Воспитательный потенциал современных уроков литературы и русского языка

Конференция: Современные педагогические технологии

Автор: Архипова Наталья Викторовна

Организация: МОУ СШ № 93 г. Волгограда

Населенный пункт: Волгоградская область, г. Волгоград

Урок, как главная составляющая часть образовательного процесса, предполагает решение в комплексе трех основных целей: учебной, развивающей и воспитательной.  Это аксиома школьной педагогики.  И в рамках одного урока постановка целей именно в этой последовательности логична. Тема урока сама по себе определяет тот объем знаний, которые учащиеся должны усвоить, и те умения, навыки и способности, которые возможно развить на основе изучаемого учебного материала. Воспитательный процесс на уроке, на первый взгляд,  имеет «попутный» характер, хотя реализуется на всем его протяжении: от нашего «Здравствуйте, ребята» в начале урока и «Урок закончен.  Всего вам доброго» в конце.

Но если говорить о результатах учебного процесса в целом, то именно воспитательные задачи приобретают первичную значимость. Ученик выходит в жизнь, и куда важнее для общества, для близких, для него самого, в конце концов, становится не объем знаний, усвоенных им в стенах школы, хотя и это тоже очень важно, а  духовно-нравственные качества его личности, которые формировались в том числе и на наших уроках. Поэтому нельзя не согласиться с мнением К.Д.Ушинского, утверждающего, что «обучение само по себе, вне воспитания, есть бессмыслица, ничего, кроме вреда, не приносящая».

Уроки русского языка и литературы в системе школьного образования занимают особое место. Обладая теми же воспитательными возможностями, что и другие предметы, русский язык и литература отличаются большими воспитательными возможностями, базирующимся на  содержании учебного материала – текстах художественных произведений, которые сами по себе несут воспитательный потенциал.

Мы все с детства помним строчки из стихотворения В.Маяковского:

Крошка-сын к отцу пришел,

И спросила кроха:

«Что такое «хорошо»  

И что такое «плохо»?»

Так в упрощенной форме можно выразить суть русской литературы: в ней нашли свое отражение этические и эстетические представления  нашего народа, понимание того, что хорошо и что плохо, что нравственно, а  что безнравственно, что правдиво, а  что ложно, что на самом деле ценно, а что нет.

В нашей культуре понятие «нравственная личность»  включает в себя многие духовные качества человека: доброту и умение сочувствовать, гуманность и отзывчивость, совестливость и справедливость, честность и порядочность, вежливость и тактичность, ответственность, трудолюбие, уважение к окружающим и их труду, соблюдение норм поведения, любознательность.

Уникальность и  неповторимость русской литературы заключается в особом взгляде на смысл человеческого существования. В ней сосредоточено внимание на изображении человеческой личности и нравственно-философской проблематике.

Стефан Цвейг писал: «Раскройте любую из пятидесяти тысяч книг, ежегодно производимых в Европе. О чем они говорят? О счастье... И, если мы оглянемся вокруг, на улицах, в лавках, в низких комнатах и светлых залах – чего хотят там люди? – быть счастливыми, довольными, богатыми, могущественными. Кто из героев Достоевского, Толстого, Тургенева стремится к этому? – Никто. Ни один. Русские писатели требуют очень многого от людей. Они не согласны с тем, чтобы люди ставили на первый план свои интересы и свой эгоизм».

У русского писателя А.И.Солженицына эта мысль выражена еще определеннее: «Чем отличаются русские литературные герои от западноевропейских? Самые излюбленные герои западных писателей всегда добиваются карьеры, славы, денег. А русского героя не корми, не пои – он ищет справедливости и добра». Совесть утверждалась нашими писателями как основная мера всех вещей. Не частные вопросы, но важнейшие, всеобщие – волновали сознание и душу творцов русской литературы.

Русская литература всегда была гордостью и совестью нашего народа, потому что для нашей национальной психологии характерно повышенное внимание к душе, совестливости, к яркому и меткому слову, которым можно убить и воскресить, втоптать в землю и вознести до небес. Литература в школьном изучении полифункциональна по своим целям и задачам, полифонична по содержанию: в ней звучат голоса писателей, исторических эпох и литературных направлений. В художественных произведениях поднимаются вопросы этики, эстетики, политики, а иногда даже стратегии и тактики боевых сражений. Но самое главное – проблема души и духа отдельного человека и целого народа.

Размышления над произведением, его анализ, интерпретация помогают учащимся познакомиться с особенностями русского видения мира, понять и познать себя как представителя русской нации.

Почти в каждом художественном произведении ученики смогут найти ответы на вопросы, связанные с постижением ими нравственного мира героев, особенностями их поведения, взаимоотношений. В процессе восприятия художественного произведения школьники  усваивают сложные мировоззренческие понятия о месте человека в жизни, о его целях и устремлениях, убеждаются в правильности тех или иных решений, получают опыт нравственной оценки

Иногда тема урока литературы позволяет весь урок  полностью посвятить духовно-нравственному просвещению. Уже в пятом классе при знакомстве с произведениями устного народного творчества идет обстоятельный разговор о трудолюбии, мужестве, стойкости при защите Родины, патриотизме, осуждаются малодушие, трусость, себялюбие, лень, праздность.

Какие душевные свойства человека соответствуют задачам наших дней? Какие нравственные и эстетические качества ты хотел бы видеть в окружающих тебя людях и какие, по-твоему, необходимо воспитывать в себе? Каким человеком тебе хочется стать? На эти вопросы пятиклассникам помогают ответить герои литературных произведений, в том числе и любимые сказочные герои. Детей восхищают подвиги Ивана – крестьянского сына, сражения, в которых он одолевает чудовищ. Анализируя события сказки «Царевна – лягушка», выясняем, какие поступки совершает Иван – царевич. Слова о чувствах Ивана – царевича особенно нужны в данном случае. Пощадив зверей, Иван – царевич совершает добрый поступок, вызванный душевным порывом: «Пожалел Иван – царевич селезня – не тронул его, пошёл дальше голодный… сжалился Иван – царевич над щукой, бросил её в море…» Именно эти поступки и раскрывают внутренний мир героя, его доброту, отзывчивость и доброжелательность. Поэтому и помогают Ивану – царевичу и звери, и люди найти Василису Премудрую.

