Современные подходы к организации работы по формированию экологической культуры школьников средствами туристско-краеведческой деятельности

Конференция: Современные педагогические технологии

Автор: Латыпова Алина Салиховна

Организация: МБОДО «ЦДТ г. Азнакаево»

Населенный пункт: Республика Татарстан, г. Азнакаево

На протяжении своей истории люди пытались в большей или меньшей степени установить согласие с окружающей средой, чтобы обезопасить условия своего существования. Установление этого согласия определялось степенью исторического развития общества и уровнем экологической культуры населения.

Экологизация образования требует, прежде всего, развития экологического сознания, воспитания новой личности с экологическим мировоззрением. Это ставит перед системой образования принципиально новые задачи.

Главная педагогическая задача состоит в организации процесса познания окружающего мира, в том числе изучение самого себя и установлении гуманистических взаимоотношений с окружающим природным и социальным миром. Эта задача с успехом решается в процессе туристско-краеведческой деятельности экологической направленности. На сегодняшний день общепризнанно, что изучение школьниками своей малой Родины служит воспитанию гражданственности, патриотизма, уважения к Российскому Отечеству, а также способствует формированию экологической культуры личности. Экологическое краеведение в органичном взаимодействии с туристскими походами, экспедициями и экскурсиями - чрезвычайно перспективные области деятельности, отличающиеся многообразием, творческим поиском, доступностью для учащихся всех возрастных групп. Туристско-краеведческая деятельность является комплексным средством всестороннего развития детей, способствует более глубокому пониманию и конкретизации изучаемых в школе материалов, обогащению новыми экологическими знаниями и закреплению их в практической деятельности.

В практике педагогов туристско-краеведческой направленности нашего Центра сложились формы теоретической и практической деятельности, эффективно способствующие формированию экологической культуры: экологические конференции, экологические акции, слеты, работа на экологической тропе, экспедиции, велопоходы, однодневные и многодневные походы, эколого-туристские лагеря и др. Ведь именно от наличия действенных методов и форм обучения, программно-методического обеспечения, как в школьном, так и в дополнительном образовании, зависит рост уровня экологической культуры школьников. Также важна последовательность в реализации экологического образования.

Особенно актуальна в современных условиях «Практическая экология», которой наши педагоги уделяют большее внимание. Кроме теоретических знаний необходимо научить учащихся осуществлять природоохранные, восстановительные работы, работать своими руками, вносить свой вклад в дело охраны природы. На доступных примерах объяснить детям, по каким законам функционирует биосфера, и, в каких отношениях между собой  находятся живые организмы на планете. Эти занятия обязательно должны подкрепляться практикой – это участие в природоохранных акциях организованных на территории своего района «Марш парков», «День Земли», «Поможем реке», «Зимняя кормушка», операция «Елочка» и других.

Важно показать результат этой работы, чтобы в глазах ребят возросла значимость работы эколога. Для этого необходим выход в «массы». В дополнительном образовании этому способствует «Экологическая журналистика», предназначенная школьникам, начинающим журналистам, а также участникам природоохранного движения для создания своих газет, журналов, чтобы сделать более эффективной свою информационную работу и находить отклик на свои действия, направленные на охрану природы в обществе, среди населения, администрации и других органов. Необходимо научить детей готовить свои материалы в печать, тем самым сделать экологическую тему актуальной для всех, привлечь еще больше единомышленников взаимодействуя с печатными органами. Дети получат навыки, необходимые юному журналисту, научаться работать со СМИ и другими информационными органами, выбирать актуальные темы и грамотно их освещать. Чтобы освещать свою деятельность в сети Интернет можно создать собственную группу, например в социальной сети «В Контакте», где учащиеся могут выложить фото и информацию о своей природоохранной и туристско-краеведческой деятельности, а также привлечь еще больше сторонников, и просто общаться, обмениваться информацией, обсуждая в группе.

Экологическая тропа для школьников – это экскурсионный маршрут, проложенный на местности, ключевыми пунктами которой являются природные объекты, на примере которых можно показать состояние природных комплексов и антропогенную нагрузку на данную территорию. Известно, что экскурсии на природу в основном проводятся в традиционной форме, в пределах одного биотопа: парк, лес, пруд и т.д. Наши педагоги заменили экскурсии экологическими тропами, ведь это простая, но очень действенная наглядная методика экологического воспитания школьников. Разработка экологической тропы поможет раскрыть некоторые последствия отношений природы и человека. Тропу может разработать любой педагог самым простым (ненаучным) способом, а методом наблюдения и анализа, сведения информационных данных.

