Краеведение как эффективное средство социализации обучающихся с интеллектуальными нарушениями (из опыта работы МБОУ «Североморская школа-интернат» ЗАТО г. Североморска)

Конференция: Современные педагогические технологии

Автор: Витусевич Светлана Александровна

Организация: МБОУ «Североморская школа-интернат

Населенный пункт: Мурманская область, г. Североморск

Любовь к родному краю, знание его истории – основа, на которой только и может осуществляться

рост духовной культуры всего общества.

 (По Д.С. Лихачёву).

 

В изменившихся социально-экономических и политических условиях происходит постепенный перенос акцентов с интересов государства на интересы личности. При этом существенно меняется образовательная парадигма, переосмысливаются ее цели, задачи, содержание, технологии, вызываются к жизни новые процессы и явления. К таковым  относится процесс духовно-нравственного воспитания…[6]

Резкое ухудшение морально-нравственной обстановки в обществе, отсутствие чётких нравственных ориентиров у подростков, подмена жизненных ценностей – всё это не способствует формированию духовно-нравственного компонента личности подростка. Поэтому перед обществом и государством стоит проблема духовно-нравственного воспитания и развития детей, проблема формирования личности с активной жизненной позицией, сознательным отношением к общественному долгу. Эту проблему можно назвать одной из ключевых, т.к. именно духовно-нравственное становление нового поколения является важнейшим условием развития современной России, необходимым условием для решения проблем и приоритетных национальных задач в современном обществе.

В формировании духовно-нравственного компонента личности современного подростка играют роль такие факторы, как семья, школа, подростковые группы, средства массовой информации, Интернет.  Ценности личности, конечно, в первую очередь формируются в семье, но зачастую входят в противоречие с ценностями, которые навязываются извне. В связи с этим  ключевая роль в духовно-нравственном воспитании и развитии, нравственном сплочении общества отводится образованию. Школа – единственный социальный институт, который проходят все граждане России. Именно в школе наиболее системно, последовательно и глубоко происходит воспитание личности ребёнка.

Особенно актуальной эта проблема остаётся в сфере специальной педагогики. Дети с интеллектуальным нарушением, в связи со свойственной им неразвитостью мышления, слабостью усвоения общих понятий и закономерностей сравнительно поздно начинают разбираться в вопросах общественного устройства, в понятиях морали и нравственности, что не способствует успешной социализации в обществе. Их представления о нравственности и духовности неполноценны и поверхностны. Дети данной категории узнают правила морали от учителей, от родителей, из книг,  но не всегда могут действовать в соответствии с этими нормами либо воспользоваться ими в привычной конкретной ситуации, основываясь на рассуждениях. Поэтому такая категория детей в силу своих психофизических особенностей, неустойчивости нравственных понятий,  внушаемости, легче поддаются дурным влияниям и совершают неправильные действия. Нравственное воспитание и обучение  учащихся с ограниченными возможностями в интеллектуальном развитии в благоприятных социальных условиях дает возможность не только сформировать у них позитивное мировоззрение, но и сделать его достаточно устойчивым. Цель педагогов – развитие духовно-нравственного компонента личности, без которого социализация детей с ограниченными возможностями здоровья можно считать неполноценной.

Духовность и нравственность – это два понятия, без которых, по нашему мнению, невозможно современное воспитание и развитие. Формирование нравственных понятий, духовности – очень длительный и сложный процесс. Невозможно за несколько месяцев воспитать в детях нравственные чувства.  Поэтому педагогический коллектив нашей школы разработал долгосрочный проект, цель которой – воспитание в детях нравственного чувства, подведение их к подлинной духовности. В разработанном проекте  большое значение уделяется изучению родного края, которое, по нашему мнению, считается одним из основных источников обогащения детей знаниями о малой родине, воспитания любви к ней, формирования активной гражданской позиции. Через понимание своей малой родины происходит формирование гражданской идентичности, сопричастность к стране, её прошлому, настоящему и, главное, к будущему.

Академик Д.С. Лихачёв, в чьём обширном творческом наследии имеется множество трудов по краеведению, подчеркивал важность этой науки, причем не только в научном, познавательном, но и в воспитательном плане. По мнению Лихачёва, чувство любви к Родине нужно заботливо взращивать. «Краеведение учит людей любить не только свои родные места, но и знания о них, приучает интересоваться историей, искусством, литературой. Это – самый массовый вид науки» [5].

