Фортепианные аппликатурные принципы в работе концертмейстера

Конференция: Современные педагогические технологии

Автор: Порфенова Лейла Завдатовна

Организация: МБУ ДО «ДМХШ №16» Ново-Савиновского района г. Казани

Населенный пункт: Республика Татарстан, г. Казань

Аппликатурное мастерство по праву считается важнейшим звеном в искусстве фортепианной игры. Однако аппликатуре не всегда уделяется должное внимание в работе концертмейстера и эта сфера является в практике концертмейстеров разработанной недостаточно. Причины такого положения дел кроются в сложности проблемы и противоречивости взглядов на ее решение. Одни концертмейстеры в выборе аппликатуры исходят из индивидуальных особенностей рук. Другие склонны к поиску элементарного удобства и ищут универсальную «аппликатуру для всех». Третьи же руководствуются не столько анатомо-физиологическими моментами в удобстве, сколько образно-звуковым содержанием музыки. Все это усложняет выявление объективных, устойчивых связей между аппликатурой и другими слагаемыми исполнительного процесса.

Повидимому поиск истины должен находиться и осуществляться с учетом синтеза всех этих мнений, так как аппликатуре важно обеспечить удобство для решения пианистических задач и помочь выявить художественно-выразительное начало. Отечественные концертмейстеры стоят преимущественно на позиции гармоничного сочетания поиска целесообразных аппликатурных приемов для достижения художественных решений.

В работе концертмейстера целесообразный выбор пальцев помогает решению многих задач: подчеркиванию выразительных моментов фразы, метро-ритмических структур, использование динамических средств для достижения большей рельефности артикуляционных моментов, наконец, помогает достижению пианистического удобства. Аппликатура предстает как концентрированное отражение эстетических и технологических проблем при условии понимания факторов, способствующих выполнению ее многообразных функций.

Отбор тех или иных аппликатурных вариантов в ходе работы над новым музыкальным материалом является творческой задачей, что не всегда осознается концертмейстерами, даже имеющими за плечами определенный опыт музыкально-исполнительской деятельности. Опора на привычные «пальцевые» штампы и стереотипы далеко не всегда обеспечивает наилучшие результаты: нередко кажущаяся легкость и простота традиционных решений оказывается иллюзорной. Можно с определенной долей уверенности утверждать: «То, как подходит к аппликатурным проблемам концертмейстер, насколько целесообразны и обоснованы его действия на клавиатуре, - все это свидетельствует об уровне его исполнительской квалификации и профессионализма».

Творческий подход к проблеме расстановки пальцев предполагает, в частности, пробу при необходимости нескольких аппликатурных вариантов с последующим анализом и выбором лучшего из них.

Аппликатуру не следует относить к исключительно техническому средству, ее функция бифункциональна, и она тесно связана как с технологией, «ремеслом» игрового процесса, так и с трактовкой музыкальных произведений. Поскольку аппликатура не обладает самостоятельным художественным значением и поэтому не может анализироваться в отрыве от музыки, от комплекса ее стилистически аргументированных выразительных средств. В процессе исполнения фортепианной партии выразительные средства (звуковысотность, метроритм, темп, динамика и т.д.) проецируются на инструментально пианистические средства (клавиатуру, аппликатуру, игровое движение). Этим и определяется равноценность слуховых и двигательно- осязательных сторон исполнения.

Анализ фортепианной аппликатуры в работе концертмейстера всегда предполагает дифференцированный подход к выявлению причинно- следственных связей между различными музыкально- выразительными и инструментально-пианистическими средствами. Концертмейстеры не могут не быть осведомлены об этом, поскольку аппликатурные проблемы представляют для них большой практический интерес.

Каждый концертмейстер хорошо понимает значение аппликатуры. Целесообразный выбор пальцев помогает осуществлять разнообразнейшие художественные задачи и способствует преодолению многих пианистических трудностей. Нередко удачно найденная аппликатура позволяет сэкономить немало времени и найти более короткий путь к достижению цели.

Быстрота и особенно точность моторной реакции на исполняемый текст зависят от аппликатурной техники, т.е. от доведенного до автоматизма умения выбрать аппликатурный вариант, наилучший в данной ситуации. Поэтому классическая аппликатура основных фортепианных технических формул - гамм, арпеджио, двойных нот и аккордов – должна войти в плоть и кровь концертмейстера и должна быть усвоена настолько прочно и глубоко, чтобы встретив в музыкальном произведении ту или иную техническую фигуру, пальцы играющего инстинктивно, как бы сами собой, занимали нужную позицию.

Знание типических аппликатурных формул облегчает разбор музыкального произведения. Выявление специфических особенностей разных пальцев развивает слуховое воображение и тембровый слух.

Чрезвычайно важно для концертмейстера изучение авторской аппликатуры композиторов. Более критично следует относиться к аппликатуре различных редакторов, тщательно продумывая ее соответствие авторскому стилю и художественно-звуковым образам.

Аппликатурное мастерство способствует интенсивному пианистическому развитию концертмейстера.

Познакомившись с большим объемом литературы и учитывая опыт работы концертмейстером в детской музыкально-хоровой школе приходишь к выводам: что фортепианные аппликатурные принципы развивают аппликатурное мышление концертмейстера и дают результаты художественного порядка.

 

Список литературы:

1. Островская Е.А. Концертмейстерское искусство: педагогика, исполнительство и психология // Фундаментальные исследования. – 2009.

2. Сахарова С.П. Воспитание концертмейстера: сборник методических статей / С.П. Сахарова. – Ростов-на-Дону: Изд-во Ростовской государственной консерватории им. С.В.Рахманинова, 2001.

3. Спиридонова В.М. О пианистической позиции ( Из педагогического опыта Казанской консерватории: Прошлое и настоящее ). Казань, 2005. Вып.2.

4. Эйсмонт Н.М. Заметки об аппликатуре. СПб., 2002.

Опубликовано: 19.09.2016