Создание развивающей предметно-развивающей среды как средства сенсорного развития ребенка раннего возраста

Конференция: Современные педагогические технологии

Автор: Эврюкова Татьяна Лаврентьевна

Организация: МБДОУ «Детский сад № 42 «Малышок»

Населенный пункт: Ульяновская область, г. Димитровграда

Во времена инноваций и внедрения Федеральных государственных образовательных стандартов к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования предметно- развивающая среда является одним из средств, формирующих личность ребенка. Она способствует его всестронему развитию, обеспечивает его психическое и эмоциональное благополучие.

Каждый человек от рождения наделен мощной системой, готовой к восприятию окружающей мира, это мощная система называется сенсорной (чувствующей). Родившийся ребенок способен видеть, слышать, чувствовать тепло и холод, т.е. воспринимать бесконечное разнообразие окружающей среды. Взрослые окружающие ребенка, должны создавать условия для того, чтобы эти природные способности в достаточной мере и своевременно развивались в них и на их основе помочь накопить ребенку представление о цвете, форме, величине предметов и др, что является основной задачей сенсорного воспитания.

Ранний возраст - самое благоприятное время для формирования у детей представления о сенсорных эталонах, на основе которого в дальнейшим формируются умственные способности ребенка, совершенствуется деятельность органов чувств, накапливаются представления об окружающем мире, творческие способности малыша, развивается мышление, память, внимание.

Накопление сенсорных представлений у ребенка возможно под руководством взрослого и при создании взрослым предметно-развивающей среды. И я как воспитатель детей раннего возраста, должна прежде всего изучить теоретические основы проблемы.

 

 

Часть I. ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ

Теоретические основы проблемы.

 

Правильно организованная среда – это система условий, обеспечивающая всю полноту развития личности ребенка: физического, познавательного, социального, эстетического. Во многих педагогических трудах, освещающих проблему организации развивающей среды (С.Л. Новоселова, Т.С. Комарова, Л.А. Парамонова, В.А. Петровский, Н.А. Реуцкая, Н.Я. Михайленко, Т.Н. Доронова и др.), поднимается вопрос о воспитательном потенциале предметно-пространственной среды, её роли в интеллектуальном развитии ребенка, разработана система развивающих игрушек для младенцев (Г.Г. Локуцевская, Н.Н. Поддъяков, Н.Т. Гринявичине, Е.Е. Зворыгина и др). Существует концепция развивающей среды, в которой рассматриваются подходы к её построению с опорой на личностно-ориентированную модель взаимодействии взрослого и ребенка (В.А. Петровский). Это отражено в принципах построения развивающей среды: дистанции, позитив при взаимодействии, активности, самостоятельности, творчества; стабильности-динамичности; комплексирования и гибкого зонирования; эмоциогенности среды: индивидуальной комфортности и эмоционального благополучия; сочетание привычных и неординарных элементов; открытости; закрытости; учета половых и возрастных различий (С.Л. Новоселова). Поэтому важной задачей на сегодняшний день становится построение предметно-развивающей среды для активной целенаправленной и разнообразной деятельности. При отборе материала большое значение имеет его познавательная ценность для детей раннего возраста: расширение опыта действий с игрушками, предметами быта, простейшими орудиями, сопровождаемых речью. Развивающая среда как средство развития сенсорных эталонов с начала её создания должна быть вариативной, многофункциональной, адаптационной и доступной для каждого ребенка. Размещение должно носить научно обоснованный характер, учитывать психологические особенности развития детей раннего возраста, а так же возрастные закономерности изменения видов деятельности.

В процессе различных видов деятельности происходит познание свойств, качеств предметов, явлений, овладение обобщенными знаниями и умениями, связанные с ориентировкой в окружающем. На этой позиции базируется система сенсорного развития детей в отечественной науке В.А. Аванесова, Л.А. Венгер, А.Н. Лебедев, Н.Н. Поддъяков, Н.Г. Сакулина.

Идея использования сенсорных эталонов принадлежит А.В. Запорожцу. Эталоны рассматриваются как инструменты для осуществления перцептивных и опознавательных действий. «Эталоны опосредуют эти действия подобно тому, как практическая деятельность опосредуется орудием, а мыслительная – словом. Ребенку предлагаются систематизированные образцы различных свойств и отношений предметов, которые Запорожец А.В. называл сенсорными эталонами. Сенсорные эталоны- это система звуков, речи, цвета спектра, геометрических форм, шкала музыкальных звуков и др. Перцептивные действия – основа всех видов восприятия. Ребенка необходимо не только познакомить с сенсорными эталонами, но и научить их пользоваться ими. Активные сенсорные действия формируются в содержательных видах детской деятельности: лепка, музыка, конструирование и др.

Л.А. Венгер вычленил и исследовал два пути усвоения систем сенсорных эталонов - перцептивный и интеллектуальный. Перцептивный путь должен лечь в основу разработки способов сенсорного воспитания преддошкольника.
Усвоение ребенком системы сенсорных эталонов выступает в качестве основного средства осуществления перцептивных действий. Сопоставляя вновь воспринимаемые качества предметов с соответствующими элементами этих систем, ребенок точнее и глубже познает различные свойства конкретных предметов, его восприятие приобретает целенаправленность и организованность. Психологи отмечают, что хотя анализаторы функционируют сразу после рождения, сенсорный процесс лишь постепенно становится восприятием, а не является им изначально. Первая половина первого года жизни проходит при опережающем формировании сенсорных систем, которые должны достигнуть известного уровня развития до того, как они включатся в единый сенсомоторный акт.

По мнению Б.Г. Ананьева, первоначально восприятие - это не расчлененная субъективная форма предмета как такового, а отражение границ между сплошной пространственной массой и отдельным предметом, выделившимся из него посредством движения. "Не только отдельные раздражители, но весь окружающий мир действует как целое, из которого вычленяются благодаря движению самих вещей их пространственные качества и отношения». Лишь к концу первого года жизни у ребенка, считает Б.Г. Ананьев, можно наблюдать дифференциацию восприятия на две формы: восприятие ситуации и пространственных отношений и восприятие предмета как структурного единства. В формировании этой дифференциации все большую роль играют преддействия и предметные (игровые) действия ребенка и расширяющаяся зона практического освоения им пространства. Позднее, на 2-3-м году жизни дети овладевают предметной деятельностью, включающей соотносящие и орудийные действия, которые предполагают практическое соотнесение предметов с учетом их свойств. В этом возрасте ребенок применяет предметные предэталоны в качестве "меры" свойств других предметов.
Д.Б. Эльконин, обобщая исследования, подчеркивал, что в первые годы жизни ребенка "существенно меняется зависимость между развитием (рецепторной) познавательной и моторной сферы. Если первые движения ребенка формируются на основе более или менее сложившейся деятельности высших анализаторов - зрения и слуха, то с образованием предметных действий последние приобретают решающее значение в развитии самой рецепторики, познавательной сферы". Таким образом, экспериментальные данные свидетельствуют о наличии у детей уже на раннем этапе их жизни сенсорных процессов, дающих возможность различать и идентифицировать объекты различным параметрам. В современной зарубежной психологии боль­шое количество экспериментальных работ, посвящены раз­витию отдельных сторон восприятия, делаются попытки по­строения теоретических концепций перцептивного развития.

