Программа по формированию звукопроизносительной стороны речи у детей 5-7 лет с речевой патологией, посредством применения нетрадиционных методов в коррекционной педагогике

Конференция: Современные педагогические технологии

Автор: Милусь Наталья Александровна

Организация: МДОУ «Детский сад «Улыбка»

Населенный пункт: Ямало-Ненецкий Автономный Округ, г. Надым

Модернизация дошкольного образования предусматривает комплексное, всестороннее обновление всех звеньев образовательной системы и построение её в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования. Эти изменения касаются вопросов организации, технологий и содержания образовательной деятельности.

Целью модернизации дошкольного образования является достижение нового современного качества через интеграцию обучения и воспитания в единый процесс жизнедеятельности ребёнка в ДОО. Особенно это актуально для детей с ограниченными возможностями здоровья, потому, что к этой категории относят детей с нарушениями речи. Дети с ОВЗ могут реализовать свой потенциал лишь при условии правильно организованного процесса воспитания и обучения.

Важным условием для начала  успешного школьного обучения ребёнка с ОВЗ, ребёнка со сложной структурой дефекта, как и любого другого ребёнка, является хорошо сформированная устная речь. Современный ребёнок перед поступлением в школу должен уметь правильно произносить звуки, иметь богатый словарный запас, строить развёрнутые, связные, грамматически верно оформленные высказывания. Именно в дошкольный период происходит глобальное формирование и становление речи ребёнка.

В настоящее время наблюдается значительное увеличение числа детей, которые поступают в первый класс с несформированными компонентами устной речи. Наиболее типичным для будущих первоклассников является неправильно произношение звуков. Такое речевое нарушение, к сожалению, не вызывает тревоги у многих родителей.

Практика показывает, ежедневные занятия артикуляционной гимнастикой, к сожалению, снижают интерес детей к этому процессу, что, в свою очередь, приводит к снижению качества работы по коррекции звукопроизношения. Именно поэтому внимание было обращено к необходимому и нестандартному методу выполнения артикуляционной гимнастики использование  биоэнергопластики на индивидуальных логопедических занятиях.

Биоэнергопластика – это соединение движений органов артикуляционного аппарата с движениями кистей руки. Использование ребёнком при выполнении гимнастики движений пальцев и кистей синхронно с движениями органов артикуляции активизирует его внимание, мышление, развивает чувство ритма, пальцевую моторику, ориентировку в пространстве. Такая гимнастика помогает длительное время удерживать интерес ребёнка, помогает повысить мотивационную готовность детей к занятиям, поддерживает положительный эмоциональный настрой ребёнка.

Известен факт, что речевой аппарат связан с мелкой моторикой рук, а области коры головного мозга, отвечающие за работу этих систем, находятся в непосредственной близости друг от друга. Поэтому целесообразно тренировать артикуляционный аппарат и мелкую моторику кистей рук одновременно. Движения тела, совместные движения руки и артикуляционного аппарата, если они пластичны и свободны помогают активизировать естественное распределение биоэнергии в организме ребёнка. Особенно это касается детей с ОВЗ с выраженными двигательными нарушениями.

Актуальность этой проблемы заключается в том, что своевременное выявление речевого дефекта способствует более эффективному ускорению исправления дефектных звуков у детей со сниженными и нарушенными кинетическими ощущениями и применение нетрадиционного метода: артикуляционной гимнастики с биоэнергопластикой.

В результате применения игрового метода на занятиях развивают и укрепляют мышцы артикуляционного аппарата, что значительно облегчает постановку и введение звуков в речь.

Это делается, прежде всего для того, чтобы дети с нарушениями речи было легко, свободно и комфортно находится в социуме, адаптироваться в нем без всякого ограничения.

Для применения на индивидуальных занятиях артикуляционной гимнастики с биоэнергопластикой у детей старшего дошкольного возраста была разработана «Программа по формированию звукопроизносительной стороны речи у детей 5-7 лет с речевой патологией, посредством применения нетрадиционных методов в коррекционной педагогике».

Программа «Говоруша» разработана для детей 5-7 лет и базируется на следующих принципах:

  • принцип развития – предполагает выделение в процессе логопедии работы тех задач, трудностей, этапов, которые находятся в зоне ближайшего развития ребёнка;
  • принцип последовательности, системности – преподавание ведется в определенном порядке, системно, по строго логической последовательности: от простого к сложному;
  • принцип деятельностного  подхода – учитывает ведущую деятельность ребёнка данного возраста в логопедической работе;
  • принцип доступности – излагаемый педагогом материал, должен быть понятен ребёнку, соответствовать его возрасту, уровню подготовки развития, новое содержание должно опираться на накопленные знания и индивидуальные особенности обучения;
  • принцип максимального использования – в работе различных анализаторов: слухового, зрительного, тактильно-вибрационного, двигательно-кинестетического.

