Использование современных образовательных технологий в социальном развитии дошкольников

Конференция: Современные педагогические технологии

Автор: Фролова Светлана Юрьевна

Организация: ГБОУ ООШ №9 с/п «Детский сад «Звонкие голоса»

Населенный пункт: Самарская область, г. Новокуйбышевск

В современном мире человек не может существовать отдельно от общества, он не рождается с характером, готовыми способностями и т. п. Данные свойства формируются в течение всей жизни в процессе взаимодействия с семьей, социальными группами, обществом в целом. Безусловно, генотип (наследственная основа человеческого организма) определяет основные качества нервной системы, физиологические особенности, динамику нервных процессов, однако становление человека как личности происходит в конкретных социально-общественных условиях.

Проблема приобщения к социальному миру всегда была и ныне остаётся одной из ведущих в процессе формирования личности ребёнка. Исторический анализ убеждает в необходимости оказать ребёнку квалифицированную помощь в сложном процессе вхождения в мир людей. Социализация дошкольника предполагает развитие умения адекватно ориентироваться в доступном ему социальном окружении, осознавать самоценность собственной личности и других людей, выражать чувства и отношения к миру в соответствии с культурными традициями общества.

В самом общем виде социализация представляет собой процесс формирования способности личности к жизнедеятельности в обществе в результате усвоения социальных ценностей и способов социально положительного поведения. В результате социализации индивид усваивает нормы и правила поведения, приобретает трудовые навыки, овладевает способами исполнения социальных ролей.

Социально-коммуникативное развитие дошкольников в соответствии с ФГОС дошкольного образования на­правлено на усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности; развитие общения и взаимодействия ре­бенка со взрослыми и сверстниками; становление самостоятельности, целенаправленности и саморе­гуляции собственных действий; развитие социаль­ного и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, формирование го­товности к совместной деятельности со сверстни­ками, формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье и к со­обществу детей и взрослых в образовательной ор­ганизации; формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества; формиро­вание основ безопасного поведения в быту, соци­уме, природе.

А. В. Мудрик выделяет три группы задач, которые решаются на этапе социализации в дошкольной организации: естественно-культурные, социально-культурные, социально-психологические.

1. Естественно-культурные задачи  связаны с достижением определённого уровня физического и гендерного развития. Дошкольник усваивает элементы этикетного поведения, форм общения, имеет представление о своей половой принадлежности, проявляет чувства и эмоции, формируются социально-нравственные качества личности.

2. Социально-культурные задачи определяют познавательные, морально-нравственные, ценностно-смысловые аспекты вхождения дошкольника в социум. Особое внимание педагоги ДОО уделяют  развитию умений управлять своими эмоциями, контролировать и оценивать свою деятельность и поведение, воспитанию доброжелательности, внимательному отношению к другим детям и взрослым людям

3. Социально-психологические задачи связаны со становлением сознания личности ребёнка. В дошкольном возрасте самосознание можно рассматривать как достижение определённой меры самопознания и уровня самоуважения. Основой самооценки является умение сравнивать себя с другими людьми. Освоение образцов и норм поведения, поиск правильных жизненных установок происходит у дошкольника во взаимодействии со сверстниками, воспитателями, родителями. Взрослые открывают детям будущее, выступают посредниками, соучастниками по отношению к деятельности детей, чтобы помочь детям в обретении собственного опыта.

Современное состояние науки и практики дошкольного образования свидетельствует о наличии огромного потенциала в области разработки и внедрения программ и технологий социального развития дошкольников.

Основная цель педагогов дошкольных групп – помочь детям войти в современный мир, такой сложный, динамичный, характеризующийся множеством негативных явлений.

Я считаю эффективным использование в социализации дошкольников следующие современные образовательные технологии: проектный метод, информационно-коммуникационные технологии.

Одним из современных инновационных методов обучения является проектная деятельность – технология, которая не только учит детей самостоятельно мыслить, осуществлять творческий поиск информации, находить и решать проблемы, но и дает возможность заинтересовать детей, сделать процесс обучения личностно значимым. Метод проектов позволяет перейти от традиционной ретрансляционной передачи знаний к активным методам обучения.

Если углубиться в историю возникновения метода проектов, то он не является принципиально новым в мировой педагогике, но его сегодня относят к педагогическим технологиям ХХI века как метод, предусматривающий умение адаптироваться в стремительно изменяющемся мире.