Заслуга Каменского в том, что для решения задач воспитания и развития детей раннего возраста он разработал методику первоначального обучения детей в семье «Материнская школа», которая успешно используется и сегодня. Перед материнской школой педагог ставил триединую задачу: 1) учить детей знать; 2) учить действовать; 3) учить говорить. По мнению Яна Амоса Каменского сенсорное воспитание – это необходимое условие и способ упражнения детей в «разумении». Детям необходимо дать знания о явлениях природы (вода, воздух, земля, огонь, солнце, звезды, времена года, смена дня и ночи); о мерах длины, веса, объема; с «началами» географии, с историей. «Счастливое развитие дарования» имеет основание в раннем детстве.

Выдающиеся зарубежные ученые в области дошкольной педагогики Ф. Фребель, М. Монтессори справедливо считали, что сенсорное воспитание, направленное на обеспечение полноценного сенсорного развития, является одной из основных сторон дошкольного воспитания. Ими были разработаны системы воспитания сенсорной культуры, дидактические игры и упражнения по ознакомлению детей со свойствами и признаками предметов. Подчеркивая важность первоначального умственного развития и воспитания, Фребель настаивал на необходимости правильного и прочного формирования у ребенка первых представлений, знаний, привычек, стремлений к познанию окружающего мира через непосредственное созерцание предметов. Вся педагогическая система Фребеля пронизана религиозной направленностью. Догматизм в манипулировании с дарами и в проведении игр (определенные движения, сентиментальные песенки, полные дидактизма, строгая последовательность движений) вызывали справедливую критику со стороны прогрессивных педагогов. Для образовательно-воспитательных занятий с детьми Фребель придумал шесть «даров». Первый дар - шесть цветных шерстяных мячиков синего, красного, желтого, фиолетового, оранжевого и зеленого цветов, которые следует подвесить над постелью ребенка двух - трех месяцев, чтобы с их помощью он выучился различать цвета, воспринимать различные направления движений. Второй дар - деревянный шар, цилиндр и куб - предназначался для детей трех - четырех лет. Играя этими предметами, ребенок, по замыслу Фребеля, будет знакомиться с основными формами тел, с их весом, твердостью, подвижностью. Третий, Четвертый, Пятый и Шестой дар применялись для развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста. Несмотря на то, что теория детской игры, как и вся педагогическая система Фребеля, строится на религиозно-мистической основе, именно он наиболее обстоятельно вскрыл ее воспитательное значение, показал, что посредством игры ребенок развивается не только физически, вводится в жизнь и развивает свои органы чувств. Педагогические идеи Фребеля получили широкое распространение и завоевали признание во всем мире, в том числе и в России.

В отличие от Ф. Фребеля М. Монтессори подробно описывает методику развития тактильного чувства, чувства зрения, звука и других. Развивать у детей чувство осязания - значит учить их «видеть руками».

Для развития чувства зрения Монтессори предлагала сравнивать и различать предметы разной формы - бруски, кубики, цилиндры, палочки. Но не только в этом состояло использование зрительного рецептора. Обстоятельно разработала Монтессори и упражнения в распознавании звуков. Размер, форма, шероховатость, вес, температура, вкус, звук, цвет – все это надо различать и этому надо научить ребенка». Следовательно, по мнению М.Монтессори для того чтобы научить ребенка мыслить, необходимо научить правильно сравнивать и группировать, т.е. правильно различать. В свою очередь, умение правильно различать приобретается детьми только через сенсорную гимнастику, т.е. через систему упражнений по развитию органов чувств. М. Монтессори указывала так же на необходимость создания соответствующих условий: помещение, в котором находятся дети, не должно быть ограничено размерами и нагромождением мебели. Простата помещений, эстетичность, гармония линий и цветового оформления – все должно действовать положительно на восприимчивую душу ребенка. Для достижения воспитательных целей, для нормального физического и духовного развития ребенку нужна не только пища и гигиенический уход, но и нечто другое, не менее важное – «радость жизни, духовная свобода и духовная пища».

М.М. Манасеина разработала концепцию интеллектуальности человеческих ощущений и предложила интересную методику воспитания. Она утверждала, чем скорее и чем лучше ребенок научится управлять своими органами чувств, тем быстрее и полнее будет его умственное развитие: способность к мышлению, сравнивать, делать выводы, совершать мыслительные операции, овладевать ими. Дети в течении первых лет жизни упражняют свои органы чувств , т.е. учатся видеть, слушать, обонять, осязать, учатся различать вкусы. Сенсорное развитие и воспитание детей раннего возраста М.М. Манасеина рассмотрела в книге «О воспитании в первые годы жизни».

Проблема сенсорного воспитания детей центральное творчество Е.И. Тихеевой. Она разработала методику использования дидактического материала «щедро рассыпанного в природе», методику наблюдения за явлениями природы. выделила виды дидактического материала:

  • естественный (семена, цветы, плоды, насекомые, камни, песок)
  • жизненный (мебель, посуда, орудия труда, бросовый материал);
  • искусственный (строительный материал, игры парами, лото, игрушки, картины);
  • искусственный (строительный материал, орудия труда, бросовый материал).

Е.Н. Тихеева считала, что дидактический материал- одно из важнейших факторов интеллектуального развития ребенка.

Интерес к проблеме сенсорного воспитания существовал всегда. В настоящее проводятся научно-практические конференции по вопросам всестороннего развития личности ребенка, обобщаются психолого-педагогические данные, направленные на развитие сенсорных способностей и личностных качеств, выходят в свет правительственные постановления, касающиеся проблем

воспитания и обучения детей раннего возраста. Все это позволило создать систему сенсорного воспитания. Однако вопрос оснащения развивающей среды в группах как средства развития сенсорных эталонов рассмотрен недостаточным образом.

 

Часть II. ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ

1. Предметно-развивающая среда, как средство развития сенсорных эталонов.