Реализация программы повысит эффективность формирования нормативной звукопроизносительной базы дошкольников, путём оптимизации подхода к развитию подвижности артикуляционного аппарата, согласно принципу биоэнергопластики.

Цель: Построение двухгодичной системы формирования звукопроизносительной стороны речи у детей с речевой патологией, предусматривающей применение нетрадиционных методов (биоэнергопластики, массажа ложками и игры с шариками Марблс и камешками кабошонами).

Для решения поставленной цели были сформированы основные задачи:

1.Развитие и совершенствование артикуляционной и пальчиковой моторики, постановка и автоматизация звуков.

2.Развитие и совершенствование фонематического слуха, закрепление связи звуков и букв.

3.Формирование и закрепление правильно образа букв (буквенного гнозиса).

4.Развитие пространственных представлений, коррекция дисграфии.

5.Освоение движений массажа ложками.

6.Развитие и совершенствование  упражнений в синхронной работе рук.

7.Спроектировать систему работы для занятий биоэнергопластикой в виде перспективного плана.

8.Систематизировать стихотворные тексты для использования при выполнении артикуляцонно-пальчиковых упражнений.

Ожидаемые результаты программы:

  • Развитая артикуляционная моторика (укреплённые мышцы артикуляционного аппарата).
  • Развитая пальчиковая моторика (совершенствованная координация движений).
  • Сформированная пространственная ориентировка (точные движения пальцами и кистями рук совместно с движениями языка или губ).
  • Фонетически правильно оформленная звуковая сторона речи.
  • Сформированная система фонематического восприятия и слуха.
  • Развитая синхронность в работе рук.

Для решения данных задач было сформировано «Примерное перспективное планирование индивидуальных занятий по коррекции нарушений произношения», состоящее из трёх блоков. Каждый блок представлен понедельно и направлен на решение нескольких задач (приложение 1). Занятия с применением нетрадиционных методов проводятся в течении двух учебных лет с детьми старшего дошкольного возраста, 3 раза в неделю и предполагают использование упражнений из каждого блока.

I блок: проведение артикуляционной гимнастики с применением биоэнергопластики

При проведении артикуляционной гимнастики с биоэнергопластикой учитывались индивидуальные особенности детей. Примерное планирование проведения артикуляционной гимнастики включает 7 этапов. Продолжительность каждого этапа может изменяться в зависимости от индивидуальных  особенностей ребёнка (детей).

На первом этапе (диагностическом) в начале учебного года рекомендуется подробное обследование строения и подвижности органов артикуляции общеизвестными методами и приёмами.

После обследования учитель-логопед составляет заключение о состоянии моторных функций речевого аппарата и звукопроизношения, подбирает комплекс упражнений с учётом нарушенных звуков.

Артикуляционные упражнения могут быть статическими, при которых органы артикуляции остаются в определённой позе на непродолжительное время, и динамическими, при которых активно двигаются те или иные мышцы. Артикуляционная гимнастика должна включить два типа упражнений.

На втором этапе (подготовительном) проводятся индивидуальные занятия, на которых ребёнка знакомят с органами артикуляции, выполняются упражнения для губ, языка и челюсти по традиционной методике, используются «Сказка о Весёлом язычке», картинки на Смарт доске. Упражнения выполняются сидя перед зеркалом, учитель-логопед сопровождает гимнастику движениями ведущей руки, под счёт.

Таким образом, ребёнок привыкает к движениям руки и запоминает их.  Рука ребёнка в упражнения не вовлекается.

На третьем этапе (подготовительном) артикуляционная гимнастика так же выполняется по традиционной методике, ребёнка знакомят с персонажами перчаточного театре Лёликом и Боликом, которые помогут освоить гимнастику. Учитель-логопед сопровождает артикуляционную гимнастику движениями ведущей руки с перчаткой. Ребёнок запоминает и повторяет, при этом возможно использование ведущей руки.

На четвёртом этапе (основном) выполняются упражнения для губ, челюсти и языка с подключением ведущей руки ребёнка с перчаткой. Учитель-логопед вместе с ребёнком выполняет упражнения, сопровождает показ движением кисти одной руки. Такая артикуляционная гимнастика с биоэнергопластикой выполняется в течении 5-7 недель, за этот период ребёнок научится выполнять одновременно артикуляционные упражнения и движения кистью ведущей руки. Движения кистей рук должны быть раскрепощенными, необходимо следить за тем, чтобы рука в кисти не напрягалась.