Суть метода проектов - стимулировать интерес детей к определенным проблемам, предполагающим владение некоторой суммой знаний, и через проектную деятельность, предусматривающую решение одной или целого ряда проблем, показать практическое применение полученных знаний. Особенностью проектной деятельности в дошкольной системе образования является то, что ребенок еще не может самостоятельно найти противоречия в окружающем, сформулировать проблему, определить цель (замысел). Поэтому в воспитательно-образовательном процессе ДОУ проектная деятельность носит характер сотрудничества, в котором принимают участие дети и педагоги ДОУ, а также вовлекаются родители и другие члены семьи.

Родители могут быть не только источниками информации, реальной помощи и поддержки ребенку и педагогу в процессе работы над проектом, но и стать непосредственными участниками образовательного процесса, обогатить свой педагогический опыт, испытать чувство сопричастности и удовлетворения от своих успехов и успехов ребенка

Основной целью проектного метода в дошкольном учреждении является развитие свободной творческой личности, которое определяется задачами развития и задачами исследовательской деятельности детей.

Метод проектов очень помогает в работе со старшими дошкольниками. Этот возрастной период у детей характеризуется более устойчивым вниманием, наблюдательностью, способностью к началам анализа, синтеза, самооценке, а также стремлением к совместной деятельности. В проекте можно объединить содержание образования из различных областей знаний, кроме того, открываются большие возможности в организации совместной познавательно-поисковой деятельности дошкольников и педагогов.

Первым моим педагогическим проектом стал проект «Я и моя семья». Ведь именно в семье в первую очередь формируются интересы, потребности и ценностные ориентации ребенка. Проектная деятельность укрепляет и развивает детско-родительские отношения, помогает сделать атмосферу в семье более теплой и доверительной, а это имеет большое значение для формирования личности ребёнка. Ребёнок должен понять, что он часть семьи. Родители и социальные педагоги помогают детям понять ее значимость, воспитывают у них любовь и уважение к родным и близким, прививают детям чувство привязанности к семье и родному дому. В работе с детьми используются практические занятия, беседы, дидактические, сюжетно-ролевые и коммуникативные игры, театрализованная деятельность и художественное творчество, праздничные программы, творческие выставки и экскурсии. Они способствуют развитию индивидуальности ребенка, формированию собственного «Я», углублению понимания сферы общения, приобретению навыков сотрудничества и опыта публичных выступлений, пробуждению эмоций, развитию образного мышления, эстетического восприятия и нравственного воспитания, приобщению к духовным ценностям.

В проекте «Дружный мир» решались следующие задачи: ознакомление детей с различными национальностями, проживающими на территории Самарской области; ознакомление с обычаями и бытом народов; формирование представлений о семье, как о возможном союзе людей разных национальностей; рассмотрение нравственных поступков в народных литературных произведениях (сказках, легендах, стихах); воспитание  уважения к людям разных национальностей.

Использование информационно-коммуникативных технологий в детском саду становится очень актуальной проблемой современного дошкольного образования, и занимают особое положение в нашем современном мире модернизации. Современные инновации способствуют повысить качество обучения и образования и позволяют каждому ребёнку успешно и быстро адаптироваться к окружающей среде и происходящим социальным изменениям. Каждый педагог должен использовать инновационные технологии, так как использование информационно-коммуникативных технологий является одним из приоритетов образования и успешно входит в нашу практику, так как современное общество – это век всеобщей компьютеризации. Надо идти в ногу со временем. Можно использовать различные средства: компьютер, ноутбук, интерактивную доску, принтер, сканер, телевизор, видео, DVD, CD, музыкальный центр, цифровой фотоаппарат, видеокамеру. С использованием средств информационно-коммуникативных технологий дети могут совершать различные путешествия на море, в другие города, планеты, острова. Имеют возможность прослушивать голоса животных и звуки мира природы, наслаждаться красотой родного края и любоваться красотой водопада и слушать журчание ручейка или пение птиц.

Таким образом, будет происходить оптимизация педагогического процесса социализации дошкольника через использование современных образовательных технологий.

 

Литература

Веракса Н.Е., Веракса А.Н.  пособие «Проектная деятельность дошкольников»

Давыдова О.И. , Майер А.А. , Богословец Л.Г.  «Проекты в работе с семьей»

Козлова С.А. Теория и методика ознакомления дошкольников с социальной действительностью. - М., 1998; Козлова С.А. Мой мир: Приобщение ребенка к социальному. миру. - М. 2000: Козлова С.А. Концепция социального развития ребенка дошкольного возраста. // Теоретические проблемы воспитания и обучения дошкольников: Сб. науч. трудов. - М., 2001

Репина Т.А. Социально-психологическая характеристика группы детского сада: Педагогическая наука - реформе школы. // Науч. - исслед. ин-т дошкольного воспитания Академии пед. Наук СССР. - М.: Педагогика, 1988

Опубликовано: 11.04.2015