Краеведение – знание комплексное. Оно опирается и на междисциплинарные научные взаимосвязи, и на первичные наблюдения житейской практики, и на запечатленное в народной памяти. Краеведение в школе помогает детям осознать свою связь с окружающим миром,  значимость наследия родного края в своей жизни, в жизни близких людей, в общей судьбе народов России. Когда ребёнок понимает, какое место в истории России занимает его малая родина, он ощущает гордость за себя, за свой край. Безусловно, всё это и воспитывает в личности ребёнка чувство любви и патриотизма к России. В процессе реализации проекта с использованием краеведческого материала в урочной и внеурочной деятельности, учащиеся получают личные впечатления, которые усиливают эффективность формирования нравственного, гражданского, историко-культурного, эстетического компонентов личности. Таким образом, изучение краеведческого материала формирует цельную систему знаний по истории родного края, расширяет познавательную сферу, развивает исследовательские навыки и творческие способности, вырабатывает навыки самообразования и является важным средством духовно-нравственного воспитания и развития детей.  

Точкой отсчёта рождения  долгосрочного социально-образовательного проекта под названием «Через познание малой родины к истокам нравственности и духовности» послужило участие в городском интеллектуально-познавательном марафона Общеобразовательных Учреждений ЗАТО г. Североморск  «Этих дней не смолкнет слава» при  Доме детского творчества имени Саши Ковалева в 2009 г.  Для участия в марафоне была создана творческая группа, которая разработала школьный мини-проект «Создаем Книгу Памяти».  Проект был приурочен 65-летию освобождения Заполярья от немецко-фашистских войск. Созданная детьми под руководством педагогов творческой группы в рамках школьного мини-проекта «Книга памяти», заняла III место в городском конкурсе рукотворных книг «Война в судьбе моей страны» в мае 2010 года.

В результате работы творческой группы по разработке мини-проекта «Создаем Книгу Памяти» была отмечена активность, заинтересованность детей в изучении родного края, поэтому было принято совместное решение педагогов и детей разработать и реализовать проект по формированию духовно-нравственных качеств школьников через изучение краеведческого материала.  К новому учебному 2010-2011 году был разработан проект и его основные направления реализации.

Целью проекта явилась: целенаправленная работа по формированию духовно-нравственных качеств, социальной компетентности школьников через изучение краеведческого материала.

Задачи проекта:

  • реализация системы программных мероприятий, направленных на развитие духовных, нравственных качеств, социального здоровья личности;
  • знакомство учащихся с особенностями и характерными чертами истории родного края, традиционной народной культурой  через различные виды краеведческой   деятельности;
  • формирование потребностей в изучении истории и культуры родного края и воспитание познавательного интереса к истории малой родины;
  • духовное  и  нравственное развитие личности  учащихся;
  • воспитание гражданской идентичности, качеств патриота своей Родины, активной гражданской позиции, развитие социальной активности;
  • формирование этических норм и культуры внешнего поведения учащихся.
  • развитие творческой и исполнительской активности, привитие конкретных трудовых, исследовательских навыков учащихся в процессе освоения местного краеведческого материала.

Основные направления реализации проекта:

  • «Мой край в истории страны» – формирование гражданственности и патриотизма учащихся, исторического сознания на основе духовно-исторических ценностей родного края;
  •  «Природа Кольского края» – расширение знаний учащихся о природе родного края, воспитание экологического сознания учащихся;
  • «Города Мурманской области» – историко-культурное краеведение;
  • «Культура саамского народа» – изучение истории коренного населения Кольского полуострова, саамского фольклора, устоев и обычаев;
  • «Памятники христианской культуры» – воспитание духовно-исторической индивидуальности учащихся;
  • «Взаимодействие школьного коллектива и шефов-воинов» – расширение социального партнерства.

Формы реализации проекта: урочная и внеурочная деятельность, социальное партнёрство.

  выставки, встречи с интересными людьми, конкурсы, викторины, тематические и обзорные экскурсии.

Проект ориентирован на учащихся 5-9 классов с интеллектуальным нарушением.

Срок реализации проекта: 5 лет.

Принципы реализации проекта:

1.Принцип историзма.

Реализуется путём сохранения хронологического порядка описываемых явлений и сводится к историческим понятиям.

2.Принцип гуманизма.

Предполагает умение педагога видеть в ребёнке полноправного партнёра, а также ориентироваться на высшие общечеловеческие понятия – любовь к семье, родному краю, Отечеству.