Современный детский сад — это место, где ребёнок получает опыт широкого эмоционально-практического взаимодействия с взрослыми и сверстниками в наиболее значимых для его развития сферах жизни. Предметная среда создается с учётом возрастных возможностей детей, зарождающихся половых склонностей и интересов и конструируется таким образом, чтобы ребёнок в течение дня мог найти для себя увлекательное дело, занятие. Подбор дидактических игр, материалов, пособий, детской литературы учитывает особенности разноуровневого развития детей и помогает осуществить необходимую коррекцию для позитивного продвижения каждого ребёнка. По моему мнению, среда развития ребенка в детском саду это не только набор изолированных тематических уголков и зон, где происходит процесс подготовки детей к дальнейшему обучению в школе, но самое главное — «среда обитания» дошкольника, в которой он находится большую часть времени, где может реализовать свои интересы. При создании развивающей образовательной среды своей группы я руководствовалась Федеральными государственными требованиями к структуре основной общеобразовательной программы ДОУ и к условиям её реализации. В построении среды учитывала следующие принципы: информативности, вариативности, полифункциональности, педагогической целесообразности, трансформируемости, доступности.

Реализация принципа информативности была достигнута нами с помощью разнообразия тематики материалов и оборудования. Это позволило обеспечить активность детей во взаимодействии с предметным окружением и создать условия для поддержания и развития игровой деятельности детей с учетом возрастных, гендерных, индивидуальных потребностей, интересов и способностей воспитанников, поскольку в дошкольном возрасте игра является основным видом деятельности ребенка.

Полифункциональность среды позволяет разнообразно использовать различные составляющие предметно-развивающей среды, открывает возможности каждому ребенку найти занятие по душе, попробовать свои силы в разных областях исследовательской деятельности, взаимодействовать с взрослыми и сверстниками, понимать и оценивать их чувства и поступки.

Трансформируемость помогает изменять среду по ситуации, выносить на первый план ту или иную функцию пространства в зависимости от возрастных и индивидуальных особенностей детей, задач основной общеобразовательной программы учреждения.

Реализация принципа педагогической целесообразности помогает сделать мою группу привлекательной для детей, побуждает их к самостоятельной активной творческой деятельности, вызывает у них чувство радости, создает положительный эмоциональный настрой, вызывает у детей желание поддерживать порядок в уголках и воспитывает бережное отношение к тому, что их окружает.

Принцип интеграции образовательных областей позволяет использовать материалы и оборудование из одной области в ходе реализации задач другой области. Наполняемость предметно-развивающей среды обеспечивает разностороннее развитие детей, отвечает принципу целостности образовательного процесса, учитывает возрастные возможности и особенности воспитанников, основывается на комплексно-тематическом принципе построения образовательного процесса. Для успешной реализации задач сенсорного развития детей в условиях предметно-развивающей среды мною были учтены следующие принципы построения:

  1. Принцип дистанции, самостоятельности, позиции при взаимодействии. В группе достаточно свободного пространства, сенсорное оборудование доступно и многообразно, нет жесткого зонирования, переходы мягкие. Сенсорный уголок находится в зоне средней интенсивности «Познание».
  2. Принцип активности, самостоятельности и творчества реализовался в уголках экспериментирования, уголках творчества, строительных уголках.
  3. Для реализации принципов стабильности и динамичности в зонах сенсорного развития имеются передвижные емкости на колесиках для хранения игрушек, многофункциональные игрушки, мягкие модули и др.
  4. Принцип гибкого и комплексного зонирования позволяет детям активно в соответствии со своими интересами и желаниями свободно заниматься, не мешать друг другу, разными видами деятельности.
  5. Принцип эмоциогенности среды, индивидуальной комфортности и эмоционального благополучия выразился в создании «Сокровищниц», где хранятся ценности малыша (камешки, веточки, разноцветные бумага и многое другое). Материал, способствующий сенсорному развитию детей.
  6. Принцип сочетании привычных и неординарных элементов в эстетической организации среды. Следует уделять большое внимание визуальному оформлению среды. В группе должно быть не только уютно и комфортно, но и красиво. Хороший интерьер группы развивает вкус, чувство прекрасного.
  7. Принцип открытости-закрытости. Предметно-развивающая среда должна иметь характер открытой, не замкнутой системы, способный к изменению, корректировке: открытость природе, культуре, обществу, своему я, собственного внутреннего мира.
  8. Принцип учета половых и возрастных возможностей, возможность проявлении для девочек и мальчиков своих склонностей в соответствии с принятыми в нашем обществе нормами.

Раннее детство - особый период становления органов и систем и прежде всего функции мозга. Доказано, что функции коры головного мозга не фиксированы наследственно, они развиваются в результате взаимодействия организма с окружающей средой. Особенно интенсивно это происходит в первые три года жизни. Современный ребёнок испытывает недостаток тактильных, слуховых, обонятельных ощущений. Порой он воспринимает окружающий мир линейно, однобоко. Вернуть всю полноту восприятия через взаимодействие с реальными объектами - главное назначение сенсомоторного уголка, создаваемого сегодня во многих дошкольных учреждений. Известно, что чем больше число сенсорных систем задействовано в процессе воспитания и обучения ребёнка, там успешнее и эффективнее происходит его развитие. Между тем технологизация современной жизни создаёт дефицит сенсорного опыта детей, замещая его визуальными и виртуальными образами.

Сенсомоторный уголок предназначен главным образом:

  • Для стимуляции сенсорных функций ( зрение, осязание, слух, обоняние и т. д. );
  • Развития мелкой моторики, стимуляции двигательной активности;
  • Снятие мышечного и психоэмоционального напряжения, достижения релаксации и комфортного самочувствия детей;
  • Создания положительного, эмоционального фона, повышения работоспособности ребёнка;
  • Активизации когнитивных процессов ( мышления, внимания, восприятия, памяти);
  • Повышения мотивации к самостоятельной и экспериментальной деятельности дошкольников.

Сенсорный уголок и сенсорные пространства используется в воспитательно-образовательном процессе как в непосредственной (организованной) образовательной деятельности воспитателей, так и в самостоятельной игровой, поисково - экспериментальной деятельности детей. Сенсомоторный уголок в условиях группового помещения детского сада ­это адаптированный вариант сенсорной комнаты без приобретения дорогостоящего оборудования. Сенсорный уголок – это открытая, меняющаяся, живая система, обогащающиеся новизной.

 

 

2. Опыт работы по созданию предметно-развивающей среды, как средства сенсорного воспитания, воспитателя Шамсутдиновой Руфии Фоатовны.

