Эффективные направления сотрудничества педагогов с родителями

Конференция: Современные педагогические технологии

Автор: Абросимова София Петровна

Организация: МАДОУ д/с «Детство»

Населенный пункт: Московская область, г. Котельники

Вопрос совершенствования нетрадиционных форм работы с семьями воспитанников на сегодняшний день является особенно актуальным. Детские годы – самые важные в жизни человека. И как они пройдут, зависит от взрослых – родителей, воспитателей.

В статье 18 Закона РФ «Об образовании» говорится: «Родители являются первыми педагогами.  Они обязаны заложить первые основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка в раннем возрасте».

Всем хорошо известно, что семья и детский сад составляют для ребенка на определенном этапе основную воспитательно-образовательную микросреду – образовательное пространство. И семья, и дошкольное учреждение по-своему передают ребенку социальный опыт. Но только в сочетании друг с другом они создают оптимальные условия для вхождения маленького человека в большой мир.

Традиционные родительские собрания в форме лекций, отчетов уже не находят отзыва в душе родителей и не дают желаемого результата. Идея недостаточности традиционных форм работы с родителями и необходимости целенаправленного образования родителей с целью повышения их функциональной грамотности и способности к полноправному сотрудничеству с педагогами образовательного учреждения осознаётся сегодня и родителями, и специалистами: педагогами, психологами.

Перед педагогами стоит проблема - как организовать взаимодействие семьи и детского сада, чтобы непростое дело воспитания стало общим делом педагогов и родителей? Как привлечь таких занятых и далёких от педагогической теории современных пап и мам? Как аргументировать необходимость их участия в жизни ребёнка в детском саду? Как создать условия, чтобы родители желали сотрудничать с детским садом, с удовольствием посещали родительские собрания; как сделать, чтобы им в детском саду было интересно, чтобы их посещения приносили пользу и для детского сада, и для детей?

Сотрудничество педагогов и семьи - это совместное определение целей деятельности, совместное планирование предстоящей работы, совместное распределение сил и средств, предмета деятельности в соответствии с возможностями каждого участника, совместный контроль и оценка результатов работы, а затем прогнозирование новых целей и задач.

Семья и детский сад – два общественных института, которые стоят у истоков нашего будущего, но зачастую не всегда им хватает взаимопонимания, такта, терпения, чтобы услышать и понять друг друга. Непонимание между семьёй и детским садом всей тяжестью ложится на ребёнка.

Сотрудничество педагогов строится по двум направлениям. Первое направление - просвещение родителей,передача им необходимой информации по тому или ному вопросу. Для решения вопросов могут использоваться разные формы:наглядно-информационные (выпуск газет,паспорт здоровья,листы-памятки,открытые занятия для родителей,мини-библиотека,информационные стенды,дни открытых дверей,выставка пособий,библиотека игр и упражнений и т.д.); познавательные(практикумы,индивидуальное и подгрупповое консультирование,нетрадиционные родительские собрания,устные журналы,экскурсии,видеотека, аудиотека и т.д.)

Второе направление – организация продуктивного общения всех участников образовательного пространства, т.е. обмен мнениями, идеями, чувствами.

С этой целью планируются и проводятся такие мероприятия, которые  вовлекли бы родителей и детей  в общее интересное дело, предполагающее непосредственное общение взрослых с детьми.

Основной задачей педагогов является создание условий для ситуативно-делового, личностно-ориентированного общения на основе общего дела.

Соответственно решению данной задачи выбираются и формы взаимодействия: семейные клубы, игротеки,выставки выходного дня,театральная пятница,встречи с интересными людьми,праздники,издание семейных газет,журналов,защита семейных проектов,ведение домашних читательских дневников,походы и многое другое.

Такое сотрудничество со специалистами ДОУ помогает родителям применять полученные знания и умения в работе со своими детьми дома и принять ребенка таким, какой он есть – во всех его проявлениях.

В результате такой работы: родители видят, что вокруг них есть семьи, близкие им по духу и имеющие похожие проблемы, убеждаются на примере других семей, что активное участие родителей в развитии ребенка ведет к успеху, формируется активная родительская позиция и адекватная самооценка.

И, наконец, последнее. Сама проблема содружества детского сада и семьи не нова. Но сегодня она носит творческий характер через дифференцированный подход к каждой семье и детям. Этому надо учиться…

Опубликовано: 24.10.2016