По своему настроению, идейной направленности сказка А.С. Пушкина «О мёртвой царевне и о семи богатырях» очень близка к русским народным сказкам. Школьники открывают для себя нравственный пафос сказки: истинная красота – в сочетании высоких душевных качеств с внешней красотой человека. Эта идея и выражается в столкновении царевны с царицей – мачехой, в борьбе двух начал жизни – добра и зла. Царевну любят и защищают, видя в ней воплощение лучших человеческих достоинств, идеал красоты. Побеждает верность в любви, красота истинная над ложной.

Рассказ В.Астафьева «Конь с розовой гривой» открывает шестиклассникам добрый и светлый мир народной жизни, увиденный детскими глазами. Писатель ставит важные нравственные вопросы, заставляя читателя задуматься о дружбе, долге, честности и правдивости, об истинной доброте и человечности. Рассказ В.Астафьева  приобщает юных читателей к тем лучшим духовным ценностям, которые были выработаны многовековой историей народа.

Из сказа Н. С. Лескова «Левша» школьники узнают, что автор  увидел российскую жизнь неблагополучной и неустроенной и нашёл возможность обновить  и улучшить её. Писатель считал, что надо поставить во главу угла человека, его духовное возрождение. Поэтому во всех произведениях Лескова главное – это человек и его стремление к добру. Что вкладывает Левша в понятие «отечество, родина»? Прежде всего, для него это дом и семья: «у меня дома родители есть». Родина для Левши – это вера: «наша русская вера самая правильная». Никакие злые обстоятельства не убили в Левше чувство патриотизма. Идея патриотизма – основная в произведении.

Лесков считал, что потребность делать добро – самая главная в человеке. Такая потребность есть у Левши, такая же потребность есть у учительницы Лидии Михайловны, героини рассказа В. Распутина «Уроки французского». Эстетическая задача изучения произведения состоит, чтобы ученики опирались не только на содержательную сторону произведения, но и могли сами проанализировать тот или иной эпизод, оценить поступок героя.

Ярким примером раскрытия проблемы чести, достоинства, нравственного выбора служит повесть А.С.Пушкина «Капитанская дочка». Мысль автора о моральной ответственности человека за все происходящее вокруг увлекает ребят при изучении рассказа Л.Толстого «После бала», завораживает ребят верность в любви в трагедии У.Шекспира «Ромео и Джульетта» призывает быть милосердным, иметь чувство сострадания повесть В.Железникова  «Чучело».

Огромное значение имеет литература и в патриотическом воспитании, ведь патриотизм – одна из составляющих нравственного воспитания. Вряд ли можно считать нравственным человека, не знающего историю своего народа, своей Родины, родного языка и литературы. Богатыми возможностями воспитательного воздействия обладают произведения о Великой Отечественной войне. Именно в военной прозе сходятся волнующие современного читателя проблемы долга и личной ответственности за судьбу отечества, мира, проблемы нравственного выбора и исторической  памяти.

Книги о войне несут огромный воспитательно-патриотический заряд. Они о беззаветной стойкости нашего народа. В лучших произведениях о войне мы находим ключ к решению проблем сегодняшнего дня,  прежде всего проблем нравственных. Эти книги заставляют гордиться своей страной, своим народом, помогают понять самого себя, осознать значение каждого человека, заставляют искать свое место в жизни, по–доброму относиться к окружающим людям.

В руках у учителя литературы — самое богатое наследие в мире, самое влиятельное на душу учение о добре, самые чудные страницы о детстве... Это могучая духовная защита, опора и очень чуткий, надежно выверенный историей и национальными традициями культурный компас - ограда от зла, тьмы и нищеты душевной и духовной...

Сегодня, когда одной из важнейших проблем нашего общества является возрождение духовности, когда мы возвращаемся к нашим истокам, у учителя есть богатые возможности для того, чтобы сделать уроки литературы уроками нравственности, добра и красоты. Уроки литературы должны стать поистине уроками «нравственного прозрения». Они могут стать таковыми – глубочайший нравственно-эстетический потенциал русской литературы дает для этого основания.

Вот почему в современных условиях на русский язык и литературу как учебные предметы возлагается особая миссия – воспитание духовно-нравственной личности, обладающей высокой степенью осознания себя гражданином России.

И вот почему нельзя не согласиться с мнением  главного редактора журнала «Роман-газета XXI век» В. Ганичева о том, что «без воспитания любви к русскому языку и к великой отечественной литературе не возродится русский народ, не утвердится ни подлинная свобода, ни согласие, ни мир и любовь среди наших людей».

Очень хочется, чтобы наши ученики видели в прошлом и настоящем примеры, достойные уважения, чтобы гордились родной землей и людьми, на ней выросшими.

 

Литература:

  1. Гуляков, Е.Н. Новые педагогические технологии: развитие художественного мышления и речи на уроках литературы: метод. пособие / Е.Н. Гуляков. - М.: Дрофа, 2006.
  2. Современный урок русского языка и литературы / под ред.З.С. Смелковой. - Л.: Наука, 1990.
  3. Чернилевский Д.В. Духовно-нравственные ценности образовательной системы России XXI века / Д.В. Чернилевский. - М.: РИО МГТА, 2003.
Опубликовано: 28.06.2016