Содержание образовательного процесса нашего детского сада выстроено в соответствии с примерной основной общеобразовательной дошкольного образования «Радуга» Т.Н. Доронова, С.Г. Якобсон, Е.В. Соловьева. Москва, «Просвещение», 2014 г. Программа направлена на развитие физических, интеллектуальных и личностных качеств ребенка, формирование предпосылок для учебной деятельности, обеспечивающих социальную успешность, сохранение и укрепление здоровья. Она соответствует федеральным государственным образовательным стандартам к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования. Одной из целей программы является формирование элементарных математических представлений путем создания условия для понимания ребенком обозначении много-мало, один-два, пустой-полный, большой маленький. А так же содействовать появлению способности выделять признаки и свойства предметов, устанавливать сходства и различи. Проанализировав программу «Радуга», требования ФГОС к проектированию предметно-пространственной развивающей среды детского сада, я постарались создать для детей предметно - развивающую среду, с учётом данных задач и их возрастных особенностей. Уголок сенсорного развития располагается в зоне познавательного развития. При организации сенсомоторного уголка в первую очередь я руководствовалась необходимостью удобного доступа детям, безопасности их жизни и здоровья. Уголок содержит постоянные и дополнительные объекты, которые вносятся в зависимости от комплексно - тематического планирования образовательной деятельности. Основываясь на целях и задачах сенсорного воспитания детей раннего возраста, для более эффективной работы, я дидактический материал для игр объединила по развитию органов чувств.

Для развития зрения.

  • Вкладыши (напольные, настольные): коробочки из картона одного и разного цвета убывающие по величине. Ребенок строит башни, накладывая друг на друга, вкладывая одну в другую, раскладывает их в ряд. Обрезанные донышки бутылок.
  • Конусы: одноцветные, разноцветные, оформленные под матрешек, девочки в русских сарафанах). Коробочки сделаны из разного материала: деревянные, пластмассовые, листы ДВП, оргстекла, старых пластинок, пластиковые, связанные из ниток как шапочки, чашечки для метания. конус изготовлены из картона, пластика.
  • Стаканчики из-под молочных детских продуктов (йогуртов, творожков и т.п.)
  • Баночки из-под молочных детских продуктов, донышки, горлышки, бутылки без дна, емкость парфюмерные разных размеров.
  • Блоки цилиндров. Решетки с отверстиями, в которых вставляются бутылочки пластиковые большие и маленькие (из – под лекарства, витамины, лимонада, парфюмерные)
  • Лестницы из прямоугольных коробок, деревянных брусков, поролона из прямоугольной формы разной высоты, кирпичиков, кубиков.
  • Цветные таблички изготовленные в виде решетки или коробочки с ячейками, куда вставляются разноцветные прямоугольные или квадратные таблички. Сделанные из оргстекла, фанеры ДВП, пластика, картона и т.п. Используются круглые крышки из-под майонеза с любых баночек, старые пластинки одноцветные или разноцветные.

Для развития слуха.

  • Шумящие цилиндры с разным наполнителем (горох, пшено, гречка, рис, бобы, орешки, камешки, пластиковая крошка, бусинки, пуговицы).
  • Колокольчики из пробок от бутылок пластиковые и металлические, футляры от ручек, фломастеров.

Для развития осязания.

  • Дощечки гладкие, шершавые из разновидностей бумажной продукции, тканевой, перьевой. Поверхность изготовленная из опилок, иголок ели, сосны, тополиного пуха, семян, растений, крупы, камешек, керамзита, песка, наждачной бумаги, обоев различного качества.

Для развития вкуса.

  • Вкусовые стаканчики, одноразовые вилочки, ложечки, тарелочки.

Для развития термического чувства.

  • Термические бутылочки изготовленные из разного материала железные, деревянные, пластиковые, бумажные, тканевые, глиняные, гипсовые.

Для развития барического чувства.

  • Весовые таблички из разного материала: пух, камень, игрушки, шарики (вязаные, резиновые).

Для развития стереогностического чувства.

  • Геометрические тела: куб, шар, цилиндр, кирпичик из разного материала.

Дидактический материал в большей части изготавливается воспитателем и родителями из природного или бросового материала. Игрушки правильно подобранных чистых цветов, четкой, несложной формы, разных размеров, изготовлены из безопасных для ребенка материалов. /Приложение 1. Фото 16-21/. Исход из задач сенсорного развития каждой возрастной группы подобран следующий материал:

Второй год жизни.

  1. Пирамидки с кольцами большого и маленького размера. Диаметр большого кольца – 4.5 см, маленького – 3 см.
  2. Пирамидки на конической основе из одноцветных колец, убывающих по величине (5 колец).
  3. Одноцветные канонические пирамидки из 5 колец6 красная, оранжевая. Желтая, зеленая, синяя, фиолетовая, черная и белая.
  4. Большая и маленькая матрешки
  5. При входящих одна в другую матрешки.
  6. пирамидки разной формы.
  7. Деревянные круги и квадраты (5 больших и 5 маленьких). Форма, цвет и фактура одинаковые. Диаметр маленького круга равен 3 см, высота деревянной основы -1.5см. Сторона малого квадрата 3 см, большого 4.5 см. Полоски белой бумаги шириной 3 см и 4.5 см.
  8. 5 больших и 5 маленьких прямоугольников; 5 больших и 5 маленьких треугольников. 5 больших и 5 маленьких овалов. Размеры прямоугольников 3х2, 5х3; треугольников 4.5х4.5, 5х4.5, 3х3х3; овалов 3х2, 5х3. Высота деревянной основы для предметов 1.5 см.
  9. Круг диаметром 3 см, квадрат со стороной 3 см, прямоугольник 3х5 см, треугольник 3х3х3, высота деревянной основы 1.5 см.
  10. 6-8 решеток с большими и маленькими отверстиями. Размер решетки 17.5х35х0.5. Отверстия в решетках круглые двух видов: в одной части 4 больших, в другой – 5 маленьких. Диаметр большого отверстия 4.5 см, маленького – 3 см. Высота деревянного основания 1.5 см.
  11. 6-8 решеток (размер 17.5х35х0.5) с четырьмя большими (4.5х4.5) и пятью маленьками (3х3) квадратными отверстиями с вкладышами;
  12. 2-3 решетки с прямоугольными большими (3х5) и маленькими (2х3) отверстиями и вкладышами.
  13. 2-3 решетки с треугольными большими (4.5х4.5х4.5) и маленькими (3х3х3) отверстиями, вкладышами высотой 1.5 см.
  14. 6-8 решеток с 10 отверстиями (5 одной и 5 другой формы) и 10 вкладышей соответствующей формы.
  15. Палочки 8 цветов: красного, оранжевого, желтого, зеленого, синего, фиолетового, черного, белого.

Третий год жизни.

