Значение социального проектирования для духовно-нравственного воспитания учащихся

Конференция: Современные педагогические технологии

Автор: Дорогобед Ольга Ивановна

Организация: МОУ «СОШ с.Ивантеевка»

Населенный пункт: Саратовская область, с. Ивантеевка

Современное Российское общество переживает духовно-нравственный кризис. Утеряны высшие ценности и идеалы, процветает эгоизм и нравственный хаос. Утрачена роль религии, изменилось понимание духовности, добра и зла, правды, достоинства, долга, чести, совести; искажаются представления о человеке и смысле жизни. Это порождает кризис в политике, экономике, социальной сфере. Если не преодолеть кризис, Российское общество дойдет до гибели и нравственного разложения.

Данная проблема была затронута при планировании работы краеведческого кружка. Возник вопрос: что мы можем сделать для воспитания духовности и нравственности молодежи? При обсуждении проблем нашего села, в частности, остановки строительства Свято – Троицкого храма в 2008 г.,  родилась идея работы над социальным проектом «Возведи храм в душе».

Эпиграфом к проекту мы взяли слова: "Истинная свобода - свобода от греха, вражды, страданий – обретается на пути спасения и нравственного совершенствования, по которому ведет нас Господь Иисус Христос". (Святейший Патриарх Алексий II).

Цель проекта: исследовав историю и современное развитие православной религии в Ивантеевке, сделать вывод о ее значении для духовно-нравственного воспитания современной молодежи.

Объект исследования: влияние православной религии на духовно – нравственное воспитание молодежи. Субъект исследования: учащиеся  МОУ «СОШ с. Ивантеевка»

Гипотеза исследования: уровень духовно – нравственного воспитания повысится, если усилить значение православной веры в жизни молодежи, в чем главную роль играют семья и школа.

Время исследования: работа над проектом началась с сентября 2009 г. и продолжается по настоящее время.

Место исследования – с. Ивантеевка Саратовской области.

Творческие группы – исполнители проекта: Информационно – исследовательская, оформительская, пропагандистская

Этапы проекта:I– организационно- подготовительный; II– поисково– исследовательский; III– отчетно–оформительский; IV– информационно– презентативный.

Цифровые данные, свидетельствующие о духовно – нравственном кризисе современного российского общества заставили ребят задуматься: что ожидает наше общество в будущем? Вырождение и гибель? Ребята решили исследовать уровень духовно – нравственной воспитанности учащихся нашей школы. Провели мониторинг в двух 5-х и двух 9 – х классах, который показал уровень воспитанности ниже среднего. Тогда родилась идея: провести эксперимент: задействовать в проекте один 5-й и один 9-й класс и провести сравнение уровня воспитанности классов – участников проекта и классов, не участвующих в проекте в начале, середине и конце учебного года, сделать вывод о влиянии православной религии на духовно – нравственное воспитание молодежи.

Работу над проектом начали со сбора и изучения экспонатов школьного музея и исторических данных из архива музея, воспоминаний старожилов о роли православия в жизни наших предков – земляков. Для встреч и интервью разработали анкету. По итогам исследования организовали выставку в школьном музее и проводили экскурсии для учащихся и населения. Сделали вывод, что во все времена православная вера играла важную роль в жизни людей, потому что учила добру, правде, любви, милосердию и состраданию, жертвенности, терпению Это помогало людям выжить в трудные минуты и не сломиться, не потерять свое человеческое достоинство..

В советские времена было разорено одно из святых мест, находящееся в 12 км от Ивантеевки - Вавилов Дол, где был  мужской монастырь. Это особо  почитаемое место паломников не только Саратовской,  Самарской Епархий, всей России и за её пределами. Учащиеся не раз бывали в Вавиловом Доле Возник вопрос: почему это место – святое и особо почитаемое? Исследовав историю Вавилова Дола, ребята сделали вывод: святость Вавилова Дола в том, что его старцы молились не за себя, а за других людей, «лечили» их души покаянием, учили добру и милосердию, терпимости и человечности, молились за спасение России, показывали пример духовной, нравственной жизни. Пример служения Родине его монахов играет огромную роль в воспитании духовно– нравственных качеств  гражданина и патриота России.

В конце 90-х гг. XX в. начался возврат к религиозным ценностям. Накануне великого христианского праздника - Пасхи в апреле 1998 г. в Ивантеевке был открыт Моленный Дом, позже преобразованный в приход Свято-Троицкой церкви. Летом 2002 г. помещение прихода было расширено. Мы с ребятами совершили экскурсию в приход Свято – Троицкой церкви, беседовали с настоятелем, отцом Владимиром, посетили  занятия в Воскресной школе при приходе. В рамках проекта совершили экскурсию в Пугачевский храм Воскресения Христова и в краеведческий музей, где познакомились с православными книгами.

Помещение прихода Свято – Троицкого храма в Ивантеевке по праздникам не вмещало всех  верующих и в 2006 г  начато строительство нового здания. Место под строительство  освятил епископ (тогда)  Саратовский и Вольский Лонгин. В 2006 – 2008 гг. был вырыт котлован, заложен фундамент. Но в связи с экономическим кризисом строительство остановилось. Понимая важность храма в селе, как центра духовной культуры и воспитания, мы провели раздачу буклетов и листовок о значении православия для преодоления духовно – нравственного кризиса. Организовали  сбор подписей за продолжение строительства храма, результаты которого отправили в районную администрацию. С апреля 2011 г. по настоящее время строительство храма продолжается. 25 октября 2011 г. были освящены кресты и купола храма. Сейчас ведутся внутренние работы.

Ежегодно, с января 2010 г., в Ивантеевском районе проходит Фестиваль православной песни «В прекрасное далеко мы начинаем путь». В котором участвуют и представители классов, задействованных в нашем проекте.

Последующие мониторинги уровня нравственной воспитанности учащихся показали его повышение в классах, участвующих в нашем проекте, и ребята сделали вывод о положительном влиянии православной религии на духовно – нравственное воспитание молодежи. Считаем, что спасением в преодолении кризиса для России станет повышение роли православной духовно-нравственной культуры. Молодежь должна стать обладателем культурного наследия своей страны. А культура невозможна без чувства святыни.

Сегодня работа над проектом продолжается. Ребята создают презентации на православные темы,  раздают буклеты и листовки для пропаганды значения православия в жизни людей. С результатами исследований  выступают на конкурсах и конференциях разного уровня. Неоднократно занимали призовые места. Публикуют статьи в местных СМИ. Проводятся экскурсии в школьном музее. Мы не исключаем важную роль других религий в духовно-нравственном воспитании и уважительно относимся к ним. Но большинство населения в нашем районе и в стране – православные – поэтому выбрана такая тема.

Наша Родина станет сильной тогда, когда каждый из нас будет знать историю и культуру, соблюдать ее духовные традиции, научится любить и беречь ее и заботиться о ее благополучии и процветании.

 

Список использованной литературы:

1.Кирсанов Игорь Николаевич, доцент кафедры гуманитарных и социально - экономических дисциплин ТОИПКРО. Особенности методики социального проектирования. - http://ipk.admin.tstu.ru/consult/gsed/gum_history.asp

2.WEB-справочник для педагогов и старшеклассников
«Как разработать социальный проект». - http://edu.zelenogorsk.ru/project/1info.html

3.Компетентность учителя как условие обеспечения эффективности формирования базовых компетентностей учащихся. материалы форума в Сети творческих учителей. – www.it-n.ru.

Опубликовано: 12.04.2015