Программа по формированию звукопроизносительной стороны речи у детей 5-7 лет с речевой патологией, посредством применения нетрадиционных методов в коррекционной педагогике
Конференция: Современные педагогические технологии
Автор: Милусь Наталья Александровна
Организация: МДОУ «Детский сад «Улыбка»
Населенный пункт: Ямало-Ненецкий Автономный Округ, г. Надым
Модернизация дошкольного образования предусматривает комплексное, всестороннее обновление всех звеньев образовательной системы и построение её в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования. Эти изменения касаются вопросов организации, технологий и содержания образовательной деятельности.
Целью модернизации дошкольного образования является достижение нового современного качества через интеграцию обучения и воспитания в единый процесс жизнедеятельности ребёнка в ДОО. Особенно это актуально для детей с ограниченными возможностями здоровья, потому, что к этой категории относят детей с нарушениями речи. Дети с ОВЗ могут реализовать свой потенциал лишь при условии правильно организованного процесса воспитания и обучения.
Важным условием для начала успешного школьного обучения ребёнка с ОВЗ, ребёнка со сложной структурой дефекта, как и любого другого ребёнка, является хорошо сформированная устная речь. Современный ребёнок перед поступлением в школу должен уметь правильно произносить звуки, иметь богатый словарный запас, строить развёрнутые, связные, грамматически верно оформленные высказывания. Именно в дошкольный период происходит глобальное формирование и становление речи ребёнка.
В настоящее время наблюдается значительное увеличение числа детей, которые поступают в первый класс с несформированными компонентами устной речи. Наиболее типичным для будущих первоклассников является неправильно произношение звуков. Такое речевое нарушение, к сожалению, не вызывает тревоги у многих родителей.
Практика показывает, ежедневные занятия артикуляционной гимнастикой, к сожалению, снижают интерес детей к этому процессу, что, в свою очередь, приводит к снижению качества работы по коррекции звукопроизношения. Именно поэтому внимание было обращено к необходимому и нестандартному методу выполнения артикуляционной гимнастики использование биоэнергопластики на индивидуальных логопедических занятиях.
Биоэнергопластика – это соединение движений органов артикуляционного аппарата с движениями кистей руки. Использование ребёнком при выполнении гимнастики движений пальцев и кистей синхронно с движениями органов артикуляции активизирует его внимание, мышление, развивает чувство ритма, пальцевую моторику, ориентировку в пространстве. Такая гимнастика помогает длительное время удерживать интерес ребёнка, помогает повысить мотивационную готовность детей к занятиям, поддерживает положительный эмоциональный настрой ребёнка.
Известен факт, что речевой аппарат связан с мелкой моторикой рук, а области коры головного мозга, отвечающие за работу этих систем, находятся в непосредственной близости друг от друга. Поэтому целесообразно тренировать артикуляционный аппарат и мелкую моторику кистей рук одновременно. Движения тела, совместные движения руки и артикуляционного аппарата, если они пластичны и свободны помогают активизировать естественное распределение биоэнергии в организме ребёнка. Особенно это касается детей с ОВЗ с выраженными двигательными нарушениями.
Актуальность этой проблемы заключается в том, что своевременное выявление речевого дефекта способствует более эффективному ускорению исправления дефектных звуков у детей со сниженными и нарушенными кинетическими ощущениями и применение нетрадиционного метода: артикуляционной гимнастики с биоэнергопластикой.
В результате применения игрового метода на занятиях развивают и укрепляют мышцы артикуляционного аппарата, что значительно облегчает постановку и введение звуков в речь.
Это делается, прежде всего для того, чтобы дети с нарушениями речи было легко, свободно и комфортно находится в социуме, адаптироваться в нем без всякого ограничения.
Для применения на индивидуальных занятиях артикуляционной гимнастики с биоэнергопластикой у детей старшего дошкольного возраста была разработана «Программа по формированию звукопроизносительной стороны речи у детей 5-7 лет с речевой патологией, посредством применения нетрадиционных методов в коррекционной педагогике».
Программа «Говоруша» разработана для детей 5-7 лет и базируется на следующих принципах:
- принцип развития – предполагает выделение в процессе логопедии работы тех задач, трудностей, этапов, которые находятся в зоне ближайшего развития ребёнка;
- принцип последовательности, системности – преподавание ведется в определенном порядке, системно, по строго логической последовательности: от простого к сложному;
- принцип деятельностного подхода – учитывает ведущую деятельность ребёнка данного возраста в логопедической работе;
- принцип доступности – излагаемый педагогом материал, должен быть понятен ребёнку, соответствовать его возрасту, уровню подготовки развития, новое содержание должно опираться на накопленные знания и индивидуальные особенности обучения;
- принцип максимального использования – в работе различных анализаторов: слухового, зрительного, тактильно-вибрационного, двигательно-кинестетического.
Реализация программы повысит эффективность формирования нормативной звукопроизносительной базы дошкольников, путём оптимизации подхода к развитию подвижности артикуляционного аппарата, согласно принципу биоэнергопластики.
Цель: Построение двухгодичной системы формирования звукопроизносительной стороны речи у детей с речевой патологией, предусматривающей применение нетрадиционных методов (биоэнергопластики, массажа ложками и игры с шариками Марблс и камешками кабошонами).
Для решения поставленной цели были сформированы основные задачи:
1.Развитие и совершенствование артикуляционной и пальчиковой моторики, постановка и автоматизация звуков.
2.Развитие и совершенствование фонематического слуха, закрепление связи звуков и букв.
3.Формирование и закрепление правильно образа букв (буквенного гнозиса).
4.Развитие пространственных представлений, коррекция дисграфии.
5.Освоение движений массажа ложками.
6.Развитие и совершенствование упражнений в синхронной работе рук.
7.Спроектировать систему работы для занятий биоэнергопластикой в виде перспективного плана.
8.Систематизировать стихотворные тексты для использования при выполнении артикуляцонно-пальчиковых упражнений.
Ожидаемые результаты программы:
- Развитая артикуляционная моторика (укреплённые мышцы артикуляционного аппарата).
- Развитая пальчиковая моторика (совершенствованная координация движений).
- Сформированная пространственная ориентировка (точные движения пальцами и кистями рук совместно с движениями языка или губ).
- Фонетически правильно оформленная звуковая сторона речи.
- Сформированная система фонематического восприятия и слуха.
- Развитая синхронность в работе рук.
Для решения данных задач было сформировано «Примерное перспективное планирование индивидуальных занятий по коррекции нарушений произношения», состоящее из трёх блоков. Каждый блок представлен понедельно и направлен на решение нескольких задач (приложение 1). Занятия с применением нетрадиционных методов проводятся в течении двух учебных лет с детьми старшего дошкольного возраста, 3 раза в неделю и предполагают использование упражнений из каждого блока.
I блок: проведение артикуляционной гимнастики с применением биоэнергопластики
При проведении артикуляционной гимнастики с биоэнергопластикой учитывались индивидуальные особенности детей. Примерное планирование проведения артикуляционной гимнастики включает 7 этапов. Продолжительность каждого этапа может изменяться в зависимости от индивидуальных особенностей ребёнка (детей).
На первом этапе (диагностическом) в начале учебного года рекомендуется подробное обследование строения и подвижности органов артикуляции общеизвестными методами и приёмами.
После обследования учитель-логопед составляет заключение о состоянии моторных функций речевого аппарата и звукопроизношения, подбирает комплекс упражнений с учётом нарушенных звуков.
Артикуляционные упражнения могут быть статическими, при которых органы артикуляции остаются в определённой позе на непродолжительное время, и динамическими, при которых активно двигаются те или иные мышцы. Артикуляционная гимнастика должна включить два типа упражнений.
На втором этапе (подготовительном) проводятся индивидуальные занятия, на которых ребёнка знакомят с органами артикуляции, выполняются упражнения для губ, языка и челюсти по традиционной методике, используются «Сказка о Весёлом язычке», картинки на Смарт доске. Упражнения выполняются сидя перед зеркалом, учитель-логопед сопровождает гимнастику движениями ведущей руки, под счёт.
Таким образом, ребёнок привыкает к движениям руки и запоминает их. Рука ребёнка в упражнения не вовлекается.
На третьем этапе (подготовительном) артикуляционная гимнастика так же выполняется по традиционной методике, ребёнка знакомят с персонажами перчаточного театре Лёликом и Боликом, которые помогут освоить гимнастику. Учитель-логопед сопровождает артикуляционную гимнастику движениями ведущей руки с перчаткой. Ребёнок запоминает и повторяет, при этом возможно использование ведущей руки.
На четвёртом этапе (основном) выполняются упражнения для губ, челюсти и языка с подключением ведущей руки ребёнка с перчаткой. Учитель-логопед вместе с ребёнком выполняет упражнения, сопровождает показ движением кисти одной руки. Такая артикуляционная гимнастика с биоэнергопластикой выполняется в течении 5-7 недель, за этот период ребёнок научится выполнять одновременно артикуляционные упражнения и движения кистью ведущей руки. Движения кистей рук должны быть раскрепощенными, необходимо следить за тем, чтобы рука в кисти не напрягалась.
На пятом этапе (основном) к артикуляционным упражнениям подключается другая рука ребёнка с перчаткой. Учитель-логопед следит за точным и плавным выполнением упражнений.
На шестом этапе (основном) к артикуляционным упражнениям подключаются обе руки в перчатках. Ребёнок выполняет артикуляционное упражнение и одновременно движением обеих рук имитирует, повторяет движения органов речевого аппарата. Учитель-логопед так же сопровождает выполнение упражнений движениями рук.
На седьмом этапе (заключительном), когда ребёнок полностью освоит упражнения, учитель-логопед рассказывает сказку, читает стихи, а ребёнок самостоятельно выполняет артикуляционные упражнения с движениями рук. Таким образом, ребёнок выполняет артикуляционное упражнение или движение артикуляционного аппарата..
Такую артикуляционно-пальчиковую гимнастику выполняет весь учебный год. Учитель-логопед следит за ритмичным выполнением упражнений, применяет счёт, сказки, стихотворные строки.
В конце учебного года, когда дети уже научились ощущать органы артикуляции, контрастность положений языка, челюстей, губ, направленность выдоха, можно убрать зрительную опору - зеркало.
Формы занятий биоэнергопластикой:
1.Применение метода куклотерапия – через использование логопедических кукол: Лягушка Фрилло на руку, лягушка - Говорушка (см. приложение);
2.Использование куклы-рукавички – змея Шипучка (выполнена в виде варежки с открывающимся ртом);
3.Использование ручной модели языка (красная варежка без пальца). Учитель-логопед и ребёнок, манипулируя таким «языком» - варежкой, демонстрирует артикуляционные движения в сочетании с работой руки.
4.Применение детских перчаток при выполнении артикуляторно - пальчиковой гимнастики.
5.Сопровождение стихотворными текстами артикуляторно - пальчиковых игр.
6.Сказкотерапия. Сопровождение артикуляционно-пальчиковой гимнастики сказками (см.приложение).
Представленное планирование индивидуальных коррекционных занятий используется в работе с детьми, имеющими нарушения произношения всех групп звуков. Освоение комплекса упражнений для выработки укладов свистящих звуков начинается со второго этапа, освоение других комплексов, новых артикуляционных упражнений и движений руками к каждому из упражнений необходимо начинать с четвертого этапа. Длительность четвёртого и последующих этапов значительно сокращена. Это связано с тем, что ребёнок, который приступает к усвоению нового артикуляционного комплекса, уже в достаточной мере владеет синхронными движениями органов артикуляции и кистей рук. Такой ребёнок сможет освоить новые движения рук на много быстрее, чем на начальных этапах работы по развитию артикуляционной моторики.
Каждый ребёнок неповторим и своеобразен, состояние артикуляционной и пальчиковой моторики, протекание мыслительных процессов у каждого индивидуально. Качество и продолжительность периода освоения данной гимнастики будет зависеть от перечисленных выше критериев, поэтому учитель-логопед может самостоятельно подбирать упражнения, а также сокращать или продлевать этапы гимнастики в соответствии с особенностями ребёнка.
II блок: проведение массажа ложками
Проведение массажа ложками проходит в 3 этапа:
- упражнения ложками: освоив упражнения с одной ложкой, ребёнок берёт в другую руку вторую ложку и делает весь комплекс симметрично двумя руками. Когда все движения освоены, можно переходить к самомассажу.
- самомассаж ложками: взрослый произносит стихотворение и показывает движения, а ребёнок только выполняет движения.
Стихотворение здесь является, во-первых, «водителем ритма», то есть взрослый с его помощью задаёт ритм, в котором должны совершиться движения. При этом взрослый следит, чтобы никто из детей «не убегал вперед», не выполнив движения, а лишь обозначив его. Если ребёнок не успевает сделать движение, взрослый немного замедляет ритм произнесения текста, и таким образом добивается качественного выполнения движений ребёнком. Во-вторых, стихотворение организует порядок массажных движений и, в-третьих, описывает сами движения, что очень полезно для детей с речевым недоразвитием.
- упражнения с сопротивлением: такие упражнения укрепляют мышцы и способствуют выработке более точных движений. Упражнения с сопротивлением выполняются с одной, а некоторые с двумя ложками. Нужно объяснить ребёнку, что в этих упражнениях ложкой он будет давить на нужное место, а языком или губами – сопротивляться движению ложки.
III блок: логопедические игры с шариками Марлбс и камешками кобошонами.
«Ум ребёнка находится на кончиках его пальцев» В.А.Сухомлинский
Вся жизнь ребёнка - игра. И поэтому процесс обучения ребёнка не может проходить без нее. Тактильные ощущения, мелкая моторика, мыслительные операции развиваются в детской игре. Движения пальцев рук симулируют деятельность ЦНС и ускоряют развитие речи ребёнка. Постоянная стимуляция зоны коры головного мозга, отвечающих за мелкую моторику, - необходимый элемент в системе логопедического воздействия. Применение шариков «Марблс» и камешков-кабошонов – это один из нетрадиционных приёмов обучения, интересный для детей.
Шарик получили своё название от английского «марблс» (т.е. мраморные). Шарики имеют разнообразную цветную гамму.
Камешки – кабошоны (в переводе «шляпка от гвоздя») удобно в применении, они не перекатываются.
На индивидуальных логопедических занятиях используются разнообразные задания с шариками Марблс и камешками – кабошонами, учитывая поставленные цели и задачи в устранении речевого дефекта воспитанников. Разноцветные камешки и шарики успешно применяются для создания сюрпризного момента, эмоционально-положительного настроения, для релаксации. Помогают развитию сенсорных способностей, мелкой мускулатуры рук, внимания, речи, памяти, мышления детей.
Для реализации данной программы необходимо выполнение ряда организационных условий:
- Создание развивающей среды – как средство исправления речевых нарушений.
- Комплекс артикуляционной гимнастики, который должен включать какстатические, так и динамические упражнения (4 комплекса).
- Комплекс артикуляционных упражнений с использованием биоэнергопластики (работающая ладонь многократно усиливает импульсы, идущие в кору головного мозга от языка).
- Стихотворные тексты артикуляционно – пальчиковых упражнений.
Основные формы работы с детьми в студии «Говоруша»:
- индивидуальная – занятия проводятся индивидуально с одним ребёнком;
- подгрупповая – занятия проводятся с подгруппой детей из двух человек.
С помощью перчаточного театра рассказываются разные истории – путешествия Лёлика и Болика. Педагог выступает рассказчиком, а один или двое детей выполняют движения руками и языком.
Программа студии «Говоруша» рассчитана на два учебных года с детьми 5-7 лет. Занятия проводятся 3 раза в неделю, продолжительность занятия 25-30 минут, что соответсвует требованиям СанПин 2.4.1.3049-13.
Используемая литература:
- Афонькина Ю.А. Педагогический мониторинг в новом контексте образовательной деятельности. Изучение индивидуального развития детей. Старшая и подготовительная группа. – Волгоград: Учитель, 2015г. ФГОС
- Дьякова Е.А. Логопедический массаж при разных формах дизартрии: уч.пособие для студентов – 2-е изд., испр. И доп. – М.: Секачев, 2014г.
- Довгаль Н.В. Применение куклотерапии в логопедической практике / Н. В. Довгаль // Логопед. –2009.№3.
- Бушлякова Р.Г. артикуляционная гимнастика с биоэнергопластикой / под общ. Ред. Л.С.Вакуленко. – Спб.: ООО «Издательство «Детство –Пресс», 2011г.
- Буденная Т. В. логопедическая гимнастика: Методическое пособие. – Спб.: «ДЕТСТВО- ПРЕСС», 2003.
- Буйко В. И. Чудо-обучайка. Серия «Учимся играя». - Екатеринбург: - ООО «Издательский дом ЛИТУР", 2009.
- Крупенчук О.И. Логопедический массаж ложками. – Спб.: Издательский Дом «Литера», 2014г.
- Репина З. А Уроки логопедии./ Репина З. А. Буйко В. И. - Екатеринбург: - Изд-во "Л и ТУР", 1999.
- Рогожникова М. В. Артикуляционные и пальчиковые игры – сказки / М. В. Рогожникова//Логопед. – 2008. - № 2.
- Стефанова Н.Л. Развитие мелкой моторики и речи у детей 3-7 лет: диагностический журнал.- Волгоград: Учитель, 2012г.
- Шинкаренко, Л. Н. Подготовка артикуляционного аппарата для постановки звуков с использованием дидактической куклы / Л. Н. Шинкаренко // Логопед – 2006. – № 6.