Формирование позитивных установок к различным видам труда в рамках проекта «Любим мы трудиться, не хотим лениться
Конференция: Современные педагогические технологии
Автор: Боброва Людмила Георгиевна
Организация: МБДОУ «ДСКВ№37»
Населенный пункт: Иркутская область, г. Братск
Дошкольное детство – очень короткий отрезок в жизни человека, всего первые семь лет, но они имеют огромное значение. В законе «Об образовании» Российской Федерации, в Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования сказано, что трудолюбие необходимо рассматривать как одно из базовых нравственных качеств личности, определяющих в будущем ее успешность и удовлетворенность жизнедеятельностью. Так, например, содержание образовательной области «Социально-коммуникативное развитие» в ФГОС ДО предусматривает формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества. При этом обращается внимание на развитие личностных качеств, необходимых для дальнейшего становления личности: любознательность, инициативность, коммуникативность, творческое воображение, произвольность.
Воспитание у ребенка готовности к труду - одна из основных задач при подготовке детей к школе, ведь успешность обучения во многом зависит от того, насколько ребенок приучен трудиться, и сформированы ли у него необходимые личностные качества, позволяющие ему продуктивно справляться с учебными заданиями. Трудовое воспитание должно входить в жизнь ребенка с самого раннего возраста и осуществляться последовательно и систематично.
В последнее время часто приходилось слышать от родителей наших воспитанников, что дети не желают трудиться дома, предпочитают пользоваться помощью взрослого. У родителей возникают трудности в привлечении детей к уборке игрушек, поддержанию чистоты и порядка в детской комнате дома.
Передо мной встал вопрос: как повысить мотивацию детей на трудовую деятельность и помочь родителям приучить детей трудиться дома? Для детей тоже была определена проблема: Нужно ли человеку трудиться?
В поисках методов, способствующих развитию трудолюбия ребенка, я обратилась к проектной деятельности. Так и возник проект «Любим трудиться, не хотим лениться!» целью, которого является создание условий для воспитанников по формированию положительного отношения к труду и желания трудиться, а для родителей – понимания необходимости приобщать детей к посильному труду с детьми группы компенсирующей направленности с ОНР.
В самом начале пути было проведено анкетирование родителей с целью выявления навыков и интересов ребенка в домашних условиях.
Анализ полученных данных показал, что исходный уровень воспитания трудолюбия в семье низкий. Многие дети не имеют трудовых обязанностей в семье. Вот некоторые высказывания родителей.
это связано: с отсутствием времени у родителей: долго ждать – сама сделаю, вырастит – наработается
И диагностическое обследование детей по разделам «Труд в природе», «Хозяйственно-бытовой труд», «Ручной труд», «Организация дежурства».
По результатам мониторинга были выявлены следующие знания и умения детей: Средний уровень развития детей имеют – 60% детей. Это дети, у которых не всегда получается довести начатое дело до конца, преобладают позитивные эмоции в процессе труда, но негативные тоже иногда присутствуют.
Низкий уровень развития у– 40% детей.
Высокий уровень - 0 детей.
Дети неохотно приступают к трудовой деятельности, стараются избежать её, не сформирована потребность трудиться.
После проведенных обследований были сформированы задачи проекта:
- сформировать у детей представление о значимости труда в жизни каждого человека;
- воспитывать интерес к труду, трудолюбие, ответственность, самостоятельность;
- знакомить с трудом взрослых, воспитывать уважение к труженику и результатам его труда, стремление оказывать посильную помощь; формировать взаимоотношения и приобретение социального опыта взаимодействия (воспитывать общественно - направленные мотивы труда, умения трудиться в коллективе и для коллектива.
В заключение подготовительного этапа был составлен перспективный план работы над проектом.
Для реализации данного проекта необходима была помощь родителей. Чтобы заинтересовать и привлечь внимание родителей была оформлена яркая выставка литературы, изготовлены буклеты, листовки, консультации оформлены папки – передвижки по темам:
Родители проявили интерес и откликнулись на наш проект, поэтому далее приобретения красочных стендов, рабочего и дидактического материала было делом само собой разумеющимся.
Самая эффективная, действенная и одновременно наиболее результативная форма приобщения детей к пониманию трудовой деятельности – практическое участие самих детей в этой деятельности.
На втором практическом этапе передо мной, стояли две задачи: вызвать интерес детей к трудовой деятельности и в то же время предупредить возможность неудачи, чтобы не снизить интерес к труду. Использовать возникающие затруднения с целью формирования у детей готовности к их преодолению, воспитывая трудолюбие.
Реализация проекта осуществлялась через использования разных технологий.
Технология развития познавательного интереса.
- Это диалоги о труде (беседы, игры – конкурсы, состязательные игры)
- Взаимодействие со специалистами (музыкальный руководитель)
- Обогащение развивающей среды группы.
- Интернет экскурсии, просмотр мультфильмов и мультимедийных презентаций
- Экскурсии «Наш детский сад», «Пожарная часть», «Мой пап – полицейский»
Технология актуализации ценностно – смысловой сферы дошкольника.