3.Принцип дифференциации.

Создание оптимальных условий для самореализации каждого ребёнка в процессе освоения знаний о родном городе, области, страны с учётом возраста, накопленного опыта, особенностей эмоциональной и познавательной сферы  и др.

4.Принцип интегративности.

Реализуется в сотрудничестве с семьёй, библиотекой, областными и городскими музеями, шефами-воинами Управление поисковых аварийно-спасательных работ Северного Флота (УПАСР СФ), духовенством.

 Планируемый результат: в ходе реализации проекта создаются условия для формирования, воспитания и развития гражданско-патриотических и духовно-нравственных качеств подростков, положительной динамики личностного роста учащихся, расширения среды социального партнёрства, как условия приобретения коммуникативной компетентности учащихся, являющейся неотъемлемой частью успешной социализации детей данной категории.

Этапы работы над проектом.

Проект реализуется в несколько этапов:

  • 2010-2012 гг. 1 этап под названием «Города под Северным сиянием», приурочен к  95-летию города Мурманска, 60-летию г. Североморска;
  • 2012-2013 гг. 2 этап «Край, в котором я живу», приурочен к 75-летию Мурманской области;
  • 2013-2015 гг. 3 этап «Моя малая родина – часть великой России», приурочен  к 70-летию освобождения Заполярья от немецко-фашистских войск и 70-летию Великой Победы в Великой Отечественной войне.

Для наиболее рационального определения маршрута учащихся во время реализации проекта на начальном этапе  в октябре 2010 г. была проведена стартовая диагностика и оценка духовно-нравственного развития учащихся 5 и 6 классов, численностью 8 и 10 человек соответственно. Для достижения поставленной цели исследования нами был использован, наряду, с собственными целенаправленными наблюдениями за поведением подростков,  комплект методик:

  • методика В.И. Андреева «Тест на оценку духовно-нравственного развития личности» [1]. В основе теста лежит метод независимых экспертных оценок, когда духовно-нравственное развитие конкретного ученика оценивается учителем-предметником, классным руководителем и воспитателем.
  • тест «Мой герб» автор В.С. Кукушин, направленная на выявление морально-нравственного облика учащегося [4];
  • методика ранжирования В.С. Кукушина, направленная на определение жизненных ценностей ребёнка [4].  

Данные диагностики были обработаны и интерпретированы. Результаты представлены ниже.

Методика Андреева – тест «Духовно-нравственного развития», представляет субъективную оценку духовно-нравственного развития учащихся экспертами: учителем-предметником, классным руководителем и воспитателем. Экспертам раздаются карточки оценки духовно-нравственного развития ученика с указанными качествами личности человека (агрессивность – доброжелательность, равнодушие – отзывчивость, раздражительность – спокойствие и т.д.), и они оценивают уровень актуального, по их мнению, достигнутого духовно-нравственного развития учащихся по десяти качествам, которые указанны в карточке.

Коэффициент духовно-нравственного развития рассчитывается по средним показателям экспертов, используя формулу (К=У+Кл.рук.+В)/3, где У – средний балл по результатам оценок учителя-предметника, Кл. рук. – средний балл по результатам оценок классного руководителя, В – средний балл по результатам оценок воспитателя класса. Исходя из методики, в которой уровень духовно-нравственного развития производится по 10 балльной шкале и  производится подсчёт суммарного числа баллов за 10 диагностируемых качество по формуле представленной выше, можно выделить следующие уровни:

  • 10-30 - баллов – низкий уровень;
  • 31-46 – уровень ниже среднего;
  • 47-54 – средний уровень;
  • 55-70 – уровень выше среднего;
  • 71-90 – высокий уровень.

По результатам данной методики:

  • в 5 классе из 100% (8 человек) низкий уровень развития духовно-нравственного развития имеют 12,5% (1 человек), ниже среднего – 50% (4 человека), средний – 37,5%  (3 человека);
  • в 6 классе из 100% (10 человек) низкий уровень развития духовно-нравственного развития имеют 30% (3 человека), уровень ниже среднего – 40% (4 человека), средний уровень – 30% (3 человека).

