Методы и приёмы ТРИЗ и РТВ-технологии как инновационное средство развития логики и творчества дошкольников

Конференция: Современные педагогические технологии

Автор: Подмарева Лилия Хайдаровна

Организация: МБДОУ «Детский сад № 34 «Теремок»

Населенный пункт: Ульяновская область, г. Димитровград

Для современного этапа развития образования в России, в частности дошкольного, характерно широкое наличие в нем инновационных процессов. Слово (innovation) пришло к нам из английского языка и означает "нововведение", "новаторство". Философское понимание смысла инновации заключается в создании нового, общественно значимого продукта деятельности человека, обобщенно характеризуется двумя признаками: преобразованием явлений, вещей, процессов; новизной, оригинальностью. В современной педагогике термины "инновация", "инновационный" означают определенное новшество, касающееся того или иного аспекта образовательно-воспитательного процесса. Конечным результатом (прямым продуктом) творческого поиска могут быть новые технологии, оригинальные воспитательные идеи, формы и методы воспитания, нестандартные подходы в управлении.

Дошкольник в силу своей возрастной специфики – искатель. Его внимание всегда направлено на то, что ему интересно. А интерес сопровождается положительными эмоциями. Поэтому стремление к повышению качества подготовки детей к школе привело к созданию увлекательных для малышей средств и форм обучения. Мы, педагоги, стараемся использовать среди современных инноваций в дошкольном образовании именно те методики и технологии, которые не только результативны, но и увлекательны. Этим и объясняется возросший интерес к ТРИЗ- технологии в дошкольной дидактике .Используя в своей работе с детьми элементы ТРИЗ, я стараюсь реализовывать главное кредо тризовцев: "Каждый ребенок изначально талантлив и даже гениален, но его надо научить ориентироваться в современном мире, чтобы при минимуме затрат достичь максимального эффекта" (Г.С.Альтшуллер). Поэтому основной задачей я ставлю не сообщение новых знаний, а обучение способам самостоятельного добывания информации, что возможно и через поисковую деятельность, и через организованное коллективное рассуждение, и через игры и тренинги. Работая с детьми по технологии ТРИЗ, самое главное – вызвать у детей интерес к занятию, пробудить мотив к творческой деятельности. Придумать сюжет непросто для ребенка, поэтому многие сюжеты нам подсказывают сказки, мультфильмы и пр. Важно, чтобы они были близки и понятны детям, пробуждали в них творческую активность, воспитывали положительные качества личности и помогали сориентироваться в мире информации. Например, мы часто играем с ребятами в путешествия:

  • путешествия по разным сказкам: «Жихарка», «Колобок», «Три поросенка».
  • путешествия на сказочном транспорте: на воздушном шаре, на ковре- самолете,
  • путешествия в сказочный лес, где дети могут превратиться в лесных зверят и повстречаться с лесными жителями.

Главный итог этих путешествий – попасть в страну знаний и понять, что знания - это и есть главное богатство. Стараюсь заострить внимание детей на нравственной стороне, в совместной беседе выяснить, кто прав, кто виноват, что такое хорошо и что такое плохо. Разъяснить смысл каждого события, спрашивая детей, как они его понимают.

Для развития у детей творческого мышления и воображения в своей работе использую различные приемы и методы среди которых: мозговой штурм, эмпатия, морфологический анализ, метод фокальных объектов.

Очень интересен метод мозгового штурма. Он необходим тогда, когда обсуждается ситуация, из которой, на первый взгляд, нет реального выхода. Например, мы с ребятами решали такие проблемы:

  • Как спасти колобка от лисы.
  • Как выгнать лису из зайкиной избушки.
  • На чем рисовать, если нет бумаги.

Благодаря мозговому штурму дети поняли что из любой, казалось бы, безвыходной ситуации всегда можно найти выход. Таким образом у них формируются основы рационального мышления.

Одним из методов, позволяющих решить проблему творческого сочинительства, является метод каталога. Его цель – составить сказку из слов, выбранных наугад. Для этого беру любую книгу, обычно хрестоматию, и задаю вопросы, на основе которых и будет строиться сюжет, а ответ дети ищут в книге, произвольно указывая место в тексте. Предлагаемый ход сказки:

-Жил- был…

-И был он какой…

-Умел делать что…

-Делал он это потому, что…и тд.

Дети очень любят составленные таким образом сказки, так как сюжеты получаются интересными, благодаря неожиданным характеристикам и сравнениям.

