Музыка для детей современных композиторов

Конференция: Современные педагогические технологии

Автор: Гавриш Анна Сергеевна

Организация: МКДОУ «Кореневская детская школа искусств им. А.М.Руденко»

Населенный пункт: Курская область, пгт. Коренево

   C:\Users\Аня\Desktop\image (2).jpg    Музыка для детей современных композиторов.

 

 

  “Художник – это тот, для кого мир прозрачен,

кто обладает взглядом ребенка, но в этом взгляде

светится сознание взрослого человека”.

(А.Блок)

 

Что мы знаем о профессиональных композиторах, живущих и творящих сегодня? Почти ничего. Между тем в России много новых и интересных композиторов, именно они — лицо современной России. К сожалению, новые музыкальные произведения практически отсутствуют в нашем пространстве, до музыкальных школ российской глубинки в абсолютном большинстве произведения этих композиторов просто не доходят.

Мы живем с новыми композиторами в одно время, однако не стоит ждать, когда имена этих композиторов станут очень известны, так как наши дети - юные музыканты должны разбираться не только в творчестве великих классиков, но и жить в мире современной музыки и ее создателей. Множество причин делают эту задачу трудновыполнимой. Но самая важная причина, на мой взгляд, заключается в том, что мы мало знаем об авторах современной музыки.  Композиторы Ю.Весняк, Ю. Савалов, Ю.Савельев, В.Коровицын, - они живут и сочиняют в настоящее время. Дети с удовольствием играют пьесы, сочиненные авторами, они подбирают к произведениям стихи, рисуют музыку, так как они её чувствуют. А выступления на концертах-лекциях для учащихся, преподавателей и родителей с произведениями композитора-героя очередного мероприятия, помогает учащимся в овладении концертным мастерством.

В музыке современных композиторов раскрывается перед нами мир детства – особый мир, близкий нашим детям, в котором нет места серости, унынию и будничности, где живут эмоциональная открытость, бесхитростность, внутренняя приподнятость, мечтательность и детская непосредственность.

Произведения под названиями “Шествие котят, которые слопали сметану”, “Дюймовочка”, “Гавот Чебурашки и Буратино”, “Бал в замке принца”, “Кот Василий”… Такая музыка не приемлет скуки и зубрежки, дети становятся её подлинными соавторами.

Музыка, написанная этими композиторами, уникальна разнообразием форм и жанров, тем и образов, творческих находок. Язык композиторов чрезвычайно демократичен, доступен и самым маленьким малышам и подросткам. Детская публика - это маленький народ, живущий ожиданием чуда. И дети получают его. Опыт прошедших пяти лет показывает, что чем раньше начинается приобщение юных пианистов к сочинениям современных композиторов, тем выше эффективность музыкального обучения, тем шире и глубже постигают исполнители закономерности музыкального искусства в целом. “Исполнение произведений современного композитора требует полноценного музыкального представления о его творческом стиле, ознакомления как минимум с несколькими разнохарактерными произведениями, и только тогда, научившись понимать музыкальный язык конкретного композитора, юный пианист постепенно проникается её образным миром и содержанием”.

Композитор Юрий Владимирович Савалов к великому сожалению нет в живых. Он был талантливым композитором и аранжировщиком, замечательным педагогом и просто очень хорошим и добрым человеком. Его ученики вспоминают о нем с большой теплотой и считают его самым лучшим учителем. Вот что пишет о композиторе его дочь Екатерина: “Он очень любил своих учеников, гордился их успехами, достижениями. Особенно увлеченно руководил оркестром в детской музыкальной школе. Надеюсь, что произведения, написанные им для учащихся, помогут полюбить сложный, но прекрасный мир музыки”. Юрий Владимирович играл на духовых и клавишных инструментах, руководил хором и школьным оркестром, сочинял музыку для разных инструментов. Каждая из девяти его пьес для фортепиано имеет подзаголовок: "Мама", "Признание", "Ветер странствий", "Вдохновение", "Бал в замке принца", "Прелюдия", "Марш", "Вальс", "Колыбельная". Все они очень интересные, разнохарактерные и красивые.

Композитор Владимир Коровицын родился в Великом Новгороде в 1955 году. Выпускник Новгородской ДМШ №1, выпускник Новгородского музыкального училища (по классу баяна), с отличием окончил Ленинградскую консерваторию имени Н.А.Римкского-Корсакова, лауреат Международных конкурсов, член Союза композиторов России. В настоящее время живет в родном городе. В его творческом багаже - музыка разных жанров: для хора, для камерного и симфонического оркестра, романсы, песни, духовные сочинения. Отличительными чертами музыки Владимира Коровицына являются безусловное преобладание мелодического начала и благородный, тяготеющий к традиционному гармоническому  языку . Для детей он написал сборник детских песен под названием "Радуйся солнцу" и "Детский альбом" для фортепиано. Пьесы являются прекрасным пополнением репертуара учеников. Названия пьес точно отображают их характер и настроение: "Дюймовочка", "Деревянные башмаки", "Вариации мужичок с гармошкой", "Емеля на печке едет", "Грустная принцесса", "Девичий хоровод". В сего у него восемь сборников:

 

  1. Сборник детских песен "Радуйся солнцу".
  2. Фортепианный цикл “Музыкальное путешествие по странам Западной Европы”.
  3. "Две пьесы для скрипки и фортепиано".
  4. "Пьесы для флейты и фортепиано".
  5. "Романсы на стихи поэтов "серебряного века".
  6. В юбилей Великого Новгорода Санкт-Петербургское издание “Композитор” опубликовало концерт для фортепиано с оркестром. Сочинение новгородского автора является первым сочинением подобного рода, написанным в Великом Новгороде. Оно носит название “Concerto grosso” и имеет на титульном листе посвящение 1150-летию города.
  7. Сборник пьес для фортепиано "Детский альбом". Пьесы, представленные в сборнике, являются хорошим пополнением учебного репертуара учеников ДМШ. Сборник содержит не только музыкально-инструктивные пьесы, но и отрывки из фортепианных циклов композитора:   "Русская тетрадь", "Джазовая коллекция", "Обаяние ушедших эпох". Программность пьес будит детскую фантазию, стимулируя работу над развитием образа.
  8. Сборник “Исполнение желаний”. Вот что пишет сам автор об этом сборнике. Пьесы, составившие сборник, предназначены для средних и старших классов ДМШ. Здесь есть и крупная форма (“Баллада”, “Адажио”), и этюды, и дуэты, о дефиците которых в учебной практике я знаю не понаслышке и, конечно, пьесы (“Пять пасторалей”).