Экологический десант довольно действенная форма экологической практической деятельности, применяемая нашими педагогами, во время которой решаются конкретные задачи по благоустройству и очистке специально отведенных мест для отдыха и установка аншлагов - щитов с надписью, очистка стоянок от мусора, леса от сухостоя, расширению русла неблагоустроенных родников, чтобы вода свободно текла и уходила в землю и не происходило заболачивание подхода к роднику, и чтобы отдыхающие могли беспрепятственно брать воду из родника.

Велопоход – это интереснее, чем просто гонять по улицам города на велосипеде. Во время велопохода маршрут необходимо строить так, чтобы большая часть пути проходила по грунтовым дорогам, а не по проезжей части. Велопоход удобный способ прохождения экологической тропы или сбора материала для создания новой, а также для совершения экологического десанта. Если велопоход организовать в весенне-летний период на холмистой местности, то можно увидеть сурков, пасущихся возле нор и хищных птиц. Спустившись вниз попить воды в роднике, пересечь реку, в которой можно походить босиком, прохладная вода хорошо снимает усталость ног, появляется легкость в ногах, что необходимо для продолжительного велопохода, а когда рядом плавают гуси, утки удовольствие удваивается. Остановившись на обед возле ручья, обозначенного на карте, можно полакомиться земляникой. То поднимаясь наверх, то съезжая вниз по грунтовым дорогам, преодолевая сложный маршрут, дети укрепляют свои силы, главное они преодолевают что-то в себе. Так как маршрут проложен по старым заросшим дорогам, по тем местам, где почти не ходят люди, детям открывается прекрасный вид, все это огромное пространство, которое они видят перед собой вокруг, дает ощущение немыслимой свободы, легкости.

Лыжные походы в близлежащий лес. Зимой у наших педагогов сложилась традиция проведения лыжной тренировки в лесу. Пройтись по красивому смешанному лесу в хорошую зимнюю погоду – одно удовольствие. На 10-километровом маршруте, разработанном педагогами, встречаются дремучие места с темными ельниками и сосняками, это те отдаленные участки леса, куда зимой без лыж и не попадешь. В лесу встречается много дятлов. Зимний лес совсем другой, и во время остановки для перекуса с бутербродами и чаем из термоса ощущаешь себя как бы в сказочном лесу.

«Туристическая подготовка» юных экологов направлена на приобретение основных знаний о своем крае, технике и тактике туризма, ориентирования на местности, ведения краеведческих наблюдений и исследований, инструкторской деятельности в своем классе, школе, кружке. Ведь эколог, прежде всего турист, путешественник, и должен уметь выживать на природе, обладать специальными туристическими навыками. Практические занятия по туристской подготовке предусматривают проведение однодневных и многодневных походов различной сложности по своему району и за ее пределы.

Занятия по скалолазанию. Детям нравится экстрим. Для того чтобы обеспечить детям «полезные» виды экстрима наши педагоги предлагают юным туристам экстремальные занятия по скалолазанию. Недалеко от нашего города есть невысокие скалы. Лазание производится на двух трассах обычным лазанием и с помощью жумара, специального приспособления в виде кольца с защелкой, через эту защелку проходит веревка. Когда лазаешь с жумаром нагрузка на руки больше, чем на ноги. Некоторые дети не ожидают от себя, что долезут доверху. А после того как долез до вершины чувствуешь себя героем: ведь ты проделал что-то сложное и переживаешь прежде неизведанные ощущения, а главное преодолел свои страхи и неуверенность. А сверху открывается прекрасный вид, это огромное пространство, которое ты видишь перед собой вокруг дает ощущение немыслимой свободы, легкости, деревья плавно раскачивающиеся на ветру, этот ветер, дующий мягко и приятно, твои товарищи рядом… Начинаешь чувствовать себя изнутри и твоя душа радуется своему счастью: «Вот это жизнь! Как она прекрасна! Как прекрасен мой родной край!»

