Опыт применения технологии дистанционного обучения в процессе изучения дисциплины «Психология»

Конференция: Современные педагогические технологии

Автор: Иконникова Жанна Ильинична

Организация: ГПОУ Читинский педагогический колледж

Населенный пункт: Забайкальский край, г. Чита

Дистанционное обучение - это система взаимодействия субъектов образовательно­го процесса посредством информационно-образовательной среды, позволяющей об­мениваться учебной информацией на расстоянии.

Дистанционное обучение (далее ДО) представляет собой целеустремленный, систематически организованный процесс вооружения обучаемых знаниями, навыками, умениями посредством использования совокупности традиционных и новых информационных, телекоммуникационных образовательных технологий с помощью специализированной информационно-образовательной среды независимо от места нахождения обучаемого и обучающихся.

Цель ДО – предоставление обучающимся непосредственно по месту жительства возможности освоения основных (базовых) и (или) дополнительных профессиональных образовательных программ профессионального образования на основе педагогически организованных информационных технологий.

Дистанционное обучение естественным образом интегрируется в реальную систему обучения учебного заведения, совершенствуя и развивая ее за счет создания мобильной образовательной среды, обеспечивая принципиально новый уровень доступности образования, равные образовательные возможности самым широким слоям населеия при сохранении его качества.

Основу образовательного процесса при дистанционном обучении составляет целенаправленная и контролируемая интенсивная самостоятельная работа обучаемого, который может учиться в удобном для себя месте, по индивидуальному плану, имея при себе комплект специальных средств обучения и согласованную возможность контакта с преподавателями по телефону, электронной и обычной почте, а также очно.

Черты ДО: гибкость, модульность, параллельность, охват, экономичность, технологичность, социальное равноправие, интернациональность.

На данный момент в теории и практике накоплен богатый опыт использования дистанционных технологий в образовании, что позволило выйти на единое понимание и формулирование основных терминов, определений открытого, в том числе, и дистанционного.

Дистанционное обучение имеет явные преимущества для обучаемых по сравнению с традиционной системой. Такими преимуществами являются:

  • доступность получения образования для сравнительно большого числа желающих учиться, место проживания которых значительно удалено от месторасположения учебного заведения;
  • реальная возможность реализации ускоренного варианта получения образования;
  • получение сравнительно более высокого качества образования вследствие осуществления тщательной профессиональной подготовки по дисциплинам учебного плана. Это достигается за счет использования автоматизированных обучающих и тестирующих систем, специализированных учебно-методических пособий, сопровождаемых тестовыми вопросами, заданиями для самоконтроля; оперативного обновления методического обеспечения учебного процесса;
  • достаточная гибкость в выборе учебного заведения, места и времени обучения;
  • экономия на транспортных расходах;
  • реальная возможность одновременного обучения в нескольких образовательных учреждениях;
  • значительное расширение оперативных контактов студентов с преподавателями за счет использования электронной почты, аудио и видеоконференций.

Перечисленные преимущества в конкретных условиях будут проявляться по-разному.

С развитием дистанционного обучения связано появление концепции "открытого" обучения (по-русски его лучше обозначить как свободное обучение). Отличием свободного обучения является практически не ограниченное разнообразие курсов и программ обучения, причем не ограниченное ни по содержанию, ни по срокам изучения, ни по формам обучения, ни по видам образования.

Главным принципом этого вида обучения является принцип свободного выбора. С развитием свободного обучения видоизменились взаимосвязи междуобучающимися и обучающими и самим обучением: появилось реальное вовлечение обучающегося в процесс обучения.

Можно выделить следующий ряд дидактических требований, которые могут рассматриваться как принципы организации дистанционного обучения:

  • владение возможностями информационно-коммуникационных технологий субъектами образовательного процесса;
  • соответствие содержания учебных программ современным научно-практическим достижениям в данной отрасли знаний;
  • сознательность, активность и самостоятельность обучающихся при руководящей роли преподавателя-консультанта;
  • систематичность и последователь­ность в предоставлении учебно-методичес­ких материалов;
  • стимулирование положительного отношения студента к учебно-познаватель­ной деятельности;
  • гуманизация образовательного про­цесса, предполагающая направленность обучения на потребности личности, прояв­ление творческой индивидуальности и активности.

Современная педагогическая наука часто использует понятие «технология», которое пришло «к нам вместе с развитием ком­пьютерной техники и внедрением новых компьютерных технологий». Исследования технологий в российском образовании широко представлены в работах таких авторов как В. П. Беспалько, В. В. Гузеев, М. В. Кларин, Б. Т. Лихачев, Г. К. Селевко, В. А. Сластенин, С. А. Смирнов, П. И. Пидкасистый, В. Ю. Питюков и др.

Технология дистанционного обучения - это способ систематического планирования, управления и оценивания всего процесса учебно-познавательной деятельности студентов в режиме виртуального общения с преподавателем.

