Формирование позитивных установок к различным видам труда в рамках проекта «Любим мы трудиться, не хотим лениться

Конференция: Современные педагогические технологии

Автор: Боброва Людмила Георгиевна

Организация: МБДОУ «ДСКВ№37»

Населенный пункт: Иркутская область, г. Братск

Дошкольное детство – очень короткий отрезок в жизни человека, всего первые семь лет, но они имеют огромное значение. В законе «Об образовании» Российской Федерации, в Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования сказано, что трудолюбие необходимо рассматривать как одно из базовых нравственных качеств личности, определяющих в будущем ее успешность и удовлетворенность жизнедеятельностью. Так, например, содержание образовательной области  «Социально-коммуникативное развитие» в ФГОС ДО предусматривает формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества. При этом обращается внимание на развитие личностных качеств, необходимых для дальнейшего становления личности: любознательность, инициативность,  коммуникативность, творческое воображение, произвольность.

Воспитание у ребенка готовности к труду - одна из основных задач при подготовке детей к школе, ведь успешность обучения во многом зависит от того, насколько ребенок приучен трудиться, и сформированы ли у него необходимые личностные качества, позволяющие ему продуктивно справляться с учебными заданиями. Трудовое воспитание должно входить в жизнь ребенка с самого раннего возраста и осуществляться последовательно и систематично.

В последнее время часто приходилось слышать от родителей наших воспитанников, что дети не желают трудиться дома, предпочитают пользоваться помощью взрослого. У родителей возникают трудности в привлечении детей к уборке игрушек, поддержанию чистоты и порядка  в детской комнате дома.

Передо мной встал вопрос: как повысить мотивацию детей на трудовую деятельность и помочь родителям приучить детей трудиться дома? Для детей тоже была определена проблема: Нужно ли человеку трудиться?

В поисках методов, способствующих развитию трудолюбия ребенка, я обратилась к проектной деятельности. Так и возник проект  «Любим трудиться, не хотим лениться!» целью, которого является создание условий для воспитанников по формированию положительного отношения к труду и желания трудиться, а для родителей – понимания необходимости приобщать детей к посильному труду с детьми группы компенсирующей направленности с ОНР.

 В самом начале  пути  было проведено анкетирование родителей с целью выявления навыков и интересов ребенка в домашних условиях.

Анализ полученных данных показал, что исходный уровень воспитания трудолюбия в семье низкий. Многие дети не имеют трудовых  обязанностей в семье. Вот некоторые высказывания родителей.

это связано:  с отсутствием времени у родителей: долго ждать – сама сделаю, вырастит – наработается

И диагностическое обследование детей  по разделам «Труд в природе», «Хозяйственно-бытовой труд», «Ручной труд», «Организация дежурства».

По результатам мониторинга были выявлены следующие знания и умения детей: Средний уровень развития детей имеют  – 60% детей. Это дети, у которых не всегда получается довести начатое дело до конца, преобладают позитивные эмоции в процессе труда, но негативные тоже иногда присутствуют.

Низкий уровень развития у– 40% детей. 

Высокий уровень - 0 детей.

Дети неохотно приступают к трудовой деятельности, стараются избежать её, не сформирована потребность трудиться.

После проведенных обследований были сформированы задачи проекта:

  • сформировать у детей представление о значимости труда в жизни каждого человека;
  • воспитывать интерес к труду, трудолюбие, ответственность, самостоятельность;
  • знакомить с трудом взрослых, воспитывать уважение к  труженику и  результатам его труда, стремление оказывать посильную помощь; формировать взаимоотношения и приобретение социального опыта взаимодействия (воспитывать общественно - направленные мотивы труда, умения трудиться в коллективе и для коллектива.

В заключение подготовительного этапа был составлен перспективный план работы над проектом.

Для реализации данного проекта необходима была помощь родителей. Чтобы  заинтересовать  и привлечь внимание родителей была оформлена яркая выставка литературы, изготовлены буклеты, листовки, консультации оформлены папки – передвижки по темам:

Родители проявили интерес и откликнулись на наш проект, поэтому  далее приобретения  красочных стендов, рабочего  и дидактического материала было делом само собой разумеющимся.

Самая эффективная, действенная и одновременно наиболее результативная форма приобщения детей к пониманию  трудовой деятельности – практическое участие самих детей в этой деятельности.

На втором практическом этапе  передо мной, стояли  две задачи: вызвать интерес детей к трудовой деятельности и в то же время предупредить возможность неудачи, чтобы не снизить интерес к труду.  Использовать возникающие затруднения с целью формирования у детей готовности к их преодолению, воспитывая трудолюбие.

Реализация проекта осуществлялась через использования разных технологий.

Технология развития познавательного интереса.

  • Это диалоги о труде (беседы, игры – конкурсы, состязательные игры)
  • Взаимодействие со специалистами (музыкальный руководитель)
  • Обогащение развивающей среды группы.
  • Интернет экскурсии, просмотр мультфильмов и мультимедийных презентаций
  • Экскурсии «Наш детский сад», «Пожарная часть», «Мой пап – полицейский»

        Технология актуализации ценностно – смысловой сферы дошкольника.

