Влияние физкультминуток на физическое состояние и умственную работоспособность детей

Конференция: Современные педагогические технологии

Автор: Широкова Наталия Владимировна

Организация: МАДОУ «Детский сад №8»

Населенный пункт: Пермская область, г. Кунгур

Воспитывать детей физически совершенными – значит, добиваться, чтобы они с ранних лет были здоровыми и закалёнными. Дошкольный возраст является важнейшим этапом в формировании здоровья детей.

Для решения задач улучшения здоровья детей дошкольного возраста, используются различные средства физического воспитания. Комплексное использование всех средств (гигиенические факторы, естественные силы природы, физические упражнения и другие) эффективно воздействуют на организм.

Гигиенические факторы  включают в себя режим дня, сна, бодрствования, питания; гигиену одежды, обуви. Неоспорим тот факт, что ребёнок, получающий нормальное питание, растёт и развивается правильно, гармонично. Достаточно длительный, здоровый сон обеспечивает отдых и повышает работоспособность нервной системы. Соблюдение режима дня и двигательной активности приучают ребёнка к организованности, дисциплинированности.

Естественные силы природы (солнце, воздух, вода) повышают функциональные возможности организма. Использование природных факторов в сочетании с движениями, физическими упражнениями улучшают приспособительные функции организма ребёнка.

Двигательные действия, совершаемые ребёнком, достаточно разнообразны. Способствуя удовлетворению потребности ребёнка в движении, они одновременно и развивают его.

Для полноценного физического развития и укрепления здоровья детей дошкольного возраста необходим особый двигательный режим, отличающийся разнообразием форм физического воспитания. Одной из таких форм являются физкультурные минутки.

Физкультминутка как форма активного отдыха во время малоподвижных занятий достаточно широко применяется с детьми дошкольного возраста.

Специальными научными исследованиями установлено, что двигательные нагрузки в виде физкультминуток на занятии снимают застойные явления, вызываемые продолжительным сидением за столом, дают отдых утомленным мышцам, а также органам зрения и слуха. Физкультминутки проводятся в паузах на занятиях по развитию речи, рисованию, формированию элементарных математических представлений. Утомление детей обычно наступает после 10-12 минуты. Оно сказывается на их поведении: ребята отвлекаются, шумят, переговариваются. Эти признаки служат для педагога сигналом того, что дети устали, и необходимо дать им возможность отдохнуть, переключив на другой активный вид деятельности. Продолжительность физкультминуток 2-3 мин.

Их цель – уменьшение утомления и снижение отрицательного влияния однообразной рабочей позы;активизация внимания детей и повышение способности к восприятию образовательного материала.

Требования при организации физкультминуток:

- упражнения должны быть просты, интересны и хорошо знакомы детям;

- выполнять упражнения следует вместе с детьми, при этом демонстрируя собственную увлеченность;

- упражнения должны быть удобны для выполнения на ограниченной площади;

- произносить тексты физкультминуток воспитатель должен максимально выразительно: то, повышая, то, понижая голос, делая паузы, подчеркивая отдельные слова, а движения выполнять синхронно с текстом или в паузах;

- выбрав две или три физкультминутки, постепенно заменяйте их новыми. Наиболее понравившиеся стихи и упражнения можно оставить в своем репертуаре и возвращаться к ним по желанию детей.

- никогда не принуждайте делать физкультминутку, если у ребенка нет на это желания;

- если видите, что дети работают сосредоточенно, то проводить физкультминутку не следует, иначе можно рассеять их внимание, отвлечь от задания и потом вернуть детей к работе будет очень сложно.

В комплекс физкультминуток необходимо включать хотя бы по одному упражнению, направленному на активную работу различных мышечных групп, их расслабление, на формирование и укрепление осанки, для выпрямления позвоночника, расширения грудной клетки, для ног, рук. Ещё помимо физических элементов могут входить упражнения для глаз, упражнения на дыхание, самомассаж.

 

Игровые упражнения на мышечное расслабление.

 

«Как у наших у зверят».

Как у наших у зверят                                           (хлопки в ладоши)

Лапки весело стучат

Топ – топ – топ, топ – топ – топ.                         (топание ногами)

А устали ножки,

Хлопают ладошки:

Хлоп – хлоп  - хлоп, хлоп – хлоп – хлоп            (хлопают в ладоши)

А потом в присядочку (приседания)

Пляшут звери рядышком.(прыжки на месте)

А как пустятся бежать –

Ни кому их не догнать.(бег на месте)

 

«Улыбнись».

Вверх и вниз рывки руками,

Будто машем мы флажками.

Разминаем наши плечи,                                            (одна рука вверх, другая вниз

Руки движутся на встречу.                                        рывками руки меняются)

Руки в боки. Улыбнись.

Вправо  - влево наклонись.                                       (наклоны в стороны)

Приседанья начинай.

Не спиши, не отставай.                                              (приседания)

А в конце -  ходьба на месте

Это всем давно известно.                                           (ходьба на месте).

 

 

Упражнения для пальчиков и рук.

 

«Вот помощники мои».

Вот помощники мои, их как хочешь поверни:        (смотрим на раскрытые ладони)

И вот эдак, и вот так, не обидятся никак.               (потираем руками)

Раз, два три, четыре, пять.                                       (хлопаем в ладоши)

Не сидится им опять.                                                (встряхиваем кистями)

Постучали,                                                                 (стучим по столу)

Повертели.                                                                 (круговые движения кистью)

И работать захотели.                                                 (потираем руками)

Поработали немножко,                                             (хлопаем в ладоши)

Мы дадим им отдохнуть.                                          (сложили ладони вместе)

Постучали,                                                                  (стучим по столу)

Повертели.                                                                  (круговые движения кистью)

И опять обратно в путь.                                             (хлопаем в ладоши)

 

«Дождик».