  1. 8-10 двухцветных столбиков с грибочками резко различающихся цветовыми сочетаниями: красный -синий и т.п.
  2. Четырехцветные столики с грибочками
  3. Коробка с восьмиугольной мозаикой (один элемент белой мозаики и шесть элементов желтой мозаики), панель с отверстиями; 10 элементов белой и красной мозайки.
  4. Листы серной бумаги размером 21х30 см, гуашь красного, желтого, синего и зеленого цвета в розетках, кисточки беличьи или колонковая № 8-12.
  5. Листы белой бумаги. Краски (красная, желтая, зеленая, синяя) кисти, розетки для краски.
  6. Листы белой бумаги, краски (оранжевая, красная, желтая), кисти, розетки для краски.
  7. листы зеленой бумаги, краски (красная, желтая, синяя , зеленая).
  8. Коробка, в которой лежит 10 элементов мозаики зеленой и красной, по 5 белой, желтой, синей.
  9. Коробка с мозайкой, в которой 10 элементов желтой и белой, по 5 красной. Синей и зеленой.
  10. Шесть деревянных бусинок 8 цветов и 6 кукол одетых в однотонные платья 8 цветов.
  11. 8 деревянныз бусинок двух величин одинакового цвета и формы (диаметр большой бусины 2 см, маленькой – 1 см), тонкие шнуры и или толстые нитки с навощенными или предварительно опущенными в клей концами.
  12. 8 деревянных или глиняных бусинок круглой и квадратной формы одинакового цвета и величины. Диаметр круглой бусины – 2 см, стороны квадратной – 2 см. толстые нитки или толстые шнуры.
  13. Восемь бусин двух цветов одинаковой величины и формы диаметром 2 см, такие шнуры или толстые нитки, коробочки для бус.

В моей группе оформлена дидактическая стена с изображением теремка, в котором живут сказочные герои. При совместной деятельности с детьми, рассматривая сюжет стены, закрепляем знания детей по сенсорике. Изготовлено панно в виде цветочной полянке, с закручивающимися крышечками вместо сердцевины цветка, для развития мелкой моторики рук. Одновременно идет закрепление цветов спектра. Панно с изображением домика, изготовленного из различного материала: горох, фасоль, макароны и др. для развития осязания. Панно со скотным двором, где в домиках живут домашние животные, изготовленные из различного бумажного материала. Здесь дети знакомятся с домашними животными, цветовым и геометрическим разнообразием. Уголок с изображение огорода способствует закреплению знаний детей о цвете, форме и величине. В совместной деятельности с детьми с целью формирования представлений о цвете, форме и величине я используем следующие дидактические игры:

  • «Яблоки на тарелке»
  • «Составь предметы»
  • «Собери букет»
  • «Привяжи шарик»
  • «Морское путешествие»
  • «Спрячь под зонтик»
  • «День и ночь»
  • «Матрёшки»
  • «Что за фигуры»
  • «Закрой окошко»
  • «Подбери цвет»
  • «Шнуровки»
  • «Найди птичку»
  • «Собери узоры»
  • «Закрывай окошки»

Согласно ФГОС об интеграции образовательных областей мною ведется совместная деятельность с детьми по воспитанию сенсорной культуры и в других зонах, центрах групповой комнаты. В центре «Пальчики» для развития мелкой моторики руки и для ознакомления детей с различными свойствами предметов я использую следующие дидактические игры и пособия: «Сделай бусы»; «Подарки из прищепок»; «Сложи листик»; «Волшебные палочки»; «Пуговичная поляна»; «Шнуровки»; «Заверни малыша» и т. д.. Для знакомства детей со свойствами природного материала в центре «Природа» организован уголок – экспериментирования. В играх с песком, водой, снегом знакомим детей со свойствами этих материалов. В процессе формирования трудовых умений и навыков в уголке природы так же закрепляется материал по сенсорике при рассматривании цветов: цвет, форма и величина частей цветка. В физкультурно - оздоровительной зоне в процессе развития двигательной активности, дети закрепляют знания о величине предмета. Дети обожают играть с мячами разного размера, ходить по коротким и длинным дорожкам со следочками, перешагивать через широкие и узкие ручейки, шагать по высоким и низким скамейкам. В центре «Веселая кисточка» в процессе продуктивной деятельности по образовательной области «Художественно- эстетическое развитие» дети рисуют и лепят длинные и короткие колбаски, изготавливают большие и маленькие тарелочки, яблочки, грибочки. Идет так же закрепление цвета и свойств предмета. Интеграция образовательных областей «Познанное развитие» и «Социально-коммуникативное развитие» в предметно – развивающей среде выражается в оформлении в разнообразной цветовой грамме предметов быта: занавески, постельное белье, посуда, одежда кукол.

Однако для достижения положительных результатов необходима совместная работа с семьями воспитанников. В работу с родителями включила консультации, оформление информационных стендов по следующим темам:

  • «Пальцы помогают говорить»
  • «Пальчиковая гимнастика»
  • «Воспитание сенсорной культуры ребёнка»
  • «Сенсорная культура и умственное развитие ребёнка»;
  • «Весёлая гимнастика»;
  • «Давайте с тобой поиграем»;
  • «Инопланетяне из песочницы»;

А для оснащения предметно-развивающей среды мною была создана «Семейная газете». Целью семейной газеты является знакомство с семьями: их бытом, традициями и праздниками, интересами, увлечениями. Отражение мини-пространства научно-естественного содержания: знакомство с разнообразием видов животных и растений, с природой родного края. Учить детей видеть красоту природы, воспитывать бережное отношение к ней. Способствовать умственному воспитанию детей, в том числе и сенсорному развитию. Формировать дружеские, доверительные, тесные отношения семьи к условиям жизни в детском саду; взаимосвязь деятельности детского сада и семьи. Мною была проведена работа с родители по изготовлению панно из ткани «Времена года». Используя я его для ознакомления с природоведческими понятиями, через сенсорное развитие.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ.

В теоретической части была дана общая характеристика проблемы воспитания сенсорной культуры путем обогащения предметно –развивающей среды. Были определены возможности решения задач сенсорного воспитания при создании условий. Предметы обстановки группы подбирались таким образом, чтобы они отражали многообразие цвета, форм и величину, гармонию окружающего мира.

В практической части данного исследования мы убедились, что созданные условия в группе способствует развитию представлений у малышей о свойствах предметов. Современная теория сенсорного воспитания включает в себя все многообразие сенсорных характеристик окружающего мира, а также обобщенные способы обследования предметов, их качеств, свойств, отношений, т.е. перцептивные действия, систему обследовательских действий, систему эталонов, которыми овладевают дети. Поэтому задача сенсорного воспитания - своевременно обучить ребенка этим действиям является актуальной и действенной. А обобщенные способы обследования предметов имеют важное значение для формирования операций сравнения, обобщения, для развертывания мыслительных процессов.