Педагоги проводят занятия в нашем собственном экстрим-городке, где педагоги с помощью родителей соорудили деревянные препятствия для проведения в дальнейшем командообразующих игр, во время которых дети должны были научиться доверять своей команде, сплотиться и все вместе пройти сложные препятствия в игровой форме. Этап - «Падение на доверие». Учащийся стоит  на столбе высотой 120 см, вкопанном в землю, и задом падает на руки товарищей, стоящих позади него на земле в два ряда друг против друга. Они протягивают  руки вперед и крепко смыкают их  между собой. Образуется своеобразная колыбель, на которую падает смельчак. Здесь нужно упасть прямо, не согнувшись. Тогда вес распределится равномерно на руки страхующих. Внутри себя участнику нужно преодолеть страх и научится доверять товарищам. А страхующим – не отпустить руки во время нагрузки, учитывая, чтоб без твоих рук товарищам будет сложнее, а для падающего не безопаснее. Ясно, что при первом прохождении этот этап дополнительно страхуется  надувным матрацем или матами. Этап «Переход по болоту» предполагает прохождение заболоченного участка, кочки – параллельно лежащие, неподвижно закрепленные на земле 4 бревна, по ним проходит с помощью жердей одновременно вся команда. Если кто-то коснется ногами земли,  группа начинает проходить весь этап заново. На этом этапе вырабатывается командное мышление, необходимо вовремя подать руку, подставит плечо, задержать товарища, чтобы он не упал назад, взаимопомощь, умение договориться в какой последовательности лучше отправлять участников. Команда может состоять от 2 до 20 человек. На этом этапе у детей бывает много смеха и веселья. Также в экстрим-городке есть мега-лестница длиной 12 метров позволяющей залезть довольно высоко на сосну, чтобы выполнить следующий этап «Прыжок на перекладину»: прыгнуть с сосновой  ветки на висячую перед собой на расстоянии 1,5 метра перекладину, крепко ухватиться и повиснуть на ней. Скорее всего, это самый экстремальный этап, поэтому занятие на нем проводиться с помощью страховки, страхует взрослый, и если учащийся не допрыгнет до  перекладины или не крепко за нее ухватиться, он повисает на страховочной веревке,  и его спускают вниз как паука на веревке. Этот этап предварительно два раза проверяет взрослый с большим стажем туристской практики, чтобы убедиться, что страховка держит, перекладина закреплена удобно для прыжка. Прохождение этапов «Объемная паутина», «Тайский мост», «Горные пики» и «Летающая тарелка» также нравится детям, и даже удачно пройдя их, они возвращаются на них еще и еще.

В чем же действенность таких занятий в экстрим-городке? Ребенок в возрасте 11-17 лет растет как личность, узнавая свои моральные и физические возможности. Открывая в себе новые качества, постоянно поднимая свою планку, он сделает успехи и в учебе (интеллектуальной сфере), и в других сферах личностного развития. Преодолеть страх, побороть свою неуверенность, научиться доверять сверстникам и заботиться о них – вот некоторые показатели личностного роста у детей в подростковом периоде. Укрепляясь физически, ребенок укрепляет свой моральный дух, что является важным в воспитании достойного гражданина нашей страны.

Выводы. Проблема формирования экологической культуры не теряет своей актуальности в любом возрасте, ведь именно от того как человек относится к природе, от его знаний, готовности к бескорыстной экологической деятельности на практике, согласующейся с требованиями бережного отношения к природе, зависит само существование жизни на Земле. Каждое время предъявляет свои требования к качеству и содержанию образования, как основного, так и дополнительного. Специфику нашего времени необходимо увидеть в увеличение внимания к экологической составляющей в образовании. Но важно понимать, что для выхода из экологического кризиса одних экологических знаний и умений явно недостаточно, сохранение природной среды должно стать насущной потребностью человека, а формировать экологическую культуру необходимо начиная с дошкольной ступени и выше во всей системе образования, усиливая вертикали основного образования параллелями дополнительного. Необходимо взять на вооружение положительные практики экологической деятельности опытных педагогов, у которых в ходе многолетней работы сложились формы теоретической и практической деятельности, эффективно способствующие формированию экологической культуры. Ведь, в конечном счете, именно от наличия последовательных действенных теоретических и практических методов и форм обучения, программно-методического обеспечения, зависит рост уровня экологической культуры школьников.

Опубликовано: 23.06.2016