Для достижения высокого результата, необходимо было включение каждого ребенка в практическую деятельность. Поэтому следующим шагом стало создание цикла познавательных занятий с детьми.  Здесь  дети смогли познакомиться с разными профессиями: как профессиями детского сада, так и профессиями своих родителей.

Особенно интересна и увлекательно,  прошла совместная деятельность с детьми  «Служба быта»,   целью которой было сформировать стремление принимать участие в совместном труде коллектива сверстников. соотносить свою деятельность с трудом других и понимать, что работа подгруппы, в которой трудишься, является частью общего дела коллектива (зависит от темпа и качества работы других).  Поощрять  умение планировать деятельность, распределять между собой обязанности, договариваться. Воспитывать доброжелательные отношения между детьми.

Для того чтобы заинтересовать детей был придуман сюрпризный момент (Сегодня в нашу «Службу быта» снова пришла заявка на выполнение работы). Детям представилась возможность самим, в игровой форме выбрать   бригадиров, которые в свою очередь выбирали     себе в бригаду оставшихся детей. Дети самостоятельно обсуждали  и выбирали,  какую часть работы будет выполнять каждый, какое оборудование и сколько   надо взять для выполнения работы тазы, ведра, губки, клеенки и т.д

Ребятам понравился сюжет и они стали развивать его в самостоятельной деятельности – играть в сюжетно – ролевую игру.

В течение года  деятельность проекта перекликалась с лексическими темами детского сада. Например: «Сад – огород», «Инструменты», «Мебель», «Труд людей осенью».

Кроме этого, в свободной деятельности  мы проводили дидактические и подвижные игры,  читали сказки, заучивали стихи, загадывали загадки об инструментах труда, проводили игры – соревнования «Коллекция пословиц». Тем самым способствовали повышению интереса детей к трудовой деятельности.

 Технология развития у ребенка ручной умелости.

В течение учебного года использовались  различные  формы  хозяйственно-бытового труда:

Ручного труда

  • аппликация
  • квиллинг
  • оригами
  • шитье изделий

Дежурство

  • Дежурство по столовой – сервировка стола
  • Дежурство по занятиям
  • Дежурство  в уголке природы

Труд в уголке природе

  • уборка листьев
  • полив и рыхление растений
  • календарь наблюдений

Ручной труд имеет большое познавательное, воспитательное и коррекционное значение благодаря своей наглядности и развитием мелкой моторики. Дети быстрее и полнее усваивает речевой материал, так как на занятиях по ручному труду в качестве наглядной опоры часто используются натуральные объекты. Ребята нашей группы имеют общее недоразвитие речи, от этого  и возникают  некоторые тонкости. Дети имеют рассеянное  внимание – поэтому инструкции к заданию повторяются четко, внятно и несколько раз. В некоторых случаях используются рисованные алгоритмы действий, что помогает восприятию информации. Для  поддержания интереса детей к кропотливой деятельности,    использую смену деятельности: задания должно быть содержательные и включать разные виды туда.      Подкрепляю обучение мастерству крылатыми выражениями: “Поспешай не торопясь”, “поспешишь – людей насмешишь” и музыкальными трудовыми попевками. Временной отрезок  трудовой деятельности  от 8-10 минут и до 30 минут. «Любителей» потрудиться,  учила  делать гимнастику для глаз, рук, головы, шеи, спины. С наибольшей пользой использую утренние и вечерние прогулки, наполняя их разнообразным трудом, не снижая двигательной активности детей.

Своими успехами мы делимся с нашими родителями, делая выставки творческих работ. Родители проявляют искренний интерес к творчеству детей, учатся выражать восхищение результатами и продуктами детской деятельности, эмоционально поддерживать своего ребенка.  Вдохновившись творчеством детей, родители тоже приняли участие в создании фотогазеты «Судят не по словам, а по делам».

Завершился наш проект создание альбома «Дело мастера боится», оформлением фото выставки и  презентацией  проекта.

По результатам проделанной работы, можно сделать вывод. У детей поменялось отношение к трудовой деятельности, появился интерес, а главное желание помогать и сотрудничать.

Своё выступление мне хотелось бы закончить словами В.А. Сухомлинского: «Давайте детям радость труда. Эту радость ему несёт успех, осознание своей умелости и значимости выполняемой работы, возможность доставить радость другим».

 

Литература:

  1. Под ред М.А. Васильевой, В.В. Гербовой, Т.С. Комаровой... – 3-е изд., испр. и доп. – М.:. Программа воспитания и обучения в детском саду/ Мозаика – Синтез, 2005. – 208 с
  2. Под ред Буре Р.С., Година Г.Н. Учите детей трудиться. – М. Просвещение, 1983.
  3. В.Г. Нечаевой. - М.: Просвещение, Воспитание дошкольника в труде. 1989.
  4. Маркова Т.А.  Воспитание трудолюбия у дошкольников: Кн. для воспитателя дет.  сада.- М.: Просвещение, 1991.
  5. Куцакова Л.В. Нравственно-трудовое воспитание в детском саду. Для работы с детьми 3-7 лет. М.: Мозаика-Синтез, 2007. – 276с.

 

 

Опубликовано: 05.11.2016