стать миллионером?», «Своя игра».

К числу здоровьесберегающих технологий следует отнести и технологию раскрепощённого развития детей, разработанную физиологом Базарным. Отличительными особенностями этой технологии, используемой в начальной школе, являются:

  • занятия в режиме смены динамических поз (парты, конторки);
  • движения наглядного учебного материала;
  • использование схем зрительных траекторий,
  • обязательный предмет – хоровое пение.

Из вышесказанного следует, что нужна реальная, продуманная система мер по изменению отношения общества и каждого его члена к проблеме здоровья. Необходимо, чтобы сохранение и укрепление здоровья стали элементом национальной культуры, важнейшей задачей экологического, нравственного, патриотического воспитания и рассматривались в логике сохранения благополучия нации и государства.

Близкими к здоровьесберегающим образовательным технологиям являются медицинская профилактическая работа, проводимая в образовательных учреждениях. Примерами такой работы служит вакцинация учащихся, контроль над сроками прививок, выделение групп медицинского риска. Эта деятельность также направлена на сохранение здоровья школьников, профилактику инфекционных и других заболеваний, но уже не с помощью образовательных технологий.

Литература.

  1. Вайнер Э.Н. Формирование здоровьесберегающией среды в системе общего образования. Валеология.-2004.
  2. Здоровье и образование www.valeo.edu.ru
  3. Смирнов Н.К. Здоровьесберегающие образовательные технологии в современной школе. - М.2002.
  4. Смирнов Н.К. Здровьесберегающие образовательные технологии и психология здоровья в школе. М.АРКТИ,2003.
  5. Селевко П.К. Современные образовательные технологии: Учебное пособие. – М.: Народное образование, 1998.
  6. Хуторской А.В., «Современная дидактика», – Санкт-Петербург: издат. дом «Питер», 2001.

 

Опубликовано: 15.06.2017