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы:

  1. Аксарина Н. М. Воспитание детей раннего возраста. /АксаринаН.Н.-М., 1974)
  2. Аванесова В.Н. Обучение самых маленьких в детском саду. - М., 1968
  3. Аванесова В.Н. Дидактические игры и занятия в самостоятельной деятельности детей //Сенсорное воспитание в детском саду. - М., 1981. -185 с.
  4. Аксарина Н.М. Основные этапы развития детей раннего возраста и задачи их воспитания. - М., 1962.
  5. Александрян Э.А. Сенсорное развитие на ранних этапах онтогенеза и роль двигательного анализатора в этом процессе. - Ереван: Айастан, 1972.-223 с.
  6. Бибанова Е.Г Педагогика преддошкольного возраста. - М.-Л.: Гос. изд-во, 1927. .
  7. Венгер Л. А. Восприятие и обучение. /Венгер Л.А.-М., 1969)
  8. Венгер Л.А. Воспитание сенсорной культуры ребенка от рождения до 6 лет.-М., 1988-143с.
  9. Л.А.Венгер Л.А.ПилюгинаЭ.Г.,Венгер Н.Б. Воспитание сенсорной культуры ребенка от рождения до 6 лет. Книга для воспитателя детского сада/ Л.А.Венгер, Э.Г.Пилюгина, Н.Б.Венгер/ Под ред Л.А.Венгера, - М., Просвещение, 1988, - С. 4 – 5, 12.
  10. Венгер Л. А. Восприятие и обучение. /Венгер Л.А.-М., 1969)
  11. Венгер Л.А., Тарасова К.В., Лавреньева Т.В. Генезис сенсорных способностей Л.А. Венгер, К.В. Тарасова, Т.В. Лаврентьева и др.; под ред. Л.А. Венгера; НИИ ДВ АПН СССР. - М.: Педагогика, 1976. - 256с.
  12. Галанова Т.В. «Развивающие игры с малышами до 3-х лет» Популярное пособие для родителей и педагогов- Ярославль: Академия развития,1996г.
  13. Ганелин Ш.И., Ганелина М. Воспитание в преддошкольном возрасте. //Советская педагогика. -1936. - №8-9.
  14. Доронова Т.Н. «Радуга: Программа воспитания, образования и развития детей от 2 до 7 лет в условиях детского сада» -М. Просвещение, 2010 – 109с.
  15. Давиденко Л.А. Воспитание детей раннего возраста в детском саду. -Алма-Ата, 1975. - 120 с.
  16. Воспитание детей раннего возраста. / Сост. З.Ф. Евдокимова. - М.: Просвещение, 1968. - 86с.
  17. 16.Ендовицкая Т.В. Некоторые вопросы психологии сенсорного воспитания. //Дошкольное воспитание. - 1958. - № 10 - с.4-9.
  18. 17.Запорожец А.В., Неверович Я.З « О способах зрительного восприятия формы предметов в раннем и дошкольном детстве. В сб. «Развитие познава­тельных и волевых процессов у дошкольников», под ред. А.В. Запорожца и Я.3. Неверович, М., «Просвещение», 1965.
  19. 18.Запорожец А.В., Венгер Л.А., Зинченко В.П., Рузская А.Г. Восприятие и действие. — М., 1967.
  20. 19.Запорожец А.В. Вопросы психологии обучения и воспитания детей раннего и дошкольного возраста. //Советская педагогика. - 1968. - №7 -с.55-64.
  21. 20.Зеньковский В.В. Педагогика. М., 1998.
  22. 21.Корепанова М.В., Икрянникова Т.Н., Улитина В.В. «Развитие и воспитание детей раннего и дошкольного возраста»- Волгоград: Перемена , 2006
  23. 22.Воспитание и развитие детей раннего возраста /Под ред. Г.М. Ляминой. - М.: Просвещение, 1981. - 219с.
  24. 23.Лехтман-Абрамович Г.Я., Фрадкина Ф.И. Этапы развития игры и действий с предметами в раннем детстве. - М.: Медгиз, 1949 - 76с
  25. 24.Морозова О.Е.И. Тихеева. Дошкольный возраст: сенсорное развитие и воспитание // Дошкольное воспитание. -1993. - №5. - С. 54-55
  26. «Дидактические игры и занятия с детьми раннего возраста» Е.В. Зворыгина, Н.С. Карпинская и др.; Под ред. С.Л. Новосёловой - М: Просвещение, 1991-95с.
  27. Плеханов А. Педагогическая теория и практика Марии Монтессори // Дошкольное воспитание. -1989. - №10. - С. 66-70
  28. Плеханов А., Морозова О.М.М. Манасеина: сенсорное развитие и воспитание детей дошкольного возраста // Дошкольное воспитание. -1995. - №7. - С. 31-35
  29. Пилюгина Э.Г. "Занятия по сенсорному воспитанию с детьми раннего возраста", пособие для воспитателя детского сада, М., 1983 г.
  30. Пилюгина Э.Г.Сенсорное воспитание детей раннего возраста в процессе ознакомления с цветом. Дис. канд. пед. наук. - М., 1971. - 147 с.
  31. Пилюгина Э.Г. Занятия по сенсорному воспитанию с детьми раннего возраста: пособие для воспитателя детского сада. - М.: Просвещение, 1983. -96с.
  32. Поддъяков Н.Н. Способы сенсорного воспитания. //Теория и практика сенсорного воспитания в детском саду; под ред. А.П. Усовой, Н.П. Са-кулиной. - М.: Просвещение, 1965 - 188с.
  33. Полежаева Л.В. Письма о воспитании маленьких детей. - М.-Л.: Био-медгиз, 15 тип. треста Полиграф-книга, 1937. - 59с.
  34. Сенсорное воспитание в детском саду. (Пособие для воспитателей). /Под редакцией Н.Н.Поддьякова, В.Н.Аванесовой/. М.: «Просвещение», 1981г.
  35. Пилюгина Э.Г.Сенсорные способности малыша. Игры на развитие восприятия цвета, формы, величины у детей раннего возраста / Книга для воспитателей детского сада и родителей, - М., «Просвещение», АО « Учебная литература», 1996, С. 4, 76.
  36. Павлова А.Н., Э.Г. Пилюгина,Е.Б. Волосова «Раннее детство: познавательное развитие (1-3года)»Методическое пособие-М.:Мозаика-Синтез,2005г.
  37. Панова Е.Н. « Дидактические игры-занятия в ДОУ» .Практическое пособие для воспитателей и методистов ДОУ.Воронеж:ТЦ «Учитель»,2006г.
  38. Воспитание детей раннего возраста в детских учреждениях. М., 1960.
  39. Теплюк С.Н., Г.М. Лямина, М.Б.Зацепина «Дети раннего возраста в детском саду» Программа и методические рекомендации, М.:Мозаика-Синтез,2005г.
  40. Усова А. П., Запорожец А. В. Педагогика и психология сенсорного развития и воспитания дошкольника.— В кн.: Теория и практика сенсорного воспитания в детском саду. М., 1965
  41. Уайт Б. Первые три года жизни. – М., 1982.23.Щелованов Н. М. Ясли и дома ребенка — задачи воспитания. В кн.: Воспитание детей раннего возраста в детских учреждениях. М., 1960.

