Особенности психологической работы с тревожными детьми в условиях детского социального учреждения

Конференция: Современные педагогические технологии

Автор: Стукалова Наталья Павловна

Организация: ГСКУ АО «ЦПД «Ручеек»

Населенный пункт: Астраханская область, с. Икряное

Работа   педагога – психолога  интересна, многогранна и  часто    суть её определена  спецификой учреждения, в котором  данный специалист  работает, и особенностями целевой  группы, параметрами для  которой могут стать  не только возраст, но и социальная  ситуация, личностные    психофизические особенности.

Каждый опытный  психолог  без труда может проранжировать  тот спектр проблем целевой  группы, с которыми наиболее часто ему в работе приходится  сталкиваться.   Специфика  психологического  сопровождения воспитанников  детских социальных учреждений предполагает, что  в  пятерку  наиболее часто встречающихся проблем наряду с  агрессивностью, гиперактивностью, слабой  социализацией  и низким уровнем  коммуникативных навыков,  входит   повышенная тревожность.

Учитывая, прошлый негативный  опыт  воспитанников категорий оставшихся без попечения родителей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации и социально опасном положении,  тенденция к  диагностированию  повышенной тревожности различного происхождения  не вызывает удивления, а скорее   подтверждает  актуальность  данного направления  психологической работы и стимулирует на  активные  превентивные и коррекционные мероприятия.

Что же понимается под тревожностью? Тревожность – это индивидуальная психологическая особенность, проявляющаяся в склонности человека к частым и интенсивным переживаниям состояния тревоги, а также в низком пороге его возникновения.

На психологическом уровне тревожность ощущается как напряжение, озабоченность, беспокойство, нервозность и переживается в виде чувств неопределённости, беспомощности, бессилия, незащищенности, одиночества, грозящей неудачи, невозможности принять решение и др.

На физиологическом уровне реакции тревожности проявляются в усилении сердцебиения, учащении дыхания, возрастании общей возбудимости, снижении порогов чувствительности, когда ранее нейтральные стимулы приобретают отрицательную эмоциональную окраску.[1. 12c.]

Анализ диагностических данных  свидетельствует  о том, что основными причинами возникновения повышенной тревожности у детей дошкольного и младшего  школьного возраста, проживающих в центре помощи детям,  являются:

  • разлука с родителями и помещение в центр помощи детям;
  • ситуация смерти  (особенно насильственная) родителя или заботящегося о нем человека;
  • нарушение взаимоотношений в семье;
  • завышенные требования к ребенку;
  • насилие, пережитое детьми (физическое, сексуальное или психологическое;
  • нервно-психические заболевания матери;
  • наркотическая или алкогольная зависимость родителей;
  • госпитализация родителя или ребенка, в результате которого ребенка внезапно разлучили;
  • пренебрежение, игнорирование нужд ребенка.

Таким образом, тревожность  возникает вследствие  фрустрации  потребности  в  надежности,  защищенности  со  стороны  ближайшего окружения  и  отражает  неудовлетворенность  именно  этой  потребности,  которую  можно рассматривать  в  этом  возрасте  как  ведущую.  В эти  периоды  тревожность  еще  не  является собственно  личностным  образованием,  она  представляет  собой  функцию  неблагоприятных взаимоотношений с близкими взрослыми.

В подростковом  возрасте  тревожность  возникает  и  закрепляется  в качестве устойчивого личностного образования на основе, ведущей в этот период, потребности в  удовлетворяющем,  устойчивом  отношении  к  себе.  Внутренний конфликт, отражающий противоречия в «Я-концепции», в отношении к себе, продолжает играть центральную роль в возникновении и закреплении тревожности и в дальнейшем, причем на каждом этапе в него включаются те аспекты «Я», которые наиболее значимы в этот период. [2. 221c.]

Тревожность  в любом возрасте может быть сопряжена с неврозом или с другими психическими расстройствами. В этих случаях  несовершеннолетним необходима помощь медицинских специалистов.

А.М. Прихожан выделяет две основные категории тревожности:

  1. открытая – сознательно переживаемая и проявляемая в поведении и в деятельности в виде состояния тревоги;
  2. скрытая – в разной степени неосознаваемая, проявляющаяся либо чрезмерном спокойствии, нечувствительностью к реальному неблагополучию и даже отрицанием его, либо косвенным путем, через специфические способы поведения. [1. 103c.]