Для достижения высокого результата, необходимо было включение каждого ребенка в практическую деятельность. Поэтому следующим шагом стало создание цикла познавательных занятий с детьми. Здесь дети смогли познакомиться с разными профессиями: как профессиями детского сада, так и профессиями своих родителей.
Особенно интересна и увлекательно, прошла совместная деятельность с детьми «Служба быта», целью которой было сформировать стремление принимать участие в совместном труде коллектива сверстников. соотносить свою деятельность с трудом других и понимать, что работа подгруппы, в которой трудишься, является частью общего дела коллектива (зависит от темпа и качества работы других). Поощрять умение планировать деятельность, распределять между собой обязанности, договариваться. Воспитывать доброжелательные отношения между детьми.
Для того чтобы заинтересовать детей был придуман сюрпризный момент (Сегодня в нашу «Службу быта» снова пришла заявка на выполнение работы). Детям представилась возможность самим, в игровой форме выбрать бригадиров, которые в свою очередь выбирали себе в бригаду оставшихся детей. Дети самостоятельно обсуждали и выбирали, какую часть работы будет выполнять каждый, какое оборудование и сколько надо взять для выполнения работы тазы, ведра, губки, клеенки и т.д
Ребятам понравился сюжет и они стали развивать его в самостоятельной деятельности – играть в сюжетно – ролевую игру.
В течение года деятельность проекта перекликалась с лексическими темами детского сада. Например: «Сад – огород», «Инструменты», «Мебель», «Труд людей осенью».
Кроме этого, в свободной деятельности мы проводили дидактические и подвижные игры, читали сказки, заучивали стихи, загадывали загадки об инструментах труда, проводили игры – соревнования «Коллекция пословиц». Тем самым способствовали повышению интереса детей к трудовой деятельности.
Технология развития у ребенка ручной умелости.
В течение учебного года использовались различные формы хозяйственно-бытового труда:
Ручного труда
- аппликация
- квиллинг
- оригами
- шитье изделий
Дежурство
- Дежурство по столовой – сервировка стола
- Дежурство по занятиям
- Дежурство в уголке природы
Труд в уголке природе
- уборка листьев
- полив и рыхление растений
- календарь наблюдений
Ручной труд имеет большое познавательное, воспитательное и коррекционное значение благодаря своей наглядности и развитием мелкой моторики. Дети быстрее и полнее усваивает речевой материал, так как на занятиях по ручному труду в качестве наглядной опоры часто используются натуральные объекты. Ребята нашей группы имеют общее недоразвитие речи, от этого и возникают некоторые тонкости. Дети имеют рассеянное внимание – поэтому инструкции к заданию повторяются четко, внятно и несколько раз. В некоторых случаях используются рисованные алгоритмы действий, что помогает восприятию информации. Для поддержания интереса детей к кропотливой деятельности, использую смену деятельности: задания должно быть содержательные и включать разные виды туда. Подкрепляю обучение мастерству крылатыми выражениями: “Поспешай не торопясь”, “поспешишь – людей насмешишь” и музыкальными трудовыми попевками. Временной отрезок трудовой деятельности от 8-10 минут и до 30 минут. «Любителей» потрудиться, учила делать гимнастику для глаз, рук, головы, шеи, спины. С наибольшей пользой использую утренние и вечерние прогулки, наполняя их разнообразным трудом, не снижая двигательной активности детей.
Своими успехами мы делимся с нашими родителями, делая выставки творческих работ. Родители проявляют искренний интерес к творчеству детей, учатся выражать восхищение результатами и продуктами детской деятельности, эмоционально поддерживать своего ребенка. Вдохновившись творчеством детей, родители тоже приняли участие в создании фотогазеты «Судят не по словам, а по делам».
Завершился наш проект создание альбома «Дело мастера боится», оформлением фото выставки и презентацией проекта.
По результатам проделанной работы, можно сделать вывод. У детей поменялось отношение к трудовой деятельности, появился интерес, а главное желание помогать и сотрудничать.
Своё выступление мне хотелось бы закончить словами В.А. Сухомлинского: «Давайте детям радость труда. Эту радость ему несёт успех, осознание своей умелости и значимости выполняемой работы, возможность доставить радость другим».
Литература:
- Под ред М.А. Васильевой, В.В. Гербовой, Т.С. Комаровой... – 3-е изд., испр. и доп. – М.:. Программа воспитания и обучения в детском саду/ Мозаика – Синтез, 2005. – 208 с
- Под ред Буре Р.С., Година Г.Н. Учите детей трудиться. – М. Просвещение, 1983.
- В.Г. Нечаевой. - М.: Просвещение, Воспитание дошкольника в труде. 1989.
- Маркова Т.А. Воспитание трудолюбия у дошкольников: Кн. для воспитателя дет. сада.- М.: Просвещение, 1991.
- Куцакова Л.В. Нравственно-трудовое воспитание в детском саду. Для работы с детьми 3-7 лет. М.: Мозаика-Синтез, 2007. – 276с.