Сущностными чертами технологии дистанционного обучения являются:

  • «управляемость (диагностическое целеполагание, осуществление мониторинга учебного процесса, его необходимая коррекция);
  • эффективность (соответствие образовательным стандартам, возможность достижения поставленных целей обучения, минимальные временные и экономические затраты);
  • воспроизводимость (возможность применения другими преподавателями)»

В технологии дистанционного обучения можно выделить четыре взаимосвязанных этапа:

  1. диагностический этап - его задачей является изучение образовательных по­требностей студентов, уровня их обученности, возможности трансляции содержания учебной дисциплины в виртуальном пространстве;
  2. обучающий этап - задача этого этапа состоит в реализации программы учебной дисциплины на основе инновационного подхода с учетом индивидуально-лич­ностных особенностей обучающихся;
  3. координирующий этап - сводится к диагностике приобретенных общекультурных и профессиональных компетенций студентов в процессе дистанционного обучения, внесению элементов коррекции в состояние усвоенных знаний и приобретенных умений;
  4. результативный этап - в качестве основной задачи рассматривается проведение педагогического мониторинга для анализа состояния удовлетворенности образо­вательных потребностей и интересов студентов, а также определения программы дальнейшего саморазвития и самосовершенствования.

Каждый этап технологии дистанционного обучения предполагает использование соответствующих форм, методов и средств обучения, отвечающих идее психолого- педагогической дистанционной модели учебно-познавательной деятельности.

Поступательное развитие информационно-коммуникационных технологий на современном этапе профессионального образования позволило разработать и внедрить на базе Регионального ресурсного центра «ИКТ в образовании» технологию дистанционного обучения для студентов специальности Дошкольное образование.

Рассмотрим использование технологии дистанционного обучения на примере учебной дисциплины «Психология».

На первом, диагностическом этапе технологии дистанционного обучения выявлялся уровень базовой подготовки и мотивации к обучению студентов с применением анкет-опросников. Результаты диагностики послужили основанием для проектирования индивидуальных образовательных траекторий в условиях дистанционного обучения.

На втором этапе технологии дистанционного обучения был разработан учебный кейс для изучения дисциплины «Психология» в режиме дистанционного взаимодействия с преподавателем-консультантом».

Кейс включает в себя три основные части: вводную, содержательную и заключи­тельную. Вводная часть кейса посвящена знакомству с тематическим планированием дисциплины.

В результате освоения дисциплины обучающийся должен уметь:

  • Выявлять индивидуально – типологические и личностные особенности воспитанников;
  • Применять знания психологии при решении педагогических задач

В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать:

  • особенности психологии как науки, ее связь с педагогической наукой и практикой;
  • основы психологии личности;
  • закономерности психического развития человека как субъекта образовательного процесса, личности и индивидуальности;
  • возрастную периодизацию;
  • возрастные, половые, типологические и индивидуальные особенности обучающихся, их учет в обучении и воспитании;
  • особенности общения и группового поведения в школьном и дошкольном возрасте;
  • групповую динамику;
  • понятия, причины, психологические основы предупреждения и коррекции социальной дезадаптации, девиантного поведения;
  • основы психологии творчества.

Данный этап позволяло студенту заранее увидеть возможную перспективу в ос­воении новых учебных знаний.

Содержательная часть кейса включает разделы и тематику учебной дисциплины, необходимые средства, обеспечивающие возможность их усвоения.

 


ЛИТЕРАТУРА

  1. Информационные  технологии в научной деятельности. Курс для аспирантов , соискателей и молодых ученых. Сост.: Богатырева, П.А. Косарев. [Электронный ресурс] http://www.tsput.ru/res/informat/aosit/Lection3.htm#_Toc117301368. Дата обращения 20.06.2016
  2. Кульбах О.С., Заварзина Н.Ю., Зинкевич Е.Р. Опыт применения технологии дистанционного обучения на факультете клинической психологии // Педагогическое образование в России, 2013, № 6
  3. Педагогика профессионального образования: учеб.пособие для студ. вузов / Е. П. Белозерцев, А. Д. Гонеев, А. Г. Пашков и др.; под ред. В. А. Сластенина. М.: Академия, 2007.
  4. Педагогика: педагогические теории, системы, технологии : учеб.пособие для студ. сред. пед. учеб. завед. / С. А. Смирнов, И. Б. Котова, Е. Н. Шиянов и др.); под ред С. А. Смирнова. М. : Академия, 1999.
  5.  Хабибулина Эльвира Мавлетбаевна, Дистанционное обучение: основные термины, принципы и модели [Электронный ресурс] http://nsportal.ru/vuz/pedagogicheskie-nauki/library/2011/12/07/distantsionnoe-obuchenieosnovnye-terminy-printsipy-i   Дата обращения 20.06.2016
  • opit.docx.. 1,3 МБ
  • Опубликовано: 23.06.2016