Техника проведения теста «Мой Герб» В.С. Кукушина состояла в том, что на

изображении герба, который делиться на пять секторов, дети должны были записать: сектор 1 – «Девиз моей жизни», сектор 2 – «Самое важное событие в моей жизни», сектор 3 – «Самый добрый поступок моей жизни», сектор 4 – «Самое большое желание», сектор 5 – «Я в будущем». Обработка результатов показала, что:

  • сектор «Девиз моей жизни». В 5 классе из 100% (8 человек) относительно гуманный девиз жизни, но с выгодой для себя определили 87% (7 человек), антигуманность и ожесточённость проявил 1 человек, что составляет 13%.  В 6 классе из 100% (10 человек) относительно гуманный девиз своей жизни, но с выгодой для себя определили 90% (9 человек), 10% (1 человек) определил антигуманный девиз своей жизни.
  • сектор «Самое важное событие в моей жизни». В 5 классе из 100% (8 человек) гуманную ценность событий определяют 13% (1 человек), прагматический взгляд на жизнь  - 62% (5 человек), безразличие – 25% (2 человека). В 6 классе из 100% (10 человек) гуманную ценность событий определяют 40% (4 человека), прагматический взгляд на жизнь – 50% (5 человек), безразличие – 10% (1 человек).
  • сектор «Самый добрый поступок моей жизни». В 5 классе из 100% (8 человек) неосознанность поступка показали 75% (6 человек), безразличие к поступкам – 25% (2 человека). В 6 классе из 100% (10 человек) масштабный характер поступка 10% (1 человек), неосознанность поступка – 70% (7 человек), безразличие – 20% (2 человека).
  • сектор «Самое большое желание». В 5 классе из 100% (8 человек) житейский уровень желания показали 50% (4 человека), аморальный уровень – 50% (4 человека). В 6 классе из 100% (10 человек) житейский уровень желания показали 90% (9 человек), аморальный уровень – 10% (1 человек).
  • сектор «Я в будущем». В 5 классе из 100 % (8 человек) житейский уровень планирования своего будущего показали 75% (6 человек), аморальный – 25% (2 человека). В 6 классе из 100% (10 человек) житейский уровень планирования своего будущего показали 60% (6 человек), аморальный – 40% (4 человека).

Результаты теста показали, что морально-нравственный облик учащихся 5 и 6 классов

находится на среднем, а также низком уровне. Ответы учащихся указывают на прагматический взгляд на жизнь, антигуманность, безразличие, а в единичных случаях – ожесточённость.

Методика ранжирования В.С. Кукушина проведена в два этапа. На первом этапе из шести предложенных ценностей (мир, природа, жизнь, Отечество, здоровье, любовь) дети выбрали:

  • в 5 классе из 100%  (8 человек) ценность мир  выбрали 87% (7 человек), здоровье – 75% (6 человек), жизнь – 62% (5 человек);
  • в 6 классе из 100% (10 человек) ценность жизнь выбрали 80% (8 человек), здоровье и любовь по 60% (6 человек) соответственно, мир – 50% (5 человек).

На втором этапе предлагалось проранжировать выбранные ценности по значимости.

Результаты, полученные на втором этапе диагностирования по данной методике показали, что:

  • в 5 классе из 100% (8 человек) на первое место поставили ценность жизнь 37, 5% (3 человека),  на второе место – ценность мир и здоровье поставили по 37, 5 % (по 3 человека) для каждой ценности соответственно;
  • в 6 классе из 100% (10 человек) на первое место ценность жизнь поставили 70% (7 человек), на второе место – мир 40% (4 человека), здоровье и любовь по 30% (по 3 человека) соответственно.

Анализ и интерпретация данных, полученных на двух этапах данной методики, показали, что в 5 и 6 классах у детей с ограниченными возможностями здоровья с интеллектуальным нарушением в развитии нет чётких определений жизненных ценностей и не сформированы ценностные ориентиры.

Таким образом, полученные результаты диагностирования учащихся 5 и 6 класса детей с интеллектуальным нарушением, подтвердили, что у детей данной категории недостаточно сформирована в единстве своих компонентов система духовно-нравственных ценностей, что определило актуальность, долгосрочность и реализацию  проекта.

В заключение третьего этапа проекта также планируется провести повторную диагностику с целью определения уровня духовно-нравственного развития как результата освоения проекта и оценки его эффективности.