Альтернативой метода каталога является метод фокальных объектов. Этот метод помогает детям в снятии психологической инерции. Цель его – установить ассоциативные связи с различными, случайными объектами. Суть метода заключается в следующем: предлагаю детям назвать три любых объекта. Затем ребята называют как можно больше выбранных свойств предметов. Дальше выбираем объект, который будем модифицировать, и поочередно приписываем ему выбранные свойства, а дети объясняют, как это выглядит и когда это бывает. Предметы получаются необычные и интересные, поэтому предлагаю детям зарисовать то, что у них получилось.

Очень любят дети играть в игру «Данетка». Этот метод помогает детям находить существенный признак в предмете, слушать и слышать ответы других, точно формулировать свои мысли, т.к. для того чтобы угадать, какой предмет находится у ведущего, можно на поставленный детьми вопрос отвечать только «да» или «нет».

Говоря о методах ТРИЗ-технологии, нельзя не сказать о методе морфологического анализа. Суть его заключается в переборе вариантов соединения определенных характеристик при создании нового образа .Решить эту задачу мне помогает игра « Чудесные вещи», разработанная Л. Е. Белоусовой., по условиям которой дети самостоятельно придумывают необычную посуду, удивительные автомобили, чудесных животных и т. д. Это хорошо развивает не только речевое творчество и креативность маленького человека, но и способствует его психологическому раскрепощению, устраняет боязнь неправильного высказывания, вырабатывает смелость в фантазии.

Это далеко не все методы и приемы технологии ТРИЗ. Но даже на описанных мной методах видно, насколько они интересны, необычны и помогают развить у ребенка речь, творческое мышление и воображение. Я заметила, что дети стали более общительными, не боятся высказать свое мнение, применяют полученные знания в повседневной жизни. Дети вместе со мной учатся нестандартно мыслить, создают собственные творения, развивают своюфантазию.

Дети, играя в ТРИЗ, видят мир во всем его многообразии. ТРИЗ учит находить позитивные решения возникающих проблем, что очень пригодится ребенку и в школе, и во взрослой жизни. Не надо плакать и огорчаться, если тебе достался кислый лимон, – сделай из него лимонад. И может быть, тогда в мире станет на одного несчастного человека меньше и на одного счастливого больше. Решая различные проблемы вместе с детьми, мы приближаемся к миру более гармоничному и совершенному.

 

 

Литература:

  1. Никологорская О. Волшебные краски. М.: АСТ-пресс, 1998.
  2. Овчар О.Н., Колягина В.Г. Формируем личность и речь дошкольников средствами арттерапии. – М.: издательство «Гном и Д», 2004.
  3. Организационно – педагогические основы компенсирующего образования в детских садах. Часть II – Уфа.: Башкирский институт развития образования, 2002.
  4. Поваляева М.А. Коррекционная педагогика. Взаимодействие специалистов. – Ростов – на – Дону, Феникс, 2002.
  5. «Программа воспитания  и обучения в детском саду» /  под ред. Васильевой М.А., Гербовой  В.В., Комаровой Т.С. – М.: Мозаика – Синтез, 2005.
  6. Рисование с детьми дошкольного возраста: Нетрадиционные техники, планирование, конспекты занятий / под редакцией Казаковой Р. – Москва, 2005.
  7. Саляхова С. Нетрадиционные техники в изобразительной деятельности. – Сборник методических статей. – Распахни окно в мир прекрасного. Выпуск IV  – Ульяновск: ИПК ПРО, 2001.
  8. Семенюк С.В. Вдохновение: технология воспитания у детей 4-7 лет культуры чувств и творческих способностей средствами изобразительной деятельности. – Методическое пособие. – Культурно-логическое образование детей дошкольного возраста, выпуск II – Ульяновск, 1997.
  9. Сома К. Учимся рисовать. М.: Издательский дом «Гамма», 1998.
  10. Тюфанова И. Мастерская юных художников СПб.: Детство-Пресс, 2004. Уроки добра и красоты./Под редакцией Потанина А., Щурковой Н. – Смоленск, 1995.
  11. Чебукина Н. Этот многоцветный мир глазами дошкольника. – Ульяновск, 1996.
  12. Швайко Г. Занятия по изобразительной деятельности в детском саду. – М.: 2001.
  13. Юркова Н. Нет ошибок в рисовании. – Обруч – 1999. - №2.

 

 

 

 

 

Опубликовано: 10.08.2016