Формирование представлений о космосе у старших дошкольников

Конференция: Современные педагогические технологии

Автор: Бородачева Елена Борисовна

Организация: ГБДОУ детский сад № 5 Пушкинского района

Населенный пункт: Ленинградская область, г. Санкт-Петербург

С давних времён взоры людей были устремлены в небо. Начиная с первых шагов по земле человек ощущал свою зависимость от звёздного неба, которое притягивало его, гипнотизировало и наполняло его душу то тревогой, то радостью. И даже  взрослый порой воображает себе удивительные картины, то , что говорить о детях, фантазёрах и выдумщиках, которые живут в сказочных и фантастических мирах, летают во сне и мечтают о космических путешествиях и встрече с инопланетянами…

В начале учебного года, дети моей подготовительной группы начали засыпать вопросами, почему звёзды светятся, кто придумал лето, далеко ли до Солнца и что такое комета, и я решила, что самое время в доступной форме познакомить их с азами астрономии (которая мне самой очень интересна), помочь понять устройство окружающего нас  мира, а также развить интерес к познанию.

Для достижения успешного результата я попыталась разработать концепцию, направленную на ознакомление детей с нашей планетой, с Солнечной системой. Метеоритами, кометами, астероидами, с наиболее известными созвездиями и мифами, связанными с ними. 

Цель данной концепции: создать условия для развития познавательной деятельности детей, развитию их умственных способностей, абстрактного и ассоциативного мышления; воспитывать интерес к исследованиям и любознательность.

К своей работе я подошла следующим образом.

Вначале я разбила очень большой объём информации по теме «Космос» на блоки. Получились следующие разделы  по которым осуществлялись НОД, беседы, игры.

  1. «Планеты и звёзды»-даже взрослому очень тяжело осознавать бесконечность Вселенной, а тем более дошкольникам, для которых и свой дом сродни галактике. Поэтому ,вначале я рассказывала ребятам о нашей планете-Земле, о материках и океане, полюсах и экваторе.

«День и ночь», «Лето-Зима»- почему происходит смена дня и ночи, времён года? На эти глобальные вопросы, мы отвечали при помощи подвижных игр, экспериментов.

  1. «Солнце и планеты»-на этом этапе мы знакомились с нашей звездой, планетами Солнечной системы. Используя модели, выяснили, что они очень сильно разнятся по величине (Юпитер-большой мяч, Плутон-фасолинка, Земля сравнима с горошиной) Очень интересный объект изучения Луна. При помощи глобуса и мяча, мы узнали, что означают фазы Луны, какие события на Земле тесно связаны с ними.
  2. «В гости к звёздам»-что представляют собой крохотные точки на небе? Какого цвета они на самом деле? Какие рисунки составляют они в космосе? Почему они носят именно данные имена?-прочитав  достаточно много научной литературы, я пыталась дать детям ответ на вопросы ,не забывая ,впрочем и древнегреческие мифы, которые объяснили нам названия самых известных созвездий.
  3. «Первые космонавты»- Юрий Гагарин потряс воображение ребят, а беспородные собачки Белка и Стрелка вызвали очень много положительных эмоций .Мы познакомились и с видами различных летательных аппаратов, одеждой космонавтов- а , главное, было раскрыто значение космических полётов для человечества в целом
  4. «Кто такие инопланетяне? Существуют ли они? Как они могут выглядеть? На каких кораблях могут к нам прилететь?» на данные ответы, которые в принципе пока не имеют ответа, мы пытались дать ответы вместе, развивая тем самым фантазию детей.

После каждого блока бесед, мы старались  закрепить  тему и совершенствовать знания по ней в художественно-продуктивной деятельности, а реализовать знания в играх (сюжетно-ролевых, подвижных и пр.) Большое значение я попыталась уделить занимательным опытам и экспериментам  В них мы опытным путём устанавливали как вращается Земля вокруг  Солнца, Луна вокруг Земли, смена времён года, дня и ночи, Лунную поверхность в кратерах. На мой взгляд, проведённые мероприятия, побуждали детей думать, пытаться установить причинно-следственные связи между явлениями и развивали абстрактное мышление.

В результате всех мероприятий  я убедилась ,что у детей систематизировались знания по развитию представлений о космосе они овладели элементарными представлениями об астрономии. У ребят значительно активизировался словарь путём введения определённых терминов  в практику общения . Появился интерес к поисковой деятельности в процессе проведения экспериментов и опытов.

После проведённой работы я позволила себе сделать следующий вывод-астрономия наука не только для взрослых! Дети старшего дошкольного возраста, при создании определённых условий, при использовании различных форм  и методов работы, вполне способны усвоить достаточно сложные знания. Тема космоса безгранична и великолепна, потому что даёт пищу детской фантазии, развивает нестандартность мышления, стимулирует познавательный процесс и желание постоянно узнавать что-то новое!!

Опубликовано: 29.03.2015