Применение современных педагогических технологий на уроках и во внеурочной деятельности в рамках ФГОС

Конференция: Современные педагогические технологии

Автор: Новикова Наталия Николаевна

Организация: МБОУ Школа № 178

Населенный пункт: Самарская область, г. Самара

С 1 класса (2012 г. -2013 уч. год) работаю по ФГОС. Уроки и внеурочная деятельность строятся непосредственно в соответствии с требованиями ФГОС, в том числе с применением новых образовательных технологий.

В этом учебном году (2015-2016 уч.год) - 4 класс. В последнее время чаще стала использовать групповую форму обучения (технология сотрудничества). Например: урок окружающего мира. Тема: «Мир древности,  далекий и близкий». Учебный материал урока включает разделы: «Древний Египет», «Древняя Греция», «Древний Рим». Дети быстро разбиваются на команды, распределяют роли в своей команде (роль командира выбирают те дети, которые умеют организовывать работу других, чаще лидеры). Детям сообщается только тема их исследовательской работы. Обучающиеся самостоятельно находят проблемный вопрос, который они должны решить в течение всего отведенного времени. (Технология проблемного обучения подразумевает постановку проблемы урока и поиск путей решения данной проблемы. Дети уже имеют о нем представление с 1 класса обучения в школе.)  Участники каждой группы сообща составляют план работы по теме (регулятивные УУД), который записывают на доску. Далее распределяются обязанности между членами каждой группы (кто из детей что будет готовить для выступления, какой пункт плана будет освещать). При работе дети пользовались дополнительными источниками информации помимо учебника:  Интернет, книги данной тематики,  взятые заранее из школьной библиотеки (энциклопедии, брошюры, справочники и т.п.). При такой форме работы у обучающихся заметно развиваются коммуникативные УУД: умение договариваться, сотрудничать. И при этом нельзя не отметить, что детям очень нравится данная форма обучения. Хочу отметить, что каждый участник группы задействован  (работает с информацией (познавательные УУД), выступает, задает вопросы, анализирует). Высокий внутригрупповой контроль. Дети умеют прислушиваться к мнениям других. Так осуществляется системно-деятельностный подход в обучении, который нацелен на развитие личности.

Для организации деятельности обучающихся на уроках также применяются   другие  формы работы с детьми:

  • фронтальная;
  • индивидуально-групповая;
  • работа в парах.

Очень любят обучающиеся делать всевозможные проекты (проектная деятельность). Например, к Новому году готовили спектакль «Дюймовочка» (внеурочная деятельность). Тему дети сами определили. Была помощь детям с моей стороны только при разработке сценария. Декорацию к спектаклю дети делали сами, при этом были задействованы уроки изо и технологии. Спектакль получился музыкальный: все дети пели и танцевали (связь с уроком музыки). Перед самым выступлением дети изготовили для родителей пригласительные открытки. Организация была высокая. Все дети класса с большим вдохновением и энтузиазмом принимали в проекте участие.

Здоровьесберегающая технология применяется на каждом уроке:

  • во-первых, конечно, это мебель по ФГОС (регулируемые парты, стулья);
  • использование интерактивной доски на уроке не превышает допустимого по СанПину времени;
  • в классе комнатные растения (кислород);
  • проветривание – каждая перемена;
  • на каждом уроке – физминутки;
  • расписание уроков в соответствии с СанПином;
  • в первом классе – динамические паузы между уроками;
  • перед кружками – подвижные игры на свежем воздухе.

С точки зрения целеполагания в своей работе использую типы уроков:

  1. уроки «открытия» нового знания;
  2. уроки рефлексии;
  3. уроки общеметодологической направленности;
  4. уроки развивающего контроля.

Контроль усвоения знаний, умений и навыков детей осуществляется практически на всех этапах обычного рабочего урока методами само- и взаимоконтроля, а также со стороны учителя (как правило, рефлексия проводится в конце каждого этапа урока).

На уроках часто применяется игровая технология. Например, на уроке русского языка по теме «Подготовительная работа к написанию сочинения по репродукции картины А.А. Пластова "Первый снег "» дети-обучающиеся «превратились» в исследователей-искусствоведов, которые изучали картину путем работы с учебником, дополнительной литературой  и непосредственно с самой репродукцией.

На уроках применяются ИКТ (интерактивная доска, PROClass (для тестовых работ), документ-камера, ноутбуки обучающихся).

Дети постоянно принимают участие в различных конкурсах и олимпиадах, как школьного уровня, так и районного, городского, всероссийского. В школьных олимпиадах часто дети моего класса получают 1-2-3 места. Например:

  • Научная конференция «Первые шаги в науку» (районный уровень)- обучающаяся получила грамоту по номинации «Эрудиция автора»;
  • «Ломоносовские чтения» (городской уровень) (диплом по номинации «Лучшая презентация»);
  • «Слет читателей» (городской уровень) (призер);
  • олимпиада «Эрудит» (городской уровень) (математика, окружающий мир, литературное чтение) (участие) и др.

С первого класса пишем диагностические работы по выявлению уровня сформированности УУД по методике Н.А. Разагатовой.

С первого класса у каждого обучающегося есть в наличии ученическое портфолио, в которое ребенок вкладывает все свои контрольные работы, удачные проверочные работы, диагностические работы, грамоты, свидетельства об участии в конкурсах, сочинения, творческие работы и т.п. Ребенок учится работать с документами.

Положительные стороны внедрения ФГОС:

  • системно-деятельностный проект позволяет внедрить в практику обучения проектную и исследовательскую деятельность, направленные на формирование творческих способностей обучающихся;
  • большие воспитательные возможности (5 направлений внеурочной деятельности: спортивно-оздоровительная, общеинтеллектуальная, общекультурная, духовно-нравственная, социальная);
  • дети учатся учиться (а не просто получают готовые знания).

Отрицательные моменты внедрения ФГОС:

  • в деятельности учителя в несколько раз возрос объем  документации;
  • учитель затрачивает огромное количество времени и сил на подготовку к урокам;
  • имеются проблемы контрольно-оценочной деятельности.

 

Опубликовано: 22.03.2016