Меж еловых мягких лап

(поглаживаем подушечками пальцев поверхности стола)

Дождик кап – кап – кап.

(стучим пальцами по столу)

Где сучок давно засох,

Серый мох, мох, мох.

(касаемся стола первым и пятым пальцами раскрытых рук)

Где листок  к листку прилип,

Вырос гриб, гриб, гриб.

(поднимаем руки над столом, пальцы то складываем вместе, то раскладываем широко)

Кто нашёл его друзья?

(указательным пальцем правой руки касаемся поочерёдно всех пальцев левой руки)

Это я, я, я!

(сжимаем все пальцы левой руки, кроме мизинца, показываем его).

 

Самомассаж кистей и пальцев рук.

При проведении игрового самомассажа происходит интенсивное воздействие на кончики пальцев рук, что стимулирует тактильные ощущения, нормализует мышечный тонус, повышает функциональную деятельность головного мозга, тонизирует и оздоравливает весь организм.

1. Надавливание сильно сжатыми четырьмя пальцами одной руки на основание большого пальца, середину ладони, основание пальцев другой руки.

2. Растирание ладоней шестигранным карандашом с постепенным увеличением усилий.

3. Растирание ладоней движениями вверх, вниз.

4. Растирание боковых поверхностей сцепленных пальцев.

5. Разминание, затем растирание каждого пальца вдоль, затем поперёк.

6. Грецкий орех положить между ладонями, делать круговые движения, постепенно увеличивая нажим и темп. Можно выполнять упражнение с двумя грецкими орехами, перекатывая один через другой, одной рукой, затем другой.

7. Разминание кисти правой руки пальцами левой и наоборот, затем поочерёдное растирание.

 

Массаж для пальчиков рук.

(Дети соединяют поочерёдно мизинцы, потом безымянные пальцы и т.д., до больших пальцев под счёт).

Раз, два, три, четыре, пять,

(затем хлопают в ладоши)

Вышли пальчики гулять.

(А вслед за этим идёт поочерёдный массаж пальцев от основания к ногтю по внешней стороне правого большого пальца).

Этот пальчик самый сильный.

(левого большого пальца)

Самый толстый и большой.

(правого указательного пальца)

Этот пальчик для того…

(левого указательного пальца)

Чтобы показать его.

(правого среднего пальца)

Этот пальчик самый длинный…

(левого среднего пальца)

И стоит он  в середине.

(правого безымянного пальца)

Этот пальчик безымянный…

(левого безымянного пальца)

Он избалованный самый.

(правого мизинца)

А мизинчик хоть и мал…

(левого мизинца)

Очень ловок и удал!

(после этого дети интенсивно растирают кисти рук, и встряхивают их).

 

Упражнения для глаз используют на каждом занятии и при каждом длительном зрительном напряжении. Упражнения делаются до тех пор, пока они выполняются легко.

Проводится на 10 - 11 минуте в течении 2 – 3 минут на занятиях, связанных со зрительным напряжением, на 17 – 18 минуте на занятиях первая половина которых не связана со зрительной работой.Во время выполнения упражнений для глаз дети сидят в свободной позе.

Зрительная гимнастика в стихах

Раз –налево, два – направо,

Три –наверх, четыре - вниз.

А теперь по кругу смотрим,

Чтобы лучше видеть мир.

Взгляд направим ближе, дальше,

Тренируя мышцу глаз.

Видеть скоро будем лучше,

Убедитесь вы сейчас!

А теперь нажмем немного

Точки возле своих глаз.

Сил дадим им много-много,

Чтоб усилить в тыщу раз!

 

Упражнения на дыхание необходимо выполнять ежедневно, включая их в физкультурно-оздоровительную гимнастику; во время занятий, включая их в организующий момент или в физкультминутку. Упражнения лучше проводить в игровой форме, чтобы дети выполняли их с интересом и удовольствием.

«Кто дольше сможет подуть на листики? »

У педагога на нитках листья разных деревьев. «Посмотрите, дети. К нам вместе с ветерком прилетели эти листики. Они такие красивые, легкие. Давайте, как ветерок, подуем на эти листики, вот так. (Показать, как нужно дуть). Интересно, чей листик дольше других сможет покружиться на ветру. Педагог смотрит, чтобы дети не надували щеки, не напрягались, дули на листики легко и спокойно.

«Эхо»

Педагог громко произносит на выдохе звук: а-а-а-а. А ребенок тихо отзывается : а-а-а-а. Можно играть, употребляя гласные звуки, а также сочетания: ау, уа, ио. и т. д. и отдельные слова: «Ау, Оля! Ау Петя! ».

Дошкольники во время занятий с желанием выполняют физкультминутки, быстро усваивают их. Результатом является восстановление устойчивости внимания, поднятие общего тонуса, повышение работоспособности.

Здоровье детей – наша забота, и применение физкультминуток – один из этапов работы по его сохранению.

Список литературы:

  1. Ковалько В. И. Азбука физкультминуток для дошкольников. - М.: «ВАКО» 2005.
  2. Бардышева Т. Ю. Пляшут мои ручки. - М. : Карапуз –дидактика, 2005.-33с.
  3. Черенкова Е. Ф. - Оригинальные пальчиковые игры. - М. : ООО «ИД РИПОЛ классик», ООО Издательство «Дом. XXI век», 2007. – 186 с.
  4. Абрамов Э. Н. Физкультминутки в образовательном процессе / Институт повышения квалификации и переподготовки работников образования Курганской области. – Курган, 2007. - 53 с.
  5. Курамшин Ю. В., Попов В. И. Теория и методика физической культуры. – СПб., 1999.
Опубликовано: 28.06.2016