На пятом этапе (основном) к артикуляционным упражнениям подключается другая рука ребёнка с перчаткой. Учитель-логопед следит за точным и плавным выполнением упражнений.

На шестом этапе (основном) к артикуляционным упражнениям подключаются обе руки в перчатках. Ребёнок выполняет артикуляционное упражнение и одновременно движением обеих рук имитирует, повторяет движения органов речевого аппарата. Учитель-логопед так же сопровождает выполнение упражнений движениями рук.

На седьмом этапе (заключительном), когда ребёнок полностью освоит упражнения, учитель-логопед рассказывает сказку, читает стихи, а ребёнок самостоятельно выполняет артикуляционные упражнения с движениями рук. Таким образом, ребёнок выполняет артикуляционное упражнение или движение артикуляционного аппарата..

Такую артикуляционно-пальчиковую гимнастику выполняет весь учебный год. Учитель-логопед следит за ритмичным выполнением упражнений, применяет счёт, сказки, стихотворные строки.

В конце учебного года, когда дети уже научились ощущать органы артикуляции, контрастность положений языка, челюстей, губ, направленность выдоха, можно  убрать зрительную опору  - зеркало.

Формы занятий биоэнергопластикой:

1.Применение метода куклотерапия – через использование логопедических кукол: Лягушка Фрилло на руку, лягушка - Говорушка (см. приложение);

2.Использование куклы-рукавички – змея Шипучка (выполнена в виде варежки с открывающимся ртом);

3.Использование ручной модели языка (красная варежка без пальца). Учитель-логопед  и ребёнок, манипулируя таким «языком» - варежкой, демонстрирует артикуляционные движения в сочетании с работой руки.

4.Применение детских перчаток при выполнении артикуляторно - пальчиковой гимнастики.

5.Сопровождение стихотворными текстами артикуляторно - пальчиковых игр.

6.Сказкотерапия. Сопровождение артикуляционно-пальчиковой гимнастики сказками (см.приложение).

Представленное планирование индивидуальных коррекционных занятий используется в работе с детьми, имеющими нарушения произношения всех групп звуков. Освоение комплекса упражнений для выработки укладов свистящих звуков начинается со второго этапа, освоение других комплексов, новых артикуляционных упражнений и движений руками к каждому из упражнений необходимо начинать с четвертого этапа. Длительность четвёртого и последующих этапов значительно сокращена. Это связано с тем, что ребёнок, который приступает к усвоению нового артикуляционного комплекса, уже в достаточной мере владеет синхронными движениями органов артикуляции и кистей рук. Такой ребёнок сможет освоить новые движения рук на много быстрее, чем на начальных этапах работы по развитию артикуляционной моторики.

Каждый ребёнок неповторим и своеобразен, состояние артикуляционной и пальчиковой моторики, протекание мыслительных процессов у каждого индивидуально. Качество и продолжительность периода освоения данной гимнастики будет зависеть от перечисленных выше критериев, поэтому учитель-логопед может самостоятельно подбирать упражнения, а также сокращать или продлевать этапы гимнастики в соответствии с особенностями ребёнка.

II блок: проведение массажа ложками

Проведение массажа ложками проходит в 3 этапа:

  • упражнения ложками: освоив упражнения с одной ложкой, ребёнок берёт в другую руку вторую ложку и делает весь комплекс симметрично двумя руками. Когда все движения освоены, можно переходить к самомассажу.
  • самомассаж ложками: взрослый произносит стихотворение и показывает движения, а ребёнок только выполняет движения.

Стихотворение здесь является, во-первых, «водителем ритма», то есть взрослый с его помощью задаёт ритм, в котором должны совершиться движения. При этом взрослый следит, чтобы никто из детей «не убегал вперед», не выполнив движения, а лишь обозначив его. Если ребёнок не успевает сделать движение, взрослый немного замедляет ритм произнесения текста, и таким образом добивается качественного выполнения движений ребёнком. Во-вторых, стихотворение организует порядок массажных движений и, в-третьих, описывает сами движения, что очень полезно для детей с речевым недоразвитием.

  • упражнения с сопротивлением: такие упражнения укрепляют мышцы и способствуют выработке более точных движений. Упражнения с сопротивлением выполняются с одной, а некоторые с двумя ложками. Нужно объяснить ребёнку, что в этих упражнениях ложкой он будет давить на нужное место, а языком или губами – сопротивляться движению ложки.