Проект построен на теоретическом и практическом  изучении истории родного края и близкого знакомства с родной природой, современным ее состоянием и влиянием человека на окружающую среду. В ходе реализации проекта учащиеся овладевают определенным набором знаний, умений и навыков, которые помогают им узнать историю  родного  края.  Каждый этап включает в себя совместное планирование деятельности, составления схемы реализации этапа проекта, подбор методической литературы, составление планов работы, практическую деятельность учащихся, обработку результатов по реализации этапов проекта и выпуск продуктов деятельности. На каждом этапе велась целенаправленная образовательная деятельность: урочная и внеурочная, осуществлялось социальное партнёрство.

Проводимые мероприятия были представлены на различных уровнях: областных и городских семинарах, школьных конкурсах «Учитель года», на конкурсах педагогического мастерства, при подготовке к тематическим педсоветам, в рамках проведения предметных недель и декад.

Используя краеведение как особую форму познавательной и просветительской деятельности для формирования нравственности и духовности, наш педагогический коллектив использует различные формы образовательной деятельности: урочную и внеурочную.

 В рамках различных образовательных областей: природоведение, география, истории, чтения, граждановедения, письма и развития речи происходит изучение родного края, его истории, коренного населения и его обычаев, природы, растительного и животного мира, творчества поэтов и писателей Кольского края.  

Программным материалом предусмотрены:

  • цикл уроков граждановедения «Любимый город»: «Город за Полярным кругом», «Улицы города» (5 класс); «Моя малая родина» (6 класс), Край, в котором ты живешь» (7 класс);
  • урок природоведения «Мурманск – северный город» (5 класс);
  • цикл уроков географии «Мой край»:  «Водоёмы нашей местности», «Географические сведения о своей местности и труде населения», «Ознакомление с формами рельефа своей местности», «Наш край на карте России»(6 класс), «Город Мурманск», «Зона тундры. Особенности природы Кольского полуострова» (7кл), «Моря Северного Ледовитого океана: Баренцево и Белое» (8кл.), уроки географии «Административное деление России. Мурманская область», раздел «Мой край» изучается в течение 4 четверти в 9 классе.

Наш педагогический коллектив предлагает разработки уроков, которые содержат накопленный опыт работы учителей по формированию интереса учащихся к подлинным ценностям истории родного края, культуры и духовной жизни. На уроках математики, русского языка, чтения, естествознания, музыки, изобразительной деятельности учителя также используют элементы краеведения:

  • урок русского языка «Слово о родном городе» по теме «Предложение», посвящённый г. Североморску (7 класс);
  • урок внеклассного чтения «Сказки Саамского народа» (5-6 класс);
  • урок внеклассного чтения «Урок-открытие «Природа Севера в стихах и прозе» (7-9 классы);
  • урок занимательной математики «Мурманск в цифрах и датах» (5 класс);
  • урок занимательной математики «Мурманский край в цифрах» (7 класс);
  • урок-путешествие по математике «Загадки Кольского полуострова»(6 класс);
  • урок занимательной математики  «100-летию г. Мурманска посвящается…» (5-6 классы);
  • бинарный урок математики и географии «Письменное сложение и вычитание чисел, полученных при измерении водоёмов нашей местности» (6 класс);
  • интегрированный урок музыки и ручного труда «Ритм, ритм, ритм…Саамские узоры» (4 класс);
  • спортивно-познавательная программа «На краю света…»  (1-4 классы с учётом программного материала).

Необходимым условием формирования нравственно-духовной сферы ребёнка становиться организация совместной деятельности детей, способствующая развитию  общения и взаимоотношений детей друг с другом, в процессе которых ребёнок усваивает социально-исторический опыт, получает представление о другом человеке, о самом себе, о своих возможностях и способностях. Поэтому формирование духовно-нравственного компонента личности на основе изучения родного края продолжается и во внеурочной деятельности.

На первом этапе «Города под Северным сиянием» были проведены предметные недели и декады:

  • учителей гуманитарного цикла «Край родной, навек любимый», «Мурманск,

ты сердце моё и душа». Педагоги и учащиеся представили литературно-музыкальные композиции «Мое Заполярье», «Мурманск, ты сердце моё и душа». Со сцены в исполнении детей под звуки музыкальных композиций прозвучали отрывки из произведений писателей и поэтов Заполярья;

  • учителей естественно-математического цикла «Загадки Кольского края»,

«Загадки окружающего мира».  

В дни проведения предметных недель, учащиеся стартовали в биолого-географо-математическом марафоне под одноимённым названием, соревновались в биологической олимпиаде «Занимательно, но факт», олимпиаде по географии «Край задумчивый и нежный». Также ребята принимали участие в  общешкольном мероприятии, которое предполагало «путешествие по станциям»  и заполняли «Визитную карточку Мурманской области». В основу этих мероприятий легло биологическое и географическое краеведение.

