Личностно-ориентированное обучение как средство для самореализации и саморазвития учащихся ДШИ

Конференция: Современные педагогические технологии

Автор: Шлыкова Ольга Владимировна

Организация: МАУ ДО «ЛДШИ»

Населенный пункт: Тверская область, г. Лихославль

Дополнительное образование детей — это особая сфера, которая должна быть не только местом их обучения и воспитания, но и пространством для саморазвития и самореализации. Поэтому предметом технологий в дополнительном образовании должны становиться способы организации различных видов деятельности, способствующих педагогической поддержке решения ребенком задач и проблем саморазвития и самореализации, а не только содержание и способы организации образовательного процесса. Система дополнительного образования имеет все возможности для вариативной педагогической деятельности. Специфические особенности этой системы позволяют реально учитывать индивидуальные способности, потребности и интересы детей, дают возможность организовывать образовательный процесс с учетом различного уровня умственного, физического, культурного и социального развития детей. Существующая вариативность создает возможность для быстрой и безболезненной коррекции программы дополнительного образования и технологии ее реализации в зависимости от возможностей и способностей конкретного ребенка. Таким образом, объективные условия дополнительного образования детей позволяют реализовывать личностно-ориентированные технологии обучения и воспитания, в которых ребенок рассматривается не только как личность, которой предстоит приобрести определенные качества, знания, развитие, а рассматривается как ценность, со своими интересами, потребностями, взглядами, жизненным опытом.

Содержание, методы и приемы личностно ориентированных технологий в ДШИ направлены, прежде всего, на то, чтобы раскрыть и использовать субъективный опыт каждого ребенка, помочь становлению его личности путем организации творческой познавательной деятельности. И результативность таких технологии зависит не только от того, какие знания и умения удастся ему передать и насколько педагог сможет его подготовить к вхождению в общество, но и от того, насколько, при этом, удастся не «сломать» ребенка, сохранив и развив те положительные задатки, которые в нем уже существуют. Основой личностно-ориентированной педагогической технологии является понимание и взаимопонимание, общение и сотрудничество, равенство во взаимопонимании.

Творчество, познавательный поиск являются основным способом существования ребенка в пространстве личностно — ориентированного образования. Но духовные, физические, интеллектуальные возможности детей еще слишком малы, чтобы самостоятельно справиться с творческими задачами обучения и жизненными проблемами. Ребенку нужны педагогическая помощь и поддержка. Это внимательное, приветливое отношение к детям, доверие к ним, использование разнообразных творческих форм, диалогичное общение, позитивная оценка достижений, что  обеспечивает общую педагогическую поддержку всех детей и создает для этого благоприятный эмоциональный фон доброжелательности, взаимопонимания и сотрудничества. А также и индивидуально-личностная поддержка, которая предполагает диагностику индивидуального развития и выявления личных проблем детей, отслеживание процессов развития каждого ребенка.

К личностно — ориентированным относятся технологии, основанные на педагогике сотрудничества. Целевые ориентиры таких технологий заключаются в переходе от педагогики требований к педагогике отношений, в гуманно-личностном подходе к ребенку, а также в единстве обучения и воспитания. В педагогике сотрудничества принято выделять четыре основных направления:

  1. Гуманно-личностный подход к ребенку. Ребенок ставится в центре педагогической системы учреждения. Задача любого воспитательно-образовательного учреждения — опираясь на внутренние силы, задатки, способности и возможности детей, использовать их для более полного и свободного развития личности.
  2. Дидактически активизирующий и развивающий комплекс. Содержание обучения выступает не как самоцель образовательного учреждения, а как средство развития личности. В этом случае обучение ведется обобщенным знаниям, умениям, навыкам и способам мышления. Для него характерны интегративность и вариативность.
  3. Концепция воспитания, которая включает в себя: актуализацию личности школьника, развитие его творческих способностей, возрождение национальных и культурных традиций, сочетание индивидуального и коллективного воспитания, постановка трудной цели. 
  4. Педагогизация окружающей среды. Важнейшими социальными институтами, формирующими подрастающую личность, являются семья, школа и социальное окружение. Результаты определяются совместными действиями всех трех источников воспитания.

Личностно-ориентированные технологии  имеют деятельностно-творческий характер, способствуют поддержке индивидуального развития ребенка, предоставляют ему необходимое пространство свободы для принятия самостоятельных решений, творчества, выбора содержания и способов обучения и поведения. Именно  учреждения дополнительного образования, такие как ДШИ,  имеют условия для наиболее полной их реализации. Хотя, много зависит и от субъективных факторов, таких, например как личность и желание педагога, возможности и направленность деятельности педагогического коллектива.