ПРИЛОЖЕНИЕ.

Дидактические игры по сенсорике

«Укрась бабочку»

Цели: Учить детей группировать предметы по цвету. Закреплять знания о геометрической фигуре круг, о понятия много - один, большой - маленький. Развивать мелкую моторику.

Материалы: Бабочки разных цветов, вырезанные из картона, круги разных размеров и цветов.

Ход игры: Воспитатель показывает детям бабочек и говорит, что они прилетели к ним в гости. Рассказывает, что бабочки принесли с собой кружки разных цветов и хотят, чтобы дети украсили их крылышки. Воспитатель предлагает помочь бабочкам. Вначале он просит каждого ребёнка выбрать кружки одного цвета из предложенных четырёх. При этом предлагает поочередно то одному, то другому малышу выбрать кружки понравившегося цвета. После того как все дети выберут, воспитатель раздаёт им силуэты бабочек и предлагает украсить их.

В конце игры воспитатель хвалит всех детей за то, что они украсили бабочек и они стали ещё красивее.

«Почини одежду зайчатам»

Цели: Учить детей различать цвета и использовать названия цветов в речи. Закреплять умение распознавать геометрические фигуры и называть их ( круг, квадрат, треугольник). Развивать мелкую моторику рук, цветовое восприятие, внимание.

Материалы: Силуэты одежды, вырезанные из картона геометрические фигуры.

Ход игры: Появляется зайчиха с корзинкой и плачет.

Воспитатель: Почему ты плачешь зайчиха?

Зайчиха: Купила я своим зайчатам подарки – шорты и юбочки. А пока шла по лесу, задела за куст – они и порвались. (Показывает шорты и юбки из картона).

Воспитатель: Не плачь, зайчиха, мы тебе поможем. Дети давайте подберём заплатки и залатаем дырки. На что похожи дырки на юбочках и шортах?

Дети: на треугольник, квадрат и круг.

Воспитатель: Правильно.

Зайчиха кладёт шорты и юбочки на «пеньки»(столы), на которых заранее разложены заплатки. Дети подходят к столам и выполняют задание. Воспитатель спрашивает у каждого ребёнка, какого цвета заплатку он поставил, и на какую геометрическую фигуру она похожа.

Зайчиха: Большое дети, вам спасибо!

«Спрячь мышку».

Цели: Продолжать знакомить детей с шестью основными цветами, учить различать их. Развивать быстроту реакции, внимание, мышление. Закреплять знания о животных.

Материал: Демонстрационный: листочки бумаги шести цветов(20 – 15), посредине белый квадрат( 8-8 ), на которых нарисована мышка ( мышкин домик ), квадраты тех же шести цветов – дверцы ( 10х10 ), большая картонная игрушка – кошка, мягкая мышка.

Раздаточный: такой материал меньшего размера - цветные листы 10х8, белые квадраты на них 5х5, цветные квадраты.

Ход игры: Смотрите, ребята, какая маленькая у нас сегодня гостья. Кто это, правильно, мышка. Какая она маленькая, пушистенькая, серенькая. Погладьте ее. Дети по очереди гладят мышку.

- А вы знаете, где живет мышка? В норке. От кого прячется мышка? От кошки. Смотрите, нет ли где кошки, а то наша мышка боится. Поможем мышкам спрятаться в норке? Сейчас мы поиграем с вами в игру «Спрячь мышку».

Cначала мы вместе научимся в нее играть. У меня Мышкины домики. Расставляю три домика на демонстрационной доске, радом кладу шесть квадратов шесть цветов. Видите в окошко, выглядывают мышки.

Чтобы спрятать мышку надо закрыть окошко дверцей – квадратиком того же цвета, что и домик, а то придет кошка увидит где окошко, откроет его и съест мышку.

Вызываю по очереди трех детей и предлагаю им по очереди закрыть три окошка, выясняю, все или окошки хорошо закрыты.

Если кто – то допустил ошибку, вызываю ребенка для её исправления. Достаю спрятанную раньше кошку, которая идет «ловить мышей».

«Пойду, поищу, где здесь живет мышка. Дети вы не видели мышку?» Кошка уходит не найдя мышку. Детям раздается по одному листочку – «мышиному домику» ( сидящим рядом даю листочки разных цветов) и по шесть квадратов всех цветов. « А теперь вы спрячьте своих мышек, пока кошка спит. Выберите из квадратов, которые лежат на ваших тарелочках квадрат такого же цвета, как и домик вашей мышки».

Когда все дети выполнили задание, кошка снова «идет на охоту». Иду крадущимся шагом с кошкой на руках, прохожу по рядам и смотрю, у кого мышка плохо спряталась. При этом даю возможность ошибшимся детям. Исправить положение, пока кошка не приблизилась к ним. Если ошибка не исправлена, кошка забирает у ребенка листочек с мышкой.

Все сегодня хорошо играли, все спрятали мышек, только некоторые ребята ошиблись ( указываю, какие именно ошибки были допущены ). В следующий раз они обязательно хорошо спрячут мышек.

Игры с бельевыми прищепками.

Цели: Основная цель дидактических игр с бельевыми прищепками — развитие мелкой моторики рук у детей младшего возраста.

Также эти игры направлены на формирование умения сличать и объединять предметы по признаку цвета.

Кроме того, игры с прищепками способствуют развитию ощущений собственных движений и формированию положительного настроя на совместную с взрослым работу. Они стимулируют речевую активность детей.

Ход игры: Взрослый: Отгадайте загадку.

Плаваю под мостиком

И виляю хвостиком.

Дети: Это рыбка. Взрослый: (показывает картинку с изображением рыбки). Правильно, это рыбка. Посмотрите на картинку и покажите, где у рыбки глазик?

Дети показывают глазик

Взрослый: А где у нее ротик?

Дети показывают на рисунке ротик рыбки.

Взрослый: А где у нее хвостик и плавники?

Дети показывают хвостик и плавники.

Взрослый: А теперь давайте сами сделаем рыбок.

Детям необходимо выбрать подходящие по цвету прищепки и добавить каждой рыбке хвостик и плавники.

Взрослый: Отгадайте, кто это такой:

На спинке иголки, длинные, колкие.

А свернется в клубок — ни головы, ни ног.

Дети: Это ежик. Взрослый: (показывает картинку с изображением ежа). Правильно, это ежик. Покажите, где у него глазки, носик, ушки?

Дети показывают.

Взрослый: Давайте поможем нашему ежику найти иголочки.

Взрослый дает ребенку вырезанную из цветного картона заготовку ежика, на которой нарисованы глаза, уши, нос, но нет иголок. Дети прикрепляют к спинке ежика прищепки.

Взрослый: (поглаживая ежика по его новым иголкам). Ой! Какой ежик стал колючий!