В рамках подготовки к тематическому педагогическому совету школы в 5 классе проводилась познавательная игра «Природа Кольского края» с целью расширения и углубления знаний о природе родного края, памятниках природы как историческом наследии своей малой родины, формированию эстетического и действенного чувства.

Общешкольные мероприятия в форме устного журнала под названием «От Ваенги до Североморска», «Путешествия по карте. Города Мурманской области» имели историко-культурное краеведческое направление. Журнал «От Ваенги до Североморска» рассказывали об истоках посёлка Ваенга, об экономическом и культурном развитии посёлка, о преобразовании его в столицу Северного флота город Североморск. Со слайдов презентации, созданной совместными усилиями учителей и учащихся, смотрели фотографии, воссоздающие историю развития нашего родного города.

Устный журнал о городах Мурманской области познакомил учащихся с историей возникновения и развития городов, с культурными памятниками области, с ролью каждого города в развитии Кольского края.

Участвуя в областном семинаре, педагоги школы представили внеклассное занятие «Заочная экскурсия по г. Североморску». Используя исторические и культурные факты, ведущие провели заочную экскурсию по родному городу, рассказывая о героическом прошлом и славном настоящем города.

Целенаправленной деятельностью школьного коллектива по патриотическому воспитанию и развитию гражданских качеств личности явилось проведение фестиваля военной песни, посвящённому дню Победы в Великой Отечественной войне.

Также в начале работы над проектом силами педагогов был создан краеведческий уголок со сменной экспозицией, который функционировал на всех этапах проекта.

  Второй этап «Край, в котором я живу», стал достаточно плодотворным  для школьного коллектива. Проведённые предметные декады естественно-математического цикла включили в себя такие мероприятия как:

  • Обзор-беседа «Исследователи  Кольского Севера»;
  • Мини-викторина «Знай, люби ты край родной»»
  • Познавательный час «Растения родного края»;
  • Классный час «Портрет моего города – Североморска»;
  • Конкурс знатоков «Всё, всё о полезных ископаемых»;
  • Краеведческий практикум «Визитная карточка Мурманской области»;
  • Мини-проект «Азбука Кольского полуострова».

В рамках предметной интегрированной декады «В царстве весёлых нот и красок русского народа», проходившей под руководством учителей-предметников изобразительной деятельности и музыки, особое место отводилось творчеству народов севера. Час общения «Сказочный Север» и выставка детского творчества «Дыхание Севера» стали замечательной возможностью обратиться к национальной культуре и народным традициям коренного народа Кольского края.

Третий этап носил название «Моя малая родина – часть великой России». Комплекс классных и общешкольных мероприятий, проведённых на третьем этапе реализации проекта способствовал формированию целостности восприятия, пониманию роли Мурманской области в развитии страны, формированию гражданской идентичности учащихся, воспитанию патриотических чувств.  На третьем этапе были проведены различные мероприятия патриотической направленности. К 70-летию освобождения Заполярья от немецко-фашистких войск:

  • Классный час по книге Е. Халдея «От Мурманска до Берлина»;
  • Устный журнал  «Мурман в Дни Великой Отечественной», с представлением

детьми страниц журнала: «Подвиги в тылу»,  «Подвиги на фронте», «В заполярном небе»,  «Под военно-морским флагом», «Сражение под водой», «Заполярье помогает другим»,  «Награды Родины», «Поднятый из руин (Мурманск – город-герой)»;

  • Литературная гостиная «Мурманские авторы о войне»;
  • «Забвению не подлежит…» поэтическая гостиная - стихи мурманских поэтов о

       Великой Отечественной войне;

  • Экскурсия в Долину Славу с отчётом в виде слайд-фильма «Искры памяти».

К 70-летию Великой Победы:

  • Акция «70-летию Победы – 70 пятерок»;
  • Стена памяти, оформленная творческими  работами детей «Вклад наших земляков в 

Великую Победу»;

  • Путешествие по карте «Северный конвой PQ-17»;
  • Литературно-музыкальные вечера «Мы помним, мы гордимся»;
  • Фотовыставка «Юные герои, в фильмах о Великой Отечественной войне»;
  • Конкурс чтецов  «Великая Отечественная в письмах»;
  • Общешкольный праздник «Великое пламя Победы»;
  • Заочная экскурсия «Ловозеро – Саамская столица».

