Здоровьесберегающие технологии в работе с детьми в ДОУ

Конференция: Современные педагогические технологии

Автор: Игнатьевская Ольга Ивановна, Нескучаева Татьяна Фёдоровна, Шаршакова Юлия Александровна

Организация: МБДОУ «Детский сад №3 «Незабудка»

Населенный пункт: Московская область, г. Протвино

В  наши дни проблема сохранения и укрепления здоровья детей является очень актуальной и обсуждается достаточно широко. Поэтому мы используем разнообразные формы и виды деятельности, направленные на сбережение здоровья не только подрастающего поколения, но и всех участников образовательного процесса.                                      

Здоровьесберегающие технологии помогают формировать у ребёнка стойкую мотивацию на здоровый образ жизни. В результате чего реализуются два направления:                

  1. Обеспечение здоровья  детей, т.е. создание благоприятных условий для жизнедеятельности ребёнка и устранение факторов риска для здоровья, связанные с условиями среды и образом жизни ребёнка в ДОУ.
  2. Обучение здоровью и здоровому образу жизни.

Дошкольный возраст является решающим в формировании фундамента психического и физического здоровья. До 7 лет человек проходит огромный путь развития, неповторяемый на протяжении последующей жизни. Именно в этот период идёт интенсивное развитие органов и становление функциональных систем организма, закладываются основные черты личности, формируется характер, отношение к себе и окружающим. Существуют разнообразные формы  и виды деятельности, направленные на сохранение и укрепление здоровья воспитанников. Их комплекс получил в настоящее время общее название «здоровьесберегающие технологии».

Что же такое «здоровьесберегающая технология?» Здоровьесберегающая технология – это целостная система воспитательно-оздоровительных, коррекционных и профилактических мероприятий, которые осуществляются в процессе взаимодействия ребёнка и педагога, ребёнка и родителей, ребёнка и доктора. Цель здоровьесберегающих образовательных технологий – обеспечить дошкольнику возможность сохранения здоровья, сформировать у него необходимые знания, умения и навыки по здоровому образу жизни, научить использовать полученные знания в повседневной жизни.

В моей группе созданы  педагогические условия здоровьесберегающего процесса воспитания и развития детей, основными из которых являются: организация разных видов деятельности детей в игровой форме; организация культурного творчества дошкольников; оснащение деятельности детей оборудованием, игрушками, играми, игровыми упражнениями и пособиями. Вся эта работа осуществляется комплексно, в течении всего дня и с участием  медицинских и педагогических работников. Являясь участником этого общего процесса, я уделяю особое внимание обучению дошкольников основным движениям и навыкам здорового образа жизни, применяя на практике внедрение различных методов и приёмов для создания среды здоровьесберегающего процесса в своей возрастной группе. В своей группе во время занятий провожу динамические паузы. При их проведении включаю элементы гимнастики для глаз, дыхательной, пальчиковой гимнастики и других в зависимости от вида занятий. На прогулке провожу спортивные и подвижные игры. Игры подбираю в соответствии с возрастом ребёнка, местом и временем её проведения.

Для психического здоровья детей, для поддержания душевного равновесия, для того, чтобы научить детей ощущать свои эмоции, управлять  своим поведением провожу релаксацию. Использую специально подобранные упражнения на расслабление определённых частей тела и своего организма. Для работы использую спокойную классическую музыку Чайковского, Рахманинова, звуки природы. Выполнение таких упражнений очень нравится детям, т.к. в  них есть элемент игры. Они быстро обучаются этому непростому умению расслабляться.

Пальчиковую гимнастику провожу индивидуально или с подгруппой детей ежедневно. Это тренирует мелкую моторику рук, стимулирует речь, пространственное мышление,  внимание, воображение, быстроту реакции.

Для снятия статистического напряжения мышц глаз провожу гимнастику для глаз. Ежедневно после дневного сна в течении 5-10 минут провожу бодрящую гимнастику. В её комплекс входят упражнения на кроватках на пробуждение, упражнения на коррекцию плоскостопия, улучшения правильной осанки, обширное умывание. Для профилактических целей каждым родителем был изготовлен коврик – дорожка с пуговицами. Дети с удовольствием ходят по нему после дневного сна. Дорожка  прекрасно массажирует  ступни малыша и связочный аппарат стопы, защищая организм в целом.

Дети моей группы с удовольствием проводят самомассаж – это массаж, выполняемый самим ребёнком. Он улучшает кровообращение, помогает нормализовать работу внутренних органов, улучшить осанку. Самомассаж проводится в игровой форме ежедневно в виде пятиминутного занятия или динамической паузы на занятиях. Весёлые стихи, яркие образы, обыгрывающие массажные движения, их простота, доступность, возможность использования в различной обстановке и в любое время способствуют изменению позиции ребенка из объекта в субъект педагогического воздействия, а это гарантия успеха реабилитационной, коррекционной и развивающей работы.

Сказкотерапию использую в своей работе для психотерапевтической и развивающей работы. Чаще использую авторские сказки, т.к. в них есть много поучительного. Сказки не только читаю, но и обсуждаем с детьми. Дети очень любят олицетворять их, обыгрывать. Для этого использую  кукольный театр, ролевые игры, в которых дети перевоплощаются в разных сказочных героев. Дети также сами сочиняют сказки, ведь придуманная сказка ребёнком, открывающая суть проблемы – основа сказкотерапии.  Через сказку можно узнать о таких переживаниях детей, которые они сами толком не осознают, или стесняются обсуждать их со взрослыми.

Таким образом, укрепление здоровья ребёнка – это не периодические мероприятия, а идеология воспитания, поведенческая база, которая остаётся с человеком на всю жизнь. Если мы с раннего детства приучим ребёнка  к активному образу жизни, правильному распорядку дня, привьём полезные привычки, причём будем делать это в ненавязчивой форме, не вызывая внутреннего протеста – то можем быть уверены: мы позаботились о дополнительном бонусе для ребёнка – здоровье. А этот бонус, несомненно поможет добиться больших успехов в любой сфере жизни.

Укрепление и сохранение здоровья детей – одна из главных наших задач, как и родителей так и педагогов. Ведь здоровые дети – это здоровая страна.

 

Литература

  1. 1. Подольская Е.И. Формы оздоровления детей 4 -7 лет.- Волгоград:  Учитель,2008.   
  2. Крылова Н.И.  Здоровьесберегающее пространство в ДОУ. – Волгоград: Учитель, 2008 . 
  3. Карепова Т.Г. Формирование здорового образа жизни у дошкольников.- Волгоград: Учитель,  2009
  4. Горбатенко О.Ф.,  Кадраильская Т.А.,  Попова Г.П.   Физкультурно-оздоровительная работа. -  Волгоград: Учитель, 2007 .  
  5. Арсеневская О.Н.  Система музыкально-оздоровительной работы в детском саду. – Волгоград: Учитель, 2009 .                      
  6. Тарасова Т.А., Власова Л.С.  Я и мое здоровье. -  М.: Школьная Пресса,  2008

 

Опубликовано: 22.03.2016