А вот новая загадка.

Колкую, зеленую срубили топором.

Красивую, зеленую принесли к нам в дом.

Дети. Это елочка.

Взрослый: Да, это елка, но она плачет. Она потеряла все свои иголочки. Не плачь, не плачь, елочка! Мы тебе поможем.

Взрослый раздает детям вырезанные из зеленого картона треугольники. Дети выбирают из коробки зеленые прищепки и «возвращают» елке ее иголочки.

Взрослый: (поглаживая елку). Ой! У елки иголки колки!

Взрослый: А где же солнышко? Оно потеряло свои лучики. Какого цвета лучики у солнца?

Дети. Желтого.

Взрослый: Правильно. Давайте поможем солнышку. Солнышко, выгляни, жёлтое, высвети.

 

Полянка

Цели: Учить группировать предметы по цвету.

Устанавливать тождества и различия цвета однородных предметов.

Учить понимать слова «цвет», «такой», «не такой», «разные».

Ход занятия: Воспитатель: Дети хотите погулять? Под музыку идем гулять. Приходим "на полянку”. Ой, куда мы попали?

А как ты догадался? Правильно.

В лесу растут травка, деревья, цветы. Это не просто цветы, а домики для бабочек.

Сейчас, я каждому из вас дам картонную игрушку бабочку. Звучит музыка. Дети давайте "полетаем” со своими бабочками. А теперь бабочки устали. Посадим бабочек на свои домики. Будьте внимательны! Каждая бабочка должна сесть на свой домик. Посадили.

Игра помогает в игровой форме выучить или закрепить выученные цвета.

Повторить можно с листочками разного цвета.

Игра-шнуровка .

Игровое пособие направлено на развитие мелкой моторики руки, утончения движений пальцев, концентрации внимания, способствует развитию точности глазомера, координации и последовательности действий.

Является хорошей подготовкой руки к письму, тренирует усидчивость, часто такая игра успокаивает ребенка.

В этой игре не забыто также и развитие воображения: "вышивание" условных контуров по ассоциации с реальными предметами - основа для развития абстрактного мышления, обобщений свойств, "видения сути предмета".

Ловкость рук я развиваю

Со шнуровкою играю.

Тренирую логику

И мелкую моторику!

 

Дидактические игры по методике М.Монтессори

«Светофор», «Мишка».

Цель:Побуждать ребенка к самостоятельной деятельности; формировать цветовое представление, выработать навык завинчивания крышек.

Развивать мелкую моторику рук, сенсорику, связную речь.

Обогащать словарный запас.

Можно использовать следующие упражнения с пробками - дети раскручивают и закручивают пробки от пластиковых бутылок к их горлышкам.

Для закрепления цвета прикручивают разноцветные пробки к соответствующим по цвету горлышкам.

Подбери чашки к блюдцам.

Цели: Учить детей различать цвета и использовать названия цветов в речи. Развивать мелкую моторику, внимание.

Материалы: Наборное полотно, блюдца и чашка разных цветов.

Ход игры: В магазин сначала привезли блюдца. Продавцы расставили их по полкам. На верхнюю полку поставили вот такие блюдца ( показывает)

Какие? ( Ответы детей ).

На нижнюю – вот такие. Какого они цвета? ( Ответы детей ). Одинакового ли цвета блюдца на верхней полке и на нижней? ( Ответы детей ).

Потом привезли чашки. Давайте поможем продавцам подобрать к блюдцам нужные чашки. Они должны быть такого же цвета, как блюдца.

Воспитатель кладёт на стол картонные плоские чашки. Ребёнку он поручает подобрать чашки к блюдцам.

Одобряет действия ребёнка, который, посмотрев внимательно на блюдца, отбирает все нужные чашки. Спрашивает, какого они цвета.

Бусы

Цель: укрепление и развитие мелкой моторики, зрительно – моторной координации; различение предметов по форме, цвету и материалу; развитие усидчивости

Материалы: пуговицы различной величины и цвета; бусинки разной формы, величины, материала; проволока, леска, тонкая нитка.

Ход: Ведущий предлагает ребёнку сделать бусы. Можно предложить сделать бусы по образцу, а пуговицы подобрать по форме и цвету. Возможно, и сам ребёнок может предложить свой вариант изготовления бус. После этого ребёнок приступает к созданию бус.

Заплети косичку

Цель: развивать умение плести косичку в три пряди, укрепление и развитие мелкой моторики пальцев рук, воспитание усидчивости и терпеливости в работе.

Ход: Воспитатель прикрепляет жгутики (маленькие сплетённые косички) к стенду или к столу, так чтобы верхние концы были закреплены вместе или на близком расстоянии друг от друга, а нижние остались свободными. Вместе с ребёнком рассмотреть косички у куклы или у кого-нибудь из детей, показать как из закреплённых «прядей» можно плести такие же косички. Затем предложить ребёнку попробовать самостоятельно сплести косичку.

«Разложи фигуры по местам!»

Цель: Познакомить с плоскими геометрическими формами – квадратом, кругом, треугольником, овалом, прямоугольником. Учить подбирать нужные формы разными методами.

Материалы: Плоские геометрические фигуры (круги, квадраты, треугольники). Рамка-вкладыш Монтессори.

Ход: Выньте фигурки из углублений и поиграйте с ними: «Вот весёлые разноцветные фигурки. Это круг, он катится – вот так! А это квадрат. Его можно поставить. А теперь фигурки прыгают (танцуют)». Затем предложить детям разложить фигурки «по кроваткам»: «Наступил вечер. Фигуркам пора отдыхать. Давайте положим их спать в кроватки».

Раздайте детям по одной фигурке и предложите по очереди найти место для каждой из них. Когда малыши разложат фигурки, подведите итог игры: «Вот теперь все фигурки нашли свои кроватки и отдыхают». Затем ещё раз покажите и назовите все фигурки, не требуя от детей повторения. Эту игру можно повторять многократно, каждый раз изменяя её сюжет.

«Найди окошко для фигурки»

Цель: Учить детей соотносить форму деталей с формой отверстия.

Ход: Игра проводится с участием 3-4 детей. Воспитатель раскладывает на столе геометрические фигуры и раздаёт детям карточки с рельефными конторами. Воспитатель предлагает рассмотреть карточки и обвести пальчиками конторы окошек.

- Какая фигура подойдёт для твоего окошка?

Если ребёнок выбирает неправильно фигуру, дать возможность убедиться в том, что она не подходит и предложить выбрать следующую. Когда ребёнок найдёт подходящую, следует похвалить его, продемонстрировать остальным игрокам, что окошко закрылось и предложить ему самостоятельно несколько раз открыть и закрыть окошко. Затем следующий ребёнок подбирает фигуру для своего окошка.

 

 

 

 

Опубликовано: 03.02.2017