Очень хотелось бы надеется, что это мелодически привлекательная, образно яркая, достаточно разнообразная по фактуре музыка найдет своих почитателей и будет востребована в педагогической и концертной практике.

Рязанский Композитор Юрий Савельев  родился на Дальнем Востоке, в семье военнослужащего, долго жил на Урале, а также в Сибири, Поволжье, на Севере и Юге России. Несмотря на то, что около 30 лет он живёт в Москве, сердце его, как он сам говорит, принадлежит Рязани. Здесь его корни (родители – родом из Рязани), здесь он учился в старших классах средней школы, окончил Рязанский медицинский институт; здесь живут его многочисленные родственники, друзья по школе, институту, соратники по искусству.

Произведения Ю.Савельева неизменно включались для печати в коллективные сборники творческого объединения композиторов и поэтов-песенников Подмосковья. В издательства Москвы и Рязани издано пять сборников композитора. С участием композитора в разное время проходили концерты в Российском Доме композиторов в Москве, в Музыкальной академии им. Гнесиных, в городах Подмосковья. Имеется  сборник фортепианных пьес  под названием «На крыльях весны».

Многоцветной палитре музыкальной культуры Дона видное место принадлежит произведениям талантливого ростовского композитора Юрия Андреевича Весняка (род. 1957). Уроженец украинской земли, Ю. Весняк дважды окончил Ростовский музыкально-педагогический институт - в 1982 году по классу баяна и четырьмя годами позднее по классу композиции. Дипломное сочинение Юрия - Симфония в трех частях - было исполнено Ростовским академическим симфоническим оркестром под управлением народного артиста России С. Когана и получило высокую оценку специалистов.
На протяжении 80-90-х годов композиторское дарование  ярко проявилось в различных жанрах. Неизменным успехом у самой строгой, взыскательной аудитории - детей и юношества — пользуется его музыка к спектаклям Ростовского театра кукол: «Карлсон» , «Сказка о рыбаке и рыбке» , «Новогодние приключения Бабы-Яги» , «Кто моя мама» , «Приключения кота Леопольда» , «Гусенок» и другим.
Фортепианные пьесы Ю. Весняка создавались в течение более чем двух десятилетий, оставаясь известными сравнительно узкому кругу профессионалов и любителей музыки. По признанию автора, он долгое время был убежден в том, что «эти миниатюры заключают в себе слишком личные размышления и переживания, которые вряд ли смогут по-настоящему взволновать слушателей. Однако позднее искренняя, непосредственная реакция публики на концертные исполнения отдельных пьес наглядно показала всю ошибочность моего убеждения» . Обнаружилось и другое: фортепианные «странички из дневника» , сочинявшиеся порознь, разделенные годами и не имеющие какой бы то ни было «умышленной» связи друг с другом (сюжетной, тематической, образной или жанровой) , ныне воспринимаются подобно циклу миниатюр. Такова внутренняя цельность, таково единство впечатления, вызываемого музыкой Ю. Весняка.  Фортепиан­ные пьесы Ю. Весняка, часто сравнивают  с поэтичным образом дождевых капель на стекле. Подобно каплям, протекают мгновения, слагаясь в годы и оставляя человеку сладостно-горькие воспоминания о безвозвратно минувшем. А художник вновь и вновь пытается «перечить» времени - стихотворной строкой, живописным этюдом «с натуры» и музыкальной миниатюрой ...

Подводя итог, хочется сказать, что  фортепианная музыка современных композиторов  доступна восприятию детей любого возраста. Произведения  интересны, они развивают творческое мышление, вызывают эмоциональный отклик у ребят. В пьесах использованы различные виды техники, применяются разнообразные приёмы игры. В образном отношении здесь множество оттенков: грусть, печаль, раздумья, радость, юмор, сказочность, волшебство. Передача душевных состояний человека сменяется зарисовками природы. Поэтому пьесы могут быть включены в  репертуарный план. Кроме того, данные пьесы могут с успехом применяться во внеклассной работе и выступлениях на конкурсах. Каждая из этих пьес не только доставит удовольствие юным пианистам, но и принесет им большую пользу разовьет их творческую фантазию, продвинет их пианистическую технику.

 

Интернет-ресурсы

  1. http:// http://clarnetsax.narod.ru/
  2. http://festival.1september.ru/articles/586623/
  3. http://anilag.ru/48.php
  4. http://www.sportal.ru
  5. http://festival.1september.ru/
  6. http://detstvo-detok.ucoz.ru/publ/57-1-0-99
  7. http://otvet.mail.ru›question/91337139
  8. http://www.litprichal.ru/work/50164/
  9. http://www.chitalnya.ru/work/752122/
  10. http://www.7info.ru›Архив›Общество›66652
  11. http://www.divamsh.narod.ru
  12. http:/ /www.clubochek.ru/lib.php?rat=14&dog=133

 

 

 

       

Опубликовано: 29.06.2016