Общешкольное внеклассное мероприятие «Полярная олимпиада и математика», было посвящено 80-летию Праздника Севера – спортивным соревнованиям, которые проходят в Мурманской области в начале весны. Праздник Севера играет важную роль в развитии и популяризации зимних видов спорта, приоритетных для Мурманской области, а также способствует сохранению многолетних традиций. Классный час «День саамов» приурочен к Национальному дню коренного народа, истории его возникновения, саамской культуре, Кольскому краю – как колыбели этого малочисленного народа, являющегося частью русской нации. Урок внеклассного чтения «Урок-открытие «Природа Севера в стихах и прозе» знакомит учащихся  с произведениями, посвящёнными природе Кольского Севера, развивает познавательный интерес к культуре родного края, творческие способности детей, воспитывает эстетический вкус и экологическое сознание.

В течение реализации проекта велась работа в таком направлении, как социальное партнёрство. Ребята принимали участие в городском проекте «Добрые Дела делаем вместе», посвящённом 75-летию Мурманской области и 80-летию Краснознамённого Северного флота,  который был организован городским ученическим парламентом. 

Экскурсии по родному краю – одна из активных форм изучения исторического краеведения.  Сотрудники городских и областных музеев всегда выступают в качестве надёжных помощников в воспитании детей нашей школы. Они знакомят наших учеников с археологией нашего края, историей основания поселений на Кольском полуострове, социально-экономическом и культурным развитием, с жизнью края в разные периоды. Также происходит знакомство с историей возникновения и развития Северного флота г. Североморска, с подвигами героев-североморцев, что создаёт благоприятные условия для формирования гражданской идентичности обучающихся. Благодаря активной помощи  сотрудников музеев были проведены экскурсии в Мурманский Краеведческий музей, Военно-морской музей Северного флота, музей Военно-воздушных сил Северного Флота, Североморский музей истории города и флота, на атомный ледокол «Ленин», в краеведческий музей Дома детского творчества имени Саши Ковалёва. Проведены экскурсии по улицам г. Североморска с осмотром местных памятников,  достопримечательностей и в музей легендарной подводной лодки «К-21».

Наша школа активно сотрудничает с библиотеками города. Учащиеся посещают выставки, презентации, информационные часы, которые сотрудники библиотеки посвящают творчеству поэтов и писателей Заполярья, памятным датам города и области.

Поездки учащихся в Полярно-альпийский ботанический сад-институт им. Н. А. Аврорина в г. Кировске, дали возможность познакомиться с уникальной деятельностью этого учреждения, благодаря которой, улицы городов Мурманской области украшены многими видами декоративных растений, посетить питомник местной флоры и оранжереи сада.

Посещение храмов и монастырей Кольской земли воспитывает в детях духовно-историческую индивидуальность. Приобщение к православной культуре, традициям, христианским обычаям, учитывая огромную роль христианского мировоззрения в формировании гражданских основ Российского государства, является одним из приоритетных направлений духовно-нравственного воспитания и развития детей и способно противостоять негативным социальным тенденциям современного мира.  Учащиеся нашей школы путешествовали по маршрутам паломнических поездок «По святым местам Кольского Севера», которые были организованы Паломническим духовно-культурный просветительский центр «Под сенью Трифона». Ребята с педагогами  посетили Трифонов Печенгский мужской монастырь, Вознесенский кафедральный собор, церковь Преподобного Трифона Печенгского в г. Мончегорске, Успенскую церковь, Церковь Святых Новых Мучеников и Исповедников, Российских в г. Апатиты, Церковь Спаса Нерукотворного Образа,  Хибиногорский женский монастырь Казанской иконы Божией Матери г. Кировске. Также удалось осуществить планируемые поездки «Памятники христианской культуры Северной Столицы», «Музеи Московского Кремля», «Троице-Сергиева Лавра – центр русского православия, место, связанное с именем особо почитаемого русского Святого Сергия Радонежского» по городам Санкт-Петербург, Москва, Сергиев Посад. Поездка «Мурманск православный» включила  в себя экскурсию-посещение Никольского кафедрального собора, храма Спас на Водах, Владимировского, Пантелеимонского и храма, Всех Святых, а также святые источники преподобного Трифона и святых Петра и Февроньи.