Опытные педагоги органично сочетают в своей работе воспитание – выявление и развитие лучших задатков ученика и  обучение – передачу ученику знаний, умений приёмов исполнительской работы. Руководящие принципы педагогов – воспитателей: установление контакта с каждым учеником в процессе творческой работы, развитие и поощрение инициативы ученика, уважение к ученику как к становящейся личности. Конкретное проявление такого отношения – умение слушать ученика, замечать и поддерживать привлекательные черты его исполнения, как бы скромны они ни были, улавливать, а порой даже угадывать, проблески замысла. Такое отношение повышает веру ученика в свои силы, его энергию и увлечение работой, его готовность добиваться того, что он ещё не умеет делать. Преподаватели инструментального класса в большей мере, чем любые другие, должны обладать таким богатым и гибким воображением и использовать такой запас наводящих на нужные ассоциации слов, которые соответствовали бы духовному уровню и силе воображения учащихся.

Воспитание инициативы и самостоятельности ученика начинается с развития умения разбираться в нотном тексте и на его основе создавать свой исполнительский замысел. Уже от младшего школьника педагог вправе требовать грамотного разбора текста, понимания авторских ремарок и умения передать их выразительный смысл. Лишь после этого начинается совместная работа над музыкальным произведением.

Подлинный педагог пользуется самыми разными методами воздействия на ученика. Особое значение имеет эмоциональное воздействие, которое способно передать ученику увлечение искусством, вызвать восторг перед прекрасным. В инструментальном классе успешно применяются две, на первый взгляд, сходные, но по существу различные формы такого воздействия.  Первая – законченное исполнение педагогом разучиваемого произведения с целью увлечь ученика, дать ему по возможности совершенный образец. Вторая – показ произведения с разных сторон, яркое выявление отдельных средств исполнения, юмористическое воспроизведение отрицательных черт исполнения ученика, сравнение изучаемого произведения с другими, в чём - то сходными или контрастирующими ему. Такая форма работы способствует поддержке индивидуального развития ребенка, предоставляет ему необходимую свободу для принятия самостоятельных решений, развивает интеллектуальные способности ребёнка и побуждает к активной творческой деятельности.

Педагог даёт ученику импульс к развитию, активному самосовершенствованию и самореализации, побуждает к  творческим исканиям, сам же в этом случае незаметно наблюдает, даёт советы, направляет ученика. В своей книге «Об искусстве фортепианной игры» Г.Г. Нейгауз отмечает, что одна из главных задач педагога – привить ученику самостоятельность мышления, методов работы, самопознания и умения добиваться цели.

Личностно-ориентированный метод обучения в инструментальном классе ДШИ реализуется на основе продуманного индивидуального плана, составляемого на каждого ученика. Индивидуальный план – это не просто список произведений, намеченных к изучению, а педагогический диагноз и прогноз. Планирование и индивидуальный подход к ученику неразрывно связаны. Где нет продуманного плана, там всегда есть опасность сбиться на шаблон. Индивидуальный план включает в себя характеристику ученика,  обоснование задач на ближайший период, преимущественные методы воздействия и репертуар. При составлении плана педагог обязательно учитывает принцип педагогической целесообразности, учитывающий индивидуальные особенности развития каждого ученика.

В процессе обучения в ДШИ, школьники участвуют в различных конкурсах, выступают  на  концертах перед разными категориями населения ( в детских садах, общеобразовательных школах, учреждениях культуры и др.), реализуя свои творческие способности и актуализацию личности. Участвуют в мероприятиях, посвящённых возрождению национальных и культурных традиций, таких как творческие вечера к юбилеям русских и зарубежных композиторов и поэтов, памятным датам русской истории.

Обучение в ДШИ проходит в тесной связи  семьи и школы. Родители посещают открытые уроки, классные и общешкольные концерты и мероприятия, принимают активное участие в совместных классных поездках на культурные мероприятия. В Детской школе искусств создана особая социальная и культурная среда, способствующая формированию творческой личности ребёнка.

Таким образом, использование личностно — ориентированных технологий, более того, сама суть педагогического процесса в этом направлении изначально ориентирована на личность, так как основывается на принципах гуманизма, добровольности, дифференциации и индивидуализации обучения. На практике реализация личностно-ориентированных технологий в Детской школе искусств заключается в создании особой воспитательно-образовательной среды, ориентированной не только на получение ребенком определенных знаний и умений, но и осуществляющей педагогическую поддержку, позволяющую приобретать социальный опыт, коммуникативные навыки, удовлетворять индивидуальные познавательные потребности, а главное — саморазвиваться и самореализовываться.

 

Список использованной литературы:

  1. Достал Я. Ребёнок за роялем. М.: «Музыка», 1989 г.
  2. Милич.Б.  Воспитание ученика – пианиста. М.: «Кифара», 2012 г.
  3. Нейгауз Г.   Об искусстве фортепианной игры. М.: «Музыка», 1987 г.
  4. Якиманская И.С.  Личностно – ориентированное обучение в современной школе. М.: Сентябрь, 1996 г.

 

Опубликовано: 20.04.2016