У детей, поступающих в учреждение, наблюдаются следующие формы проявления тревожности:

  • постоянно крутит что-то в руках, теребит бумагу, одежду, волосы;
  • потирает руки, крутит пальцы, теребит кончик носа;
  • сосет палец, ручку, волосы, одежду и пр.;
  • грызет ногти;
  • повышенная суетливость, много лишних жестов, все время что-то роняет, теряет;
  • постоянно исправляет ответ, работу, без существенного улучшения ее качества;
  • часто плачет.

Для снижения повышенной тревожности у детей психологом проводится коррекционная работа, направленная на снижение   мышечного и эмоционального напряжения,  выработку и укрепление уверенности в себе, умения вести себя в трудных жизненных ситуациях, обучение конструктивным способам поведения в них.

Очень часто у тревожных детей диагностируется заниженная самооценка, которая выражается в обвинении себя во многих неудачах, болезненное восприятие критики от окружающих, в боязни браться за новое сложное задание. На занятиях таким детям необходимо оказывать поддержку, проявлять искреннюю заботу о них и давать позитивную  оценку их действиям и поступкам, а также в программу коррекционной работы несовершеннолетнего включаются упражнения направленные на повышение самооценки в соответствии с возрастом ребенка.

При работе с тревожными детьми  рекомендуется использовать игры на телесный контакт.   Полезны упражнения на релаксацию, техника глубокого дыхания, занятия йогой, использование различных массажных комплексов.  Подобные упражнения приводятся в книгах Чистяковой М.И., К. Фопеля, Кряжевой Н.Л. и др.

Очень полезными являются игры с песком, глиной, водой, различные техники арт-терапии (крупотерапия, мандалотерапия, техники рисования красками)

Как правило, тревожные дети не сообщают о своих проблемах открыто, а иногда даже скрывают их. Поэтому, если ребенок заявляет взрослым, что он ничего не боится, это не означает, что его слова соответствуют действительности. Скорее всего, это и есть проявление тревожности, в которой ребенок не может или не хочет признаться. В этом случае желательно привлекать ребенка к совместному обсуждению проблемы.      

Работа  будет эффективней, если  ребенок скажет  вслух о том, чего он боится. Можно предложить детям нарисовать свои страхи, а потом в кругу, показав рисунок, рассказать о нем. Подобные беседы помогут тревожным детям осознать, что у многих сверстников существуют проблемы, сходные с теми, которые характерны, как им казалось, только для них. [3.49c]

Необходимой частью работы с тревожными детьми является отработка навыков поведения в ситуациях, травмирующих ребенка.

Для этого полезно применять в работе с тревожными детьми ролевые игры. Разыгрывать можно как  знакомые ситуации, так и те, которые вызывают особую тревогу ребенка. [3.50c]

Исполняя роль слабых, трусливых персонажей, ребенок лучше осознает и конкретизирует свой страх, а исполняя роли сильных героев, он приобретает чувство уверенности в  том, что способен справиться с трудностями.

Учитывая опыт  работы  с тревожными  детьми  психологов - приверженцев  классической школы  и  психологов – новаторов, следует помнить, что   в целях компенсации тревожности для  каждого  случая  следует  подбирать  свой уникальный способ  психологического воздействия и   коррекции, опираясь  на  теоретический материал и достоверные  диагностические  данные по каждому  ребенку.

Более того, при  наличии  непринятия  детьми  метода  работы  психолога иногда  целесообразнее его изменить. Например,   мандалотерапия     не всегда  воспринимается детьми правильно (иногда она отдаляет психолога от ребенка), и тогда   правильнее будет  для специалиста обновить  стиль   работы и  пересмотреть   свой  психологический инструментарий.

Список литературы

  1. Прихожан, А.М. Психология тревожности: дошкольный и школьный возраст. – СПб.: Питер, 2009. – 192с.
  2. Прихожан А. М. Тревожность  у  детей  и  подростков:  психологическая  природа  и  возрастная динамика.  —  М.:  Московский  психолого-социальный  институт;  Воронеж: Издательство НПО  «МОДЭК», 2000.  —  304 с.
  3. Лютова Е.К., Монина Г.Б. Шпаргалка для взрослых: психокоррекционная работа с гиперактивными, агрессивными, тревожными и аутичными детьми. 2000г. -  82с.

 

 

Опубликовано: 16.12.2016