Педагогический коллектив нашей школы уделяет огромное внимание таким поездкам. Во время экскурсий дети не только знакомятся с духовным наследием Православной церкви и современной жизнью монастырей и приходов, но и приобщаются к православной вере.

Участие в различных акциях и проектах позволяют детям нашей школы не только реализовать свои творческие способности,  но и активно обмениваться социальным опытом, являющимся необходимым условием для развития нравственности и духовности подростков. В копилке проекта участие в Городском многожанровом фестивале  детского творчества «Северное сияние», Международном российско-норвежском социокультурном проекте «Макрель». Во время участия во Всероссийской благотворительной акции «Благодарность земляков», приуроченной к годовщине Победы в Великой Отечественной войне, в отделении почтовой связи были подписаны 22 поздравительные открытки, которые отправились по адресам ветеранов-участников войны.

Этапы освоения проекта имели своей целью показать связь и значение истории Кольского края в истории нашей Родины, подвести учащихся к важности и необходимости ее изучения, способствуют развитию интереса к его прошлому и настоящему. Педагоги нашей школы стремятся к тому, чтобы познание стало интересным и радостным, а развлечения – разумными, чтобы каждая новая встреча с удивительным и богатым миром нашего края явилась ярким событием в жизни каждого ребёнка, ценным «открытием». Формируя образовательно-воспитательное пространство путём включения в процесс краеведческого материала, главной целью определяется воспитание достойного гражданина своей страны.

Итогом нашей работы стала проведённая заключительная диагностика учащихся, которые принимали участие в мероприятиях во время реализации проекта на любом его этапе. Для заключительной диагностики были использованы те же методики, что и для стартовой. 

Анализ данных показал, что показатели уровня духовно-нравственного развития школьников возросли на 10-12%. Учитывая структуру дефекта обучающихся с интеллектуальными нарушениями, девиантное поведение, социальную неблагополучность семей, в которых воспитываются некоторые учащиеся, можно сказать, что даже такой небольшой прирост в процентности является положительным опытом.  

Таким образом, реализация долгосрочного социально-образовательного проекта «Через познание малой родины к истокам нравственности и духовности», предложенного МБОУ «Североморская школа-интернат» ЗАТО г. Североморск позволила, используя разнообразие форм и методов в изучении краеведческой науки,  формировать у  учащихся  систему духовно-нравственных ценностей, развитие которых представляет собой наиболее эффективный путь социализации детей данной категории, воспитания достойных граждан Российской Федерации.

 

 

 

Список использованной литературы

  1. Андреев В.И. Педагогика [Текст]: Учебный курс для творческого саморазвития. - 2-е изд. – Казань: Центр инновационных технологий, 2000. – 608 с.
  2. Данилюк А.Я., Кондаков А.М., Тишков В.А. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России [Текст]. -  М.: Просвещение, 2011.
  3. Коджаспирова Г.М., Коджаспиров А.Ю. Словарь по педагогике [Текст]. – Москва: ИКЦ «МарТ»; Ростов н/Д: Издательский центр «МарТ», 2005. – 448 с.
  4. Коррекционная педагогика [Текст]. Под редакцией В.С. Кукушина. Изд-е 2-е перераб. и доп. – М.: ИКЦ «МарТ»; Ростов н/Д: Издательский центр «МарТ», 2004. – 352 с. (Серия «Педагогическое образование»).
  5. [Электронный ресурс] – Режим доступа:http://www.lihachev.ru/pic/site/files/fulltext/izbrannoe_misli_o_jizni/0011.pdf.
  6. [Электронный ресурс]Режим доступа: http://www.verav.ru/common/mpublic.php?num=18.
  7. Попова Г.П., Размерова Г.А., Ремчукова И.Б. Мониторинг качества учебного процесса: принципы, анализ, планирование  [Текст]. – 2-е изд., - Волгоград: Учитель, 2011 -124с.
  8. Программа воспитания и социализации специальной (коррекционной) общеобразовательной школы-интерната вида. – 2009 г.
  9. Рубинштейн С. Я. Психология умственно отсталого школьника [Текст]: Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов по спец. № 2111 «Дефектология» – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: Просвещение, 1986. – 192 с.
  10. Федеральный закон РФ «Об образовании в Российской Федерации» № 273-ФЗ [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.zakonrf.info/zakon-ob-obrazovanii-v-rf/

 

 

Опубликовано: 29.03.2016