III блок: логопедические игры с шариками Марлбс и камешками кобошонами.

«Ум ребёнка находится на кончиках его пальцев» В.А.Сухомлинский

Вся жизнь ребёнка  - игра. И поэтому процесс обучения ребёнка не может проходить без нее. Тактильные ощущения, мелкая моторика, мыслительные операции развиваются в детской игре. Движения пальцев рук симулируют деятельность ЦНС и ускоряют развитие речи ребёнка. Постоянная стимуляция зоны коры головного мозга, отвечающих за мелкую моторику, - необходимый элемент в системе логопедического воздействия. Применение шариков «Марблс» и камешков-кабошонов – это один из нетрадиционных приёмов обучения, интересный для детей.

Шарик получили своё название от английского «марблс» (т.е. мраморные). Шарики имеют разнообразную цветную гамму.

Камешки – кабошоны (в переводе «шляпка от гвоздя») удобно в применении, они не перекатываются.

На индивидуальных логопедических  занятиях используются разнообразные задания с шариками Марблс и камешками – кабошонами, учитывая поставленные цели и задачи в устранении речевого дефекта воспитанников. Разноцветные камешки и шарики успешно применяются для создания сюрпризного момента, эмоционально-положительного настроения, для релаксации. Помогают развитию сенсорных способностей, мелкой мускулатуры рук, внимания, речи, памяти, мышления детей.

Для реализации данной программы необходимо выполнение ряда организационных условий:

  1. Создание развивающей среды – как средство исправления речевых нарушений.
  2. Комплекс артикуляционной гимнастики, который должен включать какстатические, так и динамические упражнения (4 комплекса).
  3. Комплекс артикуляционных упражнений с использованием биоэнергопластики (работающая ладонь многократно усиливает импульсы, идущие в кору головного мозга от языка).
  4. Стихотворные тексты артикуляционно – пальчиковых упражнений.

Основные формы работы с детьми в студии «Говоруша»:

  • индивидуальная – занятия проводятся индивидуально с одним ребёнком;
  • подгрупповая – занятия проводятся с подгруппой детей из двух человек.

С помощью перчаточного театра рассказываются разные истории – путешествия Лёлика и Болика. Педагог выступает рассказчиком, а один или двое детей выполняют движения руками и языком.

Программа студии «Говоруша» рассчитана на два учебных года с детьми 5-7 лет. Занятия проводятся 3 раза в неделю, продолжительность занятия 25-30 минут, что соответсвует требованиям СанПин 2.4.1.3049-13.

 

 

Используемая литература:

  1. Афонькина Ю.А. Педагогический мониторинг в новом контексте образовательной деятельности. Изучение индивидуального развития детей. Старшая и подготовительная группа. – Волгоград: Учитель, 2015г. ФГОС
  2. Дьякова Е.А. Логопедический массаж при разных формах дизартрии: уч.пособие для студентов – 2-е изд., испр. И доп. – М.: Секачев, 2014г.
  3. Довгаль Н.В. Применение куклотерапии в логопедической практике / Н. В. Довгаль // Логопед. –2009.№3.
  4. Бушлякова Р.Г. артикуляционная гимнастика с биоэнергопластикой / под общ. Ред. Л.С.Вакуленко. – Спб.: ООО «Издательство «Детство –Пресс», 2011г.
  5. Буденная Т. В. логопедическая гимнастика: Методическое пособие. – Спб.: «ДЕТСТВО- ПРЕСС», 2003.
  6. Буйко В. И. Чудо-обучайка. Серия «Учимся играя». - Екатеринбург: - ООО «Издательский дом ЛИТУР", 2009.
  7. Крупенчук О.И. Логопедический массаж ложками. – Спб.: Издательский Дом «Литера», 2014г.
  8. Репина З. А Уроки логопедии./ Репина З. А. Буйко В. И. - Екатеринбург: - Изд-во "Л и ТУР", 1999.
  9. Рогожникова М. В. Артикуляционные и пальчиковые игры – сказки / М. В. Рогожникова//Логопед. – 2008. - № 2.
  10. Стефанова Н.Л. Развитие мелкой моторики и речи у детей 3-7 лет: диагностический журнал.- Волгоград: Учитель, 2012г.
  11. Шинкаренко, Л. Н. Подготовка артикуляционного аппарата для постановки звуков с использованием дидактической куклы / Л. Н. Шинкаренко // Логопед – 2006. – № 6.